Метод проекта как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках ИА | Оборина Анна Алексеевна . Работа №330882. Номер работы: №330882
В данной статье рассматривается проектный метод для развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Также описаны теоретические подходы к понятию коммуникативная компетенция.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е. Сахаровой, О.М. Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L. Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
В современную методику преподавания необходимо внедрять методы, захватывающие междисциплинарное поле и позволяющие детям отойти от привычного механического выполнения упражнений. Отсутствие возможности создания аутентичной языковой среды требует использования таких методов, которые помогли бы учащимся использовать коммуникативные навыки в различных ситуациях.
Современное иноязычное образование предполагает поиск новых методических решений, способствующих интегративному подходу. Образовательные технологии в обучении иностранным языкам должны охватывать все необходимые компетенции и при этом не быть односторонними, позволять учащимися развивать УУД вместе с обучением предмету.
Метод проекта как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Оборина А.А.
Бакалавр 4-го курса обучения
Институт психолого-педагогического образования
Российский государственный профессионально-
педагогический университет,
Екатеринбург, Россия
oborinaanna422@gmail.com
Аннотация. В данной статье рассматривается проектный метод для развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Также описаны теоретические подходы к понятию коммуникативная компетенция.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е. Сахаровой, О.М. Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L. Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
В современную методику преподавания необходимо внедрять методы, захватывающие междисциплинарное поле и позволяющие детям отойти от привычного механического выполнения упражнений. Отсутствие возможности создания аутентичной языковой среды требует использования таких методов, которые помогли бы учащимся использовать коммуникативные навыки в различных ситуациях.
Современное иноязычное образование предполагает поиск новых методических решений, способствующих интегративному подходу. Образовательные технологии в обучении иностранным языкам должны охватывать все необходимые компетенции и при этом не быть односторонними, позволять учащимися развивать УУД вместе с обучением предмету.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, метод проектов, проектная деятельность, творческая деятельность, лексический материал, индивидуальный подход, социализация, роль личности, обучение, иностранные языки, исследовательская деятельность.
The project method as an effective means of forming communicative competence in foreign language lessons
Oborina A.A.
Bachelor of the 4th year of study
Institute of Psychological and Pedagogical Education
Russian State Vocational Pedagogical University,
Yekaterinburg, Russia
oborinaanna422@gmail.com
Abstract. This article discusses the project method for developing communicative competence in foreign language lessons. Theoretical approaches to the concept of communicative competence are also described.
At the present stage of development of education, project methodology is studied in detail by both foreign and domestic authors: I.L. Bim, I.A. Winter, T.E. Sakharova, O.M. Moiseeva, E.S. Polat, I. Chechel, L. Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips and others.
At the present stage of development of education, project methodology is studied mechanical performance of exercises. The inability to create an authentic language environment requires the use of methods that would help students use communication skills in various situations.
Modern foreign language education involves the search for new methodological solutions that promote an integrative approach. Educational technologies in teaching foreign languages should cover all the necessary competencies and not be one-sided, allowing students to develop learning skills along with learning the subject.
Keywords: communicative competence, project method, project activity, creative activity, lexical material, individual approach, socialization, role of the individual, training, foreign languages, research activity.
Рассмотрим понятие коммуникативной компетенции. В современном обществе роль личности, которая владеет иностранными языками, существенно возрастает. Коммуникативная компетенция – это способность человека общаться с людьми в рамках определенного социального контекста. Она проявляется в умении понимать и выражать свои мысли, чувства и эмоции, адекватно реагировать на высказывания собеседника, а также в способности понимать речь собеседника и использовать ее в целях общения. В настоящее время существуют разные подходы к определению понятия «коммуникативная компетенция». Некоторые ученые рассматривают коммуникативную компетенцию как владение иностранным языком.
Педагог, который формирует коммуникативную компетенцию на иностранном языке должен создать условия для развития умений:
1. общаться на иностранном (английском) языке;
2. воспринимать и понимать иностранную речь;
3. участвовать в диалоге в соответствии с нормами иностранного языка, при соблюдении правил речевого этикета.
4. читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию.
5. читать про себя и понимать основное содержание небольших текстов, построенных на изученном материале.
Е.И. Литневская предлагает следующую дефиницию коммуникативной компетенции: это умение общаться в процессе взаимодействия с другими людьми, умение строить межличностные отношения, исходя из интересов других людей и своей собственной позиции, способность использовать вербальные и невербальные средства общения, а также владение разнообразными коммуникативными стратегиями и тактиками для оптимального решения коммуникативных задач. Коммуникативная компетенция предполагает владение языком и умение использовать его для общения (коммуникации) в различных ситуациях.
Н.И. Гез под коммуникативной компетенцией понимает «овладение знаниями и навыками общения, а также саморегуляцию поведения». Она рассматривает коммуникативную компетентность как способность субъекта успешно действовать в процессе межличностной коммуникации, т.е. как способность к эффективному взаимодействию с другими людьми, к адекватному восприятию и оценке себя и других, к овладению навыками самопрезентации и самоанализа, что является необходимым условием успешного обучения в вузе.
Поскольку на сегодняшний день одной из целей обучения школьников иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, а для этого необходимо развивать у учащихся умения и навыки общения, то в школьном курсе английского языка мы уделяем особое внимание совершенствованию коммуникативных умений и навыков, что позволяет учащимся овладеть необходимым для общения лексическим и грамматическим материалом.
В процессе обучения иностранным языкам преподаватель-лингвист должен учитывать особенности коммуникативного поведения учащихся и способствовать развитию у них умений и навыков, составляющих структуру коммуникативной компетенции. Умение общаться является одной из важнейших компетенций в современном обществе. От умения общаться зависит степень успеха при достижении поставленных целей в любой области деятельности.
Сегодня коммуникативная компетенция рассматривается как одна из важнейших категорий современной теории и практики преподавания иностранных языков, как составная часть общего владения иностранным языком, которая включает в себя способность к общению на иностранном языке в разных сферах и ситуациях общения. В рамках данной компетенции происходит установление межличностных отношений, в ходе которых участники коммуникации взаимодействуют друг с другом, что в свою очередь способствует лучшему усвоению материала и освоению коммуникативной компетенции.
Составляющими коммуникативной компетенции являются:
владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, вступать в разговор;
владение навыками делового и неофициального общения.
Коммуникативная компетенция предполагает наличие следующих умений:
- воспринимать речь партнера по общению в соответствии с целями и ситуацией общения;
- понимать основную мысль воспринимаемого на слух текста, выделять в нем наиболее важные факты, определять позицию автора.
В современной отечественной педагогике М.З. Биболетова предлагает следующие компоненты коммуникативной компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся на основе изучения английского языка в школе:
1. владение элементарными универсальными учебными действиями (понимание основного содержания текста, выделение главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание, составление плана);
2. владение основными умениями чтения, письма, необходимыми для того, чтобы в достаточной степени понимать тексты и использовать полученную из них информацию;
3. владение умениями устной речи.
Основу коммуникативной компетенции также составляют фонетические, грамматические и лексические навыки. Говорение невозможно без тесного взаимодействия с другими видами речевой деятельности.
Понятие "коммуникативная компетенция" по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д., составляющими коммуникативной компетенции являются:
• лингвистическая компетенция - это способность к восприятию, анализу, обобщению, оценке языкового материала.
• социолингвистическая компетенция - это способность человека использовать языковые средства (в том числе и систему речевых жанров) для адекватного выражения мыслей в различных ситуациях общения.
• дискурсивная компетенция – способность к анализу и синтезу языкового материала, оперированию им в процессе дискурса;
• стратегическая компетенция – это способность «объяснять» или «угадывать» новые значения уже существующих слов и выражений.
• социокультурная компетенция - это овладение иностранным языком и культурой, соотнесенной с интересами людей, соответствующих поколений.
Таким образом, значимость коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку заключается в том, что она позволяет обучающимся не только использовать иностранный язык как средство общения, но и способствует их успешной социализации, а также становлению личности.
Далее рассмотрим метод проектов в обучении иностранному языку. Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. Метод проектов предполагает вовлечение всех обучающихся в учебную деятельность. Он учит не только усваивать знания, но и применять их в практической жизни. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными.
При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, которая имеет большое значение для дальнейшего развития личности. В течение многих лет учителя нашей школы, в зависимости от темы урока, используют различные приемы и методы формирования познавательных интересов и способностей учащихся. Одним из них является проектная деятельность.
На уроках при выполнении проектов используются специальные приемы:
1. Выдвижение проблемы.
2. Изучение литературы, оформление результатов.
3. Подготовка презентации.
4. Защита.
Реализация метода проектов в школьном образовании во многом определяется тем, что проектный метод, являясь сравнительно новым методом в преподавании английского языка, способствует решению таких приоритетных задач современного образования, как:
- формирование у школьников целостного представления о мире, понимание того, что язык
– это средство общения, средство развития, а его изучение – неотъемлемая часть формирования личности;
- воспитание у учащихся интереса к языку, к культуре, традициям и обычаям других народов, умение ценить своеобразие культуры и традиций своего народа;
- развитие коммуникативных умений школьников в общении и сотрудничестве с другими участниками учебного процесса.
Под методом проектов Зуева М. Л. подразумевает создание комплексной системы, которая объединяет в себе реализацию как теоретических, так и практических задач, а также включает в себя определенные условия для развития творческих способностей и умений учащихся, которые не могут быть реализованы в рамках традиционных уроков.
Метод проектов на уроках заключается в организации деятельности учащихся с применением разнообразных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования у них умений и навыков самообразования.
Основная идея метода проектов в обучении иностранному языку, заключается в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой учащийся самостоятельно или в группе, под руководством учителя, получил бы возможность конструировать свое собственное знание.
Метод проектов – это обучение через деятельность, обучение в процессе которого происходит, прежде всего, в совместной деятельности учителя и учащихся. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческих продуктов.
Карл Фрейд выделяет отличительные черты проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:
1. Проектирование является динамичным процессом, который развивается по мере накопления опыта.
2. Проектирование всегда носит характер поиска, при этом не только в пространстве, но и во времени.
3. Проектирование — всегда поиск чего-то нового, это всегда открытие.
4. Проектирование предполагает поиск в условиях неопределенности.
5. Проектирование подразумевает наличие у субъекта, реализующего проект, знаний и умений.
6. Проектирование требует от субъекта владения навыками работы в команде.
Проекты, предназначенные для обучения иностранному языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
1. Цели и задачи проекта определены в соответствии с лингвистическими интересами и потребностями учащихся.
2. Проектная деятельность является средством развития языковой личности, саморазвития и самореализации.
3. Проект направлен на получение конкретных результатов в соответствии с учебным планом, этапом языкового образования.
4. Проект предполагает языковое взаимодействие учащихся между собой, обмен языковым опытом, информацией, знаниями, умениями, навыками.
Самая понятная и полная классификация проектов, по нашему мнению, является классификация Е.С. Полата,
Он предлагает следующую классификацию:
1) по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные);
2) по продолжительности (краткосрочные (1 день), среднесрочные (несколько дней), долгосрочные (от нескольких недель до нескольких месяцев), краткосрочные (до 1 дня));
3) по степени новизны (инновационные, традиционные, исследовательские);
4) по доминирующей деятельности (игры, дискуссии, лабораторные работы, семинары, практикумы и т.д.).
Е.С. Полат, доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся, выделяет следующие типы проектов:
1. Информационные проекты, основная цель которых - сбор, хранение и обработка информации.
2. Эвристические проекты направлены на решение задач, требующих творческого подхода.
3. Культурологические проекты связаны с изучением культуры своего народа, страны, мира в целом.
4. Практико-ориентированные проекты имеют четко выраженные цели, направленные на получение конкретных результатов.
5. Творческие проекты предполагают создание оригинального продукта или результата творческой деятельности.
При планировании образовательных проектов необходимо учитывать дидактические принципы последовательности и системности, наглядности, постепенного усложнения материала. Перед началом работы нужно решить:
а) какие материалы и средства обучения потребуются для реализации образовательного проекта;
б) что будет способствовать достижению поставленных целей проекта.
При планировании учебного процесса необходимо:
- определить его цели и задачи;
- выбрать и обосновать содержание учебного материала;
- подобрать методы и формы обучения; - предусмотреть контроль за результатами обучения.
В соответствии с этими требованиями составляется календарный план работы над образовательным проектом.
Работа с использованием метода проектов проходит в несколько этапов.
Первый этап – создание условий для возникновения у детей желания включиться в деятельность по созданию проекта.
Второй этап – подведение детей к пониманию того, что проект – это интересно, познавательно, захватывающе, это возможность проявить свои знания, умения, способности.
Третий этап – формирование у детей умений и навыков исследовательской деятельности, формирование умений работать в команде по достижению общей цели.
Четвертый этап - реализация проекта, презентация результатов.
Так, задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Рассмотрев теоретические источники, мы выявили, что коммуникативная компетенция - это способность и готовность ученика к общению на иностранном языке на уровне соответствия предъявляемым к нему требованиям. Коммуникативная функция (в отличие от образовательной) направлена на реализацию потребностей, учащихся в общении с помощью языка, на развитие у них способности и готовности вступать в речевое общение с носителями иностранного языка. Таким образом, коммуникативная функция является ведущей для всех видов речевой деятельности на уроках иностранного языка.
Метод проектов в иноязычном образовании является одним из наиболее эффективных приемов, который позволяет на практике реализовать личностно-ориентированный подход, а именно:
1) использовать опыт и знания учащихся в качестве средства решения задачи;
2) обеспечить участие всех учащихся в достижении общей цели, что способствует формированию умения сотрудничать, взаимодействовать с другими учащимися;
3) развивать интерес учащихся к предмету, умение самостоятельно добывать новые для себя знания, работать над проектом в сотрудничестве с учителем.
Несмотря на то, что в учреждениях воспитательного и образовательного характера проводится работа, связанная с развитием компонентов языкового образования у детей и подростков, необходимость периодического использования подобных программ явно имеется.
Во-первых, это помогает выявить текущие проблемы детей в языковом образовании, недостатки в знаниях, а значит начать принимать меры по их устранению на раннем этапе, чтобы избежать разрушительных последствий. Более того, в ходе использования методик подобного рода могут быть выявлены более серьезные проблемы учебно-психологического характера, решение которых требует серьезного педагогического подхода
Во-вторых, проведение подобных методик формирует у детей положительное отношение к изучению английского языка на самостоятельной основе. В дальнейшем это помогает проводить мероприятия, связанные изучением иностранного языка, а конкретно расширения лексической парадигмы более успешно, и снижает риск негативного отношения к языковому образованию в дальнейшем.
В-третьих, такие мероприятия имеют достаточную пользу для родителей. Для некоторых родителей они являются своеобразным напоминанием о цифровизации в образовании ребенка, для других – возможностью увидеть, как можно побуждать ребенка к изучению английского языка интересным ему путем, без эмоционального угнетения.
Внедрение методики улучшения лексического навыка детей с цифровым уклоном показало, что дети не только активно отзываются на это, но и с радостью раскрывают свой лингвистический потенциал в новых техниках, что благотворно сказывается на их образовании.
Метод проектов в развитии коммуникативной компетенции позволяет формировать:
1) умения самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, систематизировать ее, преобразовывать из одного вида в другой;
2) навыки самостоятельной работы, самоорганизации, самоконтроля;
3) навыки сотрудничества, умение работать в группе и индивидуально;
4) навыки социальной адаптации, самовыражения, рефлексии, самооценки. При этом важно учитывать возрастные особенности детей, их интересы.
Это особенно актуально на среднем этапе обучения, так как дети имеют подвижное внимание и в следствие приближающегося ортогенеза их мотивация к учебе снижается. Метод проектов позволяет не только превратить обучение английскому языку в игру, но и охватывает междисциплинарные аспекты, давая возможность детям преодолеть языковой барьер и самореализоваться.
Список использованной литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. – СПб.: Златоуст,1999.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1997.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995
4. Бордовская Н. В. Гуманистические технологии в вузовском преподавании: теория и методология проектирования. – СПб.: Книжный дом, 2007.
5. Булыгина М. В. Иностранный язык как учебный предмет в школе. – М.: 2009.
6. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Иностранные языки в школе. – 1999. – №1
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996
8. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся/сборник методических рекомендаций. – Самара: 2003.
9. Гузеев В. В Системные основания образовательной технологии. – М.: Знание, 1999.
10. Гузеев В. В. Методы обучения и организационные формы уроков. – М.: Знание, 1998.
11. Гузеев В. В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий. – М.: 2002.
12. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - Москва,1996
13. Гульчевская В. Г. Педагогические основы проектной деятельности//Практические советы учителю. Методический журнал Ростовского ОИПК и ПРО. –2003. - № 4.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986
15. Дидактика технологического образования. Ч.1. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.:ИОСО РАО, 1997
16. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Союз, 2001
17. Дукарт Е.В. Дидактические принципы формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку учащихся старших классов//Методика обучения иностранному языку, 2007, № 6, с.42-43.
18. Загвязинский В. И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования//Вестник Московского университета. Педагогическое образование, 2010 № 4
19. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - Москва: Академия, 2001
20. Зверева Н.М. Практическая дидактика. - Москва: Педагогическое общество Роccии, 2001
21. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1985
22. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1991. – №3.