Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ | Евсеев Альберт Петрович. Работа №353079

Дата публикации:
Автор:
Описание:

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 Проектная деятельность в школе охватывает все ступени обучения, но выполняет разные функции  и служит разным целям, строится по разному.

Целью проектной деятельности в школе  является не столько и не только получение продукта - проектных результатов, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уясняя сущности творческой исследовательской и проектной работы как показателя успешности (неуспешности) данного вида деятельности.

 Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную.

 Учёт возрастных особенностей является главным критерием при проектировании образовательного процесса в массовой школе. В разные возрастные периоды ученики по разному мыслят и чувствуют, различным образом действуют, находятся в разных отношениях с действительностью. Каждую стадию развития человека характеризует определённый вид деятельности. Смена ведущей деятельности всегда обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменения места ребёнка в системе отношений с другими людьми.

 

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Практически во всех заслуживающих внимания публикациях об образовании и нормативных документах обсуждаются такие новации, как деятельностный характер организации образования, компетентностный подход, наконец, проектная деятельность школьников. Поиск в Интернете показывает, что нет ни одного школьного сайта, где не упоминалась бы проектная деятельность школьников. То же касается и вузовских сайтов, не говоря уже о бизнес образовании и тренингах.

Проектная деятельность не является новшеством в мировой педагогике. Она возникла во второй половине ХIХ века и связана с именем американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильма Килпатрика, которые выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребёнок будет учиться с интересом, если сможет увидеть результаты своего труда. В нашей стране этот метод долго не использовался. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпевала некоторую эволюцию и в настоящее время используется на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением. Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

Проектная деятельность - инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

«Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд»

Цель  проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских  видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического  решения  значимой проблемы.

Только академическая успешность в сфере науки не гарантирует теперь способность жить в новом меняющемся мире, традиционные ценности образования – фундаментальность и академизм – уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед индивидом. Реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится самостоятельно, активно и инициативно ищет средства решения новых задач, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Развивает не материал обучения, ни его объём, а те действия, которые с этим материалом производятся, те способы, которыми этот материал был получен. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. Именно поэтому назрела необходимость изменения прежней системы образования, ориентированной на нахождении разумного баланса между теоретическими знаниями и практическими умениями. Теперь, школьникам надо много учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, в том числе профориентационные, продумывать способы их достижения и многое другое, что входит в содержание проекта. Возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: школьном, муниципальном, региональном. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие логического, критического и в результате творческого мышления. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это способ организации процесса познания в овладении теоретических знаний и практических навыков той или иной деятельности. Говоря о методе проектов, имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат необходимо увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы: - разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование); -    реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий); -    оценка результатов проекта (нового измененного состояния реальности);

Для чего нужен метод проектов

Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

Принимать самостоятельные аргументированные решения.

Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

 

Преимущества метода проектов

Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- успешно интегрируется в образовательный процесс;

- легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом   достижения отечественной    дидактики,   педагогической психологии, частных методик;

-  этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

-   проекты  сплачивают детей,  развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

- личностно ориентировано;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

-  позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

-  приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления развития общего образования:

-   интеграцию учебного содержания;

-   развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

-  формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно - знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:

-   умение   выявлять   потребности   в   усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

-  умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

-  умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;

- умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы; - умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;

-   умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.);

- умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

-  умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

-умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;

- умение оценивать результаты по достижению планируемого,   по  объему   и  качеству  выполненного,   по  трудозатратам, по новизне;

- умение оценивать проекты, выполненные другими;

- умение понимать критерии оценивания проектов;

-  умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;

- умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности:

исследовательские (д

искуссии, эвристические беседы);

поисковые (мозговые атаки)

;

научный метод (ролевые игры)

;

рефлексивные

.

 

 

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов:

умения предметной области

знания

 

(

ум

ения предметной области знания);

интеллектуальные умения критического мышления (поиск информации, осмысление, синтез, анализ, при

менение, оценка)

;

коммуникативные умения (умения совместной деятельности

)

.

Уровни проблемности

Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:

1-й уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем;

2-й уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает;

3-й уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает;

4-й уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

 

Принципы организации проектной деятельности.

Проект должен быть посильным для выполнения.

Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов.

Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

Вести подготовку учащихся к выполнению проектов.

Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов

Обязательная презентация результатов работы по проекту.

 

 

Типология проектов

Признаки типологизации.

Доминирующая в проекте деятельность:

исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикла

дная (практико-ориентированная);

ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

 

Предметно-содержательная область:

моно проект (в рамках одной области знания);

межпредметный проект.

 

Характер координации проекта:

проект с открытой координацией - непосредственный (жесткий, гибкий);

проект со скрытой (неявной) координацией - скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

 

Характер контактов:

внутришкольный;

региональный;

международный.

 

Количество участников проекта:

индивидуальные;

парные (между парами участников);

групповые (между группами участников).

 

Продолжительность проекта:

краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной

    

проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев

).

 

Сфера применения:

экологический;

страноведческий;

социологический;

краеведческий;

этнографический;

культурологический;

маркетинговый;

экономический.

 

Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов разрешения проблемы - решение.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

2. Аналитический

3. Практический

4. Презентационный

5. Контрольный

 

Этапы проведения проекта

1. Представление проблемной ситуации:

- вербально;

- с помощью видеоряда;

- с помощью мультимедийных средств;

- с помощью кейс-ситуаций.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6.  Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная   исследовательская,   поисковая   работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение,  прогнозирование  новых  проблем,  вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Критерии внешней оценки проекта

1.  Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.

2.  Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

3. Активность  каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая    и   достаточная    глубина    проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Психологические особенности возрастного развития детей в процессе школьного обучения.

 Проектная деятельность в школе охватывает все ступени обучения, но выполняет разные функции и служит разным целям, строится по разному.

Целью проектной деятельности в школе является не столько и не только получение продукта - проектных результатов, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уясняя сущности творческой исследовательской и проектной работы как показателя успешности (неуспешности) данного вида деятельности.

Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную.

Учёт возрастных особенностей является главным критерием при проектировании образовательного процесса в массовой школе. В разные возрастные периоды ученики по разному мыслят и чувствуют, различным образом действуют, находятся в разных отношениях с действительностью. Каждую стадию развития человека характеризует определённый вид деятельности. Смена ведущей деятельности всегда обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменения места ребёнка в системе отношений с другими людьми.

Начальная школа. Младший школьный возраст (6 -10 лет)

Ведущая деятельность – учебная.

Ребёнок утверждается в статусе школьника. Для него очень важен и значим авторитет учителя. Мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно – логическому, развивается во взаимосвязи с речью. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Слабость анализа компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Повышенная впечатлительность стимулирует яркое воображение и восприимчивость к образному содержанию. Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Память имеет преимущественно наглядно – образный характер, поэтому теоретические знания требуют не только наглядности, но и деятельности. Проектная деятельность младших школьников не сразу может быть использована в начальной школе. На начальном освоении этого рода деятельности – это система проектных задач, которые подготовят к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. Проектные задачи являются прообразом проектной деятельности.

Проектная деятельность осуществляется на уроках, при свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Основная школа. Подростковый возраст (от 10-11 до 15 лет)

Ведущая деятельность – общественно полезная.

Статус школьника освоен. В подростковом возрасте возникает стремление обрести своё место среди учеников, мнение которых для них оказывается более важным. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно – образным мышлением и абстрактным в ползу последнего. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка, становится образной и выразительной. Мышление приобретает новую черту – критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь своё собственное мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления.

Проектная деятельность – ведущая деятельность в подростковом возрасте. Для подростков реализация проектов является развивающей образовательной ситуацией. Но учебная работа подростка не может исчерпываться только проектированием. Образовательная среда подростка предполагает одновременную возможность осуществления и проектной, и учебной деятельности.

Проекты чаще всего носят творческий характер. Проектная деятельность на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Также, как и в начальной школе практикуются совместные проекты всего класса или по группам по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

 

Старший школьный возраст. Юношеский возраст (от15 -17 лет)

Ведущая деятельность – учебно – профессиональная.

В старших классах школьника начинает серьёзно занимать проблема личностного и профессионального самоопределения. В этом возрасте ученик впервые задумывается уже не столько о своём месте среди сверстников, сколько о своём месте в социуме, обществе. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность. Юность – период расцвета умственной деятельности. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание - произвольностью и устойчивостью, память – логическим мышлением. Особенностью проектов на старшей ступени образования является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью, преобладают индивидуальные проекты.

Каждый возраст, решая свою задачу, не может быть отделён жёсткой границей от смежных с ним. Каждый из этапов может быть описан как отдельный только условно.

О ритмах школьной жизни

При проектировании образовательного процесса в школе также необходимо учитывать психологические особенности переходных этапов в развитии школьников. Если же перенести временные рамки переходных возрастов (кризисов) на структуру школьного образования, они будут соотносится следующим образом:

– кризис перехода от дошкольника к младшему школьнику (6–7 лет) приходится на 1 год обучения;
– предподростковый кризис (10–12 лет) соответствует 4–5 классам;
предьюношеский кризис (15–16 лет) соответствует 9–10 классам школы.

Обратимся к схеме. Из нее видно, что весь процесс обучения в школе можно разделить на переходные этапы образования (1 класс, 5–6 и 10 классы) и стабильные (2–4, 7–9 и 11 классы). На этих этапах образования и учебный план, и содержание учебных дисциплин (или их отсутствие), и методы и формы организации учебного процесса должны быть разными.

Итак, первый и пятый-шестой классы – есть место и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода из одного возраста в другой.

Таким образом, учитывая особенности возрастных этапов развития детей, образовательный процесс в школе должен носить ритмичный характер.

На схеме видно, что образовательный процесс имеет свою собственную динамику. Некоторые этапы проектируются так, чтобы для учащихся была создана возможность "обернуться назад", осмыслить себя как участника совместной деятельности, произвести ревизию собственных средств и возможностей. При этом для некоторых детей только в это переходное время оказывается возможным охват целостности предметного содержания, изучаемого на предыдущем этапе. Другие этапы подразумевают преимущественно "поступательное" движение в освоении понятийного содержания, средств и способов предметной деятельности. Таким образом, на "переходе" идет работа, с одной стороны, по опробованию, экспериментированию, осмыслению уже известных детям способов действия, с другой стороны, – по подготовке детей к постановке новых для них учебных задач, что создает особые "ритмы" в школьной жизни ребенка.

Итак, первый и пятый-шестой классы – есть место и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода из одного возраста в другой. Задача – избежать совпадения возрастного и образовательного кризисов. Возрастной кризис надо прожить, а образовательный кризис, обусловленный резкой сменой условий обучения в начальной и средней школах, можно и нужно смягчить.

Мягкий образовательный переход должен иметь две составляющие. Первая – консервативная: изменение содержания и форм обучения должно происходить чрезвычайно постепенно.
Вторая составляющая действий педагогов, строящих образовательный переход, – поиск таких форм работы с учениками, которые качественно отличаются и от предшествующих, и от последующих, являясь своеобразным "мостиком", переходом между ними.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

1. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

-  выбирает  (принимает решения). Следует помнить, что право выбора,  предоставляемое ученику, является  не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

-  выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

2. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

-  консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные    ситуации,    трансформируя    образовательную    среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

-мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

-  фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе  над проектом; другие  необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы,  размышления,  самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное компетентностей учащихся, с другой.

Методы творчества, применяемые при проектировании

1. Творческие методы проектирования:  аналогия,  ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника.

Аналогия - метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.

Ассоциация - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность  - одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неология - метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу?

Эвристическое комбинирование - метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, - нажатием одной кнопки на брелке. Все это - антропотехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада,кейс-ситуация.

Инверсия - (от латинского inversion - «перестановка»). Метод проектирования от противного. Это кажущаяся абсурдная перестановка - «переворот». Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т. п.).

Мозговая атака (мозговой штурм) - коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается. Затем идеи анализируются.

Мозговая осада- это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название «осада».

Кейс-ситуация или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Кейс (Case-studiеs) – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях.

 

Вывод

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Метод проектов учителя могут использовать и на уроке, и во внеурочной, и внеклассной работе.

Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач

Формирование и развитие

общеучебных

умений и навыков.

Регулирование отношений в детском коллективе.

Привлечение детей и взрослых к решению проблемы.

Повышение самооценки ребенка.

Развитие учебной мотивации

Углубление интереса к развитию личности

 

и многие др.

 

Таким образом

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом стоит учитывать, что учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×