Метод проектов как способ повышения функциональной грамотности ☼ | Маринчак Елена Николаевна. Работа №303978
Функциональная грамотность в естествознании– это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. В статье описана работа над проектами "Цветущий школьный двор", "Чистый город", "Герб города", "С юбилеем, любимый город!" и др.
Маринчак Е.Н.
Метод проектов как эффективный способ повышения
естественнонаучной функциональной грамотности учащихся
Мир, условия жизни стремительно изменяются – изменяются и требования к человеку, живущему в новых условиях. Отсюда непременно следует изменение цели образования, в том числе начального, изменение подходов, средств и условий.
На сегодня планируемый результат начального образования можно сформулировать так : выпускник начальной школы должен быть готов к саморазвитию, способен добывать знания, применять их, контролировать и оценивать.
Член-корреспондент РАО Виноградова Н.Ф. в своей книге для учителя «Функциональная грамотность младшего школьника» пишет о том, что функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности, то есть:
1) готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
2) возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
3) способность строить социальные отношения;
4) совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:
— грамотность в чтении — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
— грамотность в математике — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
— грамотность в области естествознания — способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения;
- финансовая грамотность подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления,
понимать основные особенности е
стественнонаучного исследования,
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.
Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.
Проект – это…
работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.
Виды проектов:
творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);
исследовательские
(приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);
информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);
практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников или определённую группу людей).
В первом классе на уроках проектная деятельность учащихся носит подготовительный характер т.к. ученики ещё не умеют читать и писать, а также не обладают в достаточной мере такими психологическим операциями как анализ, синтез. Поэтому все проекты носят творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации, которые вызывают у детей интерес к поставленной проблеме. Опираясь на помощь родителей, дети учатся изыскивать дополнительную информацию. При этом роль родителей в данной работе очень важна. Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (система «Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Обратим внимание на тематику проектов. Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.
О наших проектах.
1. Проект «Цветущий школьный двор» 1 класс (3 месяца)
Цель работы – вырастить рассаду для школьной клумбы.
Итоги работы:
- провели мини-исследование «Цветы в нашем городе»;
- вырастили рассаду для школьной клумбы;
- высадили рассаду на клумбу;
- узнали о цветах, которые рекомендуют высаживать на клумбах Северных городов специалисты из Кировского Ботанического сада
Во втором классе уровень знаний учащихся существенно возрастает, расширяется и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать, ребята могут получать информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом. Такая работа требует много сил и времени, однако просто необходима, чтобы проект был успешен.
2. Проект «С юбилеем, любимый город!» (2 класс)
Цель: изготовить открытки и поздравить жителей города с юбилеем Заозёрска.
Результаты работы:
- поздравили горожан с юбилеем «Волонтёры в коротких штанишках» (сценарий, выступление на сцене),
-изготовили 136 поздравительных открыток,
- подарили открытки горожанам на юбилейных мероприятиях в День города.
В третьем классе - шесть проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе:
осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине;
развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с биографиями выдающихся людей, отдающих богатства своей души другим людям;
развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы и экономики родного края, знакомства с искусством кулинарии, создания «Музей путешествий».
После выбора темы, учащимся предлагается самостоятельно изучить различные источники и найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта. Способы оформления третьеклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны: рассказ-портрет, рассказ-биография, посвященные одному или нескольким людям, альбом, стенд, «Книга природы родного края», «Книга здорового питания», памятные листы, фотовыставка, книга «Кто нас защищает», стенгазета, книга-справочник «Экономика родного края», создание «Музея путешествий». В 3 классе эти способы оформления больше сориентированы на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы.
3. Проект «Герб нашего города» (3 класс)
Цель работы - знакомство с особенностями герба города Заозёрска и создание герба в технике мозаики из пластиковых крышек.
Итоги работы:
-узнали об истории создания герба нашего города;
- определили связь элементов герба с историей города;
- рассказали одноклассникам о гербе города,
воспитывая чувство гордости за нашу малую родину;
- освоили технику мозаики из пластиковых крышек.
В четвертом классе на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. Рекомендуемые темы работ даны единым блоком в конце каждой части учебника. Из предложенного списка учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, который будут выполнять. В дальнейшем каждый ученик выполняет свою проектную работу. Тематика проектов в 4 классе помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностями. Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети работают самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Способы оформления четвероклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны и зависят от выбранной темы.
4. Проект «Чистый город» (4 класс)
Цель проекта: разработка и реализация программы по пропаганде и поддержанию благоприятной экологической обстановки в нашем городе.
Итоги работы:
-провели опрос «Чистота нашего города»;
- организовали выставку плакатов «Чистый город начинается с тебя!»;
- провели беседы и заочные экскурсии в начальных классах - «Чистый город начинается с тебя!»;
-организовали и стали активными участниками конкурса «Пластиковый сувенир» (всего 19 сувениров);
-изготовили из картонных коробок и установили 29.09, в День города, на площади города 10 мусорных «контейнеров»;
- провели весёлую эстафету «Чистота в подарок любимому городу!» и убрали любимый сквер горожан;
- провели акцию «Чистый город начинается с тебя!», убрали школьный двор;
- провели экологическую игру на свежем воздухе «Ловцы мусора», убрали школьный двор и детскую площадку на ул. Флотской;
- поздравили работников ЖКХ с профессиональным праздником.
5. Проект «Поздравь ветерана» (ежегодно, начиная с 1 класса)
Цель проекта: изготовить открытки и поздравить ветеранов Великой Отечественной войны.
Результаты проекта:
- изготовлено 26 открыток, подписаны (текст придумывали сами коллективно) и сложены в виде солдатских треугольников;
организована выставка работ в классе;
открытки
вручены лично
ветеранам волонтёрами Победы в Долине Славы;
отправлены
письма ветеранам по адресам
ДоброПочты
https
://
vk
.
com
/
dobropochta
Организация проектной деятельности
I Этап – проектировочный:
Определение темы проекта;
Определение названия проекта;
Формулировка дидактических целей и задач проекта;
Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;
Обсуждение возможных источников информации;
II Этап – практический:
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;
III Этап – заключительный:
Защита и оппонирование полученных результатов;
Оценка работы каждого участника группы;
Оценка работы группы;
Рефлексия.
Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Участие в проектно-исследовательской деятельности способствует …
повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Работа с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.
Метод проектов даёт возможность…
организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
успешно интегрируется в образовательный процесс;
обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность;
позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает основные виды функциональной грамотности: информационную, деятельностную, коммуникативную.
Использованные источники:
Асмолов
А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010
Виноградова Н.Ф.,
Рыдзе
О.А. Функциональная грамотность младшего школьника. Москва изд. Центр «
Вентана-Граф
». 2018 г.
Голуб Г.Б. Метод проектов - технология
компетентностно-ориентированного
образования: метод
.
п
особие для педагогов-руководителей проектов уч-ся основ.
шк
. - Самара: Учебная литература, 2006.
Н.В.
Матяш
, В.Д. Симоненко. «Проектная деятельность младших школьников». Москва изд. Центр «
Вентана-Граф
». 2002 г.