Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Метод проектов как способ повышения функциональной грамотности ☼ | Маринчак Елена Николаевна. Работа №303978

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Функциональная грамотность в естествознании– это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. В статье описана работа над проектами "Цветущий школьный двор", "Чистый город", "Герб города", "С юбилеем, любимый город!" и др.

Маринчак Е.Н.

Метод проектов как эффективный способ повышения

естественнонаучной функциональной грамотности учащихся

Мир, условия жизни стремительно изменяются – изменяются и требования к человеку, живущему в новых условиях. Отсюда непременно следует изменение цели образования, в том числе начального, изменение подходов, средств и условий.

На сегодня планируемый результат начального образования можно сформулировать так : выпускник начальной школы должен быть готов к саморазвитию, способен добывать знания, применять их, контролировать и оценивать.

Член-корреспондент РАО Виноградова Н.Ф. в своей книге для учителя «Функциональная грамотность младшего школьника» пишет о том, что функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности, то есть:

1) готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

2) возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

3) способность строить социальные отношения;

4) совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:

— грамотность в чтении — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;

— грамотность в математике — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;

— грамотность в области естествознания — способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения;

- финансовая грамотность подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления,

понимать основные особенности е

стественнонаучного исследования,

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.

Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.

Проект – это…

работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.

Виды проектов:

творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

исследовательские

(приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников или определённую группу людей).

 

В первом классе на уроках проектная деятельность учащихся носит подготовительный характер т.к. ученики ещё не умеют читать и писать, а также не обладают в достаточной мере такими психологическим операциями как анализ, синтез. Поэтому все проекты носят творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации, которые вызывают у детей интерес к поставленной проблеме. Опираясь на помощь родителей, дети учатся изыскивать дополнительную информацию. При этом роль родителей в данной работе очень важна. Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (система «Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Обратим внимание на тематику проектов. Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.

О наших проектах.

1. Проект «Цветущий школьный двор» 1 класс (3 месяца)

Цель работы – вырастить рассаду для школьной клумбы.

Итоги работы:

- провели мини-исследование «Цветы в нашем городе»;

- вырастили рассаду для школьной клумбы;

- высадили рассаду на клумбу;

- узнали о цветах, которые рекомендуют высаживать на клумбах Северных городов специалисты из Кировского Ботанического сада

 

Во втором классе уровень знаний учащихся существенно возрастает, расширяется и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать, ребята могут получать информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом. Такая работа требует много сил и времени, однако просто необходима, чтобы проект был успешен.

2. Проект «С юбилеем, любимый город!» (2 класс)

Цель: изготовить открытки и поздравить жителей города с юбилеем Заозёрска.

Результаты работы:

- поздравили горожан с юбилеем «Волонтёры в коротких штанишках» (сценарий, выступление на сцене),

-изготовили 136 поздравительных открыток,

- подарили открытки горожанам на юбилейных мероприятиях в День города.

 

В третьем классе - шесть проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе:

осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине;

развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с биографиями выдающихся людей, отдающих богатства своей души другим людям;

развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы и экономики родного края, знакомства с искусством кулинарии, создания «Музей путешествий».

После выбора темы, учащимся предлагается самостоятельно изучить различные источники и найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта. Способы оформления третьеклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны: рассказ-портрет, рассказ-биография, посвященные одному или нескольким людям, альбом, стенд, «Книга природы родного края», «Книга здорового питания», памятные листы, фотовыставка, книга «Кто нас защищает», стенгазета, книга-справочник «Экономика родного края», создание «Музея путешествий». В 3 классе эти способы оформления больше сориентированы на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы.

3. Проект «Герб нашего города» (3 класс)

Цель работы - знакомство с особенностями герба города Заозёрска и создание герба в технике мозаики из пластиковых крышек.

Итоги работы:

-узнали об истории создания герба нашего города;

- определили связь элементов герба с историей города;

- рассказали одноклассникам о гербе города,

воспитывая чувство гордости за нашу малую родину;

- освоили технику мозаики из пластиковых крышек.

 

В четвертом классе на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. Рекомендуемые темы работ даны единым блоком в конце каждой части учебника. Из предложенного списка учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, который будут выполнять. В дальнейшем каждый ученик выполняет свою проектную работу. Тематика проектов в 4 классе помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностями. Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети работают самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Способы оформления четвероклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны и зависят от выбранной темы.

4. Проект «Чистый город» (4 класс)

Цель проекта: разработка и реализация программы по пропаганде и поддержанию благоприятной экологической обстановки в нашем городе.

Итоги работы:

-провели опрос «Чистота нашего города»;

- организовали выставку плакатов «Чистый город начинается с тебя!»;

- провели беседы и заочные экскурсии в начальных классах - «Чистый город начинается с тебя!»;

-организовали и стали активными участниками конкурса «Пластиковый сувенир» (всего 19 сувениров);

-изготовили из картонных коробок и установили 29.09, в День города, на площади города 10 мусорных «контейнеров»;

- провели весёлую эстафету «Чистота в подарок любимому городу!» и убрали любимый сквер горожан;

- провели акцию «Чистый город начинается с тебя!», убрали школьный двор;

- провели экологическую игру на свежем воздухе «Ловцы мусора», убрали школьный двор и детскую площадку на ул. Флотской;

- поздравили работников ЖКХ с профессиональным праздником.

5. Проект «Поздравь ветерана» (ежегодно, начиная с 1 класса)

Цель проекта: изготовить открытки и поздравить ветеранов Великой Отечественной войны.

Результаты проекта:

- изготовлено 26 открыток, подписаны (текст придумывали сами коллективно) и сложены в виде солдатских треугольников;

организована выставка работ в классе;

открытки

вручены лично

ветеранам волонтёрами Победы в Долине Славы;

отправлены

письма ветеранам по адресам

ДоброПочты

https

://

vk

.

com

/

dobropochta

 

Организация проектной деятельности

I Этап – проектировочный:

Определение темы проекта;

Определение названия проекта;

Формулировка дидактических целей и задач проекта;

Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;

Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

Защита и оппонирование полученных результатов;

Оценка работы каждого участника группы;

Оценка работы группы;

Рефлексия.

 

Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 

Участие в проектно-исследовательской деятельности способствует …

повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.

Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.

Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.

Работа с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

 

Метод проектов даёт возможность 

организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; 

успешно интегрируется в образовательный процесс;

обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность;

 позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает основные виды функциональной грамотности: информационную, деятельностную, коммуникативную.

 

Использованные источники:

Асмолов

А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010

Виноградова Н.Ф.,

Рыдзе

О.А. Функциональная грамотность младшего школьника. Москва изд. Центр «

Вентана-Граф

». 2018 г.

Голуб Г.Б. Метод проектов - технология

компетентностно-ориентированного

образования: метод

.

п

особие для педагогов-руководителей проектов уч-ся основ.

шк

. - Самара: Учебная литература, 2006.

Н.В.

Матяш

, В.Д. Симоненко. «Проектная деятельность младших школьников». Москва изд. Центр «

Вентана-Граф

». 2002 г.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×