Метод проектов как средство креативно-познавательной деятельности на уроках литературы | Ермакова Марина Юрьевна. Работа №351569
Аннотация. Статья посвящена методике применения метода проектов на уроках литературы как эффективного средства для развития креативно-познавательной деятельности школьников. Метод проектов позволяет активно включать учеников в процесс обучения, делая их активными участниками учебного процесса. В статье рассматриваются основные принципы и подходы, а также преимущества метода проектов для формирования у школьников аналитического и креативного подхода к изучаемым произведениям. Описаны конкретные примеры проектной деятельности, которые могут быть использованы на уроках литературы для углубленного освоения литературных произведений, развития навыков критического мышления и творческого подхода к анализу текстов.
Ключевые слова: метод проектов, литература, креативность, познавательная деятельность, школьники, анализ произведений, критическое мышление, творческое мышление.
Метод проектов как средство креативно-познавательной деятельности на уроках литературы
Ермакова Марина Юрьевна, учитель русский язык и литература
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кременевская школа Володарского муниципального округа"
Донецкой Народной Республики с. Кременевка
Аннотация. Статья посвящена методике применения метода проектов на уроках литературы как эффективного средства для развития креативно-познавательной деятельности школьников. Метод проектов позволяет активно включать учеников в процесс обучения, делая их активными участниками учебного процесса. В статье рассматриваются основные принципы и подходы, а также преимущества метода проектов для формирования у школьников аналитического и креативного подхода к изучаемым произведениям. Описаны конкретные примеры проектной деятельности, которые могут быть использованы на уроках литературы для углубленного освоения литературных произведений, развития навыков критического мышления и творческого подхода к анализу текстов.
Ключевые слова: метод проектов, литература, креативность, познавательная деятельность, школьники, анализ произведений, критическое мышление, творческое мышление.
Метод проектов является одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учеников и стимулирования их интереса к изучаемому предмету. В рамках уроков литературы он позволяет не только развивать навыки глубокого анализа текста, но и способствует расширению кругозора учеников, помогает им формировать собственное мнение, развивать креативное мышление и навыки работы в команде. Особенность метода проектов заключается в том, что он позволяет ученикам не просто усваивать информацию, но и создавать продукт, который отражает их индивидуальные интерпретации прочитанных произведений. Такой подход мотивирует учащихся, делает процесс обучения более личным и значимым для них, что способствует развитию познавательной активности и творческого потенциала.
Метод проектов в школьном обучении литературы позволяет вовлечь учеников в самостоятельную исследовательскую деятельность, побуждая их не только к поиску ответов на вопросы, связанные с произведением, но и к созданию собственных интерпретаций. Проектная деятельность дает возможность учащимся применять знания и умения на практике, работать с литературными источниками, а также развивать навыки публичных выступлений, презентации и аргументации своих выводов. Важно, что проектная деятельность, благодаря своей гибкости, может быть адаптирована под различные возрастные группы и уровни подготовки учеников, что позволяет учителю выбирать наиболее подходящие для своего класса формы и виды проектов.
Одним из примеров проектной работы может быть создание школьного театра по мотивам литературного произведения. Проект предполагает, что учащиеся будут работать над адаптацией текста для сцены, постановкой и выполнением ролей, а также обсуждением литературных тем и образов, поднятых в произведении. Такой проект не только помогает ученикам лучше понять текст, но и способствует развитию их креативных способностей, улучшению актёрских навыков и умению работать в коллективе. Например, при изучении произведений Александра Пушкина можно организовать постановку сцен из его «Евгения Онегина», где учащиеся не только будут анализировать важные моменты произведения, но и попытаться выразить эмоции персонажей через актёрскую игру. Это развивает у детей навыки самовыражения, учит их работать с текстом и в то же время помогает им погрузиться в атмосферу произведения.
Другим примером использования метода проектов является создание литературного альбома или коллажа на основе прочитанного произведения. Такие проекты позволяют учащимся выразить свои мысли и чувства через художественные средства, развить творческие способности и лучше понять ключевые темы произведения. Например, по мотивам произведений Льва Толстого можно создать проект в виде иллюстраций к произведению «Война и мир», в котором учащиеся представляют важные события в виде картин, высказывают своё мнение о персонажах и отображают основные темы произведения. Работа над проектом требует от учеников не только знаний о произведении, но и умения найти и выразить важные моменты через визуальные средства, что развивает их художественное восприятие.
Проект «Литературное путешествие» также является отличным примером использования метода проектов на уроках литературы. Этот проект может заключаться в том, что ученики исследуют жизнь и творчество автора, а затем создают презентацию или исследовательский отчёт о нем, который включает как биографические факты, так и литературные достижения. Например, при изучении творчества Михаила Булгакова ученики могут провести исследование о жизни писателя, его отношениях с другими известными литераторами, а также о контексте, в котором были написаны его произведения. В результате работы над проектом учащиеся не только расширяют свои знания о жизни писателя, но и учат анализировать его произведения в историко-культурном контексте. Этот подход позволяет глубже понять как биографические факты, так и литературные произведения.
Проектная деятельность также может быть направлена на анализ литературных жанров и стилей. Например, проект «Жанры литературы» может быть организован как исследование различных литературных форм на примере отдельных произведений. Ученики могут выбрать произведение, которое иллюстрирует определённый жанр (например, комедию или трагедию), провести его анализ, а затем представить результаты в виде презентации. Такой проект развивает аналитические способности учащихся, учит их выделять особенности жанра, а также позволяет научиться аргументировать свои выводы. Это способствует более глубокому пониманию не только отдельных произведений, но и литературных течений в целом.
Важно отметить, что метод проектов на уроках литературы не ограничивается только разработкой творческих заданий. Он может включать в себя и исследовательскую работу, например, проект по историко-литературной связи. Учащиеся могут исследовать, как исторические события влияли на творчество тех или иных писателей. Например, можно провести проект, посвящённый влиянию Великой Отечественной войны на литературу 20 века. В ходе проекта ученики изучают произведения, написанные в этот период, анализируют, как война отразилась в художественном восприятии писателей, а затем представляют результаты исследования в виде докладов или постеров. Такой подход помогает учащимся научиться видеть взаимосвязь между литературой и историей, развивает их способность проводить исследования и формулировать выводы на основе анализа.
Метод проектов позволяет также организовывать творческие работы, например, сочинение собственной истории, написание эссе или создание литературных портфолио. Например, при изучении романа «Анна Каренина» учащиеся могут выполнить проект, заключающийся в написании альтернативной концовки, что побуждает их к самостоятельному анализу персонажей и мотивов их поступков. Этот проект развивает не только умение анализировать литературный текст, но и стимулирует воображение, помогает школьникам воспринимать литературу как живое искусство, которое они могут интерпретировать и изменять.
Метод проектов как средство креативно-познавательной деятельности на уроках литературы становится важным инструментом в формировании у школьников глубокой заинтересованности литературой и её активного осмысления. Благодаря проектной деятельности учащиеся не только получают возможность проявить креативность и индивидуальность, но и учат работать с литературными источниками, анализировать произведения и выстраивать собственное мнение. Важно, что проектная деятельность в литературе развивает навыки работы в коллективе, способствует социализации учеников, а также помогает им осознавать ценность литературы как части их культурного наследия.
Список литературы
1. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Современный урок, 2016 — № 6.
2. Огородникова, И. А. Организация проектной деятельности на уроках литературы / И. А. Огородникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016.
3. Севастьянова А. А. Учебные проекты по литературе с использованием информационных технологий // Литература в школе. — 2014. — № 6.