Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Метод проектов на уроках математики | Майстренко Анна Григорьевна . Работа №344941. Номер работы: №344941

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Как показывает опыт, познавательный интерес к изучению математики возрастает уже на этапе ознакомления с основными целями технологии проектов.  Обычно, для учащихся словосочетание «проектная технология», зачастую, обозначает создание презентации на тему. Поэтому, при организации работы над тем иди иным проектом по математике, учитель должен разъяснить суть проектной деятельности, требования к его написанию, а также критерии оценивания. Главной целью проектной технологии, является не только активизация познавательной деятельности, но и развитие навыков мышления высокого уровня: анализу, синтезу и оценивание.

Метод проектов на уроках математики

 

Как показывает опыт, познавательный интерес к изучению математики возрастает уже на этапе ознакомления с основными целями технологии проектов. Обычно, для учащихся словосочетание «проектная технология», зачастую, обозначает создание презентации на тему. Поэтому, при организации работы над тем иди иным проектом по математике, учитель должен разъяснить суть проектной деятельности, требования к его написанию, а также критерии оценивания. Главной целью проектной технологии, является не только активизация познавательной деятельности, но и развитие навыков мышления высокого уровня: анализу, синтезу и оценивание.(Приложение 1 )

Проект – это проблема. Сам метод проектов предполагает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. То есть, это поисковая деятельность, которая определённым образом организованная, и направленна на исследовательскую деятельность обучающихся и может быть, как индивидуальной так и групповой. Предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.

Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности. Так же как обычная групповая работа отличается принципиально от технологии сотрудничества, так и работа, над тем или иным проектом (если кому-то хочется именно так называть запланированный практический выход) отличается от метода проектов, т.е. способа организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата.

Метод проектов направлен на самостоятельную и осмысленную деятельность обучающихся. Они могут выполнять проекты как индивидуально, так и совместно в группе. Проект учащиеся выполняют в течение некоторого времени.

Впрочем, принимаясь за работу, нужно помнить об психолого-педагогических особенностях и интересах разных возрастных категорий.

В работе над проектом можно выделить такие основные этапы:

Ознакомление с примерами учебных проектов;

Определение конечной цели проекта;

Определение базовых знаний из разных областей нужных

для

роботы над проектом;

Структурирование содержательной части проекта;

Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность

обучающихся

;

Презентация полученных результатов, оформление работы.

Еще одной важной характеристикой метода проектов является его воспроизводимость. Он может найти применение на любых этапах обучения, воспитания в работе с учащимися разных возрастов, категорий, при изучении материала различной степени сложности, при организации социальных практик.

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Отбирает темы, предлагает их учащимся.

Предлагает совместно отобрать тему проекта

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Обсуждают, принимают общее решение по теме.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учащиеся самостоятельно подбирают темы, предлагают их классу для обсуждения

1.2. Выделение подтем в темы

проекта

Предварительно вычленяет

подтемы, предлагает их

учащимся для выбора.

Принимает участие в

обсуждении с учащимися

подтем проекта

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик

выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп.

Учитель проводит

организационную работу по

объединению школьников,

выбравших себе конкретные

подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.4.Подготовка материалов к

исследовательской

работе: формулировка

вопросов, задание для команд, отбор литературы

Учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итоговой проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Обсуждают формы представления

результата: видеофильм, альбом, натуральные объекты…

2. Разработка проекта

Консультирует, координирует

работу учащихся, стимулирует

их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3.Оформление результатов

Консультирует, координирует

работу учащихся, стимулирует

их деятельность

Учащиеся сначала по группам, апотом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты

4. Презентация

Учитель организует экспертизу.

Докладывают о результатах своей

работы.

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность

по педагогическому

руководству деятельностью

детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия.

 

Все этапы сообщаются и объясняются учащимся. Особенное внимание, нужно обратить к последнему, ведь главным вопросом, что возникает в учащихся, стает «Как будет оцениваться работа?» Перед учителем возникает задание создать собственную форму и критерии оценивания деятельности обучающихся, в свою очередь, чтобы не было расхождений с оцениванием учебных достижений с математики (Приложение 2). Наиважнейшим при создании критериев оценивания является проблема соблюдения этического и гуманного отношения к каждому ребенку. Даже у слабого учащегося должен быть шанс получить оценку, высшую за обычную, что способствует активизации познавательной деятельности на уроках математики в целом.

Примеры тем проектной деятельности по математике для учащихся:

Великие женщины – математики.

Витамины и математика.

Вневписанная окружность.

Гармония золотого сечения.

Геометрическое решение текстовых задач.

Геометрия вокруг нас.

Последовательности в геометрии

.

Различные способы решения квадратных уравнений.

Решение алгебраических задач геометрическим методом.

Решение тригонометрических задач геометрическим методом.

Эйлеровы

графы, и их применение.


Приложение 1

Навыки мышления высокого уровня

Анализ

Идентификация частей и установление соответствий

Синтез

Соединение частей вместе, чтобы объединить в одно целое

Оценивание

Выявление ценностей или использование уже известных критериев

Проанализировать

Подсчитать

Выделить категории

Противопоставить

Покритиковать

Экспериментировать

Проэкзаменовать

Дифференцировать

Протестировать

Организовать

 

Вывести (формулу, условия от)

Записать

Выделить

Распознать

Выбрать

Сравнить

Расценить

 

Классифицировать

Собрать (смонтировать)

Скомбинировать

Схематизировать

Признать

Развить

Обговорить

Сформулировать

Предложить

Приготовить

Составить отчет

 

Выдвинуть гипотезу

Управлять

Установить порядок

Планировать

Поддержать

Выписать

Сравнить

Собрать

Создать

Разработать

Провести оценивание

Дать оценку

Доказать

Оценить

Сравнить с критериями

Выбрать

Сравнить

Критиковать

Отстоять (мысль)

установить

Определить ценность

Рассудить

Оправдать

Предусмотреть

Установить

Выбрать

Доказать ценность


Приложение 2

Оценивание презентации обучающихся 7-х классов

Составляющие проектной деятельности, которые оцениваются

Кол-во баллов

Самооценка

Оценка учителя

Содержание

25

 

 

Неоспоримость доказательств, приведенных в работе

0-5

 

 

Точность изложения материала

0-5

 

 

Определение не менее трех компонентов вопроса

0-5

 

 

Анализ проблемы

0-5

 

 

Наличие оригинальных примеров объяснения проблемы

0-5

 

 

Грамотность изложения и достоверность информации

10

 

 

Отсутствие орфографических и грамматических ошибок

0-5

 

 

Работа содержит точные, полные и современные данные, которые полностью раскрывают тему.

0-5

 

 

Оформление

30

 

 

Эстетический вид

0-5

 

 

Оформление соответствует содержанию

0-5

 

 

Диаграммы и рисунки

0-5

 

 

Текст, цветное оформление, фон

0-5

 

 

Списки и таблицы

0-5

 

 

Гиперссылки

0-5

 

 

Взаимодействие обучающихся в процессе роботы

10

 

 

Обучающийся

, с уважением относится к другим участникам проекта

0-5

 

 

Обучающийся – активный участник проектной деятельности

0-5

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×