Метод проектов в практике преподавания | Морозова Елена Юрьевна. Работа №220326
Автор: Морозова Елена Юрьевна
Метод проектов в практике преподавания профессиональных циклов по специальности "Сестринское дело".
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦИКЛОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Морозова Елена Юрьевна
МЗ РФ ФГБОУ ВПО "Омский государственный медицинский университет", колледж
Омск -2019
Метод проектов, несмотря на то, что существует достаточно долгое время, считается педагогической технологией XXI века. Использование метода проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а так же грамотности в работе с информацией. То есть, формируются те качества, которые в полной мере соответствуют требованиям современного общества. Проектная деятельность открывает большие возможности для студента, он может раскрыть свой творческий потенциал на максимум при создании продукта. Эта деятельность позволяет вложить душу, принести пользу и приложить свои знания. Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Среднего Профессионального образования учащийся в процессе обучения должен овладеть общими и профессиональными компетенциями.
Общие компетенции — это универсальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся для продуктивной образовательной деятельности. Профессиональные компетенции — это знания, умения и навыки, которые позволяют учащемуся успешно решать профессиональные задачи.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, предполагающей некоторую свободу. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы обучающегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения — это всего лишь форма обучения, причем больше внеурочная. “Уместить” его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для преподавателя, но всегда имеется возможность разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок.
Как метод познания проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения, а также предоставляется возможность приобретения опыта творчества, повышения уровня коммуникабельности, расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
«Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер» .
Проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность обучающегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить.
К таким активным методам обучения относится метод проектов. В его основе лежит развитие критического мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков познавательной, исследовательской, творческой деятельности. Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей системно-деятельностный подход в обучении. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, обучающийся оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у обучающихся компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов является решение обучающимися собственных проблем средствами проекта) а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.
Таким разом, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимся комплекс действий по решению значимой темы. Поэтому, сегодня метод проектов гармонично дополняет традиционную систему обучения.
Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в обучении - значительное увеличение самостоятельной работы обучаемых. Получение навыков самостоятельного поиска и обработка необходимой информации. Повышение мотивации к учёбе. Процесс обучения становиться самомотивируемым, так как возрастает интерес к работе по мере его выполнения. Активизация познавательных интересов обучаемых. Развитие творческих способностей обучаемых. Повышение самооценки занимающихся выполнением проектной работы. Предоставление каждому возможности самореализации. Вовлечение обучаемых в коллективную мыслительную деятельность. Развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах устной, письменной, с использованием новейших технологических средств. Практическая значимость большинства проектов, позволяющая готовить молодых людей к жизни в социуме.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий.
В современном образовании проектная деятельность должна быть основана, прежде всего, на развитии самостоятельности обучающегося. В результате полнее будут обеспечиваться современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных производственных ситуаций. Метод проектов в нашем колледже начинает реализовываться на первом курсе при изучении общепрофессиональных дисциплин, когда обучающиеся на базе основного общего образования выполняют индивидуальные творческие проекты; на последующих курсах при написании курсовых проектов и на последнем курсе, при выполнении выпускных квалификационных работ.
Таким образом на протяжении учебного процесса студенты колледжа постепенно овладевают навыками выполнения и реализации различного вида проектной деятельности. Но необходимо сделать акцент на том моменте, что правильная организация дифференцированной работы в СПО медицинской направленности требует, чтобы каждый студент был занят разрешением посильной именно для него задачи, так как только при этом условии можно поддержать у него интерес к обучению и к профессии в общем. Активизация самостоятельной проектной работы разного уровня обеспечивает не только объективную оценку компетенций студентов, но и эффективную обратную связь в учебном процессе
Необходимо изучить литературу, собрать нужную информацию, проанализировать полученные данные и сформулировать выводы. Возникают несколько проблем.
Во-первых, как показывает опыт работы, обучающиеся начинают терять интерес к проекту.
Во-вторых, притупляется ощущение временных рамок у студентов. Необходимо определить точки проверки выполненной работы и найти способы поддержания интереса к выполнению проекта, может быть даже, основываясь на личностных характеристиках студента.
В свою очередь преподавателю очень сложно удержаться от подсказок, особенно если преподаватель видит, что обучающийся студент выполняет что-то ошибочно. Завершающий этап – это презентация результатов работы.
Можно сказать, что это самый трудный этап в проекторной деятельности обучающегося, поскольку именно на этом этапе студент должен продемонстрировать полученные компетенции, самостоятельно приобретённые знания в ходе решения практических задач, которые зачастую интегрируются из различных предметных областей. Как показывает опыт работы, преподавателю очень важно научить студента выбрать самое главное, логически и внятно этот материал доложить на защите. Так как проектная деятельность чаще всего предусматривает публичные выступления, то после презентации студенту предстоит отвечать на вопросы публики. Перед защитой проектной работы преподаватель обсуждает с обучающимся все возможные вопросы по работе и корректирует ответы на них. С первого этапа работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие обучающегося и преподавателя. Здесь возникают две крайности - полностью предоставить студента самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя, что в заключении может лишить студента инициативы в работе.
Студент должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что преподаватель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Основной целью преподавателя на любом этапе проекта является формирование разнообразных компетенций, под которыми в современной педагогической деятельности понимают комплексные личностные свойства, охватывающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность использовать их в необходимой ситуации. Таким образом, процесс проектной деятельности подразумевает формирование у обучающихся медицинского колледжа следующих умений: рефлективность, исследовательские навыки, навыки сотрудничества, менеджерские умения, коммуникативные качества, презентационные умения.
Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Для преподавателя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности, а также совместный поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.