Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Метод ситуативного анализа Cаse-study. | Зырянова Людмила Михайловна. Работа №339682

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Изменения и преобразования в системе образования, связанные с ее модернизацией предполагают формирование нового сознания и новой идеологии, связанной с системным  крупномасштабным  государственным реформированием всей социальной сферы. Новый подход предполагает  общественный заказ на новое качество образования.  Модель для инновационной экономики: «Российское образование – 2023» задает новые параметры современной модели образования. Одной из задач этой модели выступает обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий. Период с 2012 по настоящее время характеризуется активным внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов не только в школе, но и в  профессиональном обучении. В соответствии с Национальной образовательной инициативой главным результатом профессионального образования должно стать его соответствие целям опережающего развития общества и экономики. Это означает, что изучать необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. «Обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Осужденные, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Осужденным должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны».

Технология Cаse-study как средство формирования компетенций обучающихся
“Самое главное в жизни – это собственный опыт”.
В. Скотт
.
Изменения и преобразования в системе образования, связанные с ее модернизацией предполагают формирование нового сознания и новой идеологии, связанной с системным крупномасштабным государственным реформированием всей социальной сферы. Новый подход предполагает общественный заказ на новое качество образования. Модель для инновационной экономики: Российское образование – 2023 задает новые параметры современной модели образования. Одной из задач этой модели выступает обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий. Период с 2012 по настоящее время характеризуется активным внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов не только в школе, но и в профессиональном обучении. В соответствии с Национальной образовательной инициативой главным результатом профессионального образования должно стать его соответствие целям опережающего развития общества и экономики. Это означает, что изучать необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Осужденные, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Осужденным должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.
Результаты профессионального образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов обусловлены тем, что:
образование рассматривается как ведущий фактор социального и экономического образования;
усиливается ответственность преподавателей за подготовку обучающихся к итоговой аттестации;
образование принимает непрерывный характер, проходящий через всю жизнь;
развиваются средства массовой информационной коммуникации;
образование превращается в сферу производства знаний и информации.
Сегодня становится очевидным, что молодёжь больше чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.
Мыслить критически – значит проявлять любознательность и использовать исследовательские методы.
В сложившейся ситуации возникает необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя, в первую очередь, особых педагогических усилий в решении проблемы адаптации обучающихся в окружающем социуме, развитии конкурентноспособного выпускника.
В связи с этим, преподавателям необходимо принять новую идеологию, связанную в первую очередь с отказом от обязательного минимума содержания образования. Преподаватель должен быть ориентирован на современную парадигму образования, связанную с определенным во ФГОС системно – деятельностным подходом. Современная образовательная парадигма требует от преподавателя использования продуктивных методов и приемов обучения, вооружают обучающихся умениями и желанием добывать знаниями, а не получать их в готовом виде, умениями ими творчески пользоваться.
Изучая нормативные правовые документы, концептуальные материалы в сфере образования разных уровней бесконечно ставишь вопросы о том, как обеспечить инновационность технологий преподавания, при этом реализовать стандарт в соответствии с требованиями и удовлетворить потребности естественных потребителей образовательной услуги. А главное: как воспитать творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в социальной среде, адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации. Данные противоречия позволили определить тему работы самообразования: Технология кейс –стади как средство формирования компетенций обучающихся.
Педагогическая цель инновационного поиска: поиск деятельностных технологий, способствующих развитию учебных и социальных компетенций обучающихся.
Задачи:
1. Проектирование содержания, методики и форм обучения экономики с целью развития компетенций.
2. Разработка и внедрение в образовательный процесс case study метода обучения с целью развития критического мышления
Поразительный простор для мысли открывают написанное выше высказывание древнеримского политика, философа и оратора Марка Туллия Цицерона: Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, подобно оракулу Аполлона, а, будучи всего слабым смертным, укажу только правдоподобные предположения. Уже в древнем мире было понимание того, что для формирования социально успешного выпускника необходимо использовать методы, позволяющие обучающимся быть в постоянном поиске. Ранее активно использовала технологию проектной деятельности на уроках, а особенно на занятиях в рамках внеурочной деятельности. В настоящий момент сделана попытка применения технологии кейс – стадии. На мой взгляд, в особенностях обозначенных технологий есть много общего.
Исторически метод case studies (метод конкретных ситуаций) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода кейс стади было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала.
Обратимся к методологическому определению кейс (от английского CASE) и кейс -метода обучения1.
Кейс- технология (метод)- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Название технологии произошло от от английского case - казус, запутанный или необычный случай. Существуют различные подходы к характеристике метода:
Описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот, предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения “ case - study ”;
Набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.
Кейс – техника обучения, (кейс от английского – случай) использующая описание реальной ситуации. Обучащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее.
Кейс – это специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы.
Кейс – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблемы, требующая решения
Суть метода также состоит в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения2.
Метод, интегрированный
в кейс-метод
Характеристика его роли
в кейс-методе
моделирование
построение модели ситуации
системный анализ
системное представление и анализ ситуации
мысленный эксперимент
способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования
дискуссия
обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения
методы описания
создание описания ситуации
проблемный метод
представление проблемы, лежащей в основе ситуации
игровые методы
представление вариантов поведения героев ситуации
мозговой штурм
генерирование идей относительно ситуации
Методика case-study – это методика ситуационного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики (например, функционирование какого-либо предприятия) и требующая от обучающегося поиска некоторого целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации. В соответствии с этой методикой кейс включает описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (указанием цели анализа), справочную и дополнительную информацию (в том числе на аудио-, видео- и электронных носителях), методические материалы. Примеры ситуаций обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем в деятельности, изучаются обучающимися, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Действия преподавателя в кейс-технологии
создание кейса или использование уже имеющегося;
распределение обучающихся по малым группам (4-6 человек);
знакомство обучающихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организация работы обучающихся в малых группах, определение докладчиков;
работа с кейсом;
организация презентации решений в малых группах;
организация общей дискуссии;
обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации;
оценивание обучающихся (само -, взаимооценка, оценивание преподавателем).
Существует целый ряд попыток различать и типологизировать кейс – стадии метод. Относительно отображения материала случая, вида получения и обработки информации, процесса принятия решения, решения проблемы и оценки решения различают четыре варианта1.
Case-Study-Method. Этот вариант зачастую отличается большим объемом материала, так как, помимо описания случая, предоставляется и весь объем информационного материала, которым могут пользоваться участники. Основной упор в работе над кейсом делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решения.
Case-Problem-Method. В этом варианте в ходе описания кейса четко называются и проблемы. Таким образом, остается больше времени на разработку вариантов решения и их подробное обсуждение.
Case-Incident-Method. Этот вариант отличается тем, что в центре внимания находится процесс получения информации. По этой причине случай часто отображается не в полном объеме, с пробелами. Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно считать особенно приближенной к практике, потому что на практике именно получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Stated-Problem-Method. Характерной чертой этого варианта является предоставление готовых решений и их обоснований. Задача обучающихся заключается в первую очередь в ознакомлении со структурой процесса принятия решений на практике, в критической оценке принятых решений и по возможности в разработке альтернативных решений.
Методика case-study позволяет формировать следующие компетенции:
Аналитические.
К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
Практические.
Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
Творческие.
Одной логикой, как правило, case-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
Коммуникативные.
Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
Социальные.
В ходе обсуждения case-вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Выбор технологии кейс – стадии для применения на уроках был обусловлен следующими причинами: кейс-методы способствуют повышению качества образования на экономике и применяются на уроках в следующих формах:
средства развития навыков самостоятельного поиска и обработки учебных материалов: домашние задания с использованием презентаций Microsoft PowerPoint (в данном случае роль преподавателя сводиться к объяснению задания и определению направления поиска информации, обучающиеся самостоятельно работают с компьютером). При такой форме обучения формируется самостоятельность обучающихся в получении необходимых знаний, активное включение в проектную деятельность; обобщающие уроки-семинары, сопровождавшийся презентациями); кейс – задания.
обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую–либо практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, необходимый для усвоения при решении данной проблемы.
Применяемые кейс-задания: 1. Экономические ситуации. 2. Анализ документов. 3. Экономические задачи. Существует множество типов кейсов, которые можно применять в зависимости от ситуации:
Проблемные кейсы. Когда проблема заранее определена и обучающиеся не имели раньше дело с кейсами.
Проектные кейсы. В качестве результата выступает программа действий по решению проблем.
Описательные кейсы. Помимо описания проблемы даётся и решение. Обучающиеся должны обсудить плюсы и минусы этого решения.
Интерактивные кейсы. Требующие для решения проблемы исследований: соцопроса, анализа, наблюдения и пр.;
Кейсы-айсберги.
Существует множество источников, которые возможно брать за сюжетную канву, идею кейса.
Во-первых, это правовые или экономические задачи.
Во-вторых, художественная литература, например роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание, который, в зависимости от подхода, к нему может быть эффективным средством изучения либо дисциплин психологии.
В третьих, иллюстрации, документы и классические образцы литературы.
В четвёртых, публикации в СМИ, неисчерпаемым Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью;
Пятое- использование местного материала. Обучающиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать чужую среду, поведение и мотивы. Преподаватель тоже чувствует себя увереннее, дирижируя обсуждением кейса, который базируется на местном материале, поскольку он лучшее знает и область, и предмет. В конце концов, при обсуждении таких кейсов существует уникальная возможность пригласить ответственное лицо.
Многое достигается продуманной структурой и содержанием кейса. Конкретная ситуация должна быть ориентирована на обучающегося.
Хороший кейс ведет обучающихся от факта к проблеме, которую предлагается решить.
Для того, чтобы кейс был именно кейсом, описываемые в нем факты и события должны быть в высшей степени достоверны, т.к. согласно методу конкретной ситуации обучающийся должен оказаться в роли участника реальных событий.
Конкретная ситуация должна представлять собой один большой конфликт, т.е. предмет для проявления различных точек зрения.
Желательно, чтобы конкретная ситуация не подводила к единственно верному решению. Ситуация должна обеспечить выход на несколько возможных решений.
Но все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения. Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и источников кейса. Вот почему к этому методу необходимо подходить крайне осторожно и тщательно проверять и перепроверят информационную базу кейса, стараться добиваться максимального соответствия ситуации кейса ситуации реальной жизни. Это позволяет с большой уверенностью добиться достоверности кейса.
Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный ее недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, оценивать активность обучающихся. Лучше всего использовать применяемую в мире 100-балльную систему оценки знаний.
Разные методики проведения занятий требуют разных подходов к оцениванию обучающихся, при этом преподаватель должен требовать от них овладения теми знаниями и навыками, на которые он их нацеливал в процессе обучения. Если классическая методика преподавания тяготеет к использованию самостоятельных и контрольных работ, которые позволяют точнее оценить теоретические знания, то интерактивная методика требует оценивание не столько набора определенных знаний, сколько умения обучающихся анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за:
- участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающегося;
- за подготовленные письменные работы.
Тем не менее, любое слово, сказанное обучающимися, нельзя автоматически заносить ему в актив. Нужно оценивать его за содержательную активность в дискуссии или публичной (устной) презентации, которая включает в себя следующие составляющие:
1. Выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т.д.).
2. Обращение внимания на определенный круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.
3. Владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий.
4. Демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам.
5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.
6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения.
7. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса.
8. Заметное участие в обработке количественных данных, проведении расчетов.
9. Подведение итогов обсуждения.
При подготовке к анализу кейса, а так же при обобщении материала на уроках можно использовать один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:
П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).
Эта формула наиболее эффективна на первых стадиях внедрения кейс стадии метода в практику работы.
Технология метода кейс-стади заключается в следующем:
По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации; модель отражает тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести обучающиеся.
Описанная ситуация содержит проблему, которую диагностируют сами обучающиеся.
Предлагают варианты решений проблемы, исходя из имеющихся знаний и умений.
Преподаватель – выступает в роли диспетчера процесса сотворчества (взаимодействия).
Технологические особенности метода кейс-стади.
Представляет собой разновидность исследовательско-аналитической технологии.
Является технологией коллективного обучения (работа в группах).
Интегрирует в себе технологию развивающего обучения.
Выступает в обучении как синергетическая технология (погружение в ситуацию, умножение знаний, озарение, открытие).
Концентрирует в себе достижение технологии создание успеха.
Относится к специфической разновидности проектной технологии.
Алгоритм работы с кейсом
I этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.
II этап – выделение основной проблемы. Ознакомление с вопросами к кейсу.
III этап – предложение концепций или тем для мозгового штурма
IV этап – применение того или иного решения
V этап – предложение одного или нескольких вариантов решения кейса.
VI этап – рефлексия (обсуждение кейсов).
Не могу не согласиться со словами писателя Вальтера Скотта “Самое главное в жизни – это собственный опыт”. Метод кейс - стадии предполагает самостоятельное изучение кейса обучающимися, а также совместное с одногрупниками и преподавателем его обсуждение. Постоянный поиск создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогатит формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, а, следовательно, сформирует необходимые для жизни человека компетенции.
.
1 КЕЙС — МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ/Смолянинова О. Г./ [электронный ресурс]// http://ipps.institute.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/publications/49.pdf
1 Вендров А.Современные CASE-технологии [электронный ресурс] http://data.mf.grsu.by/citforum/htdocs/database/kbd97/4.shtml
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×