Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Метод театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе | Ирина Владимировна Васильева. Работа №331615

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Одной из важнейших задач современной школы является целенаправленное формирование гармоничной личности ребенка.Развитие творческих способностей обучающихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Для того, чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребенка, ее следует специальным образом организовывать.

Задачи, которые я старалась решать, занимаясь с детьми театральной деятельностью:

-овладение выразительным чтением — декламацией;

-совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге;

-формирование читательского кругозора и самостоятельной читательской деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при подготовке и разыгрывании мини-спектаклей; 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №2 г. Тосно имени Героя Социалистического Труда Н.Ф.Фёдорова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Использование метода театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе

 

для учащихся начальной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Учитель начальных классов

Васильева Ирина Владимировна

 

 

 

 

2024


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия

        Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к занятиям театрального искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства.

        

1.2. Актуальность темы определяется необходимостью социализации ребёнка в современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения.

Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей
и способностей.

Сценическая работа детей – это проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы
и творчества.

 

        Задача создания в каждой российской школе до конца 2024 года собственного театра поставлена Министерству просвещения РФ, заявил глава ведомства Сергей Кравцов, 27 марта 2023г. на марафоне, посвященном старту четвертого сезона конкурса «Большая перемена».

Такая инициатива была выдвинута для того, чтобы дать возможность для самореализации каждому школьнику, отметил руководитель российского образовательного ведомства.

 «Школьный театр позволяет самореализоваться молодому человеку, может, как помощь режиссеру, как непосредственно актер. <…> И когда ребята вовлекаются и видят разные профессии, это тоже профориентация, которая помогает самореализоваться и найти себя», — пояснил Сергей Кравцов.
В соответствии с реализацией образовательной программы Стандарты нового поколениия современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Важнейшей отличительной особенностью новых федеральных стандартов является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, направленных на активизацию действий учеников.

Актуальность вопросов литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно направлено на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей.

Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе. По-моему мнению, на уроках чтения следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых мы наблюдаем в театре.

В методической разработке изложены основные аспекты работы с литературным произведением в начальной школе с использованием творческого потенциала детей.

Начальная школа является «фундаментом» для дальнейшей работы в средней школе. В начальной школе мы готовим детей к изучению и восприятию более сложных произведений из программы старшей школы. Умение анализировать текст, найти его главную мысль, дать оценку героям, стало практически обязательным требованием для выпускников начальной школы. Поэтому перед учителем встает вопрос: каким образом организовать работу по обучению школьников осознанному чтению, восприятию и анализу художественного произведения?



 

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

        Методическая разработка направлена на начальные классы учащихся МБОУ «Гимназия №2 госно им. Героя Социалистического Труда Н.Ф.Фёдорова» .

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

        Методическая разработка имеет важное  значение и играет огромную роль в системе работы классного руководителя.

        При реализации данной программы используются следующие формы: экскурсии в театр, экскурсии в музеи, классные часы, выступление на родительских собраниях, школьные праздники.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: Приобщение детей к искусству, развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению путем вовлечения в театральную деятельность. Повышение качества образования путем формирования навыков осознанного чтения с использованием методики театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах.

 

 

Задачи:

 

Обучающие:

- совершенствовать грамматический строй речи, его звуковую культуру, монологическую и диалогическую формы речи, эффективное общение и речевую выразительность;

- формировать основы исполнительской, зрительской и общей культуры; художественно - эстетический вкус.

Развивающие:

- прививать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие;

- укреплять познавательные интересы через расширение представлений о - видах театрального искусства;

- совершенствовать коммуникативные и организаторские способности воспитанника;

- повышать уровень взаимоотношений между обучающимися и педагогом.

Воспитательные:

- прививать чувство патриотизма, любви к Родине, ответственности за порученное дело;

- формировать социальную активность личности обучающегося;

- укреплять волевые качества, дух командности (чувство коллективизма, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие, ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;

- повысить восприятие, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности движений.

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе;

- формировать потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности.

Внедрить предложенную методику в практику.

 

 

Метапредметные УУД

- формирование адекватной самооценки и самоконтроля творческих достижений;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Формировать коммуникативные умения, такие как:

- включаться и поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать собеседника; научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- помочь формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Личностные УУД

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Предметные УУД

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

        Форма проведения воспитательного  мероприятия – классный час.

.

Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов

        Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов и информационно-комуникационная, позволяющая вовлекать в работу всех детей, а также активизировать «слабых» учащихся.

Во время мероприятия были использованы следующие методы:

- словесный (эвристическая беседа, выразительное чтение, диалог);

- наглядный (просмотр фрагментов спектаклей, мультфильмов).

и приёмы:

-игры.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

        Для успешного проведения мероприятия важное значение имеет предварительная работа с учениками.

        К материально-техническим относится наличие экрана, распечатанных материалов, заранее подготовленного сценария.

1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

        Работа по данной методике  учит ребёнка социализации в современном обществе, жизненного и профессионального самоопределения. Данная разработка помогает сплачивать коллектив, ответственно относиться к порученному делу.

 

Основная часть

2.1. 1. 

-Учитель готовит материал для мастер-класса, задания и вопросы. Готовит презентацию, фотографии, музыку для проведения занятия.

2.1.2. Ход воспитательного мероприятия

- Учитель создает рабочую атмосферу, на экране заставка, звучит спокойная, волшебная музыка.

- Учащиеся отвечают на вопросы учителя, постепенно вовлекаются в заданную тему.

- На стадии рефлексии ученики делают выводы о важности занятия.

 

 

Ход мероприятия

На экране заставка:

 

Сегодня не совсем обычное занятие, сегодня я Вас приглашаю в необычную страну! В страну, где ВСЁ возможно. В страну, где взрослые становятся детьми, а дети в один миг могут стать старичками… или животными. Догадались о какой стране я говорю? (ответы детей)

Давайте заглянем в эту театральную страну! В этой стране везде царит ИГРА!

 

- Мы с вами в театральной студии, а театр – это игра, в которой участвуют артисты. Скажите, а Вы бы хотели сами стать артистами? (Да!)

(На телефон учителя приходит SMS сообщение.)

- Я получила SMS от режиссера театра «Театральная страна».

Театральная страна

Вас приветствует, друзья!

Все заданья выполняйте,

И себя предоставляйте

Знаки дружбы покажите

И всю съемку мне пришлите.

(Режиссер театра «Театральная страна».)

- У вас сегодня есть возможность попробовать себя в роли артиста. В «Театральную страну» идет набор новых актеров. Вы сегодня покажете себя с лучшей стороны, слушайте все внимательно. Упражнения выполняйте правильно, красиво и артистично. Все наше занятие будет сниматься на фото– и видео камеру, а режиссер будет наблюдать за вами по компьютеру у себя в театре.

У нас все как в настоящем театре: есть сцена, где находимся мы с вами, и есть зрители. (руками определяются названные зоны)

 

Давайте представимся, ведь режиссер и зрители не знают, как вас зовут.

Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется : «Давайте знакомиться!».

Упражнение: «Артистка Ирина Владимировна, а Вы…».

(Участник произносит фразу, при этом три раза хлопает себя по коленям. Затем показывает на рядом стоящего и спрашивает: «А Вы» и т.д.).

 

Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для дыхания, губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.

Правильное

 

дыхание

 имеет большое 

значение

 для слушателя и

для

читающего. Слушателю оно обеспечивает быстрое и 

правильное

 восприятие текста; так как при нём речь ясна, звонка и хорошо слышна.

Читающему

сохраняет здоровье, потому что воздух в

полости рта и носа согревается, увлажняется; голосовые связки не сохнут и могут работать длительное время без напряжения и затруднения.

*Представленные упражнения можно использовать на уроках литературного чтения.

 

Учитель: Давайте присядем и поиграем в игру «Радио».

Правила игры: я называю гласный звук и «включаю» радио. Руками показываю громкость звука и потом «выключаю» радио.

А сейчас мы с вами научимся быстро и четко произносить слова. Быстро проговаривать слова можете?

(Упражнения на развитие дикции, артистизма).

Примеры скороговорок:

(Произносить с ускорением темпа или произносить от разных типов людей: малыш, старичок, котик и т.д.. Можно задать интонацию и эмоцию: вопросительно, со страхом, грустно и т.д.).

1. «Из под топота копыт – пыль по полю летит».

2. «Здоров будешь – всё добудешь!»

3. «Играй-играй, да дело знай!»

А теперь и первое и второе упражнение объединим. Послушайте внимательно задание: необходимо быстро проговорить «Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки. Потом максимально вздохнуть и на выходе считать Егорок: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.. Выигрывает тот, кто сосчитает больше Егорок.

 

Жест – характерное движение, совершаемое руками, телом. Давайте подарим подарок друг другу. Не переживайте, подарки я для вас приготовила. Представьте себе, что у вас есть лежит подарок, похожий по форме на этот карандаш. Что бы это могло быть? (Мороженое, дудочка, указка, цветок, расчёска, зубная щетка и т.д.) (учитель передает карандаш изображая жестамипредмет) и каждый должен изобразить какой подарок он дарит соседу, а тот, в свою очередь должен догадаться.

 

Мимика – выражение чувств через движения частей лица:. лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки, проч. Необходимо выполнить следующее упражнение.

Упражнения «Представьте себе».

1. «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое».

2.. Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. «Ах, какая прелесть!»

Как выразительно у вас получается!

 

Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима (без слов происходит действие-изображение). Попробуем?

Игра «Пантомима».

(Читаю дети имитируют движения по тексту):

Показать, как мама:

- Укачивает ребенка;

- Подметает пол;

- Вытирает пыль с мебели;

- Моет посуду;

- Пользуется пылесосом;

- Накрывает на стол;

- Развешивает белье;

- Сгребает листья;

- Поливает сад;

- Примеряет новую шапку;

- Читает газету;

- Играет с котенком;

- Набирает телефонный номер;

- Чистит туфли;

- Прогуливает собаку.

 

- Каждый артист обязательно фотографируется для портфолио, чтобы показывать свой альбом режиссеру.

Игра «Театр масок».

- Вы сегодня артисты и вас пришел фотографировать настоящий фотограф. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажите, как выглядит злая Баба-яга.

(Участники с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-ягу.)

- Хорошо! А теперь замрите. Вас фотографируют. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

– Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик. Внимание! Замрите! Снимают! Спасибо! Молодцы!

– Покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком (дети показывают).

– спящую царевну (спокойное расслабленное лицо);

 

- Внимание! А сейчас режиссер хочет посмотреть, как вы умеете работать по сценарию. Будем снимать короткометражный фильм про весну по стихотворению А. Н. Плещеева! Вспомним содержание:

«Травка зеленеет.

Солнышко блестит.

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник».

(Участники делятся на персонажей. Звучит «Подснежник» П. И Чайковского в оркестровом исполнении с пением птиц и звучанием колокольчиков).

- Травка зеленеет.

(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).

Солнышко блестит.

(Медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит «солнышко». Проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям и т.д.).

Ласточка с весною в сени к нам летит.

(Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицом к зрителям).

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

(Переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы «раздвигая траву»).

Стали птицы громче петь,

(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).

И расцвёл подснежник!

(Выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху).

(Несколько секунд все двигаются, затем замирают – «фото» на память – берутся за руки.

А когда мы всё показали и рассказали, что остаётся сделать? Что делает артист в конце выступления?

(Поклон.).

- Как интересно!?

 

- Вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня. Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые.

(На телефон приходит SMS сообщение).

Вы, сегодня молодцы!

Поиграли от души.

Все артисты высший класс!

(Режиссер театра «Театральная страна»)

- Вот и подошла к концу наша встреча.

Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем жестом, после пантомимой.

Спасибо вам за участие!

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×