«Методическая компетентность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДШИ» | Мой кабинет. Работа №343916
На современном этапе развития общества особенно остро встает вопрос качества образования, духовности нации. Сегодня личность, её знания, интеллект, компетентность, а также информационная культура является высшей ценностью общества, которое стремится занять достойное место среди стран XXI века. В данной статье рассматриваются вопросы о методической компетентности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДШИ, систематизируются основные цели педагогической деятельности преподавателя и рассказывается о деятельности для повышение профессионального уровня преподавателя музыкально-теоретических дисциплин.
Грудинина Г.Е.
«Методическая компетентность
преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДШИ»
На современном этапе развития общества особенно остро встает вопрос качества образования, духовности нации. Сегодня личность, её знания, интеллект, компетентность, а также информационная культура является высшей ценностью общества, которое стремится занять достойное место среди стран XXI века. Педагог-музыкант в ходе его профессиональной подготовки к будущей деятельности изучает различные циклы учебных дисциплин, как специальных, так и общеобразовательных. Одна из наиболее существенных проблем в профессиональной деятельности учителя: уметь обобщать, интегрировать полученные ранее знания и умения в некие целостности, используемые по мере надобности в соответствующих учебно-образовательных ситуациях.
Методическая компетентность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДШИ характеризуется владением различными методами и приемами обучения, умением применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам.
Основные цели педагогической деятельности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин:
1.Воспитание устойчивого интереса к образованию и в том числе с помощью современных методов, онлайн ресурсов, и программ.
2.Создание условий для активизации природных творческих задатков каждого ребенка, и их развития.
3.Формирование личности учащихся способной к самоактуализации, т. е. – это полное использование талантов, способностей, возможностей.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность. Достижение всех этих целей возможно лишь при решении следующих задач:
1.Углубление теоретических знаний обучающихся по преподаваемым дисциплинам.
2.Развитие умений и навыков обучающихся.
3.Включение обучающихся в активные коллективные формы учебного взаимодействия, и это очень сильно влияет на развитие музыкальной и общей культуры детей, здесь свойственны следующие положительные особенности:
1.В коллективной деятельности, ребёнок раскрывается перед руководителем и сверстниками, его обучить и направить, легче изучить.
2.Участие в общем деле формирует у ребёнка умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество голоса и слуха, певческие умения и навыки), так и поведенческие.
3.В процессе коллективного творчества развиваются самостоятельность, инициатива и другие волевые качества, музыкальная деятельность переключает внимание ребёнка на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива.
Для успешной реализации поставленных задач по теоретическим дисциплинам мною разработаны рабочие программы согласно Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программам в области музыкального искусства, утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 162, Рекомендаций Министерства культуры РФ по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, проектами примерных программ по сольфеджио и Элементарной теории музыки для ДШИ Института развития образования в сфере культуры и искусства (г. Москва, 2012 г.).
Для повышение профессионального уровня преподавателю музыкально-теоретических дисциплин необходимо:
1.Обобщать и систематизировать учебно-методический материал,
2.Работать над совершенствованием и обновлением образовательных программ и учебных комплексов, внедрением и разработкой новых инновационных методик и сервисов (интернет).
3.Совершенствовать систему контроля результатов обучающихся.
4.Проходить курсы повышения квалификации, участвовать в профессиональных конкурсах и фестивалях.
5.Активно участвовать в работе конференций, семинаров, педагогических чтениях, методических объединениях и т.д.
Для осуществления эффективной педагогической деятельности современным педагогам-музыкантам необходимо владеть основами педагогических технологий, а также чувствовать внутреннюю потребность в их постоянном применении и использовании, что означает понимание ими сущности педагогических инноваций, умение осмысливать педагогические инновации в контексте особенностей своего предмета, соотнося их с собственными интересами и достижениями, применять в своей профессиональной деятельности, уметь видеть возможные педагогические осложнения инновационных разработок.
Одной из важных задач теоретического анализа проблем компетентности является понимание того, что ее составляющими являются не только знания и навыки, но и способы педагогического общения, то есть содержание педагогического процесса. Все эти качества и характеристики педагогического труда определяются внутренними, психологическими качествами учителя, его способностями к изменению репродуктивного уровня педагогической деятельности компетентным и эффективным творческим уровнем, способностями к собственному саморазвитию и самоутверждению.