Методическая работа "Основные аспекты искусства аккомпанемента" | Шаронина Галина Юрьевна. Работа №252754
Автор: Шаронина Галина Юрьевна
В статье говорится об образовании акомпанемента ,о его стилях.
Основные аспекты искусства аккомпанемента
Основные аспекты искусства аккомпанемента
Концертмейстерская деятельность на современном этапе требует детального рассмотрения основных составляющих: исторического поля, профессиональной личности концертмейстера, многообразия функций и стилей аккомпанемента, исполнительских, ансамблевых, репетиционных задач. Все эти составляющие безусловно важны для полного понимания специфики концертмейстерской деятельности на современном этапе. Ознакомимся с основными понятиями, которыми будем оперировать на протяжении всего изучения материала.
Концертмейстер — слово немецкого происхождения («konzertmeister» переводится «мастер концерта»). Обозначает лицо, помогающее готовить концертное выступление. Понятие «концертмейстер» многозначно. Как правило, это пианист, помогающий исполнителю разучивать партии и аккомпанирующий ему в концертах. Концертмейстером называют также и первого скрипача оркестра, и музыканта, возглавляющего каждую из групп инструментов оркестра. Существуют два близких по значению термина: «аккомпаниатор» и «концертмейстер». В чем же их разница? Аккомпаниатор (akkompagner) — музыкант, сопровождающий солиста на сцене. Деятельность его преимущественно концертная. Концертмейстер выполняет не только сценическую работу, но и разучивает, помогает солисту в работе над исполнением произведения. Определив значение этих терминов, можно сделать вывод, что концертмейстер имеет более широкий круг обязанностей, следовательно, должен обладать большим количеством умений и навыков, различными знаниями в смежных областях, педагогическим мастерством.
Теперь рассмотрим определение и несколько значений аккомпанемента. Во-первых, это партия инструмента или партии ансамбля инструментов, которые сопровождают сольную партию певца или инструменталиста; во-вторых, это гармоническая и ритмическая опора основному голосу (мелодии) в музыкальном произведении; в-третьих, аккомпанемент — исполнение музыкального сопровождения, искусство которого по своему художественному значению сближается с искусством ансамблевого исполнения. Характер и роль аккомпанемента, несомненно, зависят от эпохи, национальной принадлежности музыки и её стиля. В качестве простейших форм аккомпанемента, часто сопровождающих исполнение народной песни, могут рассматриваться даже хлопанье в ладоши или отбивание ритма ногой. В античной и средневековой профессиональной музыке родственным аккомпанементу явлением было унисонное или октавное удвоение вокальной мелодии одним или несколькими инструментами, а в XV—XVI вв. — инструментальное сопровождение к вокальным полифоническим произведениям, которое в художественном отношении было второстепенным и необязательным. Говоря о формировании аккомпанемента, нельзя не упомянуть о типе многоголосия, характеризующимся разделением голосов на главный и сопровождающие (в отличие от полифонии, где все голоса равнозначны), — а именно о гомофонии. В древней культовой музыке широко использовался принцип гомофонии, где основным был верхний голос, а прочие выполняли функцию аккомпанемента, близкого к аккордовому. С развитием гомофонно-гармонического склада в конце XVI— начале XVII в. аккомпанемент понимается как гармоническая опора мелодии. В то время было принято выписывать лишь нижний голос аккомпанемента, намечая гармонию с помощью цифровых обозначений (генерал-бас, или цифрованный бас). Генерал-бас представлял собой первоначальными тип гомофонного письма в музыке. На усмотрение исполнителя, что, конечно, требовало от него фантазии, дара импровизации, вкуса и специальных навыков, предоставлялась «расшифровка» цифрованного баса в виде аккордов, фигураций и т. п. Со времен Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена аккомпанемент выписывался авторами полностью.
Как отдельный вид аккомпанемент появился во второй половине XIX века, когда большое количество романтической, камерно-инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Концертмейстеры того время были специалистами «широкого профиля»: играли с листа сложные партитуры, транспонировали, читали в различных ключах, аккомпанировали многим инструментам. Со временем универсальность концертмейстера утратилась, уступив место узкой профессиональной специализации.
Рассмотрим некоторые основные навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера:
-Владение пианистическим мастерством -Умение быстро ориентироваться в тексте -Ансамблевое мастерство -Чтение с листа и транспонирование -Знание специфики другого инструмента (голоса)
Итак, какими же специфическими навыками должен обладать пианист-концертмейстер, чтобы работать на высоком профессиональном уровне? Рассмотрим сначала узкие, специальные навыки, затем более общие, но не менее важные.
Пианистическое мастерство
Профессиональные исполнительские качества складываются на основе сочетания чисто пианистических навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и воплощать в конкретном звучании. Пианистическое мастерство многогранно. Это умение на высоком профессиональном уровне исполнить свою партию, в полной мере передать художественный образ, ярко, свободно и убедительно претворить задуманное на сцене. Далее – этапы работы пианиста над своей партией. Исключение любого из них приводит к деформации конечного результата.
1) Анализ произведения для выявления стилистических особенностей и технических трудностей и нахождения средств для их реализации. Сюда же отнесем знакомство с творчеством композитора и историей создания музыкального сочинения.
2) прочтение нотного текста с помощью внутреннего слуха, т.е. зрительный обзор, помогающий установить тональный план, фактуру изложения аккомпанемента, размер, темп, музыкальную форму, особенности партии солиста. Более того, такой анализ дает возможность осознать идейный смысл произведения и отметить особенности его литературного текста (при работе с вокалистами).
3) воспроизведение нотного текста на фортепиано. На этом этапе намечаются элементы фразировки и кульминация сочинения, создаются представления о темпе и динамике. Сначала необходимо проиграть произведение целиком, а потом уже учить его по частям, отдельно выявляя и проучивая трудные места (как правило сложные технически).
4) работа над образом, над идейным содержанием. Поиск подходящих выразительных средств, определение конечного темпа, доработка динамических нюансов, отшлифовка деталей, работа над тембром.
5) подготовка к концертному выступлению. Проигрывание от начала до конца без остановок, продумывание сценических ситуаций, игра под запись.
Чтение с листа и транспонирование
пожалуй, наиболее трудные из навыков. Чтение с листа это проигрывание произведения без предварительной подготовки за инструментом. При этом произведение должно звучать наиболее полно с технической и художественной стороны. В этом навыке сочетаются и хорошее владение пианистической техникой, концентрация, быстрая реакция, умение мыслить наперед и умение грамотного, моментального упрощения нотного текста. Умение мыслить наперёд и упрощение нотного теста наиболее специфичные для этого навыка требования. За счёт чего можно опережать взглядом исполняемые ноты? За счёт их не прочтения. Лишь охватывая взглядом, проскальзывая по нотам, «захватывая» структуру (аккордов), направление (мелодии), а не читая каждую из них, можно добиться непрерывной игры с листа. Упрощение нотного теста: выделить главное и второстепенное, перемещать неудобные аккорды, опускать неважные подголоски и украшения, преобразовывать сложные ритмические рисунки в более простые, собирать фигурации в гармонию. Следует помнить, что упрощения не должны искажать художественный смысл произведения.
Транспонирование на полтона и тон вверх и вниз является также важным навыком концертмейстера. Здесь необходимо: знать гармонические функции и интервальные отношения произведения, легко ориентироваться в тональностях, быстро переключаться в случайных знаках (транспорт на полтона). Чтение с листа и транспонирование навыки практические. Развиваются только на практике.
Умение быстро ориентироваться в тексте связано не только с беглым чтением с листа, но и с умением играть эскизный вариант произведения, охватить вниманием партию солиста, наряду со своей партией. Этот навык значительно сокращает время, затраченное на разучивание нового произведения, позволяет брать в работу большой репертуар, быстро его разбирать. Способы быстрой ориентировки в тексте: деление текста на музыкально-смысловые членения (интонации, мотивы, фразы, периоды (деление по горизонтали), группировка по смысловой принадлежности (мелодия, гармония, главное, второстепенное(по вертикали). Не читать ноту за нотой, а находить комплексы, закономерности. Например, видеть в фигурации гармонию, в басу линию.
Ансамблевое мастерство один из важнейших навыков концертмейстера. Это взаимодействие с другими музыкантами (инструменталистами, вокалистами) для достижения единства художественных намерений в исполнении музыкальных произведений. При этом каждый участник ансамбля несёт свои функции. Солист – ведущая роль, концертмейстер – аккомпанирующая, ведомая. В связи с этим отметим: гибкость в создании гармонического фона, подчинение намерениям солиста, баланс исполнительской свободы.
Знание специфики другого инструмента (голоса) как только концертмейстер вступает во взаимодействие с исполнителем другого инструмента, ему приходится учитывать некоторые моменты, которые никак не связаны с фортепианной игрой, но неизбежны на другом инструменте. Это связано с особенностями звукоизвлечения, силы звука, его протяженности, динамической, ритмической, регистровой специфики. Чем глубже знания, тем профессиональнее аккомпанемент. Также, сюда можно отнести и знания в области музыкальной педагогики.
Помимо узкоспециализированных навыков, концертмейстер должен обладать:
-Художественно-эстетическим вкусом - Исполнительской культурой - Организаторскими способностями (выстраивание рабочего процесса) -Знаниями в области истории музыки (эпохи, стили, композиторы) -Развитой реакцией, концентрацией, установкой на «неожиданность»
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы