Методическая работа педагога дополнительного образования, как составная часть профессиональной деятельности". | Савченко Алеся Михайловна. Работа №345326
Деятельность педагога дополнительного образования немыслима без методического обеспечения. Методическая продукция – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно - экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово - развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей. Методическая работа способствует развитию профессионализма педагога дополнительного образования, носит постоянный характер, позволяет за короткий промежуток времени получить на практике реальные результаты. Именно в учреждении дополнительного образования обеспечивается единство теории и практики в деятельности педагога. Методическую работу педагога дополнительного образования – это целостная система, основанная на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов образовательного процесса конкретного образовательного учреждения. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства педагога, развитие его творческого потенциала.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Районный центр детского юношеского технического творчества»
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Материал подготовила
Савченко Алеся Михайловна
педагог дополнительного
образования
Светлоград 2024
Дополнительное образование является необходимыми компонентом современного общего образования. Профессиональный педагог дополнительного образования в детских объединениях является субъектом педагогического образования, который ориентирован на развитие личностных качеств обучающихся. В связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов, требуется непрерывное совершенствование профессиональных качеств специалистов. Специалист в области дополнительного образования детей, кроме специфики своего вида деятельности, должен понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования. От современного педагога дополнительного образования требуются знания основ психологии личности и социальной психологии, сущности и проблемы обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования, культурологических принципов образования, влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий обучающихся. Профессионального педагога дополнительного образования характеризует: широкая общая культура, основательная педагогическая и профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, постоянная работа над собой, нравственность, авторитет и педагогический такт, творческий характер педагогической профессии. В условиях все более возрастающей роли дополнительного образования детей педагог занимает ключевую позицию в образовательной деятельности. От уровня профессиональной компетентности педагога, его творческого потенциала зависит качество образования обучающихся, конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных услуг. Деятельность педагога ответственна, сложна и многогранна. Поэтому он должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образования обучающихся:
- применять современные образовательные технологии в деятельности;
- организовывать среду, способствующую развитию творческих способностей обучающихся;
- уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность;
- уметь мотивировать обучающихся, включать их в разнообразную деятельность.
- уметь проектировать учебную деятельность, направленную на развитие личностных качеств и компетенций обучающихся;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями, уметь применять их на занятиях.
Одной из профессиональных компетентностей педагога дополнительного образования как оптимального сочетания методов профессиональной педагогической деятельности является методическая компетентность, которая требует от педагога активной методической деятельности. Методическая деятельность педагога дополнительного образования является необходимым и обязательным условием в соответствии с современными требованиями профессионального стандарта педагога дополнительного образования. Методическая деятельность – самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения. Она включает в себя всю работу по подготовке к учебному году, к проведению учебных занятий, которая включает создание педагогических проектов и всего сопровождения к ним, дидактического и методического.
Виды и формы методической деятельности педагога дополнительного образования
Вид методической деятельности - это осуществление планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности педагога дополнительного образования относятся:
- анализ учебно - программной документации, методических комплексов;
- методический анализ учебного материала;
- планирование системы учебных занятий теоретического и практического обучения;
- моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на учебном занятии;
- разработка методики обучения по предмету;
- разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
- управление и оценка деятельности обучающихся на учебном занятии;
- рефлексия собственной деятельности при подготовке к учебному занятию и при анализе его результатов.
Формы методической деятельности педагога дополнительного образования – это все многообразие организационных форм методической работы в учреждении дополнительного образования:
- коллективные формы методической работы (педагогический совет, научно-практические педагогические конференции, педагогические чтения, конкурсы педагогического мастерства, выставки, лектории, работа над единой методической темой и другое.);
- групповые формы методической работы (заседание творческих групп, педагогические мастерские, экспериментальные лаборатории, творческие отчёты педагогов, теоретические семинары, семинары-практикумы и другое);
- индивидуальные формы методической работы (стажировка, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование).
Индивидуальные формы методической работы заключается в самостоятельной работе педагога над повышением теоретического уровня знаний, совершенствованием методического мастерства. Поэтому эта форма методической работы педагогов является составной их самообразования. Содержание ее охватывает систематическое изучение, психолого-педагогической, научной литературы, участие в работе методических объединений, семинаров, конференций, разработке отдельных проблем, связанных с совершенствованием учебно-воспитательной работы, проведение экспериментальных исследований, подготовку докладов и т.д. Основу методической системы педагога составляет программно - методический комплекс обеспечения учебной дисциплины, к которому относятся учебная программа по предмету (с внесенными при необходимости коррекциями), календарно-тематическое планирование (с указанием тем, количества часов на изучение определенной темы и раздела, видов деятельности обучающихся, дидактического материала.
Программно
- методический комплекс педагога дополнительного образования.
Существует три основных вида методической продукции, которыми педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности:
- информационно - ознакомительная;
- организационно - инструктивная;
- прикладная.
К информационно - ознакомительной методической продукции относятся: аннотация, бюллетень, газета, газетное издание, вестник, информационно-методическая выставка, листовка, листок, методический информационный справочник, методический комментарий, методическое описание, описание педагогического опыта работы, портфолио, рекомендательный библиографический список (указатель), реферат, реферативное издание, реферативный журнал, реферативный сборник, рецензия, сводный реферат, словарь. Данный вид методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснению приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.
Организационно - инструктивная методическая продукция предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел
К организационно - инструктивной методической продукции относятся: инструктивно-методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методические указания по решению организационных вопросов, сборник материалов (тезисов докладов) научно-практической, методической конференции, семинара, «круглого стола»; тематическая папка, методическое пособие, мастер-класс.
Прикладная методическая продукция - вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.
К прикладной методической продукции относятся: сценарий, тематическая подборка, каталог, методическая тема (проблема), карточки, тестовые задания, графики (диаграммы), схемы, рисунки, фотографии, иллюстрации, видеоролики и т.п.
Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.
Разработка программно-методического обеспечения деятельности педагога дополнительного образования детей является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Именно в учебно-методическом комплексе каждый педагог-практик может задать стандарты содержания и качества образования обучающихся и технологию определения результатов образования. Таким образом, создание учебно – методического комплекса педагогами дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества образования.
Заключение
Деятельность педагога дополнительного образования немыслима без методического обеспечения. Методическая продукция – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно - экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово - развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей. Методическая работа способствует развитию профессионализма педагога дополнительного образования, носит постоянный характер, позволяет за короткий промежуток времени получить на практике реальные результаты. Именно в учреждении дополнительного образования обеспечивается единство теории и практики в деятельности педагога. Методическую работу педагога дополнительного образования – это целостная система, основанная на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов образовательного процесса конкретного образовательного учреждения. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства педагога, развитие его творческого потенциала.
Список литературы
Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: Материалы Национальной контент-платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019 г.), - Мичуринский государственный университет, 320 стр., 2019.
Алексеев С. Г., Алексеева Т. Ю.,
Антилогова
Л. Н., Артамонова Н. Н.,
Асриев
А. Ю., Вишняков И. А., Вишнякова Т. Н.,
Втюрина
О. С., Диких Э. Р., Дроботенко Ю. Б. Ценностно-смысловые ориентиры
деятельности педагога в условиях цифрового общества: монография. - Омский государственный педагогический университет, 400 стр., 2022.
Иванушкина Н. В.,
Щипова
О. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Учебное пособие. - Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва, 80 стр., 2021.
Тенденции развития образования. Глобальные вызовы и неравные возможности: материалы XVIII ежегодной Международной научно-практической конференции (Москва, 18–20 февраля 2021 г.). - Издательский дом "Дело"
РАНХиГС
, 292 стр., 2021.
Электронные образовательные ресурсы
http://dopedu.ru/
http://met-udod.ru/
http://dop-obrazovanie.com/
http://dop-obrazovanie.com/
http://tehnology-ydod.narod.ru/
http://www.school.edu.ru/catalog.asp
http://dopedu.ru/
http://fcior.edu.ru/
http://pedsovet.org/m/
Методическая работа является неотъемлемым элементом педагогической деятельности. Педагог осуществляет методическую работу с целью систематического:
обобщения, осмысления собственного профессионального педагогического опыта;
углубления теоретической и педагогической подготовки;
непрерывный рост профессионального мастерства.
Выделяют такие Функции методической деятельности, как:
-аналитическая- изучение обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, объективную оценку полученных результатов. Выявляя плюсы и минусы проделанной работы, определяют имеющиеся проблемы, разбираются в том, какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов, что нужно изменить и формулируют цели и задачи на новый учебный год.
-проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности; ( дополнительных образовательных программ),
- конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором учебной информации), представление форм предъявления учебного материала;
- нормативная, способствующая выполнению требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;
- исследовательская. Изучение и анализ передового педагогического опыта, что в конечном итоге способствует совершенствованию методики преподавания образовательного курса.
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Разработка дополнительной общеразвивающей программы.
2. Корректировка готовой ДОП.
3. Разработка планов практикумов, мастер-классов, практических и лабораторных занятий.
4. Разработка и проведение открытого занятия.
5. Составление контрольных вопросов, заданий, в том числе тестовых.
6. Создание учебных пособий, альбомов.
7. Написание методических рекомендаций, в которых освещаются вопросы конкретной методики преподавания.
8. Написание методических разработок , которые подробно излагают вопросы изучения отдельных тем учебных программ, сценарии проведения различных видов занятий с применением современных технологий обучения.
9. разработка видов и форм контроля ЗУН.
Таким образом, результатом методической работы является создание методического обеспечения учебной дисциплины:
- учебных программ;
- комплексов заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на занятиях.
Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях педагогических советов, на научно-методических конференциях, в периодической печати, участие в конкурсах и т.д.
Частью методической деятельности педагога дополнительного образования считаю также подготовку учеников к конкурсам. У меня сложился четкий алгоритм в данном направлении:
1. Тщательное изучение положения о конкурсе (цель, участники, требования, критерии оценки)
2. Определение учащихся, имеющих достаточную подготовку и желание принять участие в конкурсе. Эта работа проходит через наблюдения в ходе занятий.
3. Изучение материала по направлению и тематике конкурса (подбираю образцы работ, иллюстрации и т.д.)
4. На данном этапе мотивирую ребенка на участие в конкурсе – рассказываю о конкурсе, основных этапах и условиях участия в нем. Совместно с ребенком выясняем, что по этой теме он знает, как ее видит, какие образы, мысли приходят к нему. После этого знакомлю с отобранными примерами работ.
5. Разработка эскиза работы (или темы, если это проектная деятельность) и планирование работы.
6. Продуктивная деятельность по воплощению замысла.
Здесь стараюсь не ограничивать ребенка выбором техники выполнения и материалами – конкурсная работа может быть в виде мягкой игрушки, панно, композиции из различных материалов и т.д. Главное, это оригинальность замысла, интересный или нестандартный подход в решении темы, качественное и максимально самостоятельное выполнение работы.