Методическая разработка " Работа с леворукими детьми" | Мустафаева Елена Юрьевна. Работа №339812
«Леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но изменить его суть нельзя».
В данной статье описаваются особенности леворукости , побраны игры и задания, направленные на всестороннее развитие леворуких детей 6,7 летнего возраста
по работе с леворуким детьми
6-ти, 7-ми летнего возраста
Автор: учитель начальных классов
Мустафаева Елена Юрьевна
Введение
Леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Преимущественное владение рукой зависит не от хотения ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только ведущую руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но изменить его суть нельзя.
М. М. Безруких
В современной науке пока нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Еще не до конца открыты загадки ее происхождения, мы мало знаем о физиологических и психологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-либо отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.
Любой человек в этом мире индивидуален, не похож на другого. Отличий можно найти очень много, начиная с физиологических особенностей и заканчивая социальными признаками. Загадкой, притягивающей внимание на протяжении уже нескольких веков, является левшество. Считается, что левша – это человек, пишущий, рисующий, а также выполняющий какие-либо действия левой рукой. На самом деле левшество только леворукостью не ограничивается. Существует и левоногость, и левоухость, и левоглазость – то есть доминирование и предпочтение в работе, и каких-либо действиях именно левых парных органов человеческого тела.
Как показывают исследования, органы, дублирующие сами себя, развиты неодинаково, один является доминирующим. Преобладание левой части над правой называется левшеством. Оно бывает сенсорным (касающимся органов восприятия), а бывает моторным. Леворукость является частным случаем моторного левшества.
Леворукость бывает генетически обусловленная, компенсаторная и вынужденная. Генетически обусловленная леворукость передается по наследству, компенсаторная встречается в том случае, если левое полушарие по каким-либо причинам не может взять на себя управление правой рукой, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Вынужденная леворукость возникает в результате серьёзной травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками.
Специализация полушарий подразумевает, что любая деятельность делится между ними. Левое полушарие отвечают за логику, анализ, абстрактное мышление, понимание и воспроизведение речи, письма, счета. Правое полушарие отвечает за эмоции, интуицию, музыкальное и художественное творчество, образное мышление. Правополушарные дети эмоциональны, мечтательные, восторженные, им по душе гуманитарные науки. Нарушение или недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, зрительно-моторных координаций, речевые нарушения, повышенный уровень тревожности, сниженные адаптивные способности – вот перечень трудностей испытываемых левшами.
Незнание взрослыми организации деятельности мозга привело к такому направлению в образовательном процессе, как насильственное переучивание. Наше общество стремилось сделать леворуких детей такими как все, выровнять, гармонично развить… И хотя в 1985 году Министерством здравоохранения выпущены методические рекомендации о запрете переучивания левшей и о снижении требований к их каллиграфии, случаи переучивания имеют место быть и сейчас.
Насильственное переучивание осуществляется задолго до поступления ребенка в школу, а именно, в семье. Ребенку еще в коляске дают погремушку в правую руку. Ложку и карандаши суют в ту же руку еще в полутора - двухгодовалом возрасте, тем самым как бы перекладывая врожденные функции правого полушария в левое, в котором нет проекционной базы для тонких движений пальцев и речевых движений.
Ещё в 1948 году русский ученый Е.А. Аркин назвал физиологической ошибкой переучивание детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний, из-за игнорирования природной направленности и одаренности натуры.
Насильственное переучивание служит мощным стрессогенным фактором, формой давления праворукой среды (декстра-стресс), подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей принцип природосообразности. Понижение самооценки, повышение уровня тревожности, нарушение речи, снижение эмоциональной устойчивости, стимуляция негативных чувств, нарушение психического состояния ребенка – вот перечень нарушений отрицательного воздействия декстра-стресса на состояние ребенка.
В настоящее время наблюдается стремительный рост популяции людей с доминированием правого полушария. Так, еще 2-3 десятилетия назад говорили о 6 – 9 % леворуких россиян по отношению ко всему населению, сейчас он составляет 10 – 1 2% (здесь учитывался только один показатель левшества).
Если брать общемировую картину, то левшами оказываются больше половины населения. По результатам последних исследований чистые стопроцентные правши составляют примерно 38% (среди москвичей – 15%).
Основной целью работы является желание помочь взрослым понять, что леворукость – это не патология и не недостаток развития, не каприз или упрямство ребенка, а индивидуальная особенность, которой его одарила природа. Леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому что он леворукий, а потому что он, как и любой ребенок неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой. Сколько слез проливают миллионы леворуких детей во всем мире, когда взрослые ругают их из-за неправильной руки! Какой колоссальный стресс они испытывают! Считаю, что проблемой является не леворукость, а стереотипное однолинейное мышление людей, среди которых приходится жить обыкновенным левшам, чьи особенности и способности еще не до конца раскрыты. Бездействие и нежелание взрослых учитывать психологичяеские особенности левшей при организации педагогического процесса.
Положительный психолого-педагогический эффект в работе с леворукими детьми будет достигнут только в том случае, если семья, детский сад и школа будут взаимодействовать между собой, образуя детско-взрослое сообщество, основанное на понимании, доверии, уважении, учете особенностей и способностей маленьких левшей.
Работа потребует от вас напряжения и выдержки, ведь положительные результаты появятся не сразу. Следует помнить, что:
- занятия должны быть систематическими, лучше ежедневными, но их общая продолжительность не должна превышать 30 минут;
- во время занятий должен сохраняться ровный и спокойный тон;
- не забывайте похвалить ребенка, если не за успех, то хотя бы за старание;
- успокойте и подбодрите ребенка в случае неудачи, чтобы он был уверен в вашей поддержке;
- никогда не занимайтесь с ребенком, если он устал, плохо себя чувствует, болен;
- старайтесь организовать работу с ребенком так, чтобы одновременно уделялось внимание разным сторонам его развития;
- при общении с ребенком всегда эффективнее придерживаться тактики совета, а не беспрекословно выполняемого приказа;
- не допустимы упреки, так как они рождают страхи перед неудачей, неуверенность.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕВОРУКОСТИ:
Первое задание - рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: я не умею, у меня не получится. Можете успокоить малыша: Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся. Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался и не отвлекался при выполнении задания, правильно сидел.
Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.
Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.
Третье задание - построить колодец из палочек. Сначала из палочек
строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.
Четвертое задание - игра в мяч. Нужен небольшой мяч (теннисный),
который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо
перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.
Пятое задание - вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если
размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание
можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки
(10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.
Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола
перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой. Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.
Шестое задание - нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.
Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое задание - развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей
считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный, и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.
Девятое задание - построить из кубиков дом, ограду и т. п.
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:
Задание
Левая рука
Обе руки
Правая рука
1.
+
2.
+
3.
+
Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу Левая рука, при предпочтении правой — в графу Правая рука. Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу Обе руки. Десятое задание — для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу Левая рука, если нет — в графу Правая рука. Если вы получили больше семи плюсов в графе Левая рука, то ребенок скорее всего леворукий.
Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе Левая рука за задания 2 – 9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе Правая рука, то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.
А используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: какую руку чаще использует, той пусть и пишет. Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: графическое функциональное превосходство (т. е. бывают графические левши и графические правши) и бытовое функциональное превосходство.
Исследования французских ученых показали, что в 90 % случаев графические левши оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.
Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.
Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. Причиной использования приписьме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.
УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Внешне маленький человек в образовательном учреждении учится, на каждом занятии получает определенные знания и навыки, а на самом деле он продолжает жить, расти, развиваться по принципу природосообразности. И в зависимости от того, как осуществляется его обучение, происходит наращивание потенциала или наоборот, увеличение числа проблем.
Было выявлено в процессе неоднократных наблюдений за леворукими детьми, что для них не подходит сухое абстрактное последовательное изложение материала с неоднократным повторением. Их память непроизвольна и лучше запоминает яркий образ. Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому постоянно должна быть проблемная ситуация. Объяснение нового теоретического материала лучше проводить на практических занятиях, активно используя интонационные возможности речи, сопровождая их зрительным подкреплением.
Есть мнение, что для левшей характерно лучше опознание вербальных стимулов, чем невербальных, поэтому дети хуже справляются со зрительно- пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении же часто используются модели, схемы, которые могут быть трудны для этих детей, т.к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ. И здесь следует оговориться: лучшее понимание словесных инструкций свойственно, по-видимому, не всем левшам. Во всяком случае, те леворукие дети, у которых отмечается задержка речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левого полушария мозга), будут не только испытывать трудности формирования навыков письменной и устной речи, но у них неизбежны трудности восприятия (понимания) речи.
Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия характерны для многих леворуких детей. Особенно трудны для них задания мысленного манипулирования фигурами. Для них может оказаться трудным совсем простое, на взгляд взрослых, задание : скопировать фигуру, особенно несколько фигур, расположенных в определенном сочетании, срисовать схему и т.п.
Левши не только по-иному пишут, но и воспринимают мир и мыслят иначе, из-за доминирования правого полушария. Левое полушарие отвечает за логику, анализ и абстрактное мышление, оно служит для понимания и воспроизведение речи, счета, письма. Правое полушарие воспринимает мир живо, красочно, образно, целостно. Оно отвечает за эмоции, интуитивные способности, умение объединять разрозненные части в единую систему – синтезировать. У лиц с высокими функциональными возможностями правого полушария в период адаптации наблюдается высокая работоспособность, устойчивость к сердечно - сосудистым заболеваниям и болезням печени.
Возникновение конфликтов во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя выделяют повышенную эмоциональность левшей (они быстро и по пустякам обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников). Наблюдения показали, что у леворуких детей есть склонность к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Об особенностях адаптации леворуких детей вот, что пишет М.М. Безруких: Им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерна повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у левшей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов. Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение, оно для них служит источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются.
Методом проб и ошибок удалось выработать подход к обучению этой непростой категории детей. Практические советы, позволяющие предупредить трудности школьной адаптации, будут сформулированы далее.
Что всегда следует помнить взрослому, обучающему левшу?
Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, не должна стать предметом упреков. Левшу нельзя торопить, в суете, он может наделать массу ошибок или остановиться совсем. В ситуации стресса ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится. Не следует напоминать о прошлой неудаче – будет новая.
Необходимо создать здоровую, доброжелательную атмосферу во время занятий, призванную успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных детей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех. Любые межличностные конфликты могут существенно повлиять на результаты интеллектуальной деятельности левши.
Следует каждый раз учитывать повторяемую причину левшества – иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности ребенка. Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, не взирая на возраст. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест педагога, если взрослый не объясняет себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие к верному решению.
Необходимо использовать пошаговую подачу материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной обработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма.
Для леворуких детей не подходит сухое абстрактное изложение материала с неоднократным повторением. Их память непроизвольна и лучше запоминает яркий образ. Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому постоянно нужна проблемная ситуация. При объяснении нового материала необходимо использовать интонационные возможности речи, сопровождая их зрительным подкреплением.
Не следует учить курсивному письму леворуких детей;
Желательно не предлагать леворуким детям проверку на скорость чтения. Если этого нельзя избежать в силу требований определенного учреждения, то можно проверять скорость чтения в более спокойной обстановке, когда ребенок останется только с учителем наедине. Нужно помнить, что любая эмоция только ухудшит процесс чтения.
Сидеть леворукий ребенок должен так, чтобы его не толкали под руку, значит за столом слева. Расположение стола должно соответствовать его ведущему глазу и уху. Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между столами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего.
Левши живут чувствами, а не разумом. При всей хваленой интуиции их легче обмануть, они верят людям только потому, что сочинили их образ.
Главное - понять
( советы для родителей от М. М. Безруких.)
Не все родители готовы работать с ребенком, не все умеют быть доброжелательными, спокойными, выдержанными. И все же никто, кроме родителей, не знает лучше своего ребенка. Именно они могут найти самый эффективный подход к нему. Дети не прощают безразличие и нетерпения, холодности и грубости; так же невыносимы для них тотальный контроль, жестокость, бескомпромиссность. Работать с ребенком, учить его гораздо сложнее, чем просто потетёшкаться или исправно исполнять роль всезнающего, всегда правого старшего. Нужно научиться не сердиться на него за непонимание и недоумение.
1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
3. Учитывать повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность леворукого ребенка, быть чутким и доброжелательным. Не воевать из-за частого его упрямства.
4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левшей, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
5. Не рекомендуется пробовать научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4 - 4,5 года и не менять её, даже если качество письма будет не очень удовлетворять вас.
7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
8. При обучении письму используйте Прописи для леворуких детей. Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с ними – эта работа облегчит ребенку распознание букв и процесс обучения чтению.
10. Не предъявляйте завышенные требования к своему ребенку и не противопоставляйте его другим детям. Хвалите и поощряйте за успехи.
11. Если вы заметили у своего ребенка пониженный фон настроения, опасения или страхи, снижение аппетита, утомляемость, частые головные боли необходимо обратиться за помощью к специалисту.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ, ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, РЕЧИ.
Зрительно-пространственное восприятие, зрительная память, зрительно-моторные координации - значимые и взаимосвязанные компоненты функционального развития ребенка. Возможно, нарушение именно этих компонентов является главной причиной трудностей формирования навыка чтения, которые характерны для значительной части левшей.
С нарушениями зрительно-пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно моторных координаций в большинстве случаев связаны трудности обучения письму, которые отмечаются у леворуких детей.
Все вышесказанное определяет необходимость:
Выделить как можно раньше нарушения зрительного восприятия и зрительно-моторных координаций;
Провести специальную работу по компенсации этих особенностей функционального развития на этапе подготовки к обучению в школе.
Освоение пространства тесно связано не только с развитием моторики и координации движений, но и с будущим обучением письму и основам математики.
Психомоторное развитие ребенка является базальным уровнем для дальнейшего психического развития как основы полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды. Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая, или мелкая, моторика) происходит медленнее, т.к. в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации.
Для успешного овладения школьными навыками ребенку необходимо иметь хорошо развитую тонкую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать и чувство усталости, и напряжение, и нарушения при формировании почерка. Овладение ребенком сложными видами двигательных умений создаст необходимые условия не только для процесса школьного обучения, но и для будущей трудовой деятельности.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречаются у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
формирование зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы);
выделения и различия геометрических фигур, замена сходных по форме (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник);
копирования;
неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы;
зеркальное написание;
очень медленный темп письма.
Практический материал представленный далее поможет развить у леворуких детей мелкую моторику рук, зрительно – пространственное восприятие, зрительную память, зрительно – моторные координации.
Чтобы правильно планировать занятия и распределять нагрузку, необходимо знать особенности детского восприятия:
- в 5-6 лет дети умеют планировать свою деятельность, могут сосредоточенно, не отвлекаясь работать 10 – 15 минут;
- способны одновременно выделять, сравнивать, классифицировать, могут проводить попарное сличение;
- детям доступны точные и координированные движения, они могут шнуровать ботинки, завязывать шнурки бантиком, застегивать мелкие пуговицы;
- они хорошо рисуют, правильно и точно (соблюдая размеры, пропорции, соотношение штрихов) копируют геометрические фигуры и их сочетания, хорошо различают наклонные, вертикальные и горизонтальные линии;
Пальчиковая гимнастика
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, дают возможность детям ориентироваться в понятиях вправо, влево, вверх, вниз. Пальчиковая гимнастика вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Знакомство с пальчиками
Девочки и мальчики,
Разомнем-ка пальчики.
Первый палец – боковой,
Называется большой.
Третий палец - посередине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвёртый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Как и в семье, братец младший –
любимец,
По счету он пятый,
Зовется мизинец.
Цепочка
Пальчики перебираем –
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальчики левой руки сложить в колечко. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки.
Собака
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Левую (правую) ладошку поставить на ребро, тыльной стороной к себе. Большой пальчик поднять вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Попеременно опускать и поднимать мизинец.
Змейки
Представить, что пальцы рук – это маленькие змейки. Они могут двигаться: извиваться, вращаться направо, налево, снизу вверх и сверху вниз.
Необходимо проделать упражнение для каждого пальчика отдельно.
Обратные колечки
В такт счету совершать одновременные разнонаправленные движения левой и правой рукой: левой рукой смыкать большой палец поочередно со средним, безымянным пальцем и мизинцем, а правой, соответственно, - с безымянным, средним и указательным пальцами.
Затем следуют движения в противоположном направлении.
Шарик
Надуваем быстро шарик –
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук – в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них – при этом пальчики принимают форму шара. Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.
Поклон пальчиками
Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.
Упражнение выполняется сначала одной, затем – другой рукой.
Карандаши
Положить на стол 10 – 15 карандашей, затем собрать по одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Так же, по одному, выложить карандаши на стол.
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем – другой.
Усвоив несколько пальчиковых игр, дети будут стараться сами придумать собственную инсценировку на знакомые стихи и песни. Можно предложить оформить их игры разнообразными мелкими предметами.
Не следует забывать о регулярных занятиях с пластилином, глиной, тестом, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Так же рекомендуется нанизывание бусинок на нитку, завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание обеими руками пуговиц, кнопок, крючков, аппликации с использованием крупы и т.д.
Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга. Которые в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Расскажем сказочку
Цель: Отрабатывать у детей умение различать вверху, внизу, слева, справа, между; развивать мелкую моторику, закреплять представление о величине; упражнять в зрительно – моторной координации.
Ход работы: Показать картинку с изображением теремка, спросить, кто и где в нем живет. Предложить в окошечках нарисовать животных, затем рассказать сказку.
Примечание: Сначала ребеами, цветными полосками, мелкими игрушками).
Цель: Продолжать развивать моторно-слуховую, зрительную память, тонкокоординированные движения рук, речь; упражнять в развитии игрового замысла.
Ход работы: Упражнение проводится аналогично предыдущему, но предусмотрены некоторые усложнения: группы предметов дети выкладывают сами из цветных полосок или палочек с опорой на схему или словесную инструкцию. Затем расставляют игрушки в нужных ориентирах.
Раскрась фигуры
Цель: Продолжать учить определять: где правая (левая) стороны; где середина; что находится справа (слева); где правый верхний (нижний) угол, где левый верхний (нижний) угол.
Ход работы: Предложить лист бумаги с изображением на нем геометрических фигур. Предложить ребенку рассказать, где какая фигура находится, и раскрасить их.
Примечание: Далее можно дать только словесную инструкцию о расположении фигур, а ребенок выполняет.
Повторялочки
Цель: Развивать зрительно - пространственное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.
Ход работы:
1. Лист бумаги разделен на две части сверху вниз. На левой стороне изображены фигуры. Предложить ребенку на правой стороне срисовать фигуры и заштриховать правые (левые) части этих фигур. Попросить ребенка посмотреть на рисунок и запомнить, что на нем нарисовано. Потом убрать рисунок и предложить воспроизвести то, что запомнил. Далее сверить с образцом.
Логические цепочки
Цель: Развивать координацию движений глаз – рука, умение работать в установленном порядке; упражнять в сохранении линейности и ритмичности, соблюдении интервала; закреплять знания о геометрических формах и величине.
Ход работы: Перед ребенком разлинованный лист с контурами геометрических фигур разной величины, расположенных в определенном порядке. Предложить ребенку продолжить фигурный ряд точно по образцу, выполнять задание аккуратно и быстро.
Примечание: Предложить ребенку составить начало своих рядов и быстро их продолжить. Ребёнок может составлять логическую цепочку не только из геометрических фигур, но и из различных предметов. Разложи ягоды и фрукты на тарелочки
Цель: Продолжать отрабатывать умение различать внизу – вверху, слева – справа; развивать моторно – слуховую память, закреплять знания о цвете и величине.
Ход работы: Предложить рассмотреть узор на тарелочках, продолжить его, назвать их расположение на листе бумаги. Далее дать словесную инструкцию: в верхней тарелочке лежат синие сливы, в правой - апельсины, в левой лежат красные яблоки, в нижней тарелочке лежит зеленый виноград. Предложить ребенку изобразить эти ягоды и фрукты, используя в работе цветные карандаши.
Примечание: Если ребенок не запомнил инструкцию, то можно повторить её ещё один раз. Далее можно усложнить задание: предложить в верхнем правом углу нарисовать груши, в верхнем левом углу ананас, в нижнем правом углу гранат, в нижнем левом углу нарисовать лимоны.
Дедушка Мороз выбирает подарки
Цель: Продолжать развивать зрительно – пространственные представления, знание геометрических фигур, воображение, аккуратность в работе.
Ход работы: Поговорить с ребенком о новогоднем празднике.
Предложить лист бумаги в центре, которого изображен Дед Мороз, сверху и снизу, слева и справа, пустые полки. Предложить ребенку расставить (нарисовать) подарки на полки в следующем порядке: на полке вверху подарки треугольной формы, на полке справа овальной формы, на полке внизу круглой формы, на полке слева квадратные и прямоугольные подарки.
Примечание: далее можно попросить ребенка по – разному заштриховать подарки, нарисовать бантики и раскрасить их.
Клоун с воздушными шарами
Цель: Развивать четкость и точность мелких движений руки; отрабатывать умение различать слева – справа – между; развивать творческое воображение, речь.
Ход работы: Предложить дорисовать на картинке незаконченную нижнюю (правую) часть, закончить штриховку. Далее попросить раскрасить воздушные шары, изображенные над головой клоуна так, чтобы самый большой шар оказался между зеленым и оранжевым, а оранжевый над синим. Предложить раскрасить самый большой шар по своему желанию.
Примечание: далее ребенок может дополнить картинку различными предметами по желанию. По окончанию работы попросить рассказать о том, что нарисовал и почему.
Спрятанные треугольники
Цель: Развивать зрительно - моторные координации у ребенка, умение сохранять линейность фигур.
Ход работы: показать лист бумаги с изображение нескольких, пересекающихся между собой фигур. Предложить найти спрятанные треугольники и заштриховать их фломастером.
Примечание: аналогичное задание можно провести и с другими фигурами
Дорисуй фигуру по образцу
Цель: Развивать зрительное восприятие, быстроту и правильность выполнения.
Ход работы: предложить лист бумаги с образцами и недорисованными фигурами рядом, попросить закончить фигуры согласно образцу.
Поиграем с фигурами
Цель: Развивать зрительное - пространственное восприятие; способствовать концентрации внимания.
Ход работы: вырезать вместе с ребенком геометрические фигуры из цветного картона, предложить из них сложить фигуру согласно образцу, определить их направление.
Примечание: дети могут придумать свои фигуры и выложить их.
Куда летят они? Куда они плывут?
Цель: Продолжать отрабатывать умение различать вверх – вниз, влево – вправо; развивать моторно – слуховую память, тонкокоординированные движения рук; совершенствовать навыки штриховки и раскрашивания.
Ход работы:
1. Ребенку предлагается картинка с изображением аквариума с рыбками, плывущими в разных направлениях. Нужно рыбок, плывущих налево раскрасить желтым цветом, а рыбок, плывущих направо красным цветом.
Ребенку предлагается картинка с изображением бабочек. Нужно дорисовать бабочкам крылья, заштриховать или разукрасить их. Стрелочками показать направление их полета: желтые летят влево, зеленые летят вверх, розовые летят вниз и синие летят вправо.
Поиграем на ковре
Цель: Развивать у детей представления о пространственном расположении предметов на плоскости, зрительную память, быстроту движений.
Ход работы: Предложить ребенку встать на середину ковра, обозначить это место обручем. Обратить его внимание на игрушки и геометрические формы, которые находятся в коробке рядом с ним. Дать задание расставить эти предметы в разные части ковра по словесной инструкции. Например: зайчонка ,пожалуйста, поставь в верхний левый угол, а медвежонка в нижний левый угол; между ними на середине поставь куб и т.д.
Примечание: Нацеливать на то, что работать желательно быстро, без ошибок.