Методическая разработка: деловая игра «Познай себя» | Мой кабинет. Работа №354153
Данная методическая разработка деловой игры, направлена на формирование мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, на осознание их влияния на собственную профессиональную деятельность,
осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №193 «Планета будущего»
Деловая игра для воспитателей «Познай себя»
Подготовила: педагог-психолог
Аксенова Алёна Вадимовна
Цель:
Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для работы группы;
- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;
- Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Участники психологического тренинга :
воспитатели и специалисты ДОУ.
Материал и оборудование:
• магнитофон, записи лёгкой, спокойной музыки;
• листочки зеленого, красного, желтого, синего цвета
• средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки);
• лепестки «ромашки» для игры «Личность педагога»;
• карточки к упражнению «Объявление» (репетитор, гувернёр, консультация, центр-развития, обучение);
• тест «Опытный воспитатель» по количеству участников;
• «Золотые рыбки» и контур на ватмане большой рыбы.
Ход тренинга:
1. Приветствие.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о формировании внутренней позиции успешного педагога.
Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
• Доверительный стиль общения;
• Активное участие в происходящем;
• Общение по принципу «здесь и теперь»;
• Уважение к говорящему.
Но для начала давайте поприветствуем друг друга
Игра-приветствие.
Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.
Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
Присаживайтесь пожалуйста на свои места.
Упражнение «Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Обязательно запомните какой цвет листочка вы выберите и приклеите.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
3. Игра «Поменяйтесь местами…»
Вед: Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.
Меняются местами, например, те кто:
-работает всю жизнь в одном учреждении;
-любит свою работу;
-любит яблоки;
-работает педагогом более 10 лет;
-мечтал быть педагогом с детства;
-кто пришёл в юбке;
-сегодня в первую смену;
- у кого первая буква имени Н;
-у кого отчество Михайловна, Анатольевна, Николаевна, Васильевна
2. Основная часть.
1. Упражнение «Личность педагога».
Вед: Я предлагаю разделиться на три (4) группы (участники делятся на три-четыре подгруппы). Подгруппам предлагается на снежинках написать по одному качеству идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога.
Следующая подгруппы отвечает на вопросы:
• С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
• Что вы добавляете в этот список?
Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.
Эмоциональность
В состав этого качества входит:
• интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
• влияние адекватности эмоционального состояния воспитателя на деятельность детей
• уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи педагога.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О» :
• общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
• общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
• общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
Творческое начало личности.
Педагог должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию.
Вроде бы просто: думать, рисовать, читать, заучивать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных занятий, ни остроумных шуток. В результате детям с педагогом неинтересно. хочется. И приговор: «Мне скучно!».
Организаторские способности.
Необходимы как для обеспечения работы самого педагога, так и для создания хорошего детского коллектива. «Я горы вмиг с ребятами сверну. Планировать могу, могу и делать».
Чувство юмора.
Дети любят разных педагогов, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого педагог часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между детьми и педагогами можно было бы предотвратить, умей педагог с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку. «Мне юмор в детстве подмешали в молоко».
Настойчивость, дисциплинированность.
Два эти качества характеризуют развитие воли педагога. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу педагога: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
3. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
1. Воспитатель детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой - промолчать
в) Вода камен точит
Ключ к тесту
Если большинство А) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если Б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.
Если В) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.
4. Упражнение «Волна расслабления»
Под музыку.
Вед: Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.
3. Заключение.
Упражнение «Коробочка желаний»
Чтобы желание исполнилось:
-Загадайте желание и запишите его на листочке;
-Положите их в коробочку и произнесите заклинание:
«У меня сбывается всё, о чем мечтается»
-Волшебная коробочка сохранит энергию вашего желания и совсем скоро оно с будиться.
Дорогие коллеги наш тренинг подошел к концу. Хочу поблагодарить вас, и пожелать, что бы все ваши желания исполнились. Чтобы вам во всех ваших начинаниях сопутствовать удача и успех!
Вед: Всем, всем до свидания!
Обратная связь.
Положить кружок в одну из тарелочек.
1. Понравилось. Было интересно. Много узнали.
2. Есть нерешенные вопросы. Надо подумать.
3. Бесполезно провела время.