Методическая разработка "День славянской письменности и культуры" | Кузнецова Светлана Николаевна. Работа №250799
Автор: Кузнецова Светлана Николаевна
Внеклассное мероприятие знакомит первоклассников с историей создания славянского алфавита. В третьей части занятия ребятам предлагаются загадки и ребусы о буквах русского алфавита.
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Внеклассное мероприятие.
Подготовила и провела учитель начальных классов Кузнецова С.Н.
Оргмомент
.
Дорогие первоклассники! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено двум знаменательным событиям вашей жизни. Вот и подходит к концу первый год обучения русскому языку. В этом году вы познакомились со своей первой книгой – Азбукой, вы научились читать и писать.
Ежегодно 24 мая празднуется День славянской письменности и культуры. Это день святых Кирилла и Мефодия. Он всегда особо почитался русской церковью. В этот день проходит праздничное богослужение, крестный ход. Сегодня мы познакомимся с историей появления русского алфавита. (С.1)
2. Часть 1.
- Сейчас ученики расскажут нам о том, как люди научились писать и читать. (Стихотворение Ефима Ефимовского «О том, как буква стала буквой»)
1. Когда по лесу мамонты мохнатые гуляли,
Не знали люди грамоты и азбуки не знали.
Не было ещё науки
Буквы различать и звуки.
И надумали сперва
Люди «рисовать» слова.
«Это бык. А это яма.
На охоте трое нас».
Назывался ПИКТОГРАММОЙ
Нарисованный рассказ. (с. 2)
2. Вот сменились времена –
И другие письмена.
Век новый исторический –
Стиль ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ.
Система эта хороша,
Но знаков разных груда.
Трезубец вроде буквы «Ша».
(Да, буква Ш оттуда.) (с.3.)
3. А вот письмо на глине
Из углов и линий.
Люди эту глинопись
Называли КЛИНОПИСЬ.
Как будто буквы «Пэ» и «А»,
Но то не буквы, а слова. (с.4)
4. Путь к алфавиту, ох, не прям.
До азбуки вначале
Писали люди по слогам,
Хоть по словам читали.
Наконец-то век настал –
Буквы встали по местам.
5. Все от альфы и до виты
Греческого алфавита.
Азбуку весь мир творил, А Мефодий и Кирилл
Записать решили звуки
По – славянски: АЗ и БУКИ…
АЗБУКУ берёшь ты в руки. (с.5).
Часть 2.
- Создание нашего алфавита связано с именами двух замечательных людей – братьев Кирилла и Мефодия. Они родились далеко от нашей страны, в г. Солоники в Македонии. (С.6)
- Мефодий , старший из восьми братьев, состоял на военной службе. В течение 10 лет он был правителем одной из славянской области, потом ушел в монастырь. (С.7)
-Кирилл был самым младшим из братьев, с младенчества он обнаружил необычайные умственные способности. Под руководством лучших наставников Кирилл изучил многие науки. Он хорошо знал еврейский, славянский, греческий, латинский и арабский языки. Тогда он и получил прозвище «Философ», оставшееся за ним навсегда. (С.8)
- Братья вместе посещали многие земли и многие народы. Их целью было – донести до других народов истинные ценности христианства. (С.9)
- Дни славянской письменности - единственный церковно-государственный праздник в России. Официальный статус он получил в январе 1991 года. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян. (С.10)
- Древний славянский алфавит был труден для быстрого чтения. У букв были сложные начертания, каждая буква имела своё название и толкование. Учить их было трудно, поэтому грамотных людей было мало. Их почитали и уважали. Книги писали от руки. Их создавали по несколько лет. (С.11)
- 19 апреля 1563 года Иван Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. (С.12)
- На Руси первый печатный станок сделал тоже Иван. В историю он вошёл как первопечатник Иван Фёдоров. (С.13)
- Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. (С.14)
- После реформ при Петре 1, а затем и 1918 года из алфавита исчезли некоторые буквы. Осталось всего 33. Этим алфавитом мы пользуемся и сейчас. (С.15)
4. Часть 3. Конкурсы и загадки.
1. Что это такое?
- Без языка, без голоса, всё расскажет. (книга)
- Поймаю гуся, пущу его в воду, буду им водить, он будет говорить. (перо)
- Какая водица только для грамотных годится? (чернила)
- Чёрные, кривые, от рожденья все немые, встанут в ряд – в миг заговорят. (буквы)
2. «Словарные прятки». В каждом слове «спряталось» ещё слово. Найди его. (С. 16-18)
ЛАСТОЧКА, БУСЫ, ЗАДАЧА, ЗЕМЛЯНИКА, ЖАВОРОНКИ, РЫБАК, РАДУГА, ДУБРАВА, ХОРОШО, ВДРУГ, ТЕЛЕВИЗОР, КОНЬКИ, ВЕСЕЛО
3. Загадки про буквы.
Есть она в любом кармане,
В сумке, в комнате, в руке,
Есть в кастрюле, есть в стакане,
И две целых в кошельке.
Без нее не даст корова
Нам парного молока.
Здесь загадано не слово,
А всего-лишь буква... Ответ: Буква К
Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква... Ответ: Буква Ц
Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов! Ответ: Буква Ы
С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться -
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться! Ответ: Буква П
У моей соседки гусь,
Он пугает всех сердито
Этой буквой алфавита,
Но его я не боюсь! Ответ: Буква Ш
У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана! Ответ: Буква Р
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву... Ответ: Буква У
4. Ребусы. (С.19-22)
5. Конкурс скороговорок.
ТЕЧЁТ РЕЧКА – ПЕЧЁТ ПЕЧКА.
ОТЛЕЖАЛ БОЧОК БЫЧОК. НЕ ЛЕЖИ, ВСТАВАЙ, БЫЧОК!
ТОЩИЙ НЕМОЩНЫЙ КАЩЕЙ ТАЩИТ ЯЩИК ОВОЩЕЙ.
ДВА ЩЕНКА ЩЕКА К ЩЕКЕ ЩИПЛЮТ ЩЁТКУ В УГОЛКЕ.
ХИТРУЮ СОРОКУ ПОЙМАТЬ МОРОКА, А СОРОК СОРОК -СОРОК МОРОК.
СШИЛА САША САШКЕ ШАПКУ, САШКА ШАПКОЙ ШИШКУ СШИБ
5. Итог