Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка для педагогов | Мой кабинет. Работа №341871

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методическая разработка на тему: " Методика обучения искусству народного пения участников детского фольклорного коллектива.  Организационно- творческие и методические основы работы  в вокально-хоровом коллективе". Содержит задачи вокально-хоровой работы. Разработана для педагогов дополнительного образования.

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«ДШИ пгт Ильского им. З.Н. Нестеровой»

 

Методическая разработка на тему:

«Методика обучения искусству народного пения участников детского фольклорного коллектива. Организационно-творческие и методические основы работы в вокально-хоровом коллективе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: преподаватель вокально - хоровых дисциплин

Сущева Наталья Александровна

 

 

 

пгт Ильский

2024 г.

Содержание

 

В

ведение

Основная часть

задачи детского фольклорного коллектива

, м

етоды работы

.

в

окально-хоровая работа

ж

анры народной

песни, о

бряды, диалект.

п

остановка песен

, о

сновные требования народной хореографии.

народные игры, р

усские народные инструменты.

Заключение

Список

литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Фольклор всегда был действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. О его большой социально-художественной значимости в духовном развитии свидетельствует возрастающий интерес к богатейшему культурному наследию со стороны всех социальных слоев населения.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы, поговорки - весь богатейший запас художественного народного творчества составлял питательную почву для нравственно-эстетического развития детей.

Для нас педагогов народно-певческие традиции являются фундаментом, на котором строится духовная жизнь каждого человека и усваиваются общечеловеческие ценности.

Данная методическая рекомендация адресуется педагогам дополнительного образования, учителям музыки общеобразовательных учреждений, начинающим руководителям детских фольклорных ансамблей.

Задачи детского фольклорного коллектива. Методы работы.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт, мудрость, знания. Важное место в фольклоре принадлежит песне - величайшему музыкально-поэтическому созданию народного гения. Но для того, чтобы народная песня смогла играть отведенную ей историей важную роль в эстетическом воспитании масс, необходимо наших детей с самого раннего детства окружать народной музыкой.

Современный детский фольклорный ансамбль изучает и пропагандирует подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается от академического открытым, грудным характером звучания, разговорной манерой пения, живым интонированием слова.

Задачи фольклорного коллектива.

Воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значительной области музыкальной культуры.

Изучение и освоение народной песни, ее основных творческих и исполнительских закономерностей.

Формирование художественного вкуса.

Развитие вокального слуха и певческого голоса.

Приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной манере.

Развитие творческих способностей, навыков импровизации.

Существует три пути, по которым народная песня беспрепятственно и навсегда должна войти в душу ребенка:

Первый - включение образцов народно-песенного творчества в начальный период воспитания музыкального вкуса.

Второй - более широкое использование народной песни в хоровой и вокальной работе с детьми.

Третий - слушание народной музыки, активная ее пропаганда по телевидению, в концертах и т.д.

Основные формы проведения занятий:

- Учебное занятие – беседа, на котором излагаются теоретические сведения, рассказ иллюстрируется музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалом. Анализ вместе с детьми. Дети сами задают и отвечают на вопросы.

- Практические занятия, на которых дети разучивают песни, играют в традиционные игры, осваивают основы хореографии, игры на народных инструментах.

- Учебное занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываю концертные номера, развиваю актерские способности детей, провожу необходимый для каждого занятия подготовительный разминочный курс.

- Заключительное учебное занятие, учебное занятие, завершающее тему. Учебное занятие - концерт, обряд. Провожу для самих детей, приглашаю гостей и родителей.

- Самостоятельная работа обучающихся, чтение дополнительной литературы, выполнение творческих заданий.

В работе с детьми в фольклорном ансамбле следует учитывать следующие важные моменты:

Возрастные особенности.

Заинтересованность ребенка. Форма занятий должна быть разнообразной.

Поют все, кто хочет. Нельзя отказывать ребенку, если он не может петь, надо использовать его в играх, плясках.

Вопросы репертуара очень важны.

Репертуар

для коллектива подбирается в соответствии с каждой из возрастных категорий, творческой работоспособности и исполнительских способностей участников.

Репертуар состоит из песен западных и южных областей России, и тех, которые бытуют в местности, с учетом диалектных особенностей регионов. Выбирая песню, следует определить её содержание, жанр, стиль, структуру, форму, эмоциональную окраску, силу психологического воздействия на участников, особенности драматургического развития, возможность художественного исполнения, длительность звучания и исполнительские трудности. Репертуар подбирается как с сопровождением, так и без него. Удобны в работе хороводные песни, игровые, плясовые, календарные песни.

История песен, их традиции. Обряды.

Движения лучше учить на знакомом репертуаре (хороводный шаг, притоп в пляске), чтобы песня и движение дополняли друг друга.

Песни с танцевальными движениями или театральными действиями на начальных этапах развития должны быть простыми в вокальном исполнении, так как внимание детей занято, кроме пения, танцем или игрой.

Главное в занятии - правильно использовать метод драматургии, выстроить занятие таким образом, чтобы кульминация была в конце занятия и эмоциональный уровень восприятия у детей нарастал.

Вокально-хоровая работа

Основные качества детского голоса – легкость, звонкость. Необходимо избегать плечевого дыхания, сосредотачивая внимание на диафрагме. Объяснить детям, из каких понятий складывается качество голоса: тембр, диапазон, ровность звука, техника владения голосом, а не громкость. Процесс пения должен протекать осмысленно. Надо научить детей петь на «опоре» ровным непрерывным звуком, нельзя кричать, нужно тянуть звук, как можно дольше без перенапряжения организма.

Для правильного исполнения народных песен необходимо научить ребенка:

- Проговаривать фразу в разговорной манере;

- Проговаривать эту же фразу нараспев;

- Делать то же самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом;

- Петь мелодию, прерываясь на разговорную речь.

Необходимо объяснять цель и задачу каждого упражнения. Разговорность пения - петь так, как говоришь. Главным моментом, т.е. универсальным в народном вокале здесь тесная взаимосвязь певческого звуковедения с разговорно-речевой интонацией - разговорно-речевая артикуляция. Для пения в народной манере характерно формирование «близкого» естественного звучания - резонирование звука (голос педагога, голос лучших певцов). Упражнения для распевания нацелены на развитие вокального слуха и певческого голоса, на дыхание, звукообразование, дикцию и многоголосного пения (гармонического слуха).

Распевочный материал (учебно-тренировочный)

Дыхательные упражнения (руки на пояс - грудо-брюшное дыхание).

Пение закрытым ртом. Прослушивать по одному. Протяжное произнесение ударных гласных на хорошей опоре. Дыхание при чередовании речевого и певческого звучания.

Воспитание «близкой» единой позиции звука. Звучание всех гласных должно быть совершенно одинаково, как бы в единой манере.

После закрепления навыка пения с высоким позиционным настроем можно постепенно подключать грудное

резонирование при открытом звучании. Ладонь на верхней части груди - рука ощутит вибрацию. При пении следует следить за сохранением высокой позиции звука.

Дикция. Выразительное чтение текста в высокой тесситуре на распев в ритме песни. Скороговорки петь и говорить. Для того, чтобы при пении не «проглатывать» согласные в конце слов нужно переносить их к следующему слову.

Распевание в движении. Унисон.

Чистое интонирование в многоголосии. Нахождение своей партии.

Упражнения на импровизацию: 1)поэтического текста; 2)движений; 3)варьирование музыкального текста.

Импровизировать подголоски. Ярко и выразительно исполнять запев, ощущать пульсацию песни.

Диапазон у детей-народников до 1 - до 2 октавы.

Жанры народной песни. Обряды, диалект.

Русская песня дает богатый и разнообразный материал для воспитания наиболее важных вокально-хоровых навыков (дыхание, звукообразование, дикция).

Для активизации артикуляционного аппарата детей созданы в народе прибаутки, считалки и т.д. Исполнение протяжных песен позволяет выработать четкую дикцию при широкой напевности, приобрести навык «цепного» дыхания, а разучивание хороводных песен - развить легкость и быстроту в произнесении согласных.

В большинстве своем народная песня предполагает исполнение без инструментального сопровождения. Такое пение представляет собой высшую ступень хорового мастерства.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Ведь не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли соседей колядной песней, встречали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обращались к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходили по полям в Троицын день с пением о колоске и березе.

В работе фольклорного ансамбля положительное влияние на музыкальное развитие детей оказывает работа над такими обрядовыми действами:

- постановка элементов композиций, связанных с календарными праздниками зимнего цикла (щедровки, колядки, вождение козы);

- постановка обрядовой композиции «Рождественские посиделки»;

- постановка детской бытовой весенней сценки с элементами весенних забав;

- постановка театрализованного действия «Проводы Масленицы»

- постановка отчетного концерта «Весенний перезвон», обрядовой композиции «Пасха» (игры и забавы во время праздников).

 

Постановка песен. Основные требования народной хореографии.

Огромная работа ведется по изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, - всего того, что постепенно складывается в систему работы фольклорного ансамбля.

Прежде чем приступить к постановке песни (хоровода), нужно знать, как исторически сложилась эта песня, быт, культура этой области России.

Танец — одно из средств самовыражения народа, его истории и быта. Народная песня — синтез музыки, жеста, мимики и танца. Основная задача народной хореографии ансамбля — развить ритмическое чувство, привить навыки хореографической культуры и умение актёрски воплощать песню на сцене, т. е. «играть песню» — исполняя песни с движениями (хороводы, пляски), творчески раскрепоститься в пластике сценического движения, мимике.

Традиционная хореография основана на типовых движениях (для каждого региона существуют свои характерные жесты, фигуры, па, движения) — они основа для творчества и собственной инициативы.

Необходимо сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания и соблюдая традиции хореографии данной местности.

Основные требования народной хореографии:

- выработка правильной красивой осанки;

- умение легко, бесшумно двигаться, «держать спину»;

- освоение кругового хоровода, хоровода «стенка на стенку», фигуры «ручеек», «воротца», «поклон», «корзиночка», «восьмерки».

 

Народные игры. Русские народные инструменты.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Разучивание прибауток, скороговорок, считалок, сделает игры более интересными и обогатит их содержание.

Задачей фольклорного коллектива также является овладение игрой на простейших ударных народных инструментах, чтобы использовать этот навык в процессе исполнения песен. Обучение игре на инструментах способствует развитию ритмического чувства, исправлению недостатков интонирования у детей и приобретению теоретических знаний по фольклорной музыке. Освоение игры на народных инструментах помогает «вхождению» в фольклор, развивает индивидуальные способности ребенка.

Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Начинать нужно с истории их возникновения и давать в руки детям еще с младшего возраста. Это простейшие шумовые, деревянные инструменты: трещотки, рубель, коробочка, треугольник, а также гудки, свистульки, бубен.

Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

 

Заключение

Дети с удовольствием исполняют песни различных жанров: календарные, хороводные, игровые, плясовые, шуточные, протяжные лирические. Элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. При игре происходит чудо перевоплощения ребенка в героя произведения фольклора. Но не всегда движения должны передавать содержание каждого куплета. Они могут соответствовать определенному настроению, с их помощью более полно проявляется характер произведения.

Руководители ансамблей применяют различные упражнения, попевки, песни, которые основываются на русских народных песнях. Этих упражнений множество и важно сказать, что все упражнения выполняют конкретную вокально-художественную функцию. В методике руководителей определяется главная цель обучения целостному, разговорному способу пения. В этом способе открытая, выразительная, распевная и интонационно-окрашенная речь является ведущим смысловым началом.

При овладении народной манерой пения мы используем народный музыкальный фольклор, который в свою очередь богат разнообразными жанрами; лирическими, игровыми, плясовыми, колыбельными и другими произведениями. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной манерой пения.

«Для того чтобы нам петь хорошо народные песни, нужно знать их и работать над ними, не только теоретически, а петь их, петь и петь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Л.В. Шамина Школа русского народного пения. М. 1997 г.

2. Н.К. Мешко Искусство народного пения. Часть 1 Москва 1996 г.

3. Н.К. Мешко Искусство народного пения. Часть 2 Москва 1996 г.

4. Г.П. Стулова Развитие детского голоса в процессе обучения пению Москва 1992 г.

5. «Детский голос» Экспериментальные исследования под ред. В.Н. ШацкойМосква 1970 г.

6. К.П. Виноградов Работа над дикцией в хоре Москва Музгиз 1987 г.

7. С.Л. Браз Составитель антологии: Русская народная песня. Москва 1993 г.

8. Развитие детского голоса под ред. Шацкой В.Н. Москва 1963 г.

9. Т.И. Саванова «Пение в ощущениях» Москва 2000 г.

10. Н. Калугина Основы методики с русским народным хором. Музыка

Москва 1974 г.

11. Н. Бачинская, Т. Попова Русское народное музыкальное творчество

Музыка Москва 1974 г.

12. В. Попов Русские народные песни в детском хоре Москва 1979 г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×