Методическая разработка: «Использование в работе игровых технологий педагога дополнительного образования» | Осанова Марина Юрьевна. Работа №349942
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- функцию самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Использование в работе игровых технологий педагога дополнительного образования
Разработала
Осанова М.Ю.
педагог дополнительного образования
2024
Игра наряду с трудом и обучением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- функцию самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, эмоциональное напряжение);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игра помогает педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.
Игра – особый вид деятельности. Во-первых, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры придает весомость каждому моменту игры. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не сможет поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлёб.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенным человеком. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым, подготовленным.
В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального Я. Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придаёт интригу, держит интерес играющих на уровне высокой активности.
В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности, в игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого не достаёт в социальном мире. Ребёнок оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании.
В современном обучении игровой метод используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельной технологии для освоения новых понятий;
как элемента более обширной технологии,
как технологии внешкольной работы.
Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:
педагогическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
образовательно-воспитательная деятельность обучающихся подчиняется правилам игры;
познавательный материал используется в качестве средства игры;
успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.
Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.
решение педагогических задач: Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:
•дидактические: расширение кругозора; познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков;
•воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
•развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;
• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль; саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Игровые технологии различаются:
по виду деятельности (интеллектуальные, т.е. умственные; коррекционные; психологические; физические, т.е. двигательные, трудовые);
по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; творческие; коммуникативные; диагностические, профориентационные,
по игровой методике (предметные, сюжетные, дидактические, ролевые, деловые, имитационные).
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
В своей работе с детьми я применяю игровые технологии для решения следующих педагогических задач: расширения кругозора; развития внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей; воспитания коммуникативности, активности, повышения самооценки.
Для этого я использую подвижные, интеллектуальные, деловые, ролевые, познавательные, развивающие, сюжетные и ролевые игры.
В процессе игры мне удаётся лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.
Поэтому первоочередное внимание направляю на создание в коллективе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия.
Организуя коллективные игры, привлекаю каждого ребёнка к выполнению ролей; готовлю вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появляется интерес к содержанию игры, будущим ролям и развёртыванию сюжета; непосредственно участвую в игре, выполняю наряду с детьми игровую роль.
Беря на себя роль в игре, я имею возможность естественно (изнутри) видеть всю игру; контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с использованием знаний и умений; при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов; подчёркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива; вызывать положительные эмоции, настроение; стимулировать инициативу и творчество.
Осуществляю индивидуальный подход к детям (учитываю знания, интересы, способности, игровые навыки и умения каждого ребёнка):
подбираю роли, соответствующие возможностям ребёнка, его игровым интересам и навыкам;
предлагаю решение посильных задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, проявлении активности и самостоятельности;
поддерживаю атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.
Завершающим этапом каждой игры является рефлексия. Дети обычно говорят: Мне было интересно и хорошо… Я понял, что… Теперь я постараюсь…. Приведу пример одного высказывания подростка: Я никогда не слышал, что мужчина должен иметь при себе два носовых платка, один – для себя, другой – для дамы, которой вдруг нужна будет помощь.
Для расширения словарного запаса детей, развития речи я провожу развивающие игры, например, Звуковые цепочки и Да и Нет не говорить….
Игра Звуковые цепочки. Правила игры: первый игрок произносит слово. Следующий игрок придумывает слово так, чтобы последний слог сказанного слова стал первым в новом слове. Например: машина – народ – родня – няня…
Старинную народную игру Да и Нет не говорить… очень любят все дети. Она развивает быстроту переключения и распределения внимания. Правила игры: водящий говорит:
Бабушка прислала сто рублей,
Что хотите, то купите,
Черное и белое не берите.
Да и Нет не говорите.
Затем игрокам предлагается ответить на вопросы, при этом запрещается говорить да, нет, черное и белое. Кто нарушил правила - выбывает из игры.
Примерные вопросы:
Ты любишь зиму?
А тебе не бывает холодно?
А какого цвета лежит снег?
Почему ты надела белую блузку?
А ты умеешь кататься на коньках?
А какого они у тебя цвета?
Ты завтра пойдёшь на работу?
А каким цветом у тебя в клубе потолок?
Рассмотрим, какие приёмы применялись в этих играх. Во-первых, педагогическая цель была поставлена в форме игровой задачи, развивающая задача подчинялась правилам игры.
С целью развития внимания, математических способностей с детьми можно проводить интеллектуальные игры Узнай своё число, Не скажу и С листком календаря.
Игра Узнай своё число. Правила игры: вызывается четыре человека и каждому к спине прикалывается табличка с числом. Никто не должен знать какое число ему досталось, но сумма чисел (21) объявляется всем. Задача каждого из играющих состоит в том, чтобы определить, какое число у него на спине. Выяснить это можно единственным способом: подсмотреть, какие числа на спине у остальных трёх играющих и сумму этих чисел вычесть из объявленной суммы – 21. Но никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать своё число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы возможно скорее узнать все числа и одновременно скрыть своё. Стоять на месте, прислонившись к стене, не разрешается. Зрители должны сидеть молча, не подсказывать. Побеждает тот, кто первым назовёт своё число.
Игра Не скажу!. 1-ый вариант игры: игроки встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку до 30, но вместо чётных чисел говорят Не скажу!.
2-ой вариант: вместо чисел, которые делятся на 3, говорить Не скажу!.
Игра С листком календаря. Содержание игры: всем играющим прикалываются на грудь по листку из отрывного календаря. Задания:
Выстроиться по дням недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье);
Найти вчерашний день (например, 7 декабря, если сегодня 8 декабря);
Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась 19 (9+8+2), 25 (15+9+1), 30 (20+9+1);
Собраться так, чтобы образовался 2012 год.
В этих играх, помимо вышеперечисленных приёмов, добавился соревновательный приём.
С целью закрепления знаний природоведческого характера проводится дидактическая игра Земля, вода, огонь, воздух. Содержание игры: игроки встают вкруг, в середине его становится ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал слово Земля!, тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое либо домашнее или дикое животное; на слово Вода! играющий отвечает названием какой-нибудь рыбы; на слово Воздух! играющий отвечает названием какой-нибудь птицы; на слово Огонь! все должны быстро повернуться кругом. Игрок, не справившийся с заданием, выбывает из игры.
В игре были использованы следующие приёмы: педагогическая цель ставилась в форме игровой задачи, был использован соревновательный приём, образовательная деятельность игроков подчинялась правилам игры.
Примеры игр для детей:
Для повышения у детей самооценки можно провести воспитательную игру Пять чудесных качеств. Содержание игры: вызываются 2 игрока, которые получают от ведущего лист бумаги и ручку. Игроки должны написать на листке бумаги пять положительных качеств, которые, как им кажется, присущи одному из присутствующих в зале. При этом имя указывать нельзя. Затем участники по очереди читают написанные характеристики, а все остальные пытаются определить, о ком же идёт речь.
В этой игре был использован следующий приём: воспитательная деятельность игроков подчинялась правилам игры.
Социально-педагогическая игра Добрый след способствует развитию абстрактного мышления и творческого воображения, учит ценностно-эстетически относится к вещам и предметам, природе. Содержание игры: выбирается две команды. Капитаны команд поочерёдно выбирают карточку с одним из перечисленных слов (костёр, краски, семена, песня, игла, земля). Каждая из команд должна предложить ряд добрых дел, которые можно совершить с помощью выбранного слова. Так, например, костёр может обогреть людей, накормить их, им отпугивают хищных животных, у костра люди могут вести душевный разговор и развлекаться, он также может служить сигналом к чему-либо. Победителем становится команда – обладатель большего количества добрых дел.
Рассмотрим, какие приёмы использовались в этой игре: педагогическая цель ставилась в форме игровой задачи, воспитательная деятельность игроков подчинялась правилам игры, в качестве мотивации вводился элемент соревнования.
Для формирования умения находить компромиссные решения, пути выхода из конфликтной ситуации, можно провести с детьми психологическую игру В одной связке. Для проведения игры нужна верёвка и несколько участников, например, трое. Участникам игры предлагается следующая ситуация: все они катаются на коньках на катке. Одному из них очень нравится кататься и он не хочет отсюда уходить, другому всё это надоело, он хочет уйти, а третий устал, замёрз и хочет сходить домой, попить чаю и вернуться назад. Но так как все участники связаны одной верёвкой и бросить её нельзя, каждый аргументирует свою позицию и пытается склонить других на свою сторону. В итоге, они должны прийти к обоюдному решению.
В этой игре использовались следующие приёмы: педагогическая цель ставилась в форме игровой задачи, воспитательная деятельность игроков подчинялась правилам игры.
В игре развивающая цель ставилась в форме игровой задачи.
Если мы достигаем высоких игровых результатов у воспитанников, то можно говорить об успешном достижении педагогических целей.
HYPER13PAGE HYPER15
16