Методическая разработка "Изменение имен прилагательных по числам" | Насурова Галимат Гаджиевна. Работа №350117
Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Изменение имен прилагательных по числам".
Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»
Планируемые результаты: Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ «ГОРОД МАХАЧКАЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60 им. И. Д. Шугаибова»
367904, Республика Дагестан, г. Махачкала, пос. Н.Тарки, ул. Морфлотная, 5, е-mail: school_60_mchk@mail.ru
ОГРН 1180571009123, ИНН/КПП 0572021791/057201001, ОКПО 3206588
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ№60
им.И.Д.Шугаибова»
_________Ахмедов И.Я.
Методическая разработка урока по русскому языку
на тему:
«Изменение имен прилагательных по числам»
Подготовила:
Насурова Г.Г.
Тема: «Изменение имён прилагательных по числам»
Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»
Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные:
общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста;логические – владеют основами смыслового чтения учебного текста.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.
Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах и для индивидуальной работы.
Ход урока
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас гости, повернитесь и поздоровайтесь с гостями.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
II Проверка домашнего задания
Минутка чистописания
Откроем тетради, запишем число, классная работа
Отгадайте загадку:
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
-Что же это? (весна)
- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
- Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания (на доске и в тетради).
Пропишем заглавную букву «В» в соединении со строчной
III Словарная работа
Давайте вспомним, какие словарные слова начинаются на букву «В». Я вам буду говорить лексическое значение слова, а вы должны сказать, что это за слово (запишите одним словом). В каждом слове поставьте ударение и подчеркните ту букву, которую нужно запомнить
Внезапно, неожиданно (вдруг)
О наличии веселья, о радостном настроении, о чувстве веселья (весело)
Движение потока воздуха в горизонтальном положении (ветер)
Маленькая птичка с коричневато – серым оперением, живущая обычно близ жилых строений (воробей)
Птица с черно – серым оперением, гнездящаяся обычно в уединенных местах (ворона)
IV Актуализация знаний
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?
Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания
Последний ……., тёплое …….., зелёная ……
Слова для справок: снег, солнышко, трава
У прилагательных выделите окончание, укажите род
Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.
V Самоопределение к деятельности
Прочитайте слова: пушистый, весёлые, красная, спелая
Что в них общего? (это имена прилагательные)
Найди лишнее слово (веселые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные – признак одного предмета)
Сформулируйте тему урока? Изменение имён прилагательных по числам.
VI Работа по теме урока
Наблюдение над изменением имен прилагательных по числам
Посмотрите на картинку. Что вы видите? шар, обозначает, сколько предметов? (один) а на другой – несколько таких же предметов. Составим словосочетания и запишем.
Воздушный шар – воздушные шары
- Какие части речи вы использовали при записи?
- В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?
- В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?
- Какой вывод можно сделать? (имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные)
2. Работа по учебнику
Упр. 135 стр. 78
- Прочитайте.
- Слова, какой части речи помогли представить вам цветы?
- Объясните значение слов, данных в задании
Голубой - цвет
голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.
голубой и темно-голубой (оттенки цветов)
сквозистый – сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет)
- В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?
-Запишите в тетради стихотворение Аполлона Николаевича Майкова, Алексея Константиновича Толстого
- Прочитайте ниже сведения о языке стр. 78
- Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано)
- Как изменяются имена прилагательные? (имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам)
Упр. 136 стр. 78
- Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.
- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?
- В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями? - Запишите в тетради два любых словосочетания.
- Прочитайте сведения о языке на с. 79
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?
- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
Словарно-орфографическая работа.
Вставьте пропущенное слово.
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский …… (композитор, художник, поэт)
Ребята, найдите слово поэт в орфографическом словаре.
Запишите в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
Составьте предложение с этим словом, запишите его.
VII Физминутка
Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
VIII Закрепление
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
День теплый - дни теплые
Каждой группе раздаются карточки.
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Берёза кудрявая ………… какие? ……..
Облако пушистое ………… какие? ……...
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Река быстрая ………… какие? ……..
Пруд мелкий …………. какие?........
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Бабочка красивая ………… какие? …………
Облако белое ………… какие? ………….
Проверка
IX Рефлексия
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого, голубого, красного цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравился урок, получили много интересной информации; голубого цвета – если, я, старался, но у меня не всё получилось, красный - мне нужна помощь
X Итог урока
- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
-Как определить число имен прилагательных?
Алгоритм действий:
1) Найти существительное, связанное с прилагательным
2)Определить род и число у существительных
3)Указать род и число у прилагательных по существительному.
А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно»
Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета? (верно)
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (неверно)
Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (верно)
Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (верно)
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (неверно)
Самопроверка – таблица
XI Домашнее задание
стр. 80 упр. 138
XII Оценки