Название статьи:
Методическая разработка к конкурсу педагогического творчества «Святое имя года – Святой Сергий Радонежский» «Сергий Радонежский. Жизнь – как подвиг» | Ирина Валентиновна Вишневская. Работа №346535
Дата публикации:
10.10.2024
Автор:
Ирина Валентиновна Вишневская
Описание:
Расширение знаний обучающихся о житие Преподобного Сергия Радонежского и его роли в истории Русского государства. Воспитание нравственных норм жизни, толерантного отношения к представителям разных вероисповеданий, воспитание патриотизма и уважительного отношения к традициям и истории страны, духовным ценностям и подвижникам земли Русской.
Методическая разработка к фестивалю – конкурсу
ученического и педагогического творчества
Святое имя года – Святой Сергий Радонежский
Сергий Радонежский. Жизнь – как подвиг
Педагог – организатор: Вишневская Ирина Валентиновна.
Цель:Расширение знаний обучающихся о житие Преподобного Сергия Радонежского и его роли в истории Русского государства. Воспитание нравственных норм жизни, толерантного отношения к представителям разных вероисповеданий, воспитание патриотизма и уважительного отношения к традициям и истории страны, духовным ценностям и подвижникам земли Русской.
Задачи:
формировать интерес к чтению русской духовной литературы;
дать представление о важнейших чертах, необходимых православному человеку: искренности, любви, единения в семье;
расширять представления об исторической, духовной ценности православной культуры;
воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому и настоящему нашей Родины;
развивать умения использовать в речи новые слова, понятия, термины;
создавать условия для нравственного развития личности каждого обучающегося.
Пояснительная записка
Сергий Радонежский – известный всему миру русский святой. Но так ли хорошо знаем мы о его жизненном пути, подвиге, учении? Следует ли нам сегодня знакомить наших обучающихся с жизнью Сергия Радонежского? Ответ на этот вопрос однозначен - да. Нравственный авторитет скромного игумена Святотроицкой обители велик. Читая книги о жизни и духовном подвиге Преподобного Сергия, дети наглядно убеждаются, что он – не вымышленный герой, а великий труженик, задумываются над такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Подвиг, Любовь. Своим усердием и старанием, чистыми помыслами и добротой снискал он уважение, почтение и любовь людей.
В процессе воспитания и обучения очень важны образцы для подражания, на опыт которых могли бы опираться и учителя, и ученики. За многие столетия Россия явила миру множество по-настоящему великих людей, а образ преподобного Сергия до сих пор не померк.
Ожидаемые результаты:
будут сформированы представления о жизни редкого по силе духа и веры человека;
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение осуществлять поиск необходимой информации;
умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ведущие подходы: личностно – ориентированный.
Используемые формы организации познавательной деятельности обюучащихся:
беседа, игра, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, выбор верного утверждения, работа в группе.
Используемые методы:
-наглядный;
-частично-поисковый;
-словесный, беседа;
-практический.
Используемые педагогические технологии:
-технология критического мышления;
-игровая технология;
-информационно-коммуникационная технология;
-технология сотрудничества;
-коммуникативная технология;
-здоровьесберегающая технология.
Метапредметные связи:литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.
Технические средства и наглядность:
-методический материал;
-компьютер, проектор, экран, презентация;
-выставка книг о Сергии Радонежском, тематические издания, рисунки детей.
Особенностью тематического мероприятия Сергий Радонежский. Жизнь – как подвиг
заключается в том, что оно направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Именно школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общечеловеческих, общекультурных и духовных ценностей.
Класс: 6,7 класс.
Слайд 1.
Трек 1.
Часть 1. Святой Сергий.
Ведущий 1. Когда б спросить у нас, у многих: в какое время Сергий жил?
Что сделал для Руси, как много? Какие чудеса свершил?
То вряд ли кто-нибудь сегодня даст утвердительный ответ.
Ну, разве что прочтет немного о том, что скажет интернет.
Какой же подвиг так сподобил и имя это освятил?
Чтобы узнать придется вспомнить, то время когда Сергий жил.
Слайд 2.
Ведущий 2. Точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна, одни источники указывают 3 мая 1314 года, другие – 14 мая 1322 года. Но можно смело сказать, что вся его сознательная жизнь пришлась на ту пору тяжёлого, грозного и великого в истории России XIV века, когда русский народ постепенно и трудно освобождался от столетнего страха перед татарским игом и набирался сил для решительной битвы и затем победу на Куликовом поле. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России.
Слайд 3.
Трек 2.
Часть 2. Детство и отрочество Сергия Радонежского.
Ведущий 1. Все 7 веков назад, среди берёз России,Был дух семейный свят, Кирилла и Марии.
Своих детей они для Господа учили,И все простые дни, молитве посвятили.Семье боярина КириллаБог даровал трёх сыновей.
Один из них, всем нам известный,
Святой, герой – Варфоломей.Слайд 4. Ведущий 3.
Родился он в старинном русском городе Ростове Великом. Мальчика при рождении назвали Варфоломеем, а Сергием он стал много позже, при пострижении в монахи. Когда его город был разорён во время жестокой вражды между князьями, его семья перебралась в небольшое селение Радонеж недалеко от Москвы. Здесь он стал жить со своими родителями Кириллом и Марией и двумя братьями. Старшего звали Стефан, младшего – Петр. Стефан в будущем тоже стал монахом. О младшем брате почти ничегонеизвестно.
Ведущий 4.
Чудеса сопровождали рождение и младенчество святого Сергия. Когда Мария была в церкви, все услышали, как ребёнок в её утробе трижды закричал: это означало, что Бог отметил его как избранного. С самого появления на свет младенец Варфоломей (так звали вмиру Сергия Радонежского) стремился к постничеству. Младенец отказывался от материнского молока, если мать ела мясо, и в постные дни (среду и пятницу), чем принудил её поститься. Уже в12-летнем возрасте онначал поститься строгим постом, чем вызывал опасения родителей— мать отрока Варфоломея боялась, что такое рвение нанесёт вред здоровью мальчика.
Слайд 5.
Ведущий 2.
В детстве Варфоломей очень долго не мог научиться читать. Буквы почему-то никак не хотели складываться в слова, и он не понимал того, что написано в книге. Он видел, как посмеивались над ним ребята, как переживали и расстраивались за него родители, но ничего не мог поделать.
Однажды на лугу он встретил под деревом необычного человека, одетого в чёрную монашескую одежду. Монах держал в руках маленький драгоценный ларец. Варфоломей решился подойти к нему и рассказал про свою беду. Монах, внимательно выслушав мальчика, открыл свой ларец и вложил ему в рот кусочек просфоры. Отныне будешь читать и понимать написанное,— сказал этот необычный монах. С того самого дня Варфоломей стал легко и быстро читать любую книгу и скоро обогнал в учении всех ребят, а в сердце его зажглась неугасимая мечта — стать монахом.
Часть 3. Юность Сергия.
Трек 3.
Слайд 6.
Ведущий 3. В юности Варфоломей много молился, изнурял себя физически, чуждался забав. Он отличался кротостью, смирением, больше молчал, не смеялся и не обижался, ходил как будто в печали, часто плакал. Он словно бы готовил себя к той жизни, которая началась по прошествии двадцати с лишним лет.
Ведущий 1.
И с той поры был негневливым, смиренным, радостным, простым.
Жил без уловок, ухищрений, внимательным к своим родным.
Не препирался, не ругался, не обижался, не грубил,
И бедную одежду, молча, непререкаемо носил.
Ведущий 4.
Представьте себе двадцатилетнего парня, который оставил все блага цивилизации и ушел жить в глухой лес. Для чего он это сделал? Зачем добровольно обрек себя на многолетнее изгнание? И как смог выжить один среди лютых морозов?
Ведущий 1.
Когда ж родителей достойно сопроводил он в мир иной,
Ему достался дом со скарбом, хозяйство, огородик свой,
Но не имущества, ни дома, ни денег он себе не взял.
А брату младшему Петру он безвозмездно все отдал.
Слайд 7.
Ведущий 2.
После смерти родителей Варфоломей и старший брат Стефан решили уйти в лес, чтобы жить там отдельно от всех людей и служить одному только Богу. Несколько дней пробирались братья по глубоким оврагам и зарослям, пока не нашли подходящее место на склоне лесной горы. Здесь они срубили из брёвен домик-келью, а рядом возвели церковь Троицы.
Недолго прожили братья вдвоём: Стефан сказал, что больше не может жить в лесу, а хочет уйти в Москву в монастырь. Варфоломей, проводив его со слезами, остался один посреди дремучего леса. Терпел он зимой метели и стужу, а летом дожди и зной, стойко преодолевал все страхи и опасности, которые подстерегают человека в таком диком и безлюдном месте, но уходить отсюда не собирался.
Ведущий 3.
Здесь, в глухом лесу исполнилась, наконец, мечта Варфоломея — он стал монахом, получив новое имя - Сергий.
Сергия не пугало уединение и тишина, не пугало соседство с дикими зверями, отсутствие всего нужного для нормального существования. В этой обстановке безмолвия, холода и недоедания Сергию хорошо думалось. Днём Сергий трудился в лесу и у дома: ходил за водой на родник, колол дрова, чинил одежду, работал на огороде. Ночью же Сергий читал молитвы и священные книги. Тихо шелестели страницы… Слышно лишь, как потрескивает огонёк смолистой лучины, да ухает филин в чаще… И длилось это несколько лет.
Слайд 8.
Ведущий 1.
Во всем нужда, во всем лишенья и нет ни пищи, ни питья,
Лишь ключ с водой, и то, что в чаще, найдешь покушать для житья.
Ни сел, ни деревень, ни люда и даже тропки не найти,
Кругом лишь глушь, да чаща леса, и ни какого нет пути.
Часть 4. Монашеская жизнь Сергия.
Трек 4.
Слайд 9.
Ведущий 1.
И плачь, и всенощное бденье, и слезы счастья, и кошмар –
Все пережил и не сломился, все принимал как светлый дар.
И часто звери приходили в надежде Сергия сожрать,
Но тот усерднее молился и звери уходили вспять.
Прошли годы, и стало известно о Сергии по всей Русской земле. Стали приходить люди и строить рядом кельи. Сергий не гнал их, но просил подумать, готовы ли они вытерпеть трудности. Жили монахи трудно, перенося болезни, голод, нужду… Но дружно. Трудились каждый своим трудом и учились жить чистой и мирной жизнью.
Когда пришлых стало двенадцать, пустыня превратилась в монастырь. После долгих отказов Сергий был назначен отцом нового Троице-Сергиева монастыря.
Слайд 10.
Нищета была повсюду и во всем – не было пергамента для книг, воска для свечей, масла для кадил, пшеницы на просфоры…Всё это считалось не бедой, но испытанием. Переносить голод, терпеть жажду, есть всухомятку, спать на земле – означало вести жизнь добродетельную. Для Сергия не представляла ценности внешняя, парадная, торжественная сторона жизни. Главное было в напряженной работе ума и сердца. Молва о Сергии вышла за пределы монастыря, люди приходили увидеть его, получить благословение и совет.
Часть 5. Участие Сергия в политической жизни.
Трек 5.
Слайд 11.
Сергий активно участвовал в политической жизни того времени, он обладал редкой способностью убеждать в мирных беседах. Он был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, но иногда вмешивался в политику, когда это затрагивало широкие интересы.
Главный след его политической деятельности был связан с битвой на Куликовом поле. Князь Дмитрий, в самом разгаре подготовки к походу против Мамая, отправился в монастырь к Сергию, чтобы получить благословение, укрепить дух свой и передать это настроение русскому воинству. Всю жизнь ратовавший за мирное решение проблем, отрицавший всякое насилие, готовый всякому злу противостоять добрым делом, Сергий на этот раз без колебаний благословил Дмитрия на ратное выступление.
Слайд 12.
В те времена Русь находилась под властью монгольских кочевников, которые называли себя Золотой Ордой. Это были коварные и очень умелые в бою воины.
Ведущий 1.
И вот тогда в лихую пору, решил Мамай - ордынский князь
Вести орду татар безбожных на Русь ни сколько не боясь.
А Сергий князя, вдохновенно, склонил всю Русь в кулак собрать,
И двинуть дружно на Мамая, всю русскую святую рать!
– Иди против безбожных смело, спаси отечество свое,
Объединяй все наши земли, бери их под крыло твое.
И войско вспрянуло и встало, готовым тут же в бой идти!
И каждый воин был на славу, и каждый стоил десяти!
Слайд 13.
Трек 6.
Всей своей грозной мощью вломились вражеские клинья в наши пешие полки, где бился князь Дмитрий. Мамай стремился смять и опрокинуть дружины русских. Рубились в тесноте отчаянно, убитых падало без счёту… Упорство, ярость, звон мечей в гремящей над Доном сечи… Восемь часов по колено в крови русские бились за свою Родину, за своё будущее…
Не выдержав такого натиска, Мамаево войско дрогнуло и обратилось в бегство, давя от страха друг друга. Разгром был полный.
Князя Дмитрия с трудом нашли под грудой тел. Он оказался жив, а его доспехи были покрыты вмятинами от ударов.
—Князь, ты слышишь, твоя победа!!!
За победу в этой битве на Дону прозвали князя Дмитрием Донским.
Слайд 14.
Сергий ни на одну минуту не выходил из храма и все время молился за нашу победу.
А вечером того великого дня Сергий отслужил панихиду по павшим воинам, называя каждого героя по имени… После боя, войско вернулось к Сергию, чтобы поблагодарить его.
Слава сошла на Русскую землю. Освободившись от страшной угрозы, русский народ воспрял духом и расправил плечи. Будем жить мирно, не причиняя друг другу обид, и никакие враги не одолеют нас. Единением и любовью спасёмся! Будем вместе, как одна большая семья! - слова Сергия отзывались в русских сердцах.
Часть 7. Смерть и канонизация Сергия.
Трек 7.
Слайд 15.
Жизнь Сергия достигла такой чистоты, что взору его было открыто многое, скрытое от других. Но, сначала он был всё же, не святой, а обычный человек. Весной 1392 года, достигнув глубокой старости, предвидя свою кончину, Сергий наложил на себя обет молчания, чтобы посвятить всё оставшееся время молитве… Полгода до смерти он полностью безмолвствовал.
Завещал похоронить себя на общем монастырском кладбище, а не в церкви.
Наступила осень. Сергий уже не вставал с постели. Умер преподобный Сергий 8 октября 1392 года. После кончины лицо Сергия было как у спящего человека – светлым и безмятежным. В 1452 году Сергий был причислен клику святых. Через 30 лет после смерти мощи святого источали благоухание, тлен не коснулся даже одежды.
Слайд 16.
В настоящее время мощи Сергия находятся в Троице-Сергиевой лавре, они исцелили множество людей от разной болезни, продолжают творить чудеса и поныне.
Часть 8. Наследие Сергия Радонежского.
Трек 8.
Слайд 17.
Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси, 55 лет из 78 он посвятил монашеству и молитве, стал основателем множества монастырей и храмов. Учениками святого были основаны еще около 40монастырей.
Его неспроста называют заступником земли русской. В трудные для государства времена Сергий Радонежский не только молился за народ, к нему шли за советом князья, враждовавшие друг с другом. Многие исследователи считают, что исторического сражения, положившего начало освобождению Руси от ига и укреплению русских земель, не было бы вовсе, если бы не слово Сергия Радонежского. За это мы ему сегодня и благодарны. А еще за Троице-Сергиеву лавру, основателем которой он является.
Часть 9. Под звон колоколов.
Трек 10.
Слайд 18.
Всю многовековую историю своего существования Троице-Сергиева лавра была особым местом для русских людей, здесь не раз вершились судьбы страны.
Троице-Сергиева лавра была основана в1337 году преподобным Сергием Радонежским. Сегодня изнебольшой обители лавра превратилась вкрупный монастырь, тамже расположена Московская духовная академия. Лавра знаменита нетолько своими чудесами, ноиудивительной архитектурой.
Главный собор лавры— Троицкий был построен в1422–1423годах.
Слайд 19.
Над иконостасом собора трудился самАндрей Рублёвиего ученики. Знаменитая икона Рублёва Троица была написана именно для этого собора. Сейчас икона хранится вТретьяковской галерее, новлавре находится еёточный список. ВТроицком соборе хранится ирака смощами преподобного Сергия.
Слайд 20.
Другая достопримечательность лавры— Успенский собор (построен в1559–1585г.). Его лазоревые купола сзолотыми звёздами символизируют рождениеИисуса Христа. У собора захоронен русский царьБорис Годуновсосвоей семьёй.
Настоящая жемчужина лавры— голубая колокольня. Еёвысота— 88метров, однако колокольня кажется настолько лёгкой, что создаётся ощущение, будто она плывёт внебесах. Слайд 21.
Колокольный звон 72тонного Царя-колокола раздаётсянад всем Сергиевым Посадом.
Кроме того, влавре можно набрать воды изсвятого источника, который, полегенде, был ископан самим Сергием Радонежским. Там можно нетолько запастись святой водой, ноиокунуться— над источником сооружена купальня, очередь вкоторую стоит влюбое время года.
Часть 10. 7 главных добродетелей, о которых нужно просить Сергия Радонежского.
Трек 11.
Слайд 22.
Трудолюбие. Сергий Радонежский славился редким трудолюбием. Он сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду в гору, молол жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, а также великолепно плотничал. Сергий никогда не перекладывал свою работу на других, показывал пример своим трудолюбием. Несмотря на скудную пищу, Сергий был крепок телесно, имел силу противу двух человек. Это качество – трудолюбие – святой пронёс через всю свою жизнь, всех призывал к ежедневному труду и был против того, чтобы монахи жили подаяниями.Слайд 23.
2. Умеренность.
Умеренность Сергия Радонежского стала притчей во языцех. Ещё в младенчестве он проявлял умеренность, когда отказывался от молока по средам и пятницам. В период взросления Варфоломей также проявлял это ценное качество,не употреблял в пищу мясо. По сути, Сергий Радонежский был первым русским вегетарианцем. Во время отшельничества, питался только хлебом и водой, ходил в одной и той же одежде.
Слайд 24.
Смирение.
Смирение - было одним из главных качеств Сергия Радонежского. Сергиева обитель долгое время была очень бедна. Монахи терпели постоянные лишения в еде, Сергий смиренно переносил все тяготы и лишения вместе со своими послушниками. Сергий избегал искушений властолюбием. Ему предлагали стать митрополитом, но он смиренно отказывался, не видя в этом своего предназначения.
Слайд 25. 4. Усердие.
Редкое усердие Сергий Радонежский проявлял с детства и пронёс через всю свою жизнь. Святой проявлял это качество во всём, чем ни занимался. Сергий построил в одиночку келью, затем монастырь, много времени посвящал молитве. Усердными трудами и безупречным служением, Сергий Радонежский стал поистине народным святым.Слайд 26.5. Кротость.
Ни власть, ни другие блага не занимали Сергия. Он был и остался тихим и кротким отшельником, плотником, скромным воспитателем, святым. Даже когда слава о нём гремела на всю Русь, Сергий придерживался очень скромного уклада жизни. Своих послушников он считал равными себе, никогда не позволял себе ни словом, ни делом возвыситься над своими ближними.
Слайд 27.
6. Мудрость.
Мудрость Сергия Радонежского проявлялась во всех его деяниях, она шла впереди него, и он пронёс её через всю свою жизнь. Смиренно живя вмонастыре, Радонежский не желал той славы, которая пришла к нему впоследствии. К нему издалека шли люди, от простолюдинов до князей, чтобы испросить у старца совета. Сергий никому не отказывал, всех принимал и никого не оставлял без внимания и доброго совета, во всём проявляя мудрость и добролюбие. Слайд 28. 7. Вера.
Вера Сергия до сей поры служит примером всем людям. За всю свою жизнь Сергий ни разу не усомнился в своей вере. Вера помогала Сергию бороться со страхами и лишениями, искушениями и трудностями, страстями и мирскими желаниями.
Часть 11. Чудеса преподобного Сергия Радонежского.
Трек 12.
Сергия почитали, как великого чудотворца, хотя сам он запрещал рассказывать о творимых им чудесах. Вот некоторые из них.
Слайд 29.
Злые звери и змеи.
На месте, где сейчас стоит Лавра, был дремучий лес. Злые волки и другие звери часто вредили Сергию и другим монахам. Но он своею молитвою прогонял их от монастыря. Множество людей жаловались Сергию на этих злых зверей, иособенно на ядовитых змей. И вот однажды, когда Сергий молился об этом, Господь сказал ему:- Не волнуйся Сергий. Я услышал твою молитву. Отныне все злые звери уйдут из этого леса прочь. А все ядовитые змеи не смогут жить там, где слышно звучание церковного колокола твоего монастыря. Так и случилось. И до сих пор змеи и дикие звери не смеют приближаться к стенам Лавры.
Слайд 30.
Чудотворный источник.
Шло время. Монастырь постепенно вырастал, появился целый город. Все было в нем прекрасно, но вот только было очень мало воды. И вот однажды преподобный Сергий взял в ладошки немного дождевой воды, помолился над нею и вылил на землю. И тут же, из под земли забил чудотворный источник. Он и сейчас дает всем людям вкусную, сладкую воду. Она исцеляет разные болезни, утешает обиды, радует сердце каждого человека.
Слайд 31.
О городе Опочке и спрятанных камнях. Однажды литовский король послал многочисленное войско к городу Опочке, неподалеку от Пскова, желая разорить его. Горожане мужественно сопротивлялись врагу, многих перебили, в городе не осталось камней и деревьев – все сбросили со стен на врагов. Надеяться оставалось только на Бога.
И вот одной женщине явился во сне преподобный Сергий и сказал: Зачем все унывают, что не осталось у них чем обороняться? Они не знают, что множество камней лежит в земле у городской церкви?
Проснувшись, женщина рассказала об этом воеводе и людям, но они не поверили ей. Лишь один нищий, услышав ее слова, пошел к указанному месту и стал копать землю — и нашел под землей целый склад камней.
Ночью враги пытались влезть на стены, но горожане найденными камнями побили их. Остатки вражеского войска убрались прочь.
Слайд 32.
Молва о Сергии.
Молва о святой жизни Сергия и его чудесах достигла других стран. Некий епископ, прибывший в Москву, не верил в святость Сергия Радонежского. Погляжу я, какой у них святой тут завёлся,— думал он войдя в монастырь, и едва лишь взглянул на Сергия, как тут же и ослеп на месте. В ужасе пал он на землю, плача и моля о прощении. Сергий же, вздохнув, дотронулся пальцами глаз его, и спала с него слепота. После чего епископ был удостоен почестей и доброго угощения. Но больше всего обрадовался он беседе с самим Сергием. И вернувшись в свой город, говорил всем: Сподобил меня Господь видеть воистину святого человека!.
Слайд 33.
О явлении русского святого татарам.
Когда Казань была еще татарским городом, многие из жителей как-то увидели, как по стенам города ходил преподобный Сергий, осенял его крестом и кропил водой. Они спросили своих мудрецов: Что это значит? Те отвечали: О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре царством нашим будет владеть Русь. Так и случилось: князь Иоанн Васильевич пошел войной на Казань, покорил её и со всеми окрестными землями присоединил к Русской земле.
Слайд 34.
Легенда овоскрешении отрока.
Один человек прошёл много горестных вёрст в великой надежде на Сергия. Принёс к нему умирающего сынишку. Положили его на лавку, стали печку топить, глянули на ребёнка, а тот уж не дышит. Несчастный отец, увидев мёртвого сына, взял топор и пошёл делать гроб. Сергий же, преклонив колена, положил свои ладони на тело мальчика и начал молиться о нём… Вдруг умерший ребёнок пошевелился, вздохнул и открыл глаза.
Вошёл почерневший от горя отец с тёсаным гробиком, да так и выронил из рук: сынишка его сидит на лавке живой и здоровый.
Слайд 35.
О пожаре в храме. Интересное чудо случилось с одним из известнейших реставратором Лавры. Работал он над фресками в Сергиевском храме. Ночью ему явился Преподобный Сергий:
– Отец, что ты спишь? Беги в храм!
Он тут же встал и побежал. В храме начинался пожар. Только-только загоралась ветошь. Все было потушено без какого-либо большого ущерба, благодаря чудесному вмешательству Преподобного Сергия.
Слайд 36.
О небесной просфорке. Отец Иосиф в хрущевские времена был сослан на Север, в лагеря. Через какое-то время он там заболевает воспалением легких. Несколько дней провел с температурой за 40. В конце концов врачи, убедившись, что человек уже смертник – нечего на него тратить время и лекарства, – переносят его зимой в неотапливаемое помещение с уверенностью, что до утра он не доживет.
Ночью батюшке было видение: к нему подходит святой Сергий и говорит: О тех из вас, кто в изгнании, я забочусь еще больше, – и протягивает ему просфорку. Отец Иосиф ощущает в замерзающей ладони ее тепло, как будто она была только что испечена. Он съел эту просфорку. Наутро, когда за ним пришли не только врачи, но и двое носильщиков с целью отнести труп к месту захоронения, они увидели его живым и совершенно здоровым.
Часть 12. На поклон к святому.
Трек 13.
Слайд 37.
Ведущий 1.
Не оскудела в людях вера,Вот потому и в наши дни,Над гробом Сергия молебныЗвучат живые и псалмы.
И знает молодой и старый,Тот город, Сергиев Посад,И Свято - Троицкую ЛавруВстречает восхищенный взгляд.
Приходя к главной святыне Троице-Сергиевой лавры— мощам преподобногоСергия Радонежского, люди надеяться на чудеса, которые продолжаются ипосле смерти святого. Дарует Сергий Радонежский много чудес, помощи и исцелений и в наши дни, кто вней нуждается.
Слайд 38.
О чём помолиться Сергию Радонежскому?
Этот святой помогает влюбой беде: ему молятся обисцелении, как телесном, так идуховном, просят опомощи вземных заботах, молятся оразвитии ума удетей исохранении жизни воинов наполе брани, обращаются кнему запомощью всудебных тяжбах.
Преподобный Сергий Радонежский почитается за покровителя детей, которым тяжело дается учение. Поэтому, особым почтением Сергий пользуется уродителей, чьи дети непоказывают больших успехов вучёбе. Кмощам Сергия нередко обращаются нетолько родители нерадивых школьников, ноисами ученики истуденты накануне экзаменов.
Слайд 39.
Трек 14.
Сергий Радонежский признан заступником земли Русской.
Ведущий 1.
Мы будем верить! Снова будем верить,Что с Ним Святую Русь не победить!И флагом трёхполосным гордо реятьМы будем. Просто будем! Будем жить!
Скачать работу
ученического и педагогического творчества
Святое имя года – Святой Сергий Радонежский
Сергий Радонежский. Жизнь – как подвиг
Педагог – организатор: Вишневская Ирина Валентиновна.
Цель:Расширение знаний обучающихся о житие Преподобного Сергия Радонежского и его роли в истории Русского государства. Воспитание нравственных норм жизни, толерантного отношения к представителям разных вероисповеданий, воспитание патриотизма и уважительного отношения к традициям и истории страны, духовным ценностям и подвижникам земли Русской.
Задачи:
формировать интерес к чтению русской духовной литературы;
дать представление о важнейших чертах, необходимых православному человеку: искренности, любви, единения в семье;
расширять представления об исторической, духовной ценности православной культуры;
воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому и настоящему нашей Родины;
развивать умения использовать в речи новые слова, понятия, термины;
создавать условия для нравственного развития личности каждого обучающегося.
Пояснительная записка
Сергий Радонежский – известный всему миру русский святой. Но так ли хорошо знаем мы о его жизненном пути, подвиге, учении? Следует ли нам сегодня знакомить наших обучающихся с жизнью Сергия Радонежского? Ответ на этот вопрос однозначен - да. Нравственный авторитет скромного игумена Святотроицкой обители велик. Читая книги о жизни и духовном подвиге Преподобного Сергия, дети наглядно убеждаются, что он – не вымышленный герой, а великий труженик, задумываются над такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Подвиг, Любовь. Своим усердием и старанием, чистыми помыслами и добротой снискал он уважение, почтение и любовь людей.
В процессе воспитания и обучения очень важны образцы для подражания, на опыт которых могли бы опираться и учителя, и ученики. За многие столетия Россия явила миру множество по-настоящему великих людей, а образ преподобного Сергия до сих пор не померк.
Ожидаемые результаты:
будут сформированы представления о жизни редкого по силе духа и веры человека;
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение осуществлять поиск необходимой информации;
умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ведущие подходы: личностно – ориентированный.
Используемые формы организации познавательной деятельности обюучащихся:
беседа, игра, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, выбор верного утверждения, работа в группе.
Используемые методы:
-наглядный;
-частично-поисковый;
-словесный, беседа;
-практический.
Используемые педагогические технологии:
-технология критического мышления;
-игровая технология;
-информационно-коммуникационная технология;
-технология сотрудничества;
-коммуникативная технология;
-здоровьесберегающая технология.
Метапредметные связи:литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.
Технические средства и наглядность:
-методический материал;
-компьютер, проектор, экран, презентация;
-выставка книг о Сергии Радонежском, тематические издания, рисунки детей.
Особенностью тематического мероприятия Сергий Радонежский. Жизнь – как подвиг
заключается в том, что оно направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Именно школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общечеловеческих, общекультурных и духовных ценностей.
Класс: 6,7 класс.
Слайд 1.
Трек 1.
Часть 1. Святой Сергий.
Ведущий 1. Когда б спросить у нас, у многих: в какое время Сергий жил?
Что сделал для Руси, как много? Какие чудеса свершил?
То вряд ли кто-нибудь сегодня даст утвердительный ответ.
Ну, разве что прочтет немного о том, что скажет интернет.
Какой же подвиг так сподобил и имя это освятил?
Чтобы узнать придется вспомнить, то время когда Сергий жил.
Слайд 2.
Ведущий 2. Точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна, одни источники указывают 3 мая 1314 года, другие – 14 мая 1322 года. Но можно смело сказать, что вся его сознательная жизнь пришлась на ту пору тяжёлого, грозного и великого в истории России XIV века, когда русский народ постепенно и трудно освобождался от столетнего страха перед татарским игом и набирался сил для решительной битвы и затем победу на Куликовом поле. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России.
Слайд 3.
Трек 2.
Часть 2. Детство и отрочество Сергия Радонежского.
Ведущий 1. Все 7 веков назад, среди берёз России,Был дух семейный свят, Кирилла и Марии.
Своих детей они для Господа учили,И все простые дни, молитве посвятили.Семье боярина КириллаБог даровал трёх сыновей.
Один из них, всем нам известный,
Святой, герой – Варфоломей.Слайд 4. Ведущий 3.
Родился он в старинном русском городе Ростове Великом. Мальчика при рождении назвали Варфоломеем, а Сергием он стал много позже, при пострижении в монахи. Когда его город был разорён во время жестокой вражды между князьями, его семья перебралась в небольшое селение Радонеж недалеко от Москвы. Здесь он стал жить со своими родителями Кириллом и Марией и двумя братьями. Старшего звали Стефан, младшего – Петр. Стефан в будущем тоже стал монахом. О младшем брате почти ничегонеизвестно.
Ведущий 4.
Чудеса сопровождали рождение и младенчество святого Сергия. Когда Мария была в церкви, все услышали, как ребёнок в её утробе трижды закричал: это означало, что Бог отметил его как избранного. С самого появления на свет младенец Варфоломей (так звали вмиру Сергия Радонежского) стремился к постничеству. Младенец отказывался от материнского молока, если мать ела мясо, и в постные дни (среду и пятницу), чем принудил её поститься. Уже в12-летнем возрасте онначал поститься строгим постом, чем вызывал опасения родителей— мать отрока Варфоломея боялась, что такое рвение нанесёт вред здоровью мальчика.
Слайд 5.
Ведущий 2.
В детстве Варфоломей очень долго не мог научиться читать. Буквы почему-то никак не хотели складываться в слова, и он не понимал того, что написано в книге. Он видел, как посмеивались над ним ребята, как переживали и расстраивались за него родители, но ничего не мог поделать.
Однажды на лугу он встретил под деревом необычного человека, одетого в чёрную монашескую одежду. Монах держал в руках маленький драгоценный ларец. Варфоломей решился подойти к нему и рассказал про свою беду. Монах, внимательно выслушав мальчика, открыл свой ларец и вложил ему в рот кусочек просфоры. Отныне будешь читать и понимать написанное,— сказал этот необычный монах. С того самого дня Варфоломей стал легко и быстро читать любую книгу и скоро обогнал в учении всех ребят, а в сердце его зажглась неугасимая мечта — стать монахом.
Часть 3. Юность Сергия.
Трек 3.
Слайд 6.
Ведущий 3. В юности Варфоломей много молился, изнурял себя физически, чуждался забав. Он отличался кротостью, смирением, больше молчал, не смеялся и не обижался, ходил как будто в печали, часто плакал. Он словно бы готовил себя к той жизни, которая началась по прошествии двадцати с лишним лет.
Ведущий 1.
И с той поры был негневливым, смиренным, радостным, простым.
Жил без уловок, ухищрений, внимательным к своим родным.
Не препирался, не ругался, не обижался, не грубил,
И бедную одежду, молча, непререкаемо носил.
Ведущий 4.
Представьте себе двадцатилетнего парня, который оставил все блага цивилизации и ушел жить в глухой лес. Для чего он это сделал? Зачем добровольно обрек себя на многолетнее изгнание? И как смог выжить один среди лютых морозов?
Ведущий 1.
Когда ж родителей достойно сопроводил он в мир иной,
Ему достался дом со скарбом, хозяйство, огородик свой,
Но не имущества, ни дома, ни денег он себе не взял.
А брату младшему Петру он безвозмездно все отдал.
Слайд 7.
Ведущий 2.
После смерти родителей Варфоломей и старший брат Стефан решили уйти в лес, чтобы жить там отдельно от всех людей и служить одному только Богу. Несколько дней пробирались братья по глубоким оврагам и зарослям, пока не нашли подходящее место на склоне лесной горы. Здесь они срубили из брёвен домик-келью, а рядом возвели церковь Троицы.
Недолго прожили братья вдвоём: Стефан сказал, что больше не может жить в лесу, а хочет уйти в Москву в монастырь. Варфоломей, проводив его со слезами, остался один посреди дремучего леса. Терпел он зимой метели и стужу, а летом дожди и зной, стойко преодолевал все страхи и опасности, которые подстерегают человека в таком диком и безлюдном месте, но уходить отсюда не собирался.
Ведущий 3.
Здесь, в глухом лесу исполнилась, наконец, мечта Варфоломея — он стал монахом, получив новое имя - Сергий.
Сергия не пугало уединение и тишина, не пугало соседство с дикими зверями, отсутствие всего нужного для нормального существования. В этой обстановке безмолвия, холода и недоедания Сергию хорошо думалось. Днём Сергий трудился в лесу и у дома: ходил за водой на родник, колол дрова, чинил одежду, работал на огороде. Ночью же Сергий читал молитвы и священные книги. Тихо шелестели страницы… Слышно лишь, как потрескивает огонёк смолистой лучины, да ухает филин в чаще… И длилось это несколько лет.
Слайд 8.
Ведущий 1.
Во всем нужда, во всем лишенья и нет ни пищи, ни питья,
Лишь ключ с водой, и то, что в чаще, найдешь покушать для житья.
Ни сел, ни деревень, ни люда и даже тропки не найти,
Кругом лишь глушь, да чаща леса, и ни какого нет пути.
Часть 4. Монашеская жизнь Сергия.
Трек 4.
Слайд 9.
Ведущий 1.
И плачь, и всенощное бденье, и слезы счастья, и кошмар –
Все пережил и не сломился, все принимал как светлый дар.
И часто звери приходили в надежде Сергия сожрать,
Но тот усерднее молился и звери уходили вспять.
Прошли годы, и стало известно о Сергии по всей Русской земле. Стали приходить люди и строить рядом кельи. Сергий не гнал их, но просил подумать, готовы ли они вытерпеть трудности. Жили монахи трудно, перенося болезни, голод, нужду… Но дружно. Трудились каждый своим трудом и учились жить чистой и мирной жизнью.
Когда пришлых стало двенадцать, пустыня превратилась в монастырь. После долгих отказов Сергий был назначен отцом нового Троице-Сергиева монастыря.
Слайд 10.
Нищета была повсюду и во всем – не было пергамента для книг, воска для свечей, масла для кадил, пшеницы на просфоры…Всё это считалось не бедой, но испытанием. Переносить голод, терпеть жажду, есть всухомятку, спать на земле – означало вести жизнь добродетельную. Для Сергия не представляла ценности внешняя, парадная, торжественная сторона жизни. Главное было в напряженной работе ума и сердца. Молва о Сергии вышла за пределы монастыря, люди приходили увидеть его, получить благословение и совет.
Часть 5. Участие Сергия в политической жизни.
Трек 5.
Слайд 11.
Сергий активно участвовал в политической жизни того времени, он обладал редкой способностью убеждать в мирных беседах. Он был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, но иногда вмешивался в политику, когда это затрагивало широкие интересы.
Главный след его политической деятельности был связан с битвой на Куликовом поле. Князь Дмитрий, в самом разгаре подготовки к походу против Мамая, отправился в монастырь к Сергию, чтобы получить благословение, укрепить дух свой и передать это настроение русскому воинству. Всю жизнь ратовавший за мирное решение проблем, отрицавший всякое насилие, готовый всякому злу противостоять добрым делом, Сергий на этот раз без колебаний благословил Дмитрия на ратное выступление.
Слайд 12.
В те времена Русь находилась под властью монгольских кочевников, которые называли себя Золотой Ордой. Это были коварные и очень умелые в бою воины.
Ведущий 1.
И вот тогда в лихую пору, решил Мамай - ордынский князь
Вести орду татар безбожных на Русь ни сколько не боясь.
А Сергий князя, вдохновенно, склонил всю Русь в кулак собрать,
И двинуть дружно на Мамая, всю русскую святую рать!
– Иди против безбожных смело, спаси отечество свое,
Объединяй все наши земли, бери их под крыло твое.
И войско вспрянуло и встало, готовым тут же в бой идти!
И каждый воин был на славу, и каждый стоил десяти!
Слайд 13.
Трек 6.
Всей своей грозной мощью вломились вражеские клинья в наши пешие полки, где бился князь Дмитрий. Мамай стремился смять и опрокинуть дружины русских. Рубились в тесноте отчаянно, убитых падало без счёту… Упорство, ярость, звон мечей в гремящей над Доном сечи… Восемь часов по колено в крови русские бились за свою Родину, за своё будущее…
Не выдержав такого натиска, Мамаево войско дрогнуло и обратилось в бегство, давя от страха друг друга. Разгром был полный.
Князя Дмитрия с трудом нашли под грудой тел. Он оказался жив, а его доспехи были покрыты вмятинами от ударов.
—Князь, ты слышишь, твоя победа!!!
За победу в этой битве на Дону прозвали князя Дмитрием Донским.
Слайд 14.
Сергий ни на одну минуту не выходил из храма и все время молился за нашу победу.
А вечером того великого дня Сергий отслужил панихиду по павшим воинам, называя каждого героя по имени… После боя, войско вернулось к Сергию, чтобы поблагодарить его.
Слава сошла на Русскую землю. Освободившись от страшной угрозы, русский народ воспрял духом и расправил плечи. Будем жить мирно, не причиняя друг другу обид, и никакие враги не одолеют нас. Единением и любовью спасёмся! Будем вместе, как одна большая семья! - слова Сергия отзывались в русских сердцах.
Часть 7. Смерть и канонизация Сергия.
Трек 7.
Слайд 15.
Жизнь Сергия достигла такой чистоты, что взору его было открыто многое, скрытое от других. Но, сначала он был всё же, не святой, а обычный человек. Весной 1392 года, достигнув глубокой старости, предвидя свою кончину, Сергий наложил на себя обет молчания, чтобы посвятить всё оставшееся время молитве… Полгода до смерти он полностью безмолвствовал.
Завещал похоронить себя на общем монастырском кладбище, а не в церкви.
Наступила осень. Сергий уже не вставал с постели. Умер преподобный Сергий 8 октября 1392 года. После кончины лицо Сергия было как у спящего человека – светлым и безмятежным. В 1452 году Сергий был причислен клику святых. Через 30 лет после смерти мощи святого источали благоухание, тлен не коснулся даже одежды.
Слайд 16.
В настоящее время мощи Сергия находятся в Троице-Сергиевой лавре, они исцелили множество людей от разной болезни, продолжают творить чудеса и поныне.
Часть 8. Наследие Сергия Радонежского.
Трек 8.
Слайд 17.
Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси, 55 лет из 78 он посвятил монашеству и молитве, стал основателем множества монастырей и храмов. Учениками святого были основаны еще около 40монастырей.
Его неспроста называют заступником земли русской. В трудные для государства времена Сергий Радонежский не только молился за народ, к нему шли за советом князья, враждовавшие друг с другом. Многие исследователи считают, что исторического сражения, положившего начало освобождению Руси от ига и укреплению русских земель, не было бы вовсе, если бы не слово Сергия Радонежского. За это мы ему сегодня и благодарны. А еще за Троице-Сергиеву лавру, основателем которой он является.
Часть 9. Под звон колоколов.
Трек 10.
Слайд 18.
Всю многовековую историю своего существования Троице-Сергиева лавра была особым местом для русских людей, здесь не раз вершились судьбы страны.
Троице-Сергиева лавра была основана в1337 году преподобным Сергием Радонежским. Сегодня изнебольшой обители лавра превратилась вкрупный монастырь, тамже расположена Московская духовная академия. Лавра знаменита нетолько своими чудесами, ноиудивительной архитектурой.
Главный собор лавры— Троицкий был построен в1422–1423годах.
Слайд 19.
Над иконостасом собора трудился самАндрей Рублёвиего ученики. Знаменитая икона Рублёва Троица была написана именно для этого собора. Сейчас икона хранится вТретьяковской галерее, новлавре находится еёточный список. ВТроицком соборе хранится ирака смощами преподобного Сергия.
Слайд 20.
Другая достопримечательность лавры— Успенский собор (построен в1559–1585г.). Его лазоревые купола сзолотыми звёздами символизируют рождениеИисуса Христа. У собора захоронен русский царьБорис Годуновсосвоей семьёй.
Настоящая жемчужина лавры— голубая колокольня. Еёвысота— 88метров, однако колокольня кажется настолько лёгкой, что создаётся ощущение, будто она плывёт внебесах. Слайд 21.
Колокольный звон 72тонного Царя-колокола раздаётсянад всем Сергиевым Посадом.
Кроме того, влавре можно набрать воды изсвятого источника, который, полегенде, был ископан самим Сергием Радонежским. Там можно нетолько запастись святой водой, ноиокунуться— над источником сооружена купальня, очередь вкоторую стоит влюбое время года.
Часть 10. 7 главных добродетелей, о которых нужно просить Сергия Радонежского.
Трек 11.
Слайд 22.
Трудолюбие. Сергий Радонежский славился редким трудолюбием. Он сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду в гору, молол жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, а также великолепно плотничал. Сергий никогда не перекладывал свою работу на других, показывал пример своим трудолюбием. Несмотря на скудную пищу, Сергий был крепок телесно, имел силу противу двух человек. Это качество – трудолюбие – святой пронёс через всю свою жизнь, всех призывал к ежедневному труду и был против того, чтобы монахи жили подаяниями.Слайд 23.
2. Умеренность.
Умеренность Сергия Радонежского стала притчей во языцех. Ещё в младенчестве он проявлял умеренность, когда отказывался от молока по средам и пятницам. В период взросления Варфоломей также проявлял это ценное качество,не употреблял в пищу мясо. По сути, Сергий Радонежский был первым русским вегетарианцем. Во время отшельничества, питался только хлебом и водой, ходил в одной и той же одежде.
Слайд 24.
Смирение.
Смирение - было одним из главных качеств Сергия Радонежского. Сергиева обитель долгое время была очень бедна. Монахи терпели постоянные лишения в еде, Сергий смиренно переносил все тяготы и лишения вместе со своими послушниками. Сергий избегал искушений властолюбием. Ему предлагали стать митрополитом, но он смиренно отказывался, не видя в этом своего предназначения.
Слайд 25. 4. Усердие.
Редкое усердие Сергий Радонежский проявлял с детства и пронёс через всю свою жизнь. Святой проявлял это качество во всём, чем ни занимался. Сергий построил в одиночку келью, затем монастырь, много времени посвящал молитве. Усердными трудами и безупречным служением, Сергий Радонежский стал поистине народным святым.Слайд 26.5. Кротость.
Ни власть, ни другие блага не занимали Сергия. Он был и остался тихим и кротким отшельником, плотником, скромным воспитателем, святым. Даже когда слава о нём гремела на всю Русь, Сергий придерживался очень скромного уклада жизни. Своих послушников он считал равными себе, никогда не позволял себе ни словом, ни делом возвыситься над своими ближними.
Слайд 27.
6. Мудрость.
Мудрость Сергия Радонежского проявлялась во всех его деяниях, она шла впереди него, и он пронёс её через всю свою жизнь. Смиренно живя вмонастыре, Радонежский не желал той славы, которая пришла к нему впоследствии. К нему издалека шли люди, от простолюдинов до князей, чтобы испросить у старца совета. Сергий никому не отказывал, всех принимал и никого не оставлял без внимания и доброго совета, во всём проявляя мудрость и добролюбие. Слайд 28. 7. Вера.
Вера Сергия до сей поры служит примером всем людям. За всю свою жизнь Сергий ни разу не усомнился в своей вере. Вера помогала Сергию бороться со страхами и лишениями, искушениями и трудностями, страстями и мирскими желаниями.
Часть 11. Чудеса преподобного Сергия Радонежского.
Трек 12.
Сергия почитали, как великого чудотворца, хотя сам он запрещал рассказывать о творимых им чудесах. Вот некоторые из них.
Слайд 29.
Злые звери и змеи.
На месте, где сейчас стоит Лавра, был дремучий лес. Злые волки и другие звери часто вредили Сергию и другим монахам. Но он своею молитвою прогонял их от монастыря. Множество людей жаловались Сергию на этих злых зверей, иособенно на ядовитых змей. И вот однажды, когда Сергий молился об этом, Господь сказал ему:- Не волнуйся Сергий. Я услышал твою молитву. Отныне все злые звери уйдут из этого леса прочь. А все ядовитые змеи не смогут жить там, где слышно звучание церковного колокола твоего монастыря. Так и случилось. И до сих пор змеи и дикие звери не смеют приближаться к стенам Лавры.
Слайд 30.
Чудотворный источник.
Шло время. Монастырь постепенно вырастал, появился целый город. Все было в нем прекрасно, но вот только было очень мало воды. И вот однажды преподобный Сергий взял в ладошки немного дождевой воды, помолился над нею и вылил на землю. И тут же, из под земли забил чудотворный источник. Он и сейчас дает всем людям вкусную, сладкую воду. Она исцеляет разные болезни, утешает обиды, радует сердце каждого человека.
Слайд 31.
О городе Опочке и спрятанных камнях. Однажды литовский король послал многочисленное войско к городу Опочке, неподалеку от Пскова, желая разорить его. Горожане мужественно сопротивлялись врагу, многих перебили, в городе не осталось камней и деревьев – все сбросили со стен на врагов. Надеяться оставалось только на Бога.
И вот одной женщине явился во сне преподобный Сергий и сказал: Зачем все унывают, что не осталось у них чем обороняться? Они не знают, что множество камней лежит в земле у городской церкви?
Проснувшись, женщина рассказала об этом воеводе и людям, но они не поверили ей. Лишь один нищий, услышав ее слова, пошел к указанному месту и стал копать землю — и нашел под землей целый склад камней.
Ночью враги пытались влезть на стены, но горожане найденными камнями побили их. Остатки вражеского войска убрались прочь.
Слайд 32.
Молва о Сергии.
Молва о святой жизни Сергия и его чудесах достигла других стран. Некий епископ, прибывший в Москву, не верил в святость Сергия Радонежского. Погляжу я, какой у них святой тут завёлся,— думал он войдя в монастырь, и едва лишь взглянул на Сергия, как тут же и ослеп на месте. В ужасе пал он на землю, плача и моля о прощении. Сергий же, вздохнув, дотронулся пальцами глаз его, и спала с него слепота. После чего епископ был удостоен почестей и доброго угощения. Но больше всего обрадовался он беседе с самим Сергием. И вернувшись в свой город, говорил всем: Сподобил меня Господь видеть воистину святого человека!.
Слайд 33.
О явлении русского святого татарам.
Когда Казань была еще татарским городом, многие из жителей как-то увидели, как по стенам города ходил преподобный Сергий, осенял его крестом и кропил водой. Они спросили своих мудрецов: Что это значит? Те отвечали: О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре царством нашим будет владеть Русь. Так и случилось: князь Иоанн Васильевич пошел войной на Казань, покорил её и со всеми окрестными землями присоединил к Русской земле.
Слайд 34.
Легенда овоскрешении отрока.
Один человек прошёл много горестных вёрст в великой надежде на Сергия. Принёс к нему умирающего сынишку. Положили его на лавку, стали печку топить, глянули на ребёнка, а тот уж не дышит. Несчастный отец, увидев мёртвого сына, взял топор и пошёл делать гроб. Сергий же, преклонив колена, положил свои ладони на тело мальчика и начал молиться о нём… Вдруг умерший ребёнок пошевелился, вздохнул и открыл глаза.
Вошёл почерневший от горя отец с тёсаным гробиком, да так и выронил из рук: сынишка его сидит на лавке живой и здоровый.
Слайд 35.
О пожаре в храме. Интересное чудо случилось с одним из известнейших реставратором Лавры. Работал он над фресками в Сергиевском храме. Ночью ему явился Преподобный Сергий:
– Отец, что ты спишь? Беги в храм!
Он тут же встал и побежал. В храме начинался пожар. Только-только загоралась ветошь. Все было потушено без какого-либо большого ущерба, благодаря чудесному вмешательству Преподобного Сергия.
Слайд 36.
О небесной просфорке. Отец Иосиф в хрущевские времена был сослан на Север, в лагеря. Через какое-то время он там заболевает воспалением легких. Несколько дней провел с температурой за 40. В конце концов врачи, убедившись, что человек уже смертник – нечего на него тратить время и лекарства, – переносят его зимой в неотапливаемое помещение с уверенностью, что до утра он не доживет.
Ночью батюшке было видение: к нему подходит святой Сергий и говорит: О тех из вас, кто в изгнании, я забочусь еще больше, – и протягивает ему просфорку. Отец Иосиф ощущает в замерзающей ладони ее тепло, как будто она была только что испечена. Он съел эту просфорку. Наутро, когда за ним пришли не только врачи, но и двое носильщиков с целью отнести труп к месту захоронения, они увидели его живым и совершенно здоровым.
Часть 12. На поклон к святому.
Трек 13.
Слайд 37.
Ведущий 1.
Не оскудела в людях вера,Вот потому и в наши дни,Над гробом Сергия молебныЗвучат живые и псалмы.
И знает молодой и старый,Тот город, Сергиев Посад,И Свято - Троицкую ЛавруВстречает восхищенный взгляд.
Приходя к главной святыне Троице-Сергиевой лавры— мощам преподобногоСергия Радонежского, люди надеяться на чудеса, которые продолжаются ипосле смерти святого. Дарует Сергий Радонежский много чудес, помощи и исцелений и в наши дни, кто вней нуждается.
Слайд 38.
О чём помолиться Сергию Радонежскому?
Этот святой помогает влюбой беде: ему молятся обисцелении, как телесном, так идуховном, просят опомощи вземных заботах, молятся оразвитии ума удетей исохранении жизни воинов наполе брани, обращаются кнему запомощью всудебных тяжбах.
Преподобный Сергий Радонежский почитается за покровителя детей, которым тяжело дается учение. Поэтому, особым почтением Сергий пользуется уродителей, чьи дети непоказывают больших успехов вучёбе. Кмощам Сергия нередко обращаются нетолько родители нерадивых школьников, ноисами ученики истуденты накануне экзаменов.
Слайд 39.
Трек 14.
Сергий Радонежский признан заступником земли Русской.
Ведущий 1.
Мы будем верить! Снова будем верить,Что с Ним Святую Русь не победить!И флагом трёхполосным гордо реятьМы будем. Просто будем! Будем жить!