Методическая разработка "Кубик выбора" | Мой кабинет. Работа №349454
Методическая разработка "Кубик выбора"
Актуальность данной технологии состоит в том, что она является одним из инновационных методов, который позволяет добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.
МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад №169"
Методическая разработка
"Кубик выбора"
Воспитатель 1 категории
Алиакбарова Марианна Рашитовна
г. Иваново, 2024г.
Актуальность данной технологии состоит в том, что она является одним из инновационных методов, который позволяет добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.
У детей в настоящее время все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые ограничивают их общение с окружающими. В связи с этим, есть необходимость в активном стимулировании речевых, психических, творческих процессов ребенка.
Один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Целью является совершенствование познавательного развития у детей дошкольного возраста с использованием приема «Кубик Блума».
Задачи:
Познакомить детей с приемом «Кубик Блума».
Способствовать познавательному развитию детей, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
Способствовать развитию словарного запаса и связной речи.
Учить выстраивать коллективные взаимоотношения с другими детьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.
Методика использования «Кубика Блума»:
В основе - обычный бумажный куб, на гранях которого написаны вопросы:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Грань «Назови» - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например «Назови три осенних месяца.
Грань «Почему» - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему осенью улетают птицы?
Грань « Объясни» - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например, объясни почему осенью желтеют листья?
Грань «Предложи» - Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи идеи осенних поделок из природного материала?
Грань «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: что случится , если осень не придет?
Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Например, «Нравится ли тебе такое время года как осень? За что ты её любишь\не любишь?
За время работы мной были разработаны и изготовлены Кубики Блума на самые различные темы: Времена года, ПДД, домашние живтоные, сказки и многие другие. Одни выполнены из картона, другие изготовлены на основе пластмасового кубика с использованием липучек.
На основе Кубика Блума как элемент говорящей среды мною был разработан «Кубик выбора». Используется в игровой, продуктивной, двигательной, музыкальной и др. видах деятельности у детей. Работая в режиме данной модели, воспитатель перестает быть главным источником информации - превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск. На гранях кубика вместо вопросов располагаются картинки с вариантом выбора, например, что сегодня будем рисовать? в какую игру будем играть? Как мы хотим сегодня поздороваться? Какую книжку начнем читать? И т.д.
Дети сами участвуют в создании "Кубика выбора", например, сами придумали "Кубик выбора – Кто первый мальчики или девочки?" дети нарисовали 3 стороны с изображением девочек и 3 стороны с изображением мальчиков, дежурный перед спорным вопросом кидает кубик, таким образом ребята сами договариваются, что определенное действие первыми делают мальчики или девочки.
Данная методическая разработка была создана и апробирована в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
Использование "Кубика Блума"и "Кубика выбора" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Освоение детьми способов формулировки вопросов дает положительный результат на занятиях по развитию речи детей, в частности в ответах на вопросы после прочтения художественного произведения, что было довольно трудной частью. Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают кубик. А мне этот прием помогает проверять знания и умения воспитанников. Игровой способ выбора помогает развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Данная методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ всех возрастных групп, учителям начальных классов, родителям.
Данную методическую разработку я представила на педагогическом совете ДОУ, а так же в презентации на итоговом занятии МОП "Услышать голос ребенка: создание говорящей среды в ДОО"
Опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель –начинающий, и опытный – способен творчески применить эту методическую разработку.