Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 30.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка литературной конференции, посвящённой поэзии Красивомечья | Степанова Светлана Александровна. Работа №223847

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Степанова Светлана Александровна
Методическая разработка литературной конференции "Я край Ефремовский люблю" (для учащихся 8 классов) с участием поэтов Красивомечья

Методическая разработка
литературной конференции,
посвящённой поэзии Красивомечья
Я край
Ефремовский
люблю…
( для учащихся 8 кл.)
Учителя русского языка и литературы МКОУ ЦО № 4
Степановой Светланы Александровны
Форма проведения: урок-конференция.
Цели и задачи: 1) познакомить учащихся с поэзией нашего края, с именами ,
фактами биографии и основными мотивами творчества
поэтов Красивомечья;
развивать навыки монологической речи учащихся, вырази-
тельного чтения лирических произведений поэтов нашего
края, частичного анализа их стихотворений;
благодаря живому общению с поэтами нашего края , чтению их стихотворений помочь учащимся окунуться в мир слова, увидеть знакомый край с родными людьми, с родной природой с более глубокой, лирической стороны;
формировать интерес учащихся к литературному краеведению;
приобщать учащихся к литературе, созданной их земляками, помогающей воспитывать такие личностные качества как патриотизм, доброту, любовь к прекрасному, чувство гордости за свою малую родину.
Методические приёмы: 1) выразительное чтение стихотворений поэтов нашего
края;
аналитическая беседа по вопросам;
комментарии учителя;
сообщения учеников;
интервью с поэтами;
конспектирование учащимися хода конференции.
Оборудование: 1) презентация к конференции;
DVD –диск с записью песен, созданных поэтами Красивомечья;
сборники стихотворений поэтов Ефремовского края;
интерактивная доска.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей мероприятия.
На экране название конференции и эпиграф:
Мне дорог край Ефремовский родной,
Он мне один лишь на планете милый.
Он мой алтарь любимый и святой
С берёзовою рощей соловьиной.
В.Просёлков.
Слово учителя. Уважаемые ребята и гости нашей конференции! Сегодня у нас мероприятие, посвящённое поэзии Красивомечья, под названием Я край Ефремовский люблю…. Наша литературная конференция будет проходить в виде устного журнала с различными тематическими страницами. Сегодня мы не только познакомимся с поэзией нашего края разнообразной тематики: любовной, бунинской, военно-патриотической, темой природы и родины, но и будем иметь возможность вживую пообщаться с поэтами родного Красивомечья, прослушать стихотворения в их исполнении, задать интересующие вас вопросы. Ведь поэзия, созданная нашими земляками, помогает воспитывать в человеке такие личностные качества как патриотизм, доброту, любовь к прекрасному, чувство гордости за свою малую родину. А вам, ребята, будет ещё задание: конспектировать ход мероприятия, составить план основных этапов урока.
II. Представление гостей.
Сегодня у нас в гостях поэты нашего края: Виктор Николаевич Макшанов, Сергей Валентинович Жигалин и Тамара Георгиевна Бабаева. Поприветствуем их.
Мы очень рады, что Вы, уважаемые поэты, выделили для нас своё время и пришли к нам на это мероприятие, и что мы имеем возможность общаться с Вами сегодня и читать Ваши стихотворения.
III. Краткий обзор жизни и творчества поэтов Ефремовского края.
Слово учителя: Вы знаете, ребята, что Ефремов – один из старейших городов Тульской области. Многое повидал он за свои 372 года. На примерах богатой истории Ефремовской земли есть чему поучиться. Как в капле воды отразилась в ней и жизнь Тульского края, и всей России с их радостями и бедами, поражениями и победами.
Ефремов – город химии, город-строитель, аграрий. Ефремовцы показали образцы самоотверженной, созидательной работы на полях и предприятиях своей малой родины. В числе погибших в ВОВ – тысячи ефремовцев. Десять Героев Советского Союза дала Ефремовская земля!
Но не только трудовыми и ратными подвигами славен наш район. Здесь жили и работали люди, составившие честь российской науки, литературы, искусства: это народный артист СССР дирижёр Конст. Иванов, народная артистка РСФСР Людмила Фетисова, авиаконструктор Мясищев, поэты и писатели Бунин, Паустовский, Артём Весёлый, академик Лебедев и многие другие.
Но в жизни нашего города и района есть ещё одна славная страница: богата наша Ефремовская земля поэтами-любителями. Наиболее часто печатаемые такие из них-
(сообщения учителя и учеников сопровождаются фотослайдами
с портретами поэтов Красивомечья)
1-ый ученик: Тамара Георгиевна Бабаева родилась в г.Ефремове. Долгое время
проживала на Украине, так как отец был военнослужащий. В Ефре-
мов возвратилась в 1955 г.. Обучалась в средней школе № 1. Затем
поступила в Новомосковский строительный техникум. Работала в
химстрое на инженерных должностях. Была редактором строитель-
ной газеты ПМК -380. Стихи начала писать со школьной скамьи.
Сейчас Тамара Георгиевна – участница художественной самодеятель-
ности, руководитель вокального коллектива Сударушки.
Тематика её произведений – самая разнообразная: о любви, о приро-
де, о животных, о ВОВ и просто об отношениях между людьми.
2-ой ученик: Виктор Николаевич Макшанов родился в селе Закопы Каменского
района. Проживал в селе Мечнянка. После школы был призван в ря-
ды Вооружённых сил. По окончании службы работал физруком в
Мечнянской школе. Затем уехал в Тулу, трудился на машзаводе. По
работе много ездил по стране, побывал во многих городах. Но родные
места тянули к себе, возвратился в Ефремов, работал в Сельхозтехни-
ке. Закончил Тульский пединститут. С 1979 года начал преподавать
в Мечнянской школе историю и географию, где и работает и по сей
день. Много сочиняет, печатается в местной газете Заря. Его сти-
хи пронизаны патриотизмом, огромной любовью к Родине, к своему
краю, к людям, которые его окружают. Преподавание в школе также
наложило отпечаток на его поэтическое творчество.
3-ий ученик: Сергей Валентинович Жигалин родился в Тамбовской области. По
окончании школы поступил в Воронежский университет на факуль-
тет филологии.
Затем преподавал в школе русский язык и литературу и одновременно
работал конструктором и дизайнером. Затем трудился в Воронежс-
ком институте усовершенствования преподавателей. В 2003 году пе-
реехал в Ефремов, работал в СШ № 7 учителем ИЗО и черчения. В
данное время работает в Национальном научно-производственном
центре технологии омоложения.
Тематика стихотворений С.В.Жигалина самая разнообразная: это и
любовная, и философская, и ироническая лирика. Он сочиняет стихи
для детей, пародии, эпиграммы, сценки, пьесы.
Слово учителя: Я продолжу вас, ребята, знакомить с именами поэтов нашего края.
Николай Иванович Титов. Работает главным обозревателем в местной газете
Заря. Ведет литературную страницу этой
газеты.
Виктор Дмитриевич Просёлков. Долгое время работал в химстрое, затем – до-
дожным рабочим.
Андрей Вячеславович Живоглазов. В данное время трудится на ЕЗСК.
Анна Илкаровна Байрамова. Работает в редакции газеты Заря.
Татьяна Григорьевна Соколова. Долгое время жила в Ефремове. Сейчас рабо-
тает в Воронежской городской библиотеке им.
Платонова. Часто приезжает в наш город.
Недавно в нашей центральной библиотеке была организована творческая встреча с Татьяной Григорьевной. Мы с ребятами из 8г присутствовали на этой конференции.
Мы не случайно сообщили о том, где трудились или чем сейчас занимаются эти обыкновенные, но талантливые люди. Не все они связали свою жизнь с литературной работой. Но тем не менее, их мысли, чувства, переживания – всё то, что ищет душа, к чему стремится сердце, находит выражение в их задушевных стихотворениях. Это люди творческие, тонко чувствующие настроение души и глубоко любящие свою Родину.
IV. Любовная лирика.
На экране – название темы с эпиграфом:
Что такое любовь? Это пламени жар,
Где душа, истомившись, сгорает.
Т.Г.Бабаева.
Слово учителя: Итак, открываем первую страницу нашего литературного журнала - это любовная лирика.
Любовь - это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать, что это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее. Тема любви – одна из ведущих тем мировой литературы с древнейших времён и до наших дней. Сложно придумать, о чём бы писали знаменитые поэты и прозаики, чем вдохновлялись бы великие композиторы и художники, не будь на свете любви. Это чувство также вдохновляет человека на новые начинания, свершения, подвиги. И тот, кто пронёс это замечательное чувство через всю жизнь, может уверенно сказать: Я жил не зря. В подтверждение этому можно привести слова известного драматурга Мольера, который еще в 17-ом веке писал:
В душе померк бы день. И тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто сердце страстно нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил.
- Давайте, ребята, послушаем, как пишут о любви поэты нашего края. Тамара Георгиевна, хочется начать эту тему с Вашего стихотворения Что такое любовь?.
Т.Г.Бабаева
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
Что такое любовь? Это пламени жар,
Где душа, истомившись, сгорает.
Это всё поглотивший пожар
На пути все запреты сметает.
Слышен голос любимый тебе,
Растворяясь в мелодии звуков,
Ведь она не подвластна судьбе,
Если вам предстоит разлука.
Это нежное, сильное чувство,
Но не всем испытать пришлось.
Это дар, как большое искусство,
В вашем сердце отозвалось.
Это счастье – большая любовь,
Когда сердце в груди замирает,
Когда думы о нём вновь и вновь,
Хоть она безответной бывает.
- Как вы поняли, ребята, смысл этого стихотворения?
Любовь – это вечное, без чего не может прожить человек. Вся его внутренняя сущность изменяется с появлением в жизни любви. Это великий дар. Но не ко всем, к сожалению, приходит чувство такой огромной, всепоглощающей любви, которое описывается в стихотворении Тамары Георгиевны.
- Давайте теперь послушаем стихотворение Сергея Валентиновича Жигалина Ты далеко.
С.В.Жигалин
ТЫ ДАЛЕКО…
Ты далеко, ты редко, Немного – посмеяться,
И нет письма. Чуть-чуть – всерьёз.
В окно стучится ветка: Потом вокзал, и снова
Зима, зима. Печаль легка.
По телефону речи… Всего одно лишь слово
Купить билет. Сказать: Пока!
Приехать хоть на вечер, Ты далеко, ты редко.
Сказать: Привет! Но всё же – ты!
По парку прогуляться, На яблоневой ветке
Вдохнуть мороз. Весной цветы.
- Скажите, ребята, а как в этом стихотворении звучит тема любви? Какое настроение передаётся здесь?
Мне показалось, что в стихотворении, которое мы сейчас прослушали, поэт выражает печальное настроение от того, что любимая далеко, встречи редки. Но мне особенно понравилась концовка – нежная, лиричная: автор сравнивает свою любимую с весенними яблоневыми цветами. И мне кажется, что чувства здесь такие же нежные, светлые, как цветы на яблоне.
- А как говорит о любви Виктор Николаевич Макшанов? Давайте послушаем.
В.Н.Макшанов
ДЕВЧОНКА С КРАСИВОЙ МЕЧИ
Я верю, что счастье вернётся Девчонка склонилась под вечер
И солнце расправит лучи. Над гладкой, притихшей водой.
Без устали небу смеётся Сегодня назначена встреча
Девчонка с Красивой Мечи. В саду под Полярной звездой.
Мелькает зелёная блузка Придёт на свиданье мальчишка
Меж ярких цветов на лугу. Пусть даже на улице дождь,
Воистину юности русской И сердцу покажется слишком
Представить границ не могу. Короткой весенняя ночь.
В ночи соловьиное пенье И снова продолжится лето
Развеет щемящую боль, И радость в девичьей груди.
И сердце в тревожном забвеньи По метким народным приметам -
Свою ожидает любовь. Любовь у неё впереди.
Но свет бесконечности льётся
К земле из небесных пучин.
Без устали солнцу смеётся
Девчонка с Красивой Мечи.
- Обратите внимание, ребята, как Виктор Николаевич светлый, чистый образ девчонки и её первой любви?
Да, действительно, видно, что это п е р в а я любовь, причём взаимная, т.к. мальчишка здесь готов прийти на свидание в любую погоду. Даже если на улице дождь.
Здесь передано такое лёгкое, нежное настроение, вера в счастливое будущее, даже сам невольно улыбаешься, слушая это стихотворение. Лето само по себе поднимает настроение, и этот образ девчонки с Красивой Мечи среди луговых цветов проникает в душу.
- Очень хочется теперь услышать, как сами поэты говорят о любви в своих стихотворениях. Тамара Георгиевна, Сергей Валентинович, прочитайте нам что-нибудь из любовной лирики.
Т.Г.Бабаева читает стихотворение Телефонный роман
С.В.Жигалин –
Т.Г.Бабаева
ТЕЛЕФОННЫЙ РОМАН
Я от одиночества устала, Так три месяца уж длится
Годы мчат, подковами звеня. Телефонный на роман.
Мне цыганка счастье нагадала: Мы не видим наши лица -
Будет друг сердечный у меня. В этом есть большой изъян.
Как-то вечером осенним Как относится ко мне он -
Телефон вдруг зазвонил. Не могу никак понять.
Голос дружеский, красивый Ничего не остаётся -
О себе заговорил. Лишь звонок от друга ждать.
Он пришел большой и сильный, Остаётся только верить,
О себе мне рассказал, Мы с ним добрые друзья.
О дальнейшей жизни Я пойду, открою двери,
Ничего мне не сказал. Скажет: Здравствуй, это я!
С.В.Жигалин
ТИХИЙ ВЕЧЕР
Наши души как снежинки Век короткий, век тревожный…
Невесомы и чисты. Снег – и талая вода.
На случайной вечеринке Повториться невозможно.
Повстречались я и ты. Повторяемся всегда.
Новый год. Мороз за двадцать. Снова будет снег и вечер
Грустный вальс и белый снег. Новогодний, - но без нас…
Нам с тобою повстречаться И других снежинок встреча
Только раз – на целый век. И других влюблённых вальс.
- Понравились вам стихотворения, ребята? Любовная лирика всегда передаёт чувства возвышенные, глубокие. Все стихотворения о любви, прозвучавшие сейчас, очень лиричны, изящны, напевны. Как вы думаете, что помогает сделать их такими?
Очень украшают стихи изобразительно-выразительные средства: образные метафоры, необычные эпитеты, сравнения , олицетворения и др.
( учащиеся приводят несколько примеров )
V. Бунинская тема.
На экране - название темы с эпиграфами:
…твой дальний друг перед твоим портретом
замедлит шаг, забудется, томим…
И.А.Бунин.
Он знал – лишь слову жизнь дана.
С.В.Жигалин.
Слово учителя: Откроем следующую страницу нашего литературного журнала – это Бунинская тема в творчестве поэтов Красивомечья.
Все мы прекрасно знаем, что И.А.Бунин, замечательный русский поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе, был тесно связан с нашим городом. Здесь жили его родные, он не раз приезжал в Ефремов к своему брату в дом на улице Тургенева, где сейчас находится Бунинский музей. Отзвуки пребывания Бунина на Ефремовской земле мы находим в таких его произведениях, как Деревня, Антоновские яблоки, Чаша жизни, а также в его лирике. Посещая Бунинский музей, мы как бы прикасаемся к истокам творчества Ивана Алексеевича, чувствуем неразрывную связь с ним.
Поэты нашего края посвятили Бунину множество стихотворений.
Давайте сейчас послушаем замечательное стихотворение С.В. Жигалина Бунинская осень.
С.В.Жигалин
БУНИНСКАЯ ОСЕНЬ
На строгой лестнице стиха, Он выпил чашу бытия…
Н а медленной дороге прозы Был неимущ – с великим даром
Работа мастера тиха: В аллеях тёмных забытья
Судьба и случай, быт и грёзы. И в славы солнечном ударе.
Он знал: лишь слову жизнь дана. …Откроет осень неба дно,
Он – без гнезда. Весь век скитанья. Словами листьев облетая,
Вольней без скарба вышина, И выпьет горькое вино,
Свободней лёгкое дыханье. Светло по вечности шагая.
- Какое произведение Бунина упоминает С.В.Жигалин в своём стихотворении?
Здесь упоминается стихотворение Бунина Слово.
- Верно. А ещё прозаические произведения Солнечный удар, Тёмные аллеи, Чаша жизни, Лёгкое дыхание. Но эти рассказы вы будете изучать в старших классах. Скажите, а кто помнит и сможет прочитать Слово?
И.А.Бунин
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости, - И нет у нас иного достоянья!
Лишь слову жизнь дана: Умейте же беречь
Из дневней тьмы, на мировом погосте Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Звучат лишь письмена. Наш дар бессмертный – речь.
- Мы знаем, что у Виктора Николаевича Макшанова есть прекрасное стихотворение Странник. Давайте послушаем его в исполнении Турченковой Кати.
В.Н.Макшанов
СТРАННИК
Он жаждал солнца, счастья, красоты, Я вижу стул и старенький диван,
Но полной мерой принял хлад пустынный. Окно, дорожку, воздух светло-синий,
Он одинок, но все его мечты Далёких стран неведомый туман
На той земле, где слава и цветы Над телом колдовавший, как шаман,
Под звёздами родными не остынут. Зовущий в сердце зачеркнуть Россию.
Не чаял и не думал он, что Русь Он не хотел, он просто бы не смог
Принять готова страннический образ. Забыть Елец, Ефремов и Воронеж,
Но я судить об этом не берусь, Красивую Мечу и пыль дорог
Когда с большой души чужая грусть И храм, где лик Христа печально строг,
Становится манящей, близкой, доброй. И песнь души, едва лишь струны тронешь
Последнее пристанище. Париж.
Сент-Женевьев, где все сошлись дороги.
И ты, склоняя чело, пред ним стоишь,
Как будто в небе облаком паришь,
И лечат душу бунинские строки.
- Посмотрите, ребята, как в этом стихотворении перед нами проходит почти вся жизнь Бунина, его чувства, переживания.
Здесь и стремление к счастью, и мысли о Родине, к которой он стремится всей душой, и подчёркивается одиночество поэта. И название стихотворения -Странник говорит о том, что он весь век скитался, но не мог вернуться в Россию.
- И если у нас сегодня такой необычный диалог с присутствующими здесь поэтами, давайте будем пользоваться такой возможностью и предоставим им слово.
Виктор Николаевич, что Вы нам почитаете из своих произведений на Бунинскую тему?
В.Н.Макшанов
ПАМЯТНИК
На землю опустилась синь небесная,
Роняло солнце яркие расцветки.
У осени, вернувшейся к тебе,
Есть радости и вечные приветы.
Приветы издалёка-далека:
Воронежа, Ефремова, Парижа,
И бунинская добрая рука
Становится для нас как будто ближе.
У вечных строк страдание и боль,
Скитания по мыслям и по странам,
И в них всегда жила одна любовь-
К своей России, непонятно странной.
В каскадах лет ступени мастерства
Прошли свой путь сквозь тернии и тленность,
Незыблемая сущность естества –
Стремления к познанию Вселенной.
Один из тех, кто так прекрасно смог
Сочесть в себе поэзию и прозу,
Где пульсы памятных дорог
Вольются в душу, словно шум берёзы.
Стокгольм кипит, триумф очередной –
Король вручает грамоту поэту
За слово о земле его родной,
За самые прекрасные рассветы.
Осталось всё в далёком -далеке,
Но память будет вечно с нами рядом,
Антоновское яблоко в руке,
Задумчивая отрешённость взгляда.
- Сергей Валентинович, Вам слово.
С.В.Жигалин
В МУЗЕЕ БУНИНА
На бумаге небес нитка слов протянулась,
У калитки – пугливых берёз серебро.
Крики птиц далеко в тишине потонули,
Возле старого дома кружится перо.
Душ, навек улетевших, услышать дыханье
Тех, покинувших нас, я пришёл в этот дом
И прочёл под стеклом для себя завещанье,
Что писалось, быть может, гусиным пером.
Я из дальних друзей… Перед давним портретом
Здесь нежданно прочёл вдруг письмо для себя.
Я тот самый, кто верит: чрез толщу столетий
Продолжается то, что творилось любя.
И продляется в новых сердцах – и словами,
И гусиным пером на страницах небес.
Кто ушёл, - тот остался на небе и с нами,
Тот оставил свою неподсудную весть.
Что-то стало другим в этом доме старинном,
Но нигде никогда не теряется след
Дуновенья души… И свечи стеаринной
Перед образом древним мерцающий свет.
- Скажите, ребята, какие возникают чувства, когда слышишь стихи о Бунине?
У меня возникает чувство гордости, что он жил в нашем городе. Хочется поближе познакомиться с творчеством этого великого поэта и прозаика.
- В заключение этой страницы хочется сказать, что поэзия Бунина и стихи о нём являют нам живую связь времён, продолжение и утверждение непреходящих ценностей русской литературы, русской поэзии.
VI. Военно-патриотическая тема.
На экране – название темы с эпиграфом:
И приносят люди на могилы
Алые и белые цветы.
Родина героев не забыла…
В.Н.Макшанов.
Слово учителя: Перелистывая страницы нашего литературного журнала, мы переходим к стихотворениям на военно-патриотическую тему в творчестве поэтов Красивомечья.
Великая Отечественная война… К счастью, наше поколение знает о ней только по рассказам ветеранов, художественным произведениям и кинофильмам. Вот уже близится 65-ая годовщина со Дня Великой Победы. Мы помним и преклоняемся перед героическими подвигами наших предков. В числе павших в годы войны – тысячи ефремовцев. В нашем городе возведены памятники, напоминающие нам о тех трудных военных годах и о людях, которые пали смертью храбрых, защищая Родину. На этих памятниках горит вечный огонь. Все те, кто погиб в годы войны, горячо любили своё Отечество, свой народ, не пожалели отдать жизни, чтобы больше никогда враги не топтали нашу землю, чтобы дети не оставались сиротами.
Поэты нашего края сложили множество прекрасных стихотворений на военно-патриотическую тему. Все эти произведения проникнуты гордостью за героев войны, светлой памятью о погибших и чувством великой благодарности за мирное небо над нашей головой.
У В.Н.Макшанова есть прекрасное стихотворение, посвящённое памяти нашего земляка Береговского Ивана, бывшего на самом деле сыном полка. Сейчас Женя Медведев нам его прочтёт.
В.Н.Макшанов
СЫН ПОЛКА
Картина войны всем до боли знакома,
Как много в ней горя и бед!
И вот убежал из отцовского дома
Мальчишка двенадцати лет.
Сбежал неожиданно, тайно, под вечер
Страну от врага защищать.
Но благо, что фронт проходил недалече –
Недолго пришлось прошагать.
Солдатский дозор заприметил мальчишку,
Словили, доставили в штаб.
В глазах озорство, но какой-то он слишком
Худой и, конечно же, слаб.
Решил командир на совете – пусть будет
Солдатом и сыном полка,
Вживается в наши суровые будни
И почту разносит пока.
Вот так начиналась военная служба,
К её исполненью готов.
И так получалось, что там, где он нужен,
Всегда появлялся без слов.
Доставит газеты, письмо прочитает,
Почистит винтовку, споёт,
На марше со всеми упрямо шагает,
На запад к Победе идёт.
В тяжёлых боях не отступит ни шага,
Ведь только вперёд будет путь.
Медаль За заслуги, медаль За отвагу
Украсили юную грудь.
И вскоре к медалям добавился орден,
Заслуженный, Красной Звезды,
И сын, и солдат Береговский нёс гордо
Недетские в сердце мечты.
Был ранен, лечился в тылу очень долго,
Но выжил, вернулся в свой строй,
Хранимый молитвой, судьбою и Богом
И верный присяге герой.
До Праги война довела и Варшавы,
И рана в груди зажила,
Но в сердце осталась солдатская слава,
Что Ваню на подвиг вела.
- Замечательное стихотворение. Ребята, как вы можете определить мысль, высказанную поэтом в этом произведении?
В годы войны даже дети не оставались в стороне, они тоже защищали своё Отечество. Бывали и такие смельчаки, что шли самовольно на передовую линию фронта. Об одном из таких мальчишек и рассказывает Виктор Николаевич в своём стихотворении. А ещё оно мне напомнило повесть Катаева Сын полка и её главного героя Ваню Солнцева.
- Ребята, и следующее стихотворение, которое мы сейчас услышим, тоже посвящено светлой памяти одного из наших земляков, сельского учителя Тихона Ивановича Рождественского, погибшего подо Ржевом, и его матери, Ксении Гавриловны. Это стихотворение подготовил Егоров Виталий. Давайте послушаем.
Н.И.Титов
ОН УБИТ ПОДО РЖЕВОМ…
Звенела бронза листьев на осине,
Закат окрасил бледную слюду.
Она всё время думала о сыне,
Молила Бога отвести беду.
Где он теперь? С винтовкою, со скаткой…
А ливень пуль безжалостно сечёт.
За их двором, со стороны закатной
Стоял осинок смуглый косячок.
Грудной ребёнок на руках невестки.
Тяжёлая, голодная пора.
Тот день, когда ушёл он по повестке,
Останется как вечное вчера.
Куда же ты? - и краешком косынки
Отёрла непослушные глаза.
Туда, - сказал, - за эти вот осинки,-
И он рукой на запад показал.
Октябрьский день. Так пасмурно и сыро,
И долго вслед глядела вся родня.
Ушёл, оставив мать, жену и сына,
А сыну было отроду – три дня.
В письме пошутит: страхи бросьте за борт,
Живой, воюю, кланяюсь за сим.
Она посмотрит на тревожный запад –
Там кровь заката брызжет из осин.
Весь день в работе, заливал глаза пот,
Но только встанет дух перевести,
То глянет обязательно на запад,
Как будто сможет там его спасти.
Вязала ли снопы из-под косилок,
Вела ль на пашню пасмурных быков…
Ах, сколько на Руси росло осинок –
На каждого фашиста был бы кол.
С утра во рту ни маковой росинки.
На поле - бабы, дети, старики.
Летели чайки писем за осинки –
Как нелегко отнять с листа руки.
А там – огонь. Крови, металла запах.
С цепи сорвался пушечный восторг.
О, сколько глаз – с надеждою на запад
И столько глаз – с любовью - на восток!
И даже солнце в светлоокой сини
Туда спешило, чтоб солдат согреть.
А по деревне бабы голосили,
И почтальон в глаза отвык смотреть.
И погребальным гром гремел салютом.
Осинок саван ветер парусил.
И без разбору, без пощады, люто
Вовсю гуляло горе по Руси.
Цвели ль сады, хлеба ли колосились,
Хлебали тюрю. Хлеб – из лебеды.
То в том конце, то в этом голосили.
Все были равны. Все – возле беды.
Злосчастье-горе, малость охолонь-ка.
Ну что тебе на нашем-то крыльце!
Глядит на запад, что там: похоронка
Или поклон в заветном письмеце?
Не обошло, не миновало лихо.
И свет померк, и пала наземь синь.
Остался подо Ржевом её Тихон,
Быть может, у таких же вот осин.
Осинки, дорогие, научите
Стоять, прощальным пламенем горя.
А день-то! В какой день погиб учитель –
В день первый золотого сентября.
Опять звенел ребячий гомон в школе,
И звякал колокольчика звонок.
А он последний дал на бранном поле
Им верности и мужества урок.
Хоть верь, хоть нет, а не придёт обратно,
И внуку без отца теперь расти.
Но всё равно с той стороны закатной
Она не может взгляда отвести.
Как ни горюй, жить надо. Не одна ж ты
На белом свете. Набирайся сил.
Но ей казалось – поглядит однажды:
А он живой выходит из осин.
А время шло, и заходил год за год.
Жизнь новая тянулась, как лоза.
Она всё ждёт и всё глядит на запад –
Осинки расплываются в глазах.
И вот дыханье еле сходит с синих
Запавших губ, и заострился нос.
Уж не глядеть ей больше на осинник
Через хрусталь своих последних слёз.
Сказала, может, подобрав все силы:
Не дождалась. Дождался ты, сынок…
И умерла. А из сырой могилы
Глядит, как подобает, на восток.
- Очень тяжёлое стихотворение. Как вы думаете, ребята, какая мысль выражена в нём?
Здесь передаются переживания, мысли, страдания матери сына, ушедшего на фронт, её безутешное горе и надежда до последних дней её жизни. И самое главное – этот образ матери – собирательный: ведь сколько было таких же матерей, ждущих и не дождавшихся своих детей с войны!
А ещё автор подчёркивает, что природа и человек едины в своём горе. Здесь часто говорится об осинках, они – как живой персонаж.
- Снова хочется предоставить слово нашим гостям. Виктор Николаевич, мы знаем, что у Вас очень много стихотворений о ВОВ. Прочитайте нам какое-нибудь из них, пожалуйста.
В.Н.Макшанов
ПАРАД 41-ГО ГОДА
Остановлен враг на ближних подступах,
Где Москву в бинокль видел он.
Мимо Мавзолея твёрдой поступью
Шёл за батальоном батальон.
Падал снег торжественной мелодией,
Вписываясь в чёткий звук шагов.
Шли бойцы, спокойные и гордые,
Под столицей бить своих врагов.
Кто их звал? Зачем сюда пришли они:
Сеять смерть? Проверить нас в боях?
Недобитые потомки шли в финал
Гинденбургов и других вояк.
Мы встречались с ними в годы прошлые
И вели побоища не раз
На озёрах и лесных урочищах,
Чтоб отбить к славянским землям страсть.
Им наказывали Фридрих с Бисмарком
И, конечно, были же правы:
Приключений больше не выискивать
На полях в окрестностях Москвы.
Но они забыли жизни истины
И пошли, поверив в свой успех,
Головы набив другими мыслями,
Что потом растают, словно снег.
Пар от строя вился над брусчаткою
И смотрел народ со всех сторон,
Как солдаты, чётко шаг печатая,
Уходили с площади на фронт.
- О ВОВ очень много стихотворений, поэм. Как вы думаете, ребята, почему война вызвала творческий подъём самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков?
Люди брались за перо, чтобы поднять дух советского народа, чтобы укрепить мужество защитников.
- Кто является главным героем стихотворений о войне?
Это и воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, - то есть все те, кто боролся с врагом!
- Я хочу, ребята, чтобы вы поняли ту боль, что перенесли люди в годы войны, и призвать вас к тому, чтобы вы никогда не забывали о тех, кто выстоял, победил, подарил нам жизнь и счастье; помнить этих героев и гордиться ими. Нужно хранить память о павших и передавать её будущим поколениям!
К 60-летию Победы Тамара Георгиевна Бабаева написала слова и музыку к песням Солдатский вальс и Вальс Победы, которые исполняет вокальный коллектив нашего города Сударушки. И хочется завершить страницу военно-патриотической лирики прослушиванием песни Вальс Победы Вслушайтесь, ребята, в слова этой песни: они передают огромную радость людей в этот великий праздник.
Т.Г.Бабаева
ВАЛЬС ПОБЕДЫ
Колосилась рожь густая, на границе тишина,
Но пришла беда большая – вдруг объявлена война.
Припев: И от стен военкомата
Уходили в бой солдаты,
Чтоб приблизилась Победа
В май цветущий в 45-ом.
За страну свою сражались и отцы, и сыновья,
И от грохота снарядов содрогалась вся земля.
Припев: За страну свою когда-то
В смертный бой ушли солдаты,
Чтоб приблизилась Победа
В май цветущий в 45-ом.
60 уж лет минуло, как с войны пришли солдаты,
Как звучал салют Победы в май цветущий в 45-ом.
Припев: В этот праздник День Победы
Всюду музыка звучала,
И девчонка в платье белом
Победителей встречала.
VII. Тема природы и родины.
На экране – название темы с эпиграфом:
Не покидайте родину свою,
Свой край, что на Мече Красивой,
О нём душой я русскою пою
Среди берёз и васильков России.
В.Просёлков.
Слово учителя: Всякому мила своя сторона - гласит народная пословица. И всему этому начало – раздолье, где шум дубрав и колыханье колосьев, смутный плеск реки и шёпот мягких трав навсегда вошли в душу. Здесь. На холмистых речных берегах, в кровавых схватках с иноземцами, когда мутные волны нашествий захлёстывали край, росло и крепло в сердцах людей, далёких предков наших, чувство Родины, передаваясь из поколения в поколения вместе с легендами, сказками и песнями, чтобы потом прозвучать, как наказ, в Тургеневском слове: Каждый пускай корни в родную землю.
Поэты нашего края создали множество замечательных стихотворений, посвящённых родному Красивомечью. Давайте послушаем некоторые из них.
В.Н.Макшанов
КРАСИВОМЕЧЬЕ
Старинные российские места. Как звонкий ветер чешет кроны лип
Загадочный простор Красивомечья, И вихрем собирает листья в кучи,
Где вечный запах каждого куста И дождик омывает лик земли,
Неведомою силою отмечен, И валом снег валит в лесные кущи.
Где на высоком берегу реки Степные травы зреют на холмах,
Любуешься чудеснейшим простором, Леса, как острова и вдохновенье,
Где дали широки и глубоки, И щебет птиц в прозрачных небесах
Холмы, напоминающие горы. Являет миру сказочное пенье.
Окинешь взглядом эту благодать – Здесь дышится свободно и легко,
И станет на душе намного легче, Здесь жизнь плывёт, века перебирая.
И невозможно ловом передать, Тот, кто уйдёт отсюда далеко,
Как наступает утро здесь и вечер. Он долго будет жить вот этим раем.
Елец, Ефремов, Тула и Москва -
Места, издревле связанные нитью.
Порою ходит кругом голова,
Ну как мы можем с детства не любить их?
- Знаете, ребята, 2 года назад закончила нашу школу Трофимова Катя. Она замечательно писала стихи. Некоторые из них представлены на этом стенде. В основном, она описывала наш край. А стихотворение Герб было отмечено на областном конкурсе, посвящённом российской символике. Хочется услышать сейчас её стихотворение Родное Красивомечье.
Катя Трофимова
РОДНОЕ КРАСИВОМЕЧЬЕ
Журчит вода в Серебряном Колодце, Под кручью обмелевший Гоголь,
Дыша прохладой в летний зной. В лозинах берега, ромашки на лугу.
В зеркальной глади отражаясь, Спешит заре навстречу в Междуречье ,
Облака любуются собой. Чтобы обнять Красивую Мечу.
Слово учителя: Меж степей и лесов, жемчужных россыпей рассветных рос и малиновых закатных всполохов, прозрачной синевы соловьиных ночей и обворожительно сверкающего под летним солнцем лугового разноцветья, среди пряных запахов медвяных трав спешит к Дону очаровательная русская река, издавна зовущаяся Красивой Мечой, - так начинается статья известного писателя-историка, нашего земляка, В.И.Ксенофонтова. И сейчас очень хочется услышать стихотворение Н.И.Титова Красивая Меча.
Н.И.Титов
КРАСИВАЯ МЕЧА
Ты не широкая, не узкая, Когда под птичьи переклички
Блестишь кольчугою в лучах, Ослепят вешние лучи,
Ты до последней капли – русская, И заплетаются в косички,
Моя Красивая Меча. Спеша, со всех сторон ручьи.
Бегут к тебе поля и рощи, Когда туманом, словно ватой,
Шуршит, шатаясь, осока. Укрылась – есть ты или нет,
Рубашку алую полощет Когда твой свет голубоватый
В жемчужной заводи закат. Не брезжит в белой пелене…
Бежишь, мечась, а вдалеке там Светла в оправе трав и тала,
Тебя ждёт Дон в оправе лоз, В сребристой проседи лозин,
И облака плывут букетом Ты синей молнией упала
Непостижимо белых роз. Среди холмов, среди низин.
Люблю тебя, покоя полный, И каждый берег так наряжен,
Когда задумчива, тиха, И так извилист твой разбег.
И в час, когда бушуют волны, Ты словно ниточка из пряжи -
Как у гармоники меха. Страны, что соткана из рек.
Когда мороз наложит панцирь России синяя частица,
На воды зябкие твои, Ты – моя гордость, моя боль.
И солнце золотые пальцы Листаю волны, как страницы
В твои кунает полыньи. Старинной книги голубой.
- Обратите внимание, ребята, как в этих стихотворениях раскрывается душа поэтов, как чувствуется их гордость за свою малую родину, как любуются они неброской, но милой красотой нашей природы.
В этих стихотворениях природа как бы оживает, роднится с душой человека. Я заметил(а) здесь множество выразительных средств языка, чуть ли не в каждой строчке. Они помогают звучать этим стихотворениям изящнее, красивее.
- Я сейчас хочу обратиться к Сергею Валентиновичу Жигалину. Я знаю, что у Вас есть прекрасное стихотворение Тихое Красивомечье. Прочитайте нам его, пожалуйста.
С.В.Жигалин
ТИХОЕ КРАСИВОМЕЧЬЕ
Тихо у города плещется речка.
Юный рассвет на Стрелецком мосту.
Малая родина Красивомечье…
Старая яблоня в вешнем саду.
Тихое Красивомечье.
Юный рассвет на мосту.
Ты у огромной России частица,
Я от рожденья навек твой птенец.
А над Мечою всё кружатся птицы,
Не долетая чуть-чуть до небес.
Кружатся, кружатся птицы.
Я навсегда твой птенец.
Небо над миром парит без границы…
Выбрать птенцу, где летать, где любить…
Но на Мечу возвращаются птицы,
Чтобы родимой водицы испить.
Но возвращаются птицы –
Здесь и летать, и любить.
Стану когда-то земли я крупицей…
Только душе улететь – не упасть –
Выше небес… И назад возвратиться…
Родины тихой бессмертная власть.
Даже с небес возвратится
Родины тихая власть.
- Какие чувства вызывает лирика о природе и родине?
Стихотворения о природе и родине вызывают чувство гордости за свою малую родину, желание познакомиться ещё и с другими стихотворениями на эту тему, потому что они полны жизни, оптимизма.
- Все эти лирические произведения очень красивы. Как вы думаете, ребята, какое качество развивают у читателей эти стихотворения?
Я считаю, что стихотворения на эту тему развивают в нас чувство любви к Родине, то есть патриотизм.
- Подумайте, ребята, а почему поэзия на нас так воздействует?
Я считаю, что цель поэзии – затронуть душу, привлечь внимание к слову.
- Слушая стихотворения о природе и родине, можно, наверное, на каждое из них написать музыку, потому что они очень мелодичны, так и льются в душу. У Тамары Георгиевны есть замечательная песня, которая называется Мой город. И в завершение темы о природе и родине давайте послушаем эту песню.
Т.Г.Бабаева
МОЙ ГОРОД
Расположен мой город старинный Был он крепостью грозной когда-то,
Над рекою Красивой Мечой. Он страну от врага защищал.
Плыл над городом крик журавлиный, Городок этот провинциальный
Город с детства мой самый родной. Моей малою родиной стал.
И куда бы судьба ни бросала,
Я в мечтах непременно с тобой.
Здравствуй, милый мой город Ефремов,
Над ревою Красивой Мечой.
VIII. Проба пера.
На экране – название темы с эпиграом:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
А.С.Пушкин.
Слово учителя: Завершающая тема нашей конференции – это рубрика Проба пера. Некоторые ребята у нас тоже пробуют писать. Сегодня мы представим начинающих поэтов, которые очень неравнодушно относятся к вопросам нашей современности и отражают это в своих стихотворениях. Сейчас они прочитают нам свои стихи, а мы с удовольствием послушаем и оценим талант наших юных дарований.
Настя Елистратова
ТРУД ХЛЕБОРОБА
Вот закончилась уборка урожая Потрудились славно хлеборобы наши,
Вместо нив высоких лишь лежит земля. И за это им спасибо говорим,
И лениво птицы улетают, Что работали на тех полях и пашнях,
Глядя на пустынные поля. Это их мы вкусный хлеб едим.
Помни, хлеб – это сокровище полей,
Наших нив обильных кладовая.
Нет хлеборобам праздника родней,
Чем наступивший праздник урожая.
Женя Медведев
ПЕТЯ И ВАСЯ ( басня)
Однажды в жаркий летний день
Два друга в школу шли,
Болтали.
Один другому говорит:
- Уроки сделал?
- Нееееет! Совру, что голова болит.
Пришли два друга в школу,
Там дроби изучают.
Друг Вася слушает,
А Петенька болтает.
Учитель тему объясняет,
Спросил он Петю – ничего не знает!
Прошло 15 лет,
И что мы видим!
Друг Вася бизнесменом стал,
Живёт в коттедже, денежки считает,
А Петя дворик подметает!
Мораль сей басни такова:
Ученье – свет, а неученье – тьма!
IX. Беседа с поэтами.
- Ребята, так как у нас сегодня встреча с поэтами, то вы можете задать им интересующие вас вопросы, и я думаю, что наши гости с удовольствием вам на них ответят.
Я бы хотела обратиться к Тамаре Георгиевне Бабаевой. Скажите, пожалуйста, а много ли у Вас ещё песен, и о чём они?
А мне хочется поинтересоваться у Сергея Валентиновича: какой теме и какому жанру в своём творчестве Вы отдаёте предпочтение?
Виктор Николаевич, правда, что Вы лично были знакомы с Береговским Иваном, который является героем Вашего стихотворения Сын полка?
X. Подведение итогов конференции.
Слово учителя: Вот и подошла к концу наша конференция, повящённая поэзии Красивомечья. Нам было очень приятно познакомиться с поэтами нашего края, побеседовать с ними, познакомиться с их творчеством и прослушать стихотворения в их исполнении. Мы надеемся, что у нас ещё будут подобные встречи, и мы сможем услышать ещё много прекрасных, созданных Вами, наши уважаемые земляки, произведениями. Позвольте отблагодарить Вас за замечательную встречу и подарить Вам на память эти небольшие подарки.
( вручение благодарностей и подарков поэтам)
-Эти люди, ребята, прославили наш край своими прекрасными стихотворениями. И мне хочется надеяться, что и среди вас в будущем найдутся такие, кем сможет гордиться наша Ефремовская земля!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Черная пятница

Выиграйте смартфон, ноутбук
или бесплатное обучение!

Вращать колесо

Осталось попыток: 1