Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка Марфина И.Б. | Марфина Ирина Борисовна. Работа №313054

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно  мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».

                                                                          К.Д. Ушинский

 В наш стремительный век нанотехнологий, цифровизации, развития искусственного интеллекта перед учителем встаёт вопрос: Как учить? Как не прервать ту ниточку, которая тянется из поколения в поколение, на которой держится  мир человечества: мир Добра, Бескорыстия, Человечности?

     Как учитель и просто человек, гражданин своей страны, своё главное предназначение вижу в том, чтобы, прежде всего, привить детям любовь к природе, научить понимать её, беречь, видеть очарование даже в самом «некрасивом»…Воспринимать себя – как часть природы!

В этом на помощь мне приходит «художественное слово», литературное творчество, музыка, живопись…

  

 

Методическая разработка «Произведения литературы и живописи на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности школьника». Практическое пособие для учителей биологии.

 

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».

К.Д. Ушинский

 

И.И.Шишкин Сосны, освещенные солнцем 1886.

 

В наш стремительный век нанотехнологий, цифровизации, развития искусственного интеллекта перед учителем встаёт вопрос: Как учить? Как не прервать ту ниточку, которая тянется из поколения в поколение, на которой держится мир человечества: мир Добра, Бескорыстия, Человечности?

Как учитель и просто человек, гражданин своей страны, своё главное предназначение вижу в том, чтобы, прежде всего, привить детям любовь к природе, научить понимать её, беречь, видеть очарование даже в самом «некрасивом»…Воспринимать себя – как часть природы!

В этом на помощь мне приходит «художественное слово», литературное творчество, музыка, живопись…

Стараюсь включать эти небольшие моменты, практически, в каждый урок, на любом из его этапов: эпиграф к уроку, подведение к теме, обобщение, закрепление..ледует заметить, что дети с удовольствием воспринимают эту информацию (что очень радует!)

 

«Художественное слово» на уроках биологии 6-ого класса «Строение растительного организма. Многообразие растений»

 

Уроку в 6 классе по теме «Голосеменные растения. Общая характеристика» сопутствуют репродукция картины И.И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» (что очень важно для учащихся с развитой зрительной сенсорной системой), стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» (1891.) Вспоминаются слова Леонардо да Винчи «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат».

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

На этих строках мы строим морфологическую характеристику сосны, её местообитание, сроках жизни, приспособленности к условиям обитания.

Говоря о сходстве и различиях сосны и ели, обращаю внимание детей на великие произведения изобразительного и поэтического жанров. Прочитав стихотворение Ивана Бунина "Густой зеленый ельник у дороги..." и проанализировав картину

Юлия Юльевича Клевера «Зимний закат в еловом лесу», 1889, дети самостоятельно находят отличия в экологических условиях произрастания этих растений, делая акцент, что их требования к факторам среды различны – ель теневынослива, сосна – светолюбива. А проблемный вопрос «Почему семена сосны чаще погибают при развитии, если попадают под полог елей» не вызывает у детей затруднений.

 

Юлий Юльевич Клевер. Зимний закат в еловом лесу, 1889.

Иван Бунин.

"Густой зеленый ельник у дороги..."

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь елку гнул и белым зубом скреб -

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,

И вдруг — прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон — и ветки,

Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

1990.

При изучении в 6–ом классе темы «Мхи» использую стихотворение Вс. Рождественского

 

Средь клюквы и морошки,

Жилец лесных болот,

На кочках мох без ножки –

Куда ни глянь – растет.

Он снизу беловатый,

Повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

 

Разложен на поляне,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

(Вс. Рождественский)

Здесь уместно рассказать ребятам о том, как этот лесной житель спасал жизни многим бойцам в годы Гражданской войны. Использую при разговоре об этом рассказ «Склад перевязочных средств на болоте.

Известно, что чем больше органов восприятия задействованы в учебно-познавательном процессе – тем больше будет эффект отдачи школьников, так как при этом задействованы многие виды памяти.

Уместно применение художественного слова в качестве игрового момента. При изучении темы «Многообразие цветковых растений» использую загадки, что, безусловно, вносит расслабление учащихся, но требует включения логического мышления:

 

Первым вылез из земли

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.(Одуванчик)

 

Клейкие почки

Зелёные листочки,

С белой корой,

Стоит над горой. (Берёза)

 

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.(Ель)

 

Мой стебель тонок и высок,

Цветок, цветок, ещё цветок.

Тянусь я к солнцу в высоту

И всё расту, расту, расту. (Гладиолус)

Изучая тему «Строение, значения корня» в 6-ом классе, обращаюсь к произведению великого баснописца Ивана Андреевича Крылова:

ЛИСТЫ И КОРНИ

В прекрасный летний день

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами* шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

"Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаетесь с нами". -

"Примолвить* можно бы спасибо тут и нам", -

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?" -

Листы, по дереву шумя, залепетали.

"Мы те, -

Им снизу отвечали, -

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы - Корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас,

Что с новою весной лист новый народится:

А если корень иссушится,

Не станет дерева, ни вас".

 

«Художественное слово» на уроках биологии 7-ого класса «Животные»

Знакомство с Типом Моллюски (Мягкотелые). Класс Двустворчатые можно начать с интригующей легенды: «Сына вождя нашли мертвым на небольшой глубине. Его рука была зажата между створками тридакны. Их вытащили на берег. Ломом вскрыли створки и обнаружили крупнейшую в мире жемчужину: длиной 23 см и весом 6350 г.» Естественно возникает вопрос: Что произошло? Кто такие тридакны? Как связан драгоценный камень жемчуг и раковинными моллюсками? Это может стать поисковым методом информации, которую предлагает изучить учитель из дополнительных источников. Дети готовят сообщение о внешнем строении и экологии тридакны. Изучают вопрос о попадании песчинки, являющейся инородным телом для моллюска, в мантийную полость, о выделении защитного перламутра. Узнают о силе мускулов связок раковины, способной перерезать канаты якорей при попадании между створками.

Изучая тему «Класс Птицы» обращаюсь к творчеству Константина Бальмонта:

Солнце жаворонку силу петь дает,
Он до солнца долетает и поет.
Птичка жаворонок — певчим птичкам царь,
На совете птиц давно решили, встарь.

Но решенье птиц не принял соловей,
Он с обидой дожидается ночей.
И как только означается луна,
Соловьиная баллада всем слышна.

Фея молвила: «Чего же спорить им?
Ну и глупые с решением своим.
После утра есть вечерняя заря,
В дне и ночи пусть нам будут два царя».

Можно использовать творчество великого Сергея Есенина

 

А по двору метелица...

 

 

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

«Художественное слово» на уроках биологии 8-ого класса «Человек и его здоровье»

В этом разделе биологии тоже есть возможность обратиться к великим полотнам художников, легендам, сказкам, стихотворениям, прозе.

Начиная изучение темы «Железы секреции», к их гипо и гиперфункциям изучаем картины художников Рубенса, Дюрера. Патологии щитовидной железы упоминались ещё в античной Греции, Китае, Индии. Одним из тяжелейших заболеваний является кретинизм. Врачи Древнего Китая первыми заметили связь между умственной отсталостью и увеличением размера щитовидной железы, пытались лечить больных морскими водорослями.

В Средние времена немного увеличенную шею людей считали привлекательностью. Художники в своих работах фиксировали эти «детали». Это можно наблюдать на картине Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (Мадонна с гвоздикой)

Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмент. («Соломенная шляпка»). Ок. 1625 г. Лондон. Национальная галерея.

При изучении раздела «Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» использую стихотворение нашего современника Расула Гамзатова «Прости меня, сердце моё!»

Расул Гамзатов

Прости меня, сердце моё

Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, моё сердце, меня.
Как плетью, ах будь я неладен,
Твоё подгонял колотьё.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце моё!

За то, что бывало любовью
Прострелено, верность храня,
В тоске обливалося кровью,
Прости, моё сердце, меня.
За то, что железным ты мнилось
И мог подставлять под копьё
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце моё.

За то, что познало измену
Друзей, свою участь кляня,
Отрады и горести смену,
Прости, моё сердце, меня.
Кружит, как над полем сраженья,
Порой над тобой вороньё.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, сердце моё.

1951

Молодым людям всегда интересна тема «Сон и сноведения», впрочем, загадки которой ещё таят много непонятного, даже мистического… обращаю внимание ребят на творчество Фёдора Тютчева «О, вещая душа моя».

О, вещая душа моя,

О, сердце, полное тревоги, —

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Так ты — жилица двух миров,

Твой день — болезненный и страстный,

Твой сон — пророчески-неясный,

Как откровение духов...

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые —

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

1855

Эти строки предполагают размышления учащихся, и правильного научного суждения о физиологически необходимом и поэтически прекрасно таинственном сне.

Не остаётся «без внимания», с точки зрения литературного творчества, и раздел биологии «Генетика», который мы изучаем в 9, 11 классах. Все мы помним сказки, поэмы, стихи нашего Великого Александра Сергеевича Пушкина.

В.А.Тропинин Портрет А.С.Пушкина 18301.

 

Удивительно, но сейчас поэт помогает нам изучать науку генетику, о которой во времена поэта даже не слышали! Дети с удовольствием изучают родословную А.С. Пушкина, учатся составлять свою. Изучение темы «Генеалогический метод изучения наследственности человека» я начинаю с эпиграфа к уроку, взятому из стихотворения поэта:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как пустыня

И как алтарь без божества.

1830

Этот эпиграф показывает детям не только значение наследственности в жизни человека, он пронизан любовью, преданностью к Родине. На основе родословной А.С. Пушкина мы можем проследить передачу наследственной информации при близкородственных браках, множественное действие генов окраски кожи. Изучить, осмыслить, сопоставить, применить критическое мышление по теме проявления генов в ряду поколений и наследовании признаков позволяет школьникам и проза А.С. Пушкина. Например, в произведении «Начало новой автобиографии» я предлагаю детям применить метод «Заметки на полях», смысл которого заключается в следующем: дети знакомятся с текстом и делают акцент на предложенные мной задания: отметить те предложения, где говорится о наследственных чертах характера, внешности героев.

 

А.С. Пушкин «Начало новой автобиографии»

 

«Дед мой был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урожденная Воейкова, умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую ее связь с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма феодально повесил на черном дворе. Вторая жена его, урожденная Чичерина, довольно от него натерпелась. Однажды велел он ей одеться и ехать с ним куда-то в гости. Бабушка была на сносях и чувствовала себя нездоровой, но не смела отказаться. Дорогой она почувствовала муки. Дед мой велел кучеру остановиться, и она в карете разрешилась — чуть ли не моим отцом. Родильницу привезли домой полумертвую и положили на постелю всю разряженную и в бриллиантах. Все это знаю я довольно темно. Отец мой никогда не говорит о странностях деда, а старые слуги давно перемерли.

В семейственной жизни прадед мой Ганибал так же был несчастлив, как и прадед мой Пушкин. Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее Поликсену оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее себе на глаза. Вторая жена его, Христина-Регина фон Шеберх, вышла за него в бытность его в Ревеле обер-комендантом и родила ему множество черных детей обоего пола» .

Большое подспорье оказывает «художественное слово» и на занятиях внеурочной деятельности. Говоря о милосердии, сострадании, взаимовыручке, человечности, я часто использую творчество Юлии Друниной.

Глаза бойца слезами налиты,

И он лежит напруженный

и белый.

А я должна присохшие бинты

С него сорвать одним

движеньем смелым.

 

Одним движеньем –

так учили нас,

Одним движеньем –

только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

 

На бинт я щедро перекись лила,

Пытаясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться –

беда,

Да и ему лишь

прибавляешь муки».

...Но раненые метили всегда

Попасть в мои

медлительные руки.

Не нужно рвать присохшие

бинты,

Когда их можно снять почти без боли...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе…

 

Давно отгремели взрывы войны. К великому счастью наши дети знают о ней лишь из рассказов старшего поколения, произведений литературы, кинофильмов…но я, как учитель считаю своим святым долгом «возвращаться к тому времени» на уроках биологии. Ибо считаю, что такое никогда не должно повториться, а для этого необходимо воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданственности, необходимости защищать свою Родину…

На своих занятиях внеурочной деятельности обязательно говорю о Великой Отечественной Войне, когда весь народ, от мала до велика, встал на защиту своей Отчизны. Казалось бы, чем может помочь в это время энтомолог, человек, чья профессия связана с насекомыми? Здесь «на помощь» мне приходит стихотворение Ильи Фонякова «Баллада об энтомологе»

Не бывает ненужных знаний:

Всё сгодится когда-нибудь,

Пусть сегодня тебе ни званий,

Ни наград – разве в этом суть!

Жил чудак-профессор, который

Всю-то жизнь свою на земле

С увлеченьем вникал в узоры,

Что у бабочек на крыле.

«Не пора ли угомониться, –

Кто-то сетовал, – время жечь?

Помогли бы лучше пшеницу

От вредителей уберечь!

Ведь от вас – никакой отдачи,

Так, схоластика лишь одна,

Вы подумайте, а иначе...»

Тут как раз началась война.

Бились яростно батальоны,

За собой взрывали мосты...

И пришел в Совет Обороны,

Разложил профессор листы...

Вот бывают в жизни дела же!

Оказался узор живой

Наилучшим при камуфляже

Зданий в городе над Невой.

И когда сирена завыла,

Много жизней уберегло,

Много судеб собой прикрыло

Это бабочкино крыло.

Не бывает ненужных знаний,

Всё сгодится когда-нибудь,

Пусть сегодня тебе ни званий,

Ни наград – разве в этом суть!

Лишь была бы твоя работа

В самом деле, делом души,

Не для славы, не для отчета,

Делом чести, нетерпящим лжи…

 

Предмет «биология» тесно связан с предметом «экология». Эту взаимосвязь нынешние школьники должны хорошо понимать. Здесь также велика сила поэтического слова.

В весенний день мальчишка злой

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берёзы, —

И капли сока, точно слёзы,

Текли прозрачною струёй.

Но созидающая сила

Ещё изникнуть не спешила

Из зеленеющих ветвей, —

Они, как прежде, колыхались,

И так же нежно улыбались

Привету солнечных лучей.

автор: Сологуб Ф. К. 1884

 

 

Конечно, не все мои питомцы в будущем станут биологами, не все будут помнить законы Менделя, этапы энергетического обмена, транскрипцию, но если хоть один из моих учеников, проходя по пыльной улице, вдруг остановится, бросит взгляд на жёлтый одуванчик, на зелёные клейкие листочки и воскликнет: «Красота-то, какая!» я буду знать, что не напрасны мои труды.

Работа по данному направлению продолжается…

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×