Методическая разработка мастер-класса "Раскрой свой голос" | Игловикова Лариса Александровна. Работа №206075
Автор: Игловикова Лариса Александровна
Начинающий вокалист посредством кропотливой практической работы овладевает специальными приёмами правильного певческого дыхания, вокально-интонационными и артикуляционными навыками. В процессе занятия пением, приобретая навыки свободного вокального звукоизвлечения, раскрывается тембр голоса и вырабатывается его индивидуальное звучание.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр творчества «Темп» г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка мастер-класса
Тема: «Раскрой свой голос»
Объединение «Эдельвейс»
Автор: Игловикова Лариса Александровна,
педагог дополнительного образования
Амурск
2019
Пояснительная записка
Человеческий голос обладает огромными выразительными возможностями. Он самый удивительный музыкальный инструмент. Раскрыть голос можно разными способами, но основной – это вокальные упражнения. Они позволят развить не только вокальные способности детей, но и откорректируют возрастные дефекты речи, наладят правильную артикуляцию, разовьют дыхательные органы. В процессе занятия пением, приобретая навыки свободного вокального звукоизвлечения, раскрывается тембр голоса и вырабатывается его индивидуальное
звучание.
В основе процесса обучения эстрадному пению лежат следующие метафизические принципы:
е
динство художественно и технического развития певца;
п
остоянность и последовательность в овладении мастерством пения;
п
рименение индивидуального подхода к
обучающемуся
;
Начинающий вокалист посредством кропотливой практической работы овладевает специальными приёмами правильного певческого дыхания, вокально-интонационными и артикуляционными навыками. Он также решает важнейшие исполнительские задачи, связанные с выразительным и эмоциональным раскрытием образного содержания произведения.
Тема: «Раскрой свой голос»
Цель: «Развитие творческих способностей обучающихся посредством вокально-ритмических упражнений»
Задачи.
Предметные:
- Обучить способам сохранения и развития голосового певческого аппарата.
-Формировать систему опорных музыкальных знаний, вокально-технических умений и навыков необходимых в индивидуальной и ансамблевой деятельности.
Метапредметные:
-Способствовать развитию художественного восприятия и эмоционального отношения к музыке.
- Создать условия для развития музыкальных способностей и исполнительских навыков.
Личностные:
- Способствовать развитию воспитания музыкально - эстетического вкуса.
- Создать условия для формирования навыков сценической культуры, воспитание взаимоуважения и доверия в коллективе.
Тип занятия: комбинированное
Форма организации: групповая
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, микрофоны, колонки, микшерный пульт.
Ход мастер-класса
Педагог: Добрый день! Мы начинаем наш мастер-класс «Раскрой свой голос». Раскрыть голос можно разными способами, но основной – это вокальные упражнения. Они позволяют развить не только вокальные способности детей, но и откорректируют возрастные дефекты речи, наладят правильную артикуляцию, разовьют дыхательные органы. Так же полезны вокальные упражнения с ритмопластикой, т.е. с движениями. Они снимают зажимы с голосовых связок, с плечевого сустава, шейного отдела, с нижней челюсти, а это ведёт за собой правильное формирование звуков речи, при этом сохраняется единая позиция, соединяются единые регистры голоса.
После небольшого вступления хочется перейти от теории к практике. Мне помогут обучающиеся 2-го года обучения. Они покажут комплекс упражнений, которые мы повторяем на каждом занятии с некоторыми дополнениями и изменениями.
Первое - настройка мышц и приведение мышц диафрагмы в тонус.
1. Упражнение «Легато-стаккато», закрепление смешанно-диафрагматического дыхания. Вдох и выдох на 4-4, 8-8,10-10,12-12
2. Упражнение «Насос» укрепляет носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.
3. Дальше идёт освобождение речевого аппарата от зажимов нижней челюсти и укладывание языка:
4. «Львёнок»- открываем рот и высовываем язык, освобождаем нижнюю челюсть.
5. Вращение языка «влево-вправо» - освобождение корня языка и нижней челюсти, цокаем языком, растягиваем мимические мышцы, надуваем щёки.
Педагог: Переходим к вокальным упражнениям, что предполагает настройку голосового аппарата.
Продуваем диафрагму на
звуки «
В
ью
»
. Руки на пояс наклоны вправо.
Руки отставляем н
а поясе, продолжаем продувать
вью на стаккато.
Присоединяем руки
и
поём звуки
«
Б
р
»
и
«
Р
»
,
координируем мышцы рук и позвоночника, что способствует правильному ритмичном
у дыханию и произнесению звуков.
4. Следующее упражнение – самомассаж, под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, и благотворно развивается речевая функция.
5. Упражнение «Бри» предназначено для развития грудного регистра. Самого главного в эстрадном пении.
6. Упражнение «Ма-ма» со скручиванием, для развития гибкости, плавности, устранения зажимов, умения расслабить мышцы.
7. Упражнение с наклонами «Го-го». Это разогревающие упражнения, направленные на приведение мышц в тонус.
8. «Маленькой ёлочке холодно зимой, из лесу ёлочку взяли мы домой» - проговаривание текста на одном дыхании.
Педагог: Итак, обучающиеся разогрели голосовой аппарат, распелись и готовы вам показать, чему они научились, благодаря всем этим упражнениям.
Первой на сцену я приглашаю Быкову Мирославу с песней «Детские желания».
Педагог: Следующей выступит солистка коллектива Карина Киносита с песней «Маленький кораблик».
Педагог: С песенкой Красной Шапочки выступит Зверкова Мария.
Педагог: Вокальная группа исполнит песню «Сделаем селфи».
Педагог: Вокал – это не просто искусство грамотно петь. Это навыки, которые помогают овладеть силой собственного голоса. Пение помогает снимать напряжение, легче переживать стрессы школьной жизни, А если соединить вокал с движением, ритмопластикой, то даже самый скромный и замкнутый ребенок после занятий станет более открытым, общительным, научится без страха и стеснения общаться с ровесниками и взрослыми, сможет правильно поставить свою речь, открыть лидерские качества.
Список используемой литературы:
1.Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1968. – 675с.
2.Малышева Н. М. О пении. М. : Сов. Композитор, 1988. – 134с.
3.Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. М. : Просвещение, 1987. – 95с.
4.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
Интернет-ресурсы:
1.http://mementovitae.ru/raspevka
2. https://www.youtube.com/watch?v=4dR_XJ1atiY
3. https://www.youtube.com/watch?v=SP7n1HyLKoc