Методическая разработка "Математические ступеньки" | Бергер Ирина Ивановна. Работа №352922
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Данным проектом заключается в том, что обучение математике не сводится к «натаскиванию» ребенка на знание цифр и простейших операций с ними. Прежде всего, проектом предусмотрено развитие у ребенка интереса к математической науке, что является непременным условием для успешного овладения ею. В основе работы лежит не работа в рабочих тетрадях, а работа с карточками и раздаточным материалом (счетные палочки, математический набор Фребеля, геометрические фигуры, объемные тела и др.).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 120» г. Сыктывкара
(МБДОУ «Детский сад № 120»)
Методическая разработка по познавательно-речевому развитию
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
(для детей дошкольного возраста 6-7 лет)
Автор:
Воспитатель –
Бергер Ирина Ивановна
г. Сыктывкар, 2024 г.
Структурный компонент
Содержание
Паспорт проекта
Тема
методической разработки
:
«Математические ступеньки»
Адресация
методической разработки
: дети дошкольного возраста 6-7 лет, родители, воспитатели.
Разработчики
методической разработки
:
Бергер И.И.
Основные направления:
познавательно-речев
ое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Цель
методической разработки
:
формирова
ние
психологическ
ой
и
общеучебн
ой
готовност
и
к школе
;
развитие логического мышления,
познавательного
интерес
а
, внимани
я
, памят
и
, мышлени
я
, реч
и
, инициативность, общительность, творческ
ие и
деятельностные
способности;
умени
е
мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста
.
Тип
методической разработки
:
долгосрочный
.
Актуальность проекта
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Данным проектом заключается в том, что обучение математике не сводится к «натаскиванию» ребенка на знание цифр и простейших операций с ними. Прежде всего, проектом предусмотрено развитие у ребенка интереса к математической науке, что является непременным условием для успешного овладения ею. В основе работы лежит не работа в рабочих тетрадях, а работа с карточками и раздаточным материалом (счетные палочки, математический набор Фребеля, геометрические фигуры, объемные тела и др.).
Проблемы методической разработки: у детей недостаточно развита познавательно – исследовательская активность, мало знаний способствующих развитию у детей элементарных математических представлений.
Цель и задачи проекта
Цель: Создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений, развития интеллектуальных способностей, познавательной активности и интереса к математике.
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять.
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения.
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.
Содержание/реализация проекта
Основное содержание методической разработки – изучение нового материала, представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного проекта.
Материал занятий излагается в игровой форме, практического применения дидактического материала с использованием развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки.
Для реализации проекта используются следующие формы организации: традиционные, комбинированные, практические, игры, конкурсы.
Методы: Словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
Игровой (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы).
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий).
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.
Этапы методической разработки:
1-ый этап: подготовительный
- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
- Создание предметно-развивающей среды в группе.
- Организация и оформление уголка «Весёлая математика».
- Донесение до участников проекта важности данной проблемы.
- Подбор материала для продуктивной деятельности (дидактических, подвижных игр, динамических пауз по теме проекта).
- Изготовление настольных дидактических, развивающих игр по математике своими руками.
- Подборка фольклорного материала: пословицы, скороговорки, загадки, задачки, ребусы математического содержания и красочно оформить этот материал, с привлечением родителей.
- Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.
- Разработка конспектов НОД, викторин.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Оформление тематических папок-передвижек: «Математика для дошкольников», «Весёлые цифры», «Загадки на смекалку», «Цифры в стихах», «Времена года».
- Беседа с родителями: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».
2-ой этап: основной, практический
- Формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к занятиям.
- Организация практической работы с детьми (занятие по ФЭМП: «Город математики»; занятие по ИЗО: рисование «Забавные фигуры», лепка «Веселые цифры»).
- Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик-семицветик» В.Катаева; рассказа К.Ушинского «Четыре желания».
- Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах (Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», С. Маршак «Веселый счет»).
- Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
- Пальчиковые гимнастики, игры на закрепление счёта.
- Просмотр компьютерной презентации «Забавные фигуры», обучающих мультфильмов для детей: «Арифметика с тетушкой Совой», «Развивалки для Мишутки», «Геометрия для малышей».
- Графические диктанты: «Соедини по точкам», «Ориентировка на листе», «Найди правильный путь».
- Изобразительная деятельность: «Рисование города» с помощью геометрических фигур, раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
- Конструирование, работа со счетными палочками.
- Дидактические игры с математическим содержанием: «Найди, кто лишний», «Геометрическое лото», «Четвертый лишний», «Продолжи счет», «Найди свой дом», «Найди соседа числа», «Найди недостающее», «Игры-ходилки», «Кубики для всех», «Точечки», «Крестики-нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Числовые домики», «Мозаика из крышек», «Домино», «Чудесный мешочек», «Маленький дизайнер», Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера.
- Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
- Физкультминутки: «Зарядка», «Сделай фигуру».
- Беседа: «Чем мне интересны математические игры».
- Консультации для родителей.
3-ий этап: заключительный (аналитический)
- Оформление родительского уголка с консультациями: «Учим цифры легко и просто», «Малыш и математика», а так же создание буклета для родителей: «Дидактические игры по математике для детей 6-7-ми лет».
- Выставка детских рисунков «Город из геометрических фигур».
- Создание мини-библиотеки «Умные книжки».
- Конкурс «Лучшая игра по математике» из бросового материала.
- Фотовыставка «Создаём вместе».
- Анализ проделанной работы, выводы, презентация методической разработки.
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
- у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
- воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
- самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
- стремятся к достижению поставленной цели;
- умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации;
- интенсивно реализуются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая.
Предполагаемый результат: повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста; активизация мышления, памяти, внимания, воображения; сформирование навыков коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества; активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
К концу учебного года дети «должны»: знать цифры; уметь считать в пределах десяти; понимать и уметь объяснять разницу между количественным и порядковым счетом; уметь сравнивать предметы по размерам: накладыванием, прикладыванием, измерением; понимать, устанавливать ряд размеров по одному из параметров (длине, ширине, высоте, толщине); знать особенности геометрических фигур (стороны, углы), уметь группировать их по конкретным признакам: цвету, размеру и др.; знать дни недели по порядку; понимать, из каких частей состоят сутки: утро, день, вечер, ночь.
Личностные результаты: В процессе реализации программы закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности дошкольников, как способность к организации собственной деятельности; умение слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение; уважительно относиться к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; повышение мотивации и, как следствие, появление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру и к математике, в частности, познавательная активность и инициативность.
Критерии оценки эффективности
При использовании разнообразных игр, у детей значительно повысилась познавательно-исследовательская активность, что положительно повлияло на самостоятельную игровую и исследовательскую деятельность детей.
Степень достижения поставленных целей и задач – количественная и качественная оценка результатов.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по итогам реализации проекта: наблюдения за детьми через: самостоятельную деятельность, играх, викторины и др.; участие детей и родителей в конкурсах, выставках, викторинах и т.п.; презентация проекта.
Заключение
В будущем продолжать работу по реализации данной методической разработки, с учетом возрастных особенностей детей.
Приложения
Приложение № 1 – Перспективный план работы.
Приложение № 2 – Перспективный план работы с родителями.
Приложение № 3 – Анкета для родителей.
Список использованной
литературы/научно –
методических материалов
Информационное обеспечение: подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта:
1. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2009 г.
2. Козина Л.Ю. «Игры по математике для дошкольников» - М.: Сфера, 2009 г.
3. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. И.Н. Чеплашкина. Санкт-Петербург 2009г.
4. Большая книга развития логики для детей. Развиваем память, думаем, решаем, соображаем. Гаврина С.Е. Ярославль. Академия развития, 2019г.
5. Развивающие игры для дошкольников. Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева. Ярославль. Академия развития, 2019г.
6. Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки» - М.: Мозаика – Синтез,2010.
7. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
8. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
9. Помораева И.А., Позина В.А. «Ознакомление элементарных математических представлений». Мозайка Синтез 2014 год.
10. Познавательные сказки Т.А. Шорыгина – «ТЦ Сфера», 2014.
Интернет ресурсы.
Приложение № 1
Перспективный план работы
Месяц
Цель
Материал
Сентябрь
Формировать умение детей считать в пределах десяти.
Д/и: «Учимся считать», «Найди цифре место», «Кто знает-пусть дальше считает», «Веселые пазлы», «Соедини по точкам».
Октябрь
Формировать умение детей считать в пределах десяти.
Д/и: «Назови соседей числа», «Разговор чисел», «Путаница», «Шарики и цифры», «Раскрась картинку».
Ноябрь
Определять место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Закрепить понятие о месяцах. Формировать знания детей о геометрических фигурах.
Д/и: «Угадай, какое число пропущено», «Встань на свое место», «12 месяцев», «Прицепи правильно», «Раскрась картинку в соответствии с цифрами», «Расскажи про свой узор», «Сложи из палочек», «Найди пару для фигуры», «Дорисуй фигуру».
Декабрь
Закрепить знания о днях недели; развивать мышление, закрепить знание геометрических фигур.
Развивать восприятие, внимание, логическое мышление.
Д/и: «Назови пропущенное слово», «Сколько?», «Кто больше увидит», «С двумя обручами», раскраска «Какой формы эти предметы?»
Д/и: «Какие предметы нарисованы на картине?», «Логические задачи», «Найди геометрические фигуры на картинке», «Раскрась предметы по смыслу».
Январь
Закрепить состав числа; развивать логическое мышление; закрепить знания и последовательность чисел.
Д/и: «Гараж», «Карточки -домики», «Угадай какое число пропущено», «Освободим принцессу»; раскраска «Засели домики цифрами».
Февраль
Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру и объединять в группы.
Развивать логическое мышление, умение обобщать, классифицировать предметы по определенным признакам.
Д/и: «Разноцветные фигуры», «С двумя обручами», «Что изменилось», «Каких фигур недостает». Раскраска «Обобщение и классификация».
Д/и: «Игра с таблицами», «Продолжи ряд», «4-ый лишний», раскраска «Выполни правильно».
Март
Закрепить у детей счет до десяти, состав числа; формировать умение ориентироваться в пространстве.
Развивать мышление, логику, речь.
«Разговор чисел», «Угадай какое число пропущено», «Лабиринты», «Коломбово яйцо».
«Найди лишнее слово», «Назови одним словом», «Как это можно использовать?», «Вопрос-ответ».
Апрель
Упражнять в классификации, закрепить представления о геометрических фигурах.
Развивать восприятие, внимание, логическое мышление.
«Игры с обручами и овалами», «Разложи пропущенные фигуры».
Д/и: «Какие предметы нарисованы на картине?», «Логические задачи», «Найди геометрические фигуры на картинке», «Раскрась предметы по смыслу».
Май
Формировать умение решать логические задачки, загадки.
Д/и: «Математические загадки», «логические задачки».
Приложение № 2
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы с родителями
по ФЭМП у детей дошкольного возраста 6-7 лет
№ п/п
Наименование мероприятия
Задачи
Срок
1
Консультации:
1. «Ваш ребенок – будущий школьник».
2. «Что должны знать и уметь дети в возрасте 6-7 лет по ФЭМП».
- Познакомить родителей с основными задачами воспитательно-образовательного процесса по ФЭМП и планами на предстоящий год.
- Познакомить родителей с особенностями развития детей 6-7 лет в познавательной области.
Сентябрь
2
Привлечение родителей по мере возможности пополнить развивающую среду группы материалами по ФЭМП.
Октябрь
3
Консультация: «Развиваем математические способности у детей».
Предложить родителям способы развития математических способностей у детей.
Октябрь
4
Беседа на тему: «Математика вокруг вас».
Выявление знаний программных задач по ФЭМП у родителей.
Повышение педагогической грамотности родителей в области ФЭМП.
Советы и рекомендации родителям по развитию математических знаний у детей.
Ноябрь
5
Математическое развлечение: «В стране невыученных уроков».
Познакомить родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательного процесса в области ФЭМП.
Декабрь
6
Папка-передвижка: «Математические игры для всей семьи».
Познакомить родителей с математическими играми, которые будут интересны не только детям, но и родителям.
Январь
7
Мероприятие: «Час игр по ФЭМП».
Совместно с родителями развивать и обучать детей элементарным математическим представлениям.
Февраль
8
Папка-передвижка: «Развиваем ум и смекалку».
Распространение педагогических знаний среди родителей по вопросам развития математических способностей.
Март
9
Выставка литературы по познавательно-математическому развитию дошкольников.
Ознакомление родителей с методической литературой по вопросам математического образования дошкольников.
Апрель
10
Итоговое мероприятие – викторина: «Умники и умницы».
Анализ проведенной работы с детьми.
Май
Приложение № 3
Анкета для родителей
«По формированию элементарных математических представлений
у детей 6-7-ми лет»
Уважаемые родители, предлагаем Вам ответить на 7 вопросов следующего содержания:
1. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?
да
нет
затрудняюсь ответить
2. Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию?
да
не всегда
нет
3. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам педагог по домашним занятиям с детьми по математике?
да
иногда
нет
4. Как часто Вы используете в совместной игре загадки, считалки, занимательный материал?
при возможности
иногда
никогда
5. Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике?
да
иногда
нет
6. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. На что, по вашему мнению, педагогу стоит уделять больше времени во время занятий по формированию элементарных математических представлений?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!