Название статьи:
Методическая разработка "Мутация детского голоса"а | Кутурга Елена Ивановна. Работа №217645
Дата публикации:
07.08.2019
Автор:
Кутурга Елена Ивановна
Описание:
Автор: Кутурга Елена Ивановна
Вопрос мутации детского голоса волновал и волнует каждого преподавателя вокалистаю Эта тема актуальна и для меня. Изучая методику преподавания вокала многих известных педагогов и исходя из своего многолетнего опыта (более 30 лет), я решила описать какие изменения терпит голос учащегося во время мутации, как работать с такими учениками , что бы не навредить им.
МБУ ДО АР ДМШ п. Реконструктор
доклад на тему
Мутация детского голоса
Подготовила: преподаватель
Кутурга Е.И.
март 2018-2019 уч.год
Введение
Конецформыначалоформы Каждые 2–3 года детский голос терпит изменения. Он становится сильнее, постепенно приобретает новые интонационные возможности и более широкий диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека. Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации для меня очень актуальна.
Голос. Мутация. Три периода мутации
Голос каждого человека индивидуален. Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте. Высота определяется частотой колебаний голосовых складок в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук. Для характеристики голоса крайне важны резонаторы. Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка. Как же изменяется голос и что на него влияет?
До 10—11-ти лет голос, как правило, имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: головное звучание, фальцетное звучание или высокое резонирование. Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца — голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12—13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее.
После 12 лет в организме ребенка происходит глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твердого неба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей - начинается мутация. Мутация (от лат. mutatio – изменение, перемена)— физиологическое явление, связанное с бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания. До мутации голосовой аппарат у девочек и мальчиков практически одинаков. Начало функционирования половых желез у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек приводит к выраженному росту гортани. Под влиянием гормонов половых желез гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в мужскую, что приводит к понижению голоса на одну-полторы октавы. Изменения в голосе девочек не так заметны, так как увеличение гортани невелико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на три-четыре миллиметра, в результате голос понижается только на терцию.
В период мутации меняется механизм голосообразования: на смену фальцетному, характеризующемуся натяжением и смыканием краев голосовых складок и головным резонированием, формируется новый механизм голосообразования, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок и включается грудное звучание.
У современных подростков мутация начинается несколько раньше, чем столетие назад, и зависит от климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. У детей южных районов и проживающих в умеренном климате изменения голоса наступает раньше, чем у народов северных стран: у мальчиков период в 12-15 лет, у девочек — в 10-11 лет. Перемена голоса у юношей длится от 6 месяцев до 2-3 лет, у девочек мутация протекает от 6 недель до 3 месяцев. Весь период мутации может быть разделен на три стадии: пред-мутационную, мутационную и после мутационную. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать преподавателю вокала для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи. Все признаки мутации выявляются:
- по изменениям в звучании голоса;
- по субъективным ощущениям поющих детей;
- при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).
1. В пред-мутационной стадии (10-13 лет) появляются первые признаки приближающейся мутации:
- сужение диапазона;
- утрачиваются высокие ноты;
- появляется быстрая утомляемость;
- голос становится жестче, напряженнее;
- при микроларингоскопии можно наблюдать скопление слизи на голосовых складках;
В этот период поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, легкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остается еще детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость. Причина тому — начало постепенного роста гортани, которая у мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперед, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что дети не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.
2. Мутационная стадия (13-15 лет) характеризуется:
- бурным ростом гортани и голосовых складок;
- изменением механизма голосообразования;
В мутационной (острой) стадии все явления прогрессируют. Определить приближение мутации поможет целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода. Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринужденно. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота, скрипучесть. Нередко они поют фальшиво (детонируют), чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, петушит (срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше).У мальчиков часто наблюдаются и чисто внешние признаки: повзросление лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикуляционные неудобства, связанные с активным ростом языка. Гортань девочек увеличивается лишь на 1/3. Поэтому мутация у девочек не так ярко выражена как у мальчиков, менее заметна. Хотя и здесь возникают определенные мутационные трудности, которые также характерны и мальчикам, но в гораздо большей степени. Рост гортани у мальчиков происходит как в продольном, так и в поперечном направлении от 1 до 2 см. Увеличиваются в размерах все хрящи, особенно доступный для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней поверхности шеи адамово яблоко (кадык). Голосовые складки удлиняются на 6—10 мм и достигают 20—25 мм. В некоторых случаях возможно покраснение средних отделов гортани, разрыхленность слизистой оболочки голосовых складок, недостаточное замыкание голосовой щели в хрящевой ее части. При фонации остается просвет, имеющий форму удлиненного треугольника в задних отделах, — мутационный треугольник. В этот период увеличивается объем глотки и языка, заметно усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры. При обычном осмотре можно наблюдать явно выраженное напряжение наружных гортанных мышц и излишнее напряжение оральной мускулатуры. Акустические изменения ярко выражены.
Голос подростков характеризуется непостоянством:
- тональность звучания меняется в пределах октавы;
- поочередно включаются головной и грудной регистры;
- происходит изменение диапазона;
- интонационные возможности ограничены;
Создается впечатление, что ребенок не может управлять своим голосом. У одной части из пяти мальчиков мутация протекает как ломка голоса. У остальных голос меняется постепенно, незаметно для самого ребенка и окружающих. Лишь иногда появляется повышенная утомляемость и легкая охриплость. Элементы звучания взрослого голоса как бы незаметно вплетаются в детский голос, который приобретает мужской или женский тембр.
В других случаях мутация протекает более остро. Голос неожиданно начинает срываться, появляются низкие ноты басового или баритонального тембра. По мере завершения мутации такие явления отмечаются реже.
Встречаются и такие формы мутации, когда мягкий детский голос внезапно становится грубым, появляется хрипота. Через некоторое время охриплость исчезает, и у подростка оформляется голос взрослого. В литературе описаны случаи очень быстрой смены голоса, продолжавшейся у мальчиков 1—2 дня.
А у девочек мутация может проходить дважды, если в 10-12 лет она прошла быстро в течении нескольких месяцев, то в 15-16 лет начинается повторное проявление. Подростки по-разному реагируют на появившийся у них голос. Юноши долго не могут привыкнуть к новому голосу, стараются говорить привычным для них высоким тембром, избегают возможности пользоваться низким голосом.
3. В после мутационной стадии (15-18 лет) происходит дальнейшее оформление голоса подростков, устанавливаются диапазон (расширяется) и тембр звучания (обогащается), увеличивается сила певческого голоса. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы, иногда и больше. У девушек явления мутации к 17 годам исчезают полностью, диапазон голоса значительно расширяется. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределенными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона).. Этот период продолжается 1—2 года и имеет большое значение для вокалистов. Так как голос еще не окреп и отмечается быстрая утомляемость голосового аппарата, вокальные педагоги должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса ребенка. Стабилизация голоса у девочек отмечается минимум к 15 годам, тогда как голос мальчиков может продолжать изменяться до 20 лет и позже.
Охрана певческого голоса в мутационный период его развития.
Чтобы успешно осуществлять эстетическое воспитание детей средствами такого искусства, как сольное или хоровое пение, учитель вокала или хормейстер должен знать особенности развития певческого голоса ребенка в период мутации, те требования, которые можно к нему предъявлять в процессе обучения, и твердо соблюдать условия, необходимые для нормального развития детского голоса в данный период.
Вопрос о воспитании мутирующего голоса решался уже достаточно давно. И ответов на вопрос нужно ли заниматься пением во время мутации? существует два, прямо противоположных друг другу: одни педагоги утверждают, что можно и даже нужно, другие – что ни в коем случае нельзя.
Резко отрицательное было отношение к мутирующим певчим в средние века, вплоть до 19 века. После того как голос мальчика, поющего и обучающегося в школах при церквях и соборах, начинал мутировать, его попросту выбрасывали на улицу. Наиболее показателен здесь пример Йозефа Гайдна, который обучался и работал в капелле при соборе св. Стефана в Вене. В 17 лет он остался на улице, без средств к существованию, только по тому, что голос его уже не имел того детского легкого звучания.
Начиная с 19 века, проводятся исследования и в области мутационных изменений. Авторы знаменитого труда Метод пения Парижской консерватории, изданный в 1803 году – профессора Гара, Б. Менгоцци, Меполь, Мегюль, Госсек и Керубини – пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных методических рекомендаций. На своем опыте профессора Парижской консерватории доказали, что заниматься вокалом в период мутации не только не вредно, но и протекает она быстрее. Только есть одно но: лишь под умелым руководством.
Об этом же говорят и данные педагогических и лабораторных исследований, проведенных группой ученых-специалистов в училище им. А. Б. Свешникова. Было обследовано 47 мальчиков-хористов в возрасте от 10 до 17 лет. Состояние здоровья как в непосредственно мутационный период, так и до и после него определялось на основании личных жалоб врачам и экспериментальных клинических показаний. Основанием для жалоб была трудность взятия высоких нот. Это и понятно: если голос снижается на целую октаву, то тянуть выше, разумеется, нелегко. Удивительно другое: проблема возникала и с очень низкими нотами - мальчикам-подросткам они тоже давались с трудом. И все же сопровождаемый ломкой голоса критический возраст у вокалистов проходит легче, чем у обычных, не поющих ребят, без сильных болей и невротических расстройств. Был сделан вывод, что, скорее всего, это связано с равномерной загрузкой голосового аппарата, при которой изменения тембра идут постоянно, достигая критической планки в мутационный период.
Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы; их пение ограничивается по времени; они должны часто отдыхать (через 3-5 мин), почти столько же, сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.
Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. Роль преподавателя в этот период особенно значительна. Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и распространять это звучание на весь свой диапазон, т. е. поют еще несвойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым спосо6ом для них не станет естественным. Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо учителя. Мальчика можно переводить в тесситуру мужского звучания только тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность и устойчивость звучания в диапазоне рем – ре1. Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, дает возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому и легкому приспособлению голосовых органов к новым условиям голосообразования.
При работе с мутантами следует избегать двух крайностей:
- нельзя форсировать формирование взрослого голоса;
- нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом;
Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе учителя пения.
Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутации проходит у подростков, певших в до мутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь легким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор. У крикунов мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше.
Мутация является физиологическим процессом, во время которого могут возникать нарушения как функциональные, так и психологические. Этим продиктована необходимость пристального внимания специалистов и родителей к изменениям голоса подростков для предупреждения стойких нарушений, а также проведения просветительской работы по его гигиене. Обучая мальчиков певческому искусству, уже в до мутационный период необходимо вырабатывать комплекс охранных вокальных навыков.
Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице. Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – узелков крикунов, – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука. Конечно, громкая речь и даже крик во время игр – явление в значительной мере естественное для детей. Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей вне школьного пения с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не насильственное ограничение детей или сковывание их надуманным регламентом, а главным образом доведение до их сознания представления о вреде чрезвычайного злоупотребления голосом и о возможных последствиях.
Проблемы с голосом возникают и вследствие перенапряжения нервной системы. У детей, испытавших сильный стресс, возможен даже паралич голосовых связок, поэтому необходимо провести "беседу с родителями о важности наблюдения над голосовым поведением в быту. В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фаниатора, невропатолога и логопеда.
Гигиена голоса.
Учителя, вокальные педагоги, хормейстеры, руководители детских хоров всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, наблюдение и выявление патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.
Существует целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Они рекомендуют в период мутации:
1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно - диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
3. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
4. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
6. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.
9. Отказ от курения, алкоголя. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, кровоизлияние, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.
10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.
12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
13. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании. Так летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.
15. Правильная работа с микрофонами
16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.
18.. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое
подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго
лишить начинающего певца собственного голоса.
Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после
которого голос садится, то есть устает, тускнеет, теряет звонкость,
хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения
гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной
тесситуре. Существует ряд приемов для снятия напряжения гортани. Можно
привести в качестве примера упражнения для укрепления горла, снятия
напряжения.
1. "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
2. "Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.
3. "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
4. "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
5. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
6. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.
7. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.
Заключение.
Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни матери. Музыкальные впечатления приносят ребенку также радио, телевидение, интернет. порой независимо от его воли и желания, а также окружающих его людей.
К сожалению, современная музыка не всегда оказывает благоприятное воздействие на детей, иногда они увлекаются не лучшими произведениями эстрады. Поэтому так важно в годы детства, когда пробуждается духовный мир ребенка, формируются его вкусы научить понимать искусство, понимать гармонию красок и звуков.
Именно пение оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.
Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью в силу его возможностей, можно научить петь. Другое дело, что занятия детским вокалом могут не привести к профессиональному исполнению, пригодному для большой сцены, но ученик будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане.
Список литературы.
1. Л.Дмитриев "Основы вокальной методики". Из-во "Музыка", М.1968.
2. А.М.Егоров "Гигиена голоса и его физиологические основы". Из-во "Медгиз", Л.1970.
3. И.Левидов "Певческий голос в здоровом и больном состоянии". Искусство, Л.1939.
4. Р.Юссон "Певческий голос". Из-во "Музыка", М.1974.
5. П.А. Эстрова Нарушения голоса в период мутации, их предупреждения и коррекция. М. 2007
15
Скачать работу
доклад на тему
Мутация детского голоса
Подготовила: преподаватель
Кутурга Е.И.
март 2018-2019 уч.год
Введение
Конецформыначалоформы Каждые 2–3 года детский голос терпит изменения. Он становится сильнее, постепенно приобретает новые интонационные возможности и более широкий диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека. Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации для меня очень актуальна.
Голос. Мутация. Три периода мутации
Голос каждого человека индивидуален. Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте. Высота определяется частотой колебаний голосовых складок в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук. Для характеристики голоса крайне важны резонаторы. Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка. Как же изменяется голос и что на него влияет?
До 10—11-ти лет голос, как правило, имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: головное звучание, фальцетное звучание или высокое резонирование. Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца — голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12—13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее.
После 12 лет в организме ребенка происходит глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твердого неба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей - начинается мутация. Мутация (от лат. mutatio – изменение, перемена)— физиологическое явление, связанное с бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания. До мутации голосовой аппарат у девочек и мальчиков практически одинаков. Начало функционирования половых желез у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек приводит к выраженному росту гортани. Под влиянием гормонов половых желез гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в мужскую, что приводит к понижению голоса на одну-полторы октавы. Изменения в голосе девочек не так заметны, так как увеличение гортани невелико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на три-четыре миллиметра, в результате голос понижается только на терцию.
В период мутации меняется механизм голосообразования: на смену фальцетному, характеризующемуся натяжением и смыканием краев голосовых складок и головным резонированием, формируется новый механизм голосообразования, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок и включается грудное звучание.
У современных подростков мутация начинается несколько раньше, чем столетие назад, и зависит от климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. У детей южных районов и проживающих в умеренном климате изменения голоса наступает раньше, чем у народов северных стран: у мальчиков период в 12-15 лет, у девочек — в 10-11 лет. Перемена голоса у юношей длится от 6 месяцев до 2-3 лет, у девочек мутация протекает от 6 недель до 3 месяцев. Весь период мутации может быть разделен на три стадии: пред-мутационную, мутационную и после мутационную. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать преподавателю вокала для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи. Все признаки мутации выявляются:
- по изменениям в звучании голоса;
- по субъективным ощущениям поющих детей;
- при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).
1. В пред-мутационной стадии (10-13 лет) появляются первые признаки приближающейся мутации:
- сужение диапазона;
- утрачиваются высокие ноты;
- появляется быстрая утомляемость;
- голос становится жестче, напряженнее;
- при микроларингоскопии можно наблюдать скопление слизи на голосовых складках;
В этот период поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, легкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остается еще детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость. Причина тому — начало постепенного роста гортани, которая у мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперед, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что дети не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.
2. Мутационная стадия (13-15 лет) характеризуется:
- бурным ростом гортани и голосовых складок;
- изменением механизма голосообразования;
В мутационной (острой) стадии все явления прогрессируют. Определить приближение мутации поможет целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода. Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринужденно. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота, скрипучесть. Нередко они поют фальшиво (детонируют), чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, петушит (срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше).У мальчиков часто наблюдаются и чисто внешние признаки: повзросление лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикуляционные неудобства, связанные с активным ростом языка. Гортань девочек увеличивается лишь на 1/3. Поэтому мутация у девочек не так ярко выражена как у мальчиков, менее заметна. Хотя и здесь возникают определенные мутационные трудности, которые также характерны и мальчикам, но в гораздо большей степени. Рост гортани у мальчиков происходит как в продольном, так и в поперечном направлении от 1 до 2 см. Увеличиваются в размерах все хрящи, особенно доступный для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней поверхности шеи адамово яблоко (кадык). Голосовые складки удлиняются на 6—10 мм и достигают 20—25 мм. В некоторых случаях возможно покраснение средних отделов гортани, разрыхленность слизистой оболочки голосовых складок, недостаточное замыкание голосовой щели в хрящевой ее части. При фонации остается просвет, имеющий форму удлиненного треугольника в задних отделах, — мутационный треугольник. В этот период увеличивается объем глотки и языка, заметно усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры. При обычном осмотре можно наблюдать явно выраженное напряжение наружных гортанных мышц и излишнее напряжение оральной мускулатуры. Акустические изменения ярко выражены.
Голос подростков характеризуется непостоянством:
- тональность звучания меняется в пределах октавы;
- поочередно включаются головной и грудной регистры;
- происходит изменение диапазона;
- интонационные возможности ограничены;
Создается впечатление, что ребенок не может управлять своим голосом. У одной части из пяти мальчиков мутация протекает как ломка голоса. У остальных голос меняется постепенно, незаметно для самого ребенка и окружающих. Лишь иногда появляется повышенная утомляемость и легкая охриплость. Элементы звучания взрослого голоса как бы незаметно вплетаются в детский голос, который приобретает мужской или женский тембр.
В других случаях мутация протекает более остро. Голос неожиданно начинает срываться, появляются низкие ноты басового или баритонального тембра. По мере завершения мутации такие явления отмечаются реже.
Встречаются и такие формы мутации, когда мягкий детский голос внезапно становится грубым, появляется хрипота. Через некоторое время охриплость исчезает, и у подростка оформляется голос взрослого. В литературе описаны случаи очень быстрой смены голоса, продолжавшейся у мальчиков 1—2 дня.
А у девочек мутация может проходить дважды, если в 10-12 лет она прошла быстро в течении нескольких месяцев, то в 15-16 лет начинается повторное проявление. Подростки по-разному реагируют на появившийся у них голос. Юноши долго не могут привыкнуть к новому голосу, стараются говорить привычным для них высоким тембром, избегают возможности пользоваться низким голосом.
3. В после мутационной стадии (15-18 лет) происходит дальнейшее оформление голоса подростков, устанавливаются диапазон (расширяется) и тембр звучания (обогащается), увеличивается сила певческого голоса. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы, иногда и больше. У девушек явления мутации к 17 годам исчезают полностью, диапазон голоса значительно расширяется. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределенными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона).. Этот период продолжается 1—2 года и имеет большое значение для вокалистов. Так как голос еще не окреп и отмечается быстрая утомляемость голосового аппарата, вокальные педагоги должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса ребенка. Стабилизация голоса у девочек отмечается минимум к 15 годам, тогда как голос мальчиков может продолжать изменяться до 20 лет и позже.
Охрана певческого голоса в мутационный период его развития.
Чтобы успешно осуществлять эстетическое воспитание детей средствами такого искусства, как сольное или хоровое пение, учитель вокала или хормейстер должен знать особенности развития певческого голоса ребенка в период мутации, те требования, которые можно к нему предъявлять в процессе обучения, и твердо соблюдать условия, необходимые для нормального развития детского голоса в данный период.
Вопрос о воспитании мутирующего голоса решался уже достаточно давно. И ответов на вопрос нужно ли заниматься пением во время мутации? существует два, прямо противоположных друг другу: одни педагоги утверждают, что можно и даже нужно, другие – что ни в коем случае нельзя.
Резко отрицательное было отношение к мутирующим певчим в средние века, вплоть до 19 века. После того как голос мальчика, поющего и обучающегося в школах при церквях и соборах, начинал мутировать, его попросту выбрасывали на улицу. Наиболее показателен здесь пример Йозефа Гайдна, который обучался и работал в капелле при соборе св. Стефана в Вене. В 17 лет он остался на улице, без средств к существованию, только по тому, что голос его уже не имел того детского легкого звучания.
Начиная с 19 века, проводятся исследования и в области мутационных изменений. Авторы знаменитого труда Метод пения Парижской консерватории, изданный в 1803 году – профессора Гара, Б. Менгоцци, Меполь, Мегюль, Госсек и Керубини – пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных методических рекомендаций. На своем опыте профессора Парижской консерватории доказали, что заниматься вокалом в период мутации не только не вредно, но и протекает она быстрее. Только есть одно но: лишь под умелым руководством.
Об этом же говорят и данные педагогических и лабораторных исследований, проведенных группой ученых-специалистов в училище им. А. Б. Свешникова. Было обследовано 47 мальчиков-хористов в возрасте от 10 до 17 лет. Состояние здоровья как в непосредственно мутационный период, так и до и после него определялось на основании личных жалоб врачам и экспериментальных клинических показаний. Основанием для жалоб была трудность взятия высоких нот. Это и понятно: если голос снижается на целую октаву, то тянуть выше, разумеется, нелегко. Удивительно другое: проблема возникала и с очень низкими нотами - мальчикам-подросткам они тоже давались с трудом. И все же сопровождаемый ломкой голоса критический возраст у вокалистов проходит легче, чем у обычных, не поющих ребят, без сильных болей и невротических расстройств. Был сделан вывод, что, скорее всего, это связано с равномерной загрузкой голосового аппарата, при которой изменения тембра идут постоянно, достигая критической планки в мутационный период.
Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы; их пение ограничивается по времени; они должны часто отдыхать (через 3-5 мин), почти столько же, сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.
Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. Роль преподавателя в этот период особенно значительна. Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и распространять это звучание на весь свой диапазон, т. е. поют еще несвойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым спосо6ом для них не станет естественным. Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо учителя. Мальчика можно переводить в тесситуру мужского звучания только тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность и устойчивость звучания в диапазоне рем – ре1. Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, дает возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому и легкому приспособлению голосовых органов к новым условиям голосообразования.
При работе с мутантами следует избегать двух крайностей:
- нельзя форсировать формирование взрослого голоса;
- нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом;
Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе учителя пения.
Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутации проходит у подростков, певших в до мутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь легким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор. У крикунов мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше.
Мутация является физиологическим процессом, во время которого могут возникать нарушения как функциональные, так и психологические. Этим продиктована необходимость пристального внимания специалистов и родителей к изменениям голоса подростков для предупреждения стойких нарушений, а также проведения просветительской работы по его гигиене. Обучая мальчиков певческому искусству, уже в до мутационный период необходимо вырабатывать комплекс охранных вокальных навыков.
Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице. Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – узелков крикунов, – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука. Конечно, громкая речь и даже крик во время игр – явление в значительной мере естественное для детей. Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей вне школьного пения с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не насильственное ограничение детей или сковывание их надуманным регламентом, а главным образом доведение до их сознания представления о вреде чрезвычайного злоупотребления голосом и о возможных последствиях.
Проблемы с голосом возникают и вследствие перенапряжения нервной системы. У детей, испытавших сильный стресс, возможен даже паралич голосовых связок, поэтому необходимо провести "беседу с родителями о важности наблюдения над голосовым поведением в быту. В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фаниатора, невропатолога и логопеда.
Гигиена голоса.
Учителя, вокальные педагоги, хормейстеры, руководители детских хоров всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, наблюдение и выявление патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.
Существует целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Они рекомендуют в период мутации:
1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно - диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
3. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
4. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
6. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.
9. Отказ от курения, алкоголя. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, кровоизлияние, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.
10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.
12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
13. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании. Так летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.
15. Правильная работа с микрофонами
16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.
18.. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое
подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго
лишить начинающего певца собственного голоса.
Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после
которого голос садится, то есть устает, тускнеет, теряет звонкость,
хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения
гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной
тесситуре. Существует ряд приемов для снятия напряжения гортани. Можно
привести в качестве примера упражнения для укрепления горла, снятия
напряжения.
1. "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
2. "Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.
3. "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
4. "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
5. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
6. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.
7. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.
Заключение.
Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни матери. Музыкальные впечатления приносят ребенку также радио, телевидение, интернет. порой независимо от его воли и желания, а также окружающих его людей.
К сожалению, современная музыка не всегда оказывает благоприятное воздействие на детей, иногда они увлекаются не лучшими произведениями эстрады. Поэтому так важно в годы детства, когда пробуждается духовный мир ребенка, формируются его вкусы научить понимать искусство, понимать гармонию красок и звуков.
Именно пение оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.
Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью в силу его возможностей, можно научить петь. Другое дело, что занятия детским вокалом могут не привести к профессиональному исполнению, пригодному для большой сцены, но ученик будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане.
Список литературы.
1. Л.Дмитриев "Основы вокальной методики". Из-во "Музыка", М.1968.
2. А.М.Егоров "Гигиена голоса и его физиологические основы". Из-во "Медгиз", Л.1970.
3. И.Левидов "Певческий голос в здоровом и больном состоянии". Искусство, Л.1939.
4. Р.Юссон "Певческий голос". Из-во "Музыка", М.1974.
5. П.А. Эстрова Нарушения голоса в период мутации, их предупреждения и коррекция. М. 2007
15