Методическая разработка музыкального занятия "В мире ритма" | Лариса Николаевна Никифорова. Работа №297998
Автор: Лариса Николаевна Никифорова
Чувство ритма от всех остальных чувств отличает то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены, прежде всего, на развитие слуха.
Цель данной разработки - развитие ритмического слуха у детей.
Задачи:
1. Развивать чувство ритма, музыкальную память, эмоциональность, слуховое и зрительное восприятие.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Активировать интерес к музыкальным инструментам, развивать моторику рук.
Методическая разработка музыкального занятия «В мире ритма»
для средней группы воспитанников детского сада
Цель: развитие ритмического слуха у детей.
Задачи:
1. Развивать чувство ритма, музыкальную память, эмоциональность, слуховое и зрительное восприятие.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Активировать интерес к музыкальным инструментам, развивать моторику рук.
Ход урока:
Дети входят в зал
под маршевую музыку
и останавливаются
около своих стульчиков
.
Музыкальный руководитель: ребята! Мы начинаем наше занятие! Давайте поздороваемся! Время уже пошло. Заведем часики, часики затикали (хлопаем в ладоши):
М. р.: здравствуй, Наташа (прохлопываем приветствие и имя вместе с детьми четвертными и восьмыми длительностями)!
Ребенок: здравствуйте (ребенок отвечает, хлопая четвертными длительностями)!
М. р.:
р
е
бята,
вспомните
, под
какую
музыку вы вошли в зал?
Дети: под марш.
М. р.: правильно, ребята! А как вы догадались?
Дети: музыка бодрая, веселая, под нее удобно шагать.
3. М. р.: ребята, сейчас прозвучат два звука, послушайте внимательно, чем они отличаются (проигрывает играет на фортепиано мелодию со словами «Прилетал голубок, приносил он цветок»)?
М. р.: что вы услышали?
Дети: песенку.
М. р.: А звуков по высоте сколько было?
Дети: один звук.
М. р.: ребята, какие звуки по длительности вы услышали?
Дети: короткие и долгие.
М. р.: правильно! Даже мелодию, которая звучит на одной ноте, можно назвать песенкой. Я играла всего на одном звуке, но длительности чередовались и получилась песенка. У нас с вами есть пульс. И у каждой мелодии есть свой пульс. Называется он – ритм. Ритм – это чередование различных длительностей звуков и пауз (момент тишины) в музыке. Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. А с вопросом «Может ли музыка существовать без ритма?» нам поможет разобраться этот веселый паровозик. Что он везёт?
Дети: Паровозик везёт маленькие и большие мячики.
М. р.: Большие мячики – это долгий звук «та», а маленькие – это короткий звук «ти». Вместе они составляют, как вагончики у поезда, свой ритмический рисунок. Сколько коротких звуков он привез? А долгих? Давайте мы с вами прохлопаем ритмический рисунок, который привез наш веселый паровозик.
4. М. р.: ребята! Вы уже много потрудились, давайте немного отдохнем (проводим пальчиковую игру «Вышел дождик на прогулку»):
Вышел дождик на прогулку (показываем указательным и средним пальцами),
Он бежит по переулку (закладываем пальцы, начиная с большого),
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожим,
Крыши дождик вымыл тоже!
Сразу мокрым город стал (опускаем кисти вниз),
Дождик кончился, устал (кладем руки на колени).
5. М. р.: ребята, а как называется человек, который сочиняет музыку? Правильно, композитор. Он, как настоящий строитель, который сроит дом из кирпичиков, составляет из разных нот музыкальное произведение. Давайте и мы сейчас поиграем в игру «Строитель», и попробуем сочинить свой ритмический рисунок (выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску. Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же на слова «тук-тук, молотком мы построим новый дом». Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм).
М. р.: давайте запишем ритм, который получился у нас и проиграем его на инструменте (записываем ритм, выкладывая его на магнитной доске, затем каждый ребенок проигрывает свой ритмический рисунок на шумовом инструменте).
6. М. р.: ребята, а вы любите танцевать? Давайте исполним танец «Часики» и изобразим ритмичное тиканье часов с помощью тарелочек. Повторяйте за мной (раздать детям пластмассовые тарелочки, показать под музыку ритм, который они повторяют).
7. М. р.: а нам наши тарелочки помогут еще в одном упражнении – игре. Нужно быть очень внимательными (игра «Тарелочки»: каждый предмет обозначает какую-либо длительность, например, тарелка – четвертная, блюдце – две восьмые, стакан – пауза. Под музыку музыкальный руководитель хлопает в ладоши над каждым предметом свой ритмический рисунок, дети повторяют. Расположение предметов можно менять, усложняя задачу).
8. М. Р.: ребята! Наше время с вами так быстро пролетело! Мне так понравилось с вами играть, общаться, большое вам спасибо ребята. Вы молодцы! А вам понравилось наше занятие? Вспомним, о чем мы сегодня узнали (ответы детей).
9. Дети строятся друг за другом и под марш выходят из зала.
+❤