Методическая разработка на тему: «Дидактические игры «Чудо пирамида» - «Круги Луллия» | Петина Альбина Юрьевна. Работа №354489
Круги Лулли и «Чудо-пирамида» являются мощным инструментом в образовательной практике ДОУ. Они не только обогащают обучение, но и развивают критическое мышление, творческий подход и коммуникативные навыки у детей. Интеграция этих методов в образовательный процесс поможет сделать обучение более увлекательным и продуктивным, подготовив детей к успешному будущему.
Методическая разработка
на тему:
«Дидактические игры
«Чудо пирамида» - «Круги Луллия»
Разработала:
Воспитатель 1 кв.категории
Петина А.Ю.
Круги Лулли и «Чудо-пирамида» являются мощным инструментом в образовательной практике ДОУ. Они не только обогащают обучение, но и развивают критическое мышление, творческий подход и коммуникативные навыки у детей. Интеграция этих методов в образовательный процесс поможет сделать обучение более увлекательным и продуктивным, подготовив детей к успешному будущему.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста.
Данная методика - это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Меня заинтересовали круги Луллия и мне захотелось сделать их. Совместно с родителями мы изготовили круги из ДВП. Пособие представляет собой круги закрепленные друг с другом. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Для изготовления пособия был взят лист ДВП, разрезан на 3 круга разного диаметра. К середине крепится шпилька. На кругах размещены картинки.
Оборудование необходимое для проведения любой игры может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования.
Круги Луллия - одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачами в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.
Цель пособия:
- содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие
Задачи:
- формируют понятие "признак", знакомит с именами признаков.
- учит восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами.
- развивают навыки фантастического преобразования объектов;
- формируют способность увидеть суть проблемы;
-развивают познавательную активность;
- развиваютпредставления о сенсорных эталонах;
- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;
- формируютспособность решать проблемные ситуации;
Формы организации образовательной деятельности:
- образовательные ситуации (например по речевому и познавательному развитию);
- игровые обучающие ситуации;
- самостоятельная игровая деятельность детей.
Можно выделить этапы участия педагога в играх с "кругами":
- педагог непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.
- воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи.
- воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в работе с кругами.
- воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
«Круги Луллия» особенно рекомендованы для следующих занятий в ДОУ:
- Ознакомление с окружающими предметами;
- Развитие связной речи;
- Знакомство с математикой;
- Развитие мышления;
- Умение составлять логические связи между предметами;
- Комфортная социализация и общение с людьми и т.д.
Педагоги детского сада могут использовать круги как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, по подгруппам или индивидуально. Дети активно участвуют в раскладывании картинок и предметов и с большим интересом выполняют задания. Данное пособие отличается оригинальностью, многофункциональностью, практичностью.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;
2. На развитие воображения, фантазии и творчества.
Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на 3 типа:
1. Подбор соответствия.
2. С элементами случайности в установке колец.
3. Игры на развитие творческого воображения.
Варианты игр с использованием Кругов Луллия Младший возраст (3-4 года)
Дидактическое игра: «Чей малыш?»
Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детѐныша.
Ход игры: На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом — их детенышей. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
Дидактическая игра "Кто что ест?"
Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: На малом круге воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенные картинки с изображением животных, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного путѐм вращения большого круга.
Дидактическая игра "Цветные картинки"
Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет.
Ход игры: воспитатель предлагает ребѐнку рассмотреть предмет в первом круге, назвать его. Затем, путѐм вращения, подобрать цветной прямоугольник во втором, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета. Например, красная машина или синий мяч.
Средний возраст (4-5 лет)
Дидактическая игра "На что похоже"
Задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребѐнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путѐм вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета. Например, круглый колобок, треугольная пирамидка.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Задачи: расширение и активизация словаря, использование прилагательных. Ход игры: игра проводится с парой детей. На первом круге картинки деревьев, а на втором круге листья . По правилам игры нужно подобрать лист дерева. Все действия сопровождать речью.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку. Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.
Старший возраст (5-7лет)
Дидактическая игра « Где спрятался звук?»
Задачи: совершенствование навыков звукового анализа, обучение грамоте, расширение и активизация словаря
Ход игры: игра проводится в паре или с подгруппой детей. На 1-ом круге буквы на 2-ом круге картинки. По правилам игры нужно к картинке подобрать букву и определить положение звука в слове. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
Дидактическая игра «Образуй словечко»
Задачи: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, обучение грамоте, расширение и активизация словаря Ход игры: на 1-ом круге предметные картинки на 2-ом круге схемы слов с количеством слогов или печатный слог, с которого начинается слово. Другой вариант, на 1-ом круге печатный слог и на 2-ом круге печатный слог. Дети, раскручивая круги, образуют слова из слогов.
Таким образом, Кольца Луллия позволяют, создавать непринуждѐнную и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия увлекательным и эффективным.
Предлагаю вашему вниманию ещё одно многофункциональное дидактическое пособие «Чудо пирамида», которое можно также использовать для решения различных образовательных, воспитательных и развивающих задач. В моей практике данная пирамида используется совсем недавно.
Пособие включает в себя пирамиду и комплект с дидактическими играми. Все игры сделаны для многоразового использования и безопасны для детей.
Дидактическое пособие позволяет формировать знания детей согласно программному содержанию в разных образовательных областях в игровой форме. Основная ценность пособия заключается в его универсальности – его с легкостью можно использовать на занятиях по речевому и познавательному развитию, в индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей.
Цель данного пособия – создать условия для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Какие же задачи этого пособия?
Формировать, расширять представления и знания детей в соответствии с программными задачами;
актуализировать и закреплять знания детей через организацию самостоятельной или совместной с педагогом деятельности с дидактическим пособием;
формировать количественные представления;
активизировать речевую деятельность детей;
расширять словарный запас;
учить отвечать на вопросы;
упражнять детей в ориентировке в пространстве и на плоскости;
учить составлять целое изображение из частей;
закреплять представления о геометрических фигурах.
развивать внимание, память, наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, а также мелкую моторику детей.