Методическая разработка "Особенности детей с ОВЗ" | Пугина Елена Александровна . Работа №311453
Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Эмоциональные состояния, которые испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста. Мини-тренинг психолого-педагогической помощи родителям детей с ограничениями жизнедеятельности, в который входят упражнения, основанные на теоретических положениях данной работы и авторские упражнения различных ученых-практиков.
Рекомендации психологам, работающим с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Введение
Дети с ОВЗ отличаются определенными психологическими особенностями.Интересна классификация Д.И. Кича. Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребёнком с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста и его психологических особенностей он выделяет:
- страдание от острого дефицита общения, прежде всего с близкими и со сверстниками;
- сложность принятия изменяющегося под воздействием заболевания или калечащего тело лечения образа «физического Я» (ребенок полнеет, лысеет, быстро растет), следствием чего может быть отказ от приёма лекарств;
- переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения.
А.И. Тащева отмечает следующие эмоциональные состояния, которые испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста:
- страхи (они зачастую имеют парадоксальный характер: это страхи, которые отражают актуальное состояние ребенка и лишь возможное в будущем его состояние):
- страх предстоящей операции,
- страх возможного рецидива болезни,
- страх одиночества, но ребёнок может одновременно опасаться и предстоящих встреч со значимыми для него людьми,
- страх смерти, испытываемый с 4-х – 5-ти лет; так, семилетний Коля говорит: «Я вижу, что вокруг умирают дети, и я знаю, что я тоже очень даже могу умереть. Я умереть боюсь и умирать тоже. Я, наверное, внушил себе, что умру, но я часто об этом думаю».
Врачей всегда интересовала проблема общения тяжело больного ребенка с родителями. Любой женщине, ставшей матерью, приходится выдерживать очень много нагрузок в первый год жизни малыша. Это тем более непросто, когда мама знает, что у ребенка серьезные нарушения. Мама, которая подсознательно хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, послушным, находится в сложном положении, следствием которого, как правило, является внутриличностный конфликт. В результате этого у нее бессознательно могут сформироваться негативные чувства, деструктивные стратегии поведения, осложняющие отношения и с ребенком, и с другими членами семьи, и в первую очередь, с самой собой.Какова бы ни была причина, родителям ребенка с нарушениями в развитии необходима психологическая помощь. Это не всегда осознают сами родители и близкие .
По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми. Страх и тревога являются основными чувствами этих взрослых .
Основная практическая часть
Мы разработали мини-тренинг психолого-педагогической помощи родителям детей с ограничениями жизнедеятельности, в который входят упражнения, основанные на теоретических положениях данной работы и авторские упражнения различных ученых-практиков.
Цель данного тренинга – минимизация эмоциональной напряженности родителей, изменение психологического микроклимата в семье и гармонизация детско-родительских отношений.
Данный тренинг разбит на отдельные занятия. Предусмотрен комплекс занятий, состоящий из 5 групповых занятий с каждой матерью и ребенком. Рассмотрим комплекс групповых занятий для родителей.
Комплекс групповых занятий с родителями, имеющими детей с ограничениями жизнедеятельности
Цели данной части тренинга – преодоление эмоциональной напряженности, переживаний, изменение отношения к себе и своему ребенку.
Задачи :
1) установление доверительной, спокойной обстановки;
2) обеспечить знакомство участников тренинга друг с другом;
3) сбор информации о проблемах участников;
4) настрой на дальнейшую психологическую работу.
Продолжительность одного занятия 1 час.
Участники дети и родители.
Оборудование и инвентарь стулья , мячики.
Технические средства таблицы и дневники
Место проведения Обособленное структурное подразделение детский клуб им Волкова В.Н.
Форма проведения занятие-тренинг
Возраст участников с 6 лет
Занятие № 1. Тема: «Знакомство».
Цель – знакомство участников между собой и с психологом, установление контакта.
Этапы:
Правила поведения. Психолог рассказывает о правилах поведения и участия в тренинге (конфиденциальности, добровольности, открытости, безоценочного принятия и др.), называет тему и цель тренинга и данного занятия, говорит о своих ожиданиях
и чувствах
.
Ожидания и опасения. Психолог предлагает познакомиться и каждому участнику, называя свое имя, высказаться об ожиданиях и опасениях от данного тренинга (наиболее частыми опасениями родителей были высказывания типа: «Стыдно показаться глупой, ничего не знающей», «Боюсь высказываться на публике», «Боюсь, что не поймут» и т.п.). Участники по очереди высказывают свои мнения. Психолог подводит итог.
Игра «Зна
комство»
. Ведущая дает задание: участники по очереди называют свое имя, одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Затем участникам дается мяч, который они должны бросать друг другу. Каждый, кому попал мяч, называет имя бросившего мяч, одну положительную и одну отрицательную черту его характера. В конце игры каждый по очереди говорит о своих чувствах, эмоциях, переживаниях, наблюдениях, отслеживая при этом изменения в своем настроении (практически каждый участник высказался об улучшении настроения, о появившейся «бодрости», «веселости»).
Проблема. Психолог предлагает каждому рассказать о своей проблеме, с которой он сюда пришел, о том, что его беспокоит. Участники рассказывают по кругу, в конце упражнения каждый говорит о своем самочувствии и настроении. Чувствами родителей после выполнения ванного задания стали: тревога, озабоченность, но в то же время и облегчение, удивление от того, что все имеют сходные проблемы.
Домашнее задание: подумать, как бы определил проблему ребенок и почему; спросить своего ребенка, что он считает семейной проблемой и как бы он ее определил. Затем психолог договаривается с участниками о новой встрече.
Прощание. Каждый говорит о своих наблюдениях, переживаниях, изменениях настроения относительно всего первого занятия. Психолог говорит о своих чувствах и ощущениях, подводит итог занятия, делает выводы.
Качественный анализ ответов матерей опытно-экспериментальной группы показал, что в данный момент, в переживаемых чувствах женщин к своим детям исчезли чувства озабоченности и вины, но прибавились чувства сопереживания, умиления и гордости. Называемыми детско-родительскими отношениями стали: взаимопомощь; сотрудничество; компромисс; доброта и внимательность.
Чувства и отношения родителей контрольной группы не изменились по сравнению с результатами первичной диагностики.
Рекомендации психологам, работающим с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья:
Использовать, наряду с групповыми психокоррекционными занятиями, совместные занятия с каждым родителем и его ребенком.
Использовать упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, отреагирование негативных эмоций, а также упражнения на позитивные изменения отношения к себе и своему ребенку.
В работе с данной категорией клиентов применять техники поддержки, понимания и принятия, но не конфронтации, так как клиенты данной группы находятся в нестабильном эмоциональном состоянии.
В групповой работе обращать внимание на самораскрытие и обмен опытом клиентов, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку.
В работе с матерью и ребенком уделять внимание и учить клиентов позитивному общению и взаимодействию.
В работе с матерью и ребенком обращать свое внимание и внимание клиентов на ситуации, говорящие о взаимонепонимании, конфронтации и конфликтности между матерью и ребенком и организовывать конструктивное обсуждение данных ситуаций и поведения друг друга.
В работе с матерью и ребенком отслеживать и информировать клиентов о качественно выполняемых ими актов взаимодействия, что послужит для них примером поведения и решения конфликтов в будущем.