Методическая разработка по обучению игре | Абрамова Наталья Михайловна. Работа №234407
Автор: Абрамова Наталья Михайловна
С первых дней жизни ребёнка окружают предметы. Одни из них его заинтересовывают, другие остаются без внимания, а некоторых он начинает побаиваться. Задача родителей – познакомить ребёнка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному действовать с предметами.
Группа компенсирующей направленности
Весёлое путешествие
Игра в понимании детей – интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора игрушек и действий с ними, свободу, неограниченную временными рамками. И это, конечно же, так. Но для взрослых игра – универсальный способ обучения и воспитания, особенно применительно к детям раннего возраста.
С первых дней жизни ребёнка окружают предметы. Одни из них его заинтересовывают, другие остаются без внимания, а некоторых он начинает побаиваться. Задача родителей – познакомить ребёнка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному действовать с предметами. Психологи подчёркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознания себя как личности происходит именно в предметной деятельности.
Если вы хотите научить вашего ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, думать, самостоятельно овладевать разнообразными умениями, испытывать при этом радость открытия, постарайтесь научить его играть.
На втором году жизни закладывается основа детской игры: ребёнок с интересом осваивает способы действия с разнообразными дидактическими игрушками (всевозможные пирамидки, матрёшки, вкладыши и т.п.), овладевает предметно-специфическими действиями, которые подсказаны свойствами самих предметов (колечки нанизывать, шарики катать и др.). Но только с вашей помощью он начнёт открывать для себя всю мудрость, сложенную в простые, на первый взгляд игрушки: будет учиться выделять и обобщать их свойства, признаки и качества.
До 1года и 3 месяцев ребёнок увлечённо упражняется в выполнении действий моторного характера, аналогичных тем, которые он начал осваивать к концу первого года жизни: надевает разноцветные кольца на стержень, кладёт в мисочку маленькие шарики и вынимает их, открывает и закрывает коробочки, выдвигают ящики и т.п. В ходе этой простейшей игры с предметами на практическом уровне осуществляется переход манипулятивных действий в предметно-специфические. Только нужна ваша своевременная помощь и поддержка. Помните: без предварительного обучения ребёнок способен лишь на примитивные действия. Ваши попытки заменить их целесообразными вызовут у него стойкие негативные реакции, отказ от дальнейших действий.
Учить ребёнка новому – занятие не из лёгких, а переучивать, ломать имеющиеся навыки ещё труднее. Поэтому при показе новой дидактической игрушки сразу же обучайте правильным действиям. Например, вы знакомите ребёнка с игрой Геометрическая коробка: раз! – и исчез шарик в круглом окошке, а кубик – в квадратном. Ребёнку это понравится, захочется самому и немедленно воспроизвести увиденное. Бесполезно останавливать ребёнка, объяснять, в какую именно прорезь следует опускать очередную форму. Ничего не видя и не слыша, нетерпеливо отмахивается от ваших попыток направить его руку, ребёнок хватает первую попавшуюся форму и, не рассмотрев её, лихорадочно пытается засунуть то в одну, то в другую прорезь. Видя это, мама начинает раздражаться, останавливает ребёнка: Не туда! Видишь, это кубик, а ты впихиваешь его в круглое окошко. Опускай сюда, в квадратное!.
Такое обучение отбивает желание мыслить и пробовать: ребёнок научится только слушать и выполнять указания. Он начисто утратит способность действия самостоятельно, проявлять инициативу, упорство в достижении цели. При таком руководстве взрослый рискует заглушить эти позитивные ростки личностных качеств, которые намного ценнее, чем умение просто действовать с дидактической игрушкой. Обучая, трепетно относитесь к личностным проявлениям ребёнка, бережно взращивайте их. Поменьше пользуйтесь порицаниями и запретами. Не скупитесь на похвалу по каждому конкретному поводу, одновременно продолжайте усложнять задачу, переводя бессистемные пробы ребёнка в русло целенаправленных. Не сворачивая его самостоятельности, активности, вовремя приходите на помощь. Например, после безуспешной попытки ребёнка вложить, втиснуть большую мисочку в маленькую предложите Попробуй наоборот!. Помогайте ему справиться с начатым делом до конца (нанизать все колечки, собрать все половинки матрёшек), т.е. добиться результата. Покажите ребёнку, обратите на него внимание: Посмотри, какая красивая пирамидка получилась!. Для него это открытие, приводящее в восторг: Вот, оказывается, для чего я старался!.
Но не думайте, что всё так просто. Лишь только вы оставите этого неугомонного деятеля без должного контроля, он у удовольствием примется за привычные манипулятивные действия, забыв о том, что вы ему недавно открыли. Он начнёт стучать игрушками, разбрасывать их, в лучшем случае – экспериментировать: упорно ставить кубик на шарик, старательно засовывать в прорезь дидактической коробки подвернувшуюся по руку игрушку, пытаться нанизать на стержень машинку и т.п. Безусловно, самостоятельное экспериментирование следует приветствовать: ребёнок упражняется в выполнении активных действий, путём проб и ошибок открывает для себя некоторые свойства предметов. Но для дальнейшего развития предметной деятельности этого мало. Покажите образец правильного использования каждой дидактической игрушки. Называйте и сам предмет, и действия с ним, обязательно заинтересовывайте ребёнка, эмоционально преподносите конечный результат – вот и организована ваша совместная деятельность.
Ребёнок охотно подражает тому, что интересно и понятно ему. Вы, находясь рядом, поймёте, в какой момент следует ненавязчиво действовать его рукой, а когда можно просто поощрить словом, улыбкой, радуйтесь вместе достигнутому успеху.
Повторим, ребёнок действует совсем не для того, чтобы добиться результата, и на первых порах не догадывается, что это такое, его увлекают сами действия. Но он чутко реагирует на оценку своих действий: видя вашу положительную реакцию на успех, начинает испытывать удовлетворение и даже гордость. Именно в таких условиях яркого эмоционально-делового общения у него начинает формироваться отношение к предметным действиям как к чему-то важному, особенному, требующему стараний и усилий для достижения результата.
При подборе дидактического материала учитывайте возможности своего ребёнка, не сравнивайте их с возможностями других детей – у каждого свой темп развития. Оцените возможности ребёнка объективно. Если он пока затрудняется в выполнении конкретных действий, держится скованно, робко – не стоит торопить события, двигаться дальше. Лучше не спеша закреплять появившиеся умения, отмечать даже самые незначительные успехи, ободрять ребёнка, укрепляя его веру в собственные возможности, учить радоваться игре, полученному результату. Но если ваш ребёнок без всяких усилий, быстро и легко справляется с заданием, значит пришло время усложнять задачи. Пора знакомить его с сенсорными качествами и признаками предметов (цвет, форма, величина), заново открывать перед ним всё богатство и красоту окружающего мира. Но делать это нужно очень деликатно, увлекательно, занимательно, не торопясь, шаг за шагом, идти от простого к сложному.
Знакомить ребёнка с цветом, формой, величиной предметов можно начинать (после некоторой предварительной подготовки) приблизительно с 1 года 5–6 месяцев. У детей этого возраста уже довольно высокий уровень понимания речи взрослого, быстро увеличивается и объём собственного словарного запаса. Если до полутора лет, знакомя ребёнка с предметами и действиями, вы опирались на показ, то теперь у вас появляется возможность сочетать демонстрацию с объяснением, пояснением. Вы уже свободно можете определять, уточнять качества и признаки предметов, вместе обсуждать что получилось.
Развитие речи открывает новые возможности: ребёнок учится обобщать предметы по цвету, форме и величине. Это весьма ценное приобретение способствует активизации мыслительной деятельности. Ребёнку интересно, когда вы открываете ему новые качества знакомого предмета, например сообщаете, что бывают и синие, и жёлтые, и красные машинки, а ещё – большие и маленькие. Поняв, что значит цвет и величина однородных предметов, он, вникая в ваши пояснения, делает для себя открытие: большими и маленькими, а также красными, синими и жёлтыми бывают и другие предметы, стоит только оглядеться вокруг. Вот оно, обобщение разнородных предметов. А сколько ещё нового вы откроете своему ребёнку! И чем больше он узнает, тем интереснее и привлекательнее становятся игрушки и игра с ними. Ребёнок старается более точно подражать вам во всём – и в словах, и в действиях. Но активность в подражании не всегда возникает сразу, при первом предъявлении нового, нужны повторные упражнения в течение трёх–четырёх дней. Так что, не огорчайтесь, не разочаровывайтесь, не встретив полного понимания и должной активности со стороны ребёнка. Дайте время, чтобы новые впечатления улеглись и не так будоражили его нервную систему. Он ещё покажет вам, на что способен, проявив свои умения совсем не тогда, когда вы ожидаете. Такие отсроченные во времени результаты – одна из особенностей, свойственных раннему возрасту.
Легче всего даётся различение величины предметов: большой – маленький. И это можно понять. Дети наблюдательны, ближайшее их окружение заполнено предметами контрастной величины: детская и взрослая одежда, обувь, посуда и т.п.
Останавливая внимание ребёнка на двух однородных предметах, контрастных по величине, указывайте на каждый из них, подчёркивая голосом: большо-о-й – ма-а-ленький. Приобретённое ранее умение соединять две одинаковые части цилиндра поможет освоить вкладывания маленьких мисочек в большие, а затем в игру с матрёшкой. Сначала это будет одноместная матрёшка, а затем двух- и даже трёхместная. Имея под рукой четырёх и более половинок, на первых порах ребёнок производит бессистемные пробы, проявляет невиданное упорство, пытаясь соединить две неравные части. Иногда ему бывает трудно выдерживать напряжение, и вспыхивает настоящая буря отрицательных эмоций: он кричит, швыряет матрёшки, во все стороны, топает ногами, может даже разрыдаться. Так велико его желание сделать всё самостоятельно и очень быстро. Не дожидайтесь бунта. Вы, хорошо зная своё чадо, поймёте, когда ему действительно необходима помощь, и тогда, не разрушая его активности, поддерживая инициативу, подскажете: А ты попробуй соединить с другой половинкой – с этой или с этой. Их же много, ищи!. Переведя экспериментатора на путь целенаправленных проб, поддерживайте интерес к игре, приговаривая: Ищем, ищем, ищем и нашли! Вот какой ты молодец! Искал – и нашёл. Со временем практические действия путём проб заменяются более экономным и эффективным умением – умением действовать под контролем зрения: путём сравнения, соотнесения находить, отбирать половинки подходящего размера, вкладывать меньшую матрёшку в большую. А вы учите ребёнка не спешить, прислушиваться к вашим словам-пояснениям, при отборе деталей опираться на зрительное восприятие и тактильные ощущения: тщательно обследовать ладошкой каждую часть. И вот он, результат, – правильно собранная матрёшка. Есть за что похвалить умельца.
Поддержать интерес к выполнению аналогичных действий помогут деревянные расписные яйца, бочата.
Достаточно показать ребёнку яркую матрёшку, потрясти ею и спросить: Что там стучит, слышишь?. Ребёнок тут же хватает игрушку, пытаясь открыть её. А вот пирамидка не простая игрушка. Так сразу в игру не дашь… В конце первого года ребёнок с интересом нанизывает разноцветные кольца на стержень. С первого года 3–4 месяцев усложните задачу: дайте ему два кольца, контрастных по величине, но обязательно одноцветных, чтобы не отвлекался, и предложите надеть на стержень сначала большое кольцо, а затем маленькое. Пусть он сначала сам рассмотрит кольца, ощупает их, покрутит. Помогите, предложите закрыть ладошкой каждое кольцо: спряталось под ладошкой – маленькое, не спряталось – большое. То же самое при накладывании колец одно на другое: маленькое прячется под большим. Выделяете голосом: большо-о-е кольцо – ма-а-ленькое колечко. В таких игровых упражнениях активно задействовано зрение, слух, осязание, что помогает ребёнку лучше разобраться, понять, запомнить что значит большое и маленькое. Теперь дайте в россыпь по два кольца двух контрастных размеров, можно даже разноцветных, и предложите найти все большие кольца. Нашёл? А какие остались? Передвигайте их пальцем ребёнка в другую сторону, называя: ма-а-ленькое и ещё ма-а-ленькое колечко. А теперь пусть он сам нанизывает сначала большие кольца, затем маленькие, а вы каждый раз голосом подчёркивайте их размер. Вот и сложили все колечки, довели начатое дело до конца. Молодцы! Можно повторить успех.
Усложните задачу: предложите ребёнку обыкновенную пирамидку из трёх колец. Пусть он разглядывает её, вертит в руках, любуется лакированной разноцветной поверхностью. Обхватите пирамидку руками ребёнка и проведите ими по её поверхности сверху вниз, уточняя: Гладенькая!. Вместе снимите колпачок и не спеша разберите пирамидку. Обратите внимание ребёнка на колечки: большое – поменьше – маленькое. Уточните: Поменьше. Пусть запомнит. А после его пальчиками передвиньте кольца, выложив их в сужающуюся слева направо дорожку. Ещё раз уточнив размер колец, закрепив новое слово поменьше, предложите собрать пирамидку: нанизать колечки на стержень, беря их из дорожки слева направо. Обязательно зафиксируйте результат, проведя руками ребёнка по пирамидке: Гладенькая!. Нравится ребёнку собирать пирамидку по дорожке – можете добавить ещё одно–два смежных кольца. Он справится и с этим заданием. Но вот, оставшись наедине с пирамидкой, ваш послушный ученик снимает колпачок и быстро наклоняет пирамидку. Кольца соскользнули со стержня, и он начинает хаотично нанизывать их, забыв об их величине, а затем радостно зовёт вас полюбоваться своей работой, ничуть не смущаясь этим произведением.
Ну что сказать? Конечно же, молодец! Молодец, что открыл для себя новый экономичный способ снимать кольца. Молодец: умеет доводить начатое дело до конца и сам отмечает результат. Радуйтесь вместе красивой пирамидке, покажите её и бабушке, и дедушке, а вечером и папе. Такой успех способствует быстрому закреплению новых умений. А над чем вам работать? Конечно же, продолжать вместе раскладывать сужающуюся дорожку, чтобы получить гладенькую пирамидку. Убедились, что обучение предметно-специфическим действиям – процесс длительный и трудоёмкий.
Постепенно увеличивайте количество разновеликих колец до 5–6 штук. Вскоре вы поймёте, что уже не стоит каждый раз выкладывать дорожку. Кольца могут лежать вперемешку. Ваша задача – по мере надобности останавливать ребёнка, напоминая: Где самое большое кольцо? Найди самое большое из оставшихся!. Так он учится выбирать очередное большое кольцо, добиваясь зрительно оформленного и понятного для себя результата. Обратите внимание: ребёнок осваивает игру с пирамидкой, приобретая вначале опыт практических проб (прикладывание, накладывание), и только потом действует в соответствии со зрительным восприятием, способом зрительного соотнесения.
Но в этой дидактической игрушке заложена ещё одна сенсорная задача – ознакомление с цветом. Надо отметить: приступая к решению этой задачи, неважно, с какого цветы вы начнёте, главное, чтобы ребёнок постепенно, с вашей помощью научился различать, а со временем и правильно называть четыре основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Вы, как никто другой, знаете своего ребёнка, его пристрастия, поэтому если он отдаёт предпочтение какому-то одному цвету, то начните с него.
Первые задания должны быть не только понятны ребёнку, но и целесообразны. Это поможет ему справиться с поставленной задачей. Например, задание с картинками: подобрать пару к синей варежке или к зелёному сапожку и т.п. Здесь один предмет выступает в качестве образца определённого цвета, а ребёнок из небольшого количества картинок с изображением однородных предметов выбирает нужную. Без взрослого ребёнку придётся туго. Учите его необходимым действиям: прикладывать изображение предмета к образцу, соотносить цвет, сравнивать, сопоставлять, приговаривать: такой – не такой? И обязательно уточняйте: такой, синий; такой, красный и т.д. Помогают детям и сравнения: красный, как малина (помидор), зелёный, как огурец; жёлтый, как солнце; синий, как небо. Точно так же ребёнок учится подбирать колечки одноцветной пирамидки, поднося каждый к основанию пирамидки и рассуждая вслух: такое – не такое?
К концу второго года жизни он с незначительной помощью взрослого (или под его контролем) может собирать пирамидку из пяти–шести колец, опираясь одновременно на две сенсорные задачи: подбирать кольца по величине, называя при этом их цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный). Главное, вовремя заинтересовать, поощрять, помогать и побуждать добиваться результата.
Можно предложить ребёнку дидактическую игру Столик с грибочками: он должен вставлять в отверстия грибочки, соотнося их цвет с цветом поля столика. Сначала предлагайте поле и грибочки двух контрастных цветов, затем четырёх. Также можно предложить ребёнку крупную мозаику, закрепляя умение различать, а затем и называть основные цвета, чередовать два из них, составляя узоры – дорожки, круги.
Найдите время и подберите для игр серию картинок (часть из них можете нарисовать сами). С их помощью предлагайте подобрать двум куклам с красным и жёлтым бантами платья, соответствующие расцветке. Усложнить задачу: к синим чашкам (на одной жёлтые цветы, на другой – красные) подбирайте блюдца аналогичного цветового оформления. А вот задание на одновременное решение двух сенсорных задач (различение по цвету и величине): подобрать двум разноцветным и разновеликим неваляшкам мячики, соответствующие им по цвету и величине. Промышленность выпускает разнообразные шаробросы: скатывание шариков по желобку в воротца соответствующего цвета и высоты. А можно нанизывать на шнурок разноцветные катушки двух контрастных величин.
Дети любят прикреплять кнопками к доске разноцветные лепестки, подбирая их в тон к середине цветка, или усаживать ярких бабочек на цветок той же окраски. Это очень ценное упражнение. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей.
Ознакомление с формой предметов происходит в повседневной жизни: ведь среди игрушек под рукой ребёнка всегда есть и шарики, и кубики. Он охотно выполняет ваши просьбы найти шарик, подать кубик, сам накладывает их друг на друга, следит за покатившимся от него мячиком. Постепенно вносите в игру другие формы, опредмечивая их: параллелепипед – кирпичик, призма – крыша и т.п.
Упражнения в определении форм предметов воспринимаются детьми сравнительно легко при сооружении всевозможных построек из кирпичиков и крыш, благодаря тому, что в творческом процессе задействованы зрение, слух, осязательно-мышечные ощущения.
Одновременное решение двух сенсорных задач по вычленению, а затем и активному называнию формы и цвета или формы и величины предмета успешно осуществляется в игре с разнообразными дидактическими игрушками. Такие игры способствуют развитию умения обобщать. Например, предложите собрать пирамидку, нанизывая на стержень не традиционные кольца, а шарики, короткие втулки, кубики. Закрепляются эти умения в играх с Геометрической коробкой.
Помогите ребёнку заменить хаотичные пробы целенаправленными. Предложите сначала внимательно рассмотреть форму выбранного предмета и действовать по порядку, не пропуская ни одну прорезь-окошко, чтобы найти нужную. Пусть он учится обводить предмет рукой, соотнося его с конфигурацией прорези, пальцем обводя её, а затем, поднеся предмет к окошку, сам сравнивает, сопоставляет, пытается протолкнуть его, приговаривая вслед за вами: Ищем, ищем!. Постепенно ребёнок начинает совершать более тонкие зрительные соотнесения. Подражая вам, он сопровождает их словами: Думай, думай!.
Продолжайте играть и в ванной. Используйте предметы-орудия, пусть этот неуёмный умелец с увлечением вылавливает из воды маленьким сачком (или ложкой-шумовкой) разноцветные пластмассовые или деревянные кубики и шарики, плавающие вокруг него. Можно давать разные варианты заданий: синие предметы вкладывать в синее ведро, красные – в красное. Или выловить сначала все кубики и загрузить их в машину, а затем наполнить шариками корзину. Учитывая уровень развития ребёнка, можно давать задания на решение двух сенсорных задач, но не более – не перегружайте его. Кстати, игры с водой также благотворно сказываются на развитии речи.
Подберите серию ярких картинок с крупными изображениями хорошо знакомых предметов и, разрезав их пополам, предложите подобрать, например, вторую половинку к большому красному яблоку и к маленькому зелёному; соединить две части подсолнуха, банана, самолёта, машины, пирамидки. Конечно, было бы интересно собирать бабочку, божью коровку, но как жалко разрезать на части эти милые существа! Ваш ребёнок с увлечением будет копаться в этом пёстром богатстве, подбирая части, соединяя их в целое по цвету, и по форме, и по величине, и, конечно, по смыслу.
Можно предложить определить на ощупь три–четыре знакомых предмета с чётко обозначенными формами (предметы лежат в чудесном мешочке).
Видите, ребёнок уверенно выполняет задание, оперируя формами, – пора усложнить игру, купив специальный набор вкладышей. Познакомьте его с разнообразными фигурами. Вместо объёмных форм предлагайте и называйте плоскостные фигуры: вместо шара – круг, вместо кирпичика – четырёхугольник, вместо крыши – треугольник. Покупайте не пластмассовые вкладыши (они холодные на ощупь и в руке скользят), а деревянные – тёплые. Ребёнок с удовольствием будет ощупывать, рассматривать, перекладывать с ладошки на ладошку каждую фигуру. Рамка с углублениями поможет ему справиться с заданием по выкладыванию знакомых предметов: дом, ёлка, неваляшка и т.д. Обогащайте игру, предлагая собрать фигуры без рамки. Да мало ли увлекательных игр можно придумать для своего любимца? Главное – проявлять истинную заинтересованность в его делах, быть доброжелательным помощником и восторженным ценителем успехов.
Ребёнок второго года жизни – существо моторное, непоседа. Ему всё время хочется везде поспеть, всюду побывать, всё увидеть. Натопавшись вволю, он не всегда сам может осознать, что он устал и что нужно передохнуть. На то вы и взрослый, чтобы понять состояние ребёнка, остановить его, успокоить, предложить поиграть в спокойные игры. Ребёнок примет предложение с благодарностью. Не расслабляйтесь! Одну, от силы две минуты он будет использовать дидактическую игрушку по назначению, а затем начнёт с хохотом разбрасывать её детали или сосредоточенно пыхтеть, пытаясь закрыть в матрёшке маленького пушистого цыплёнка. Удивительно, но ребёнок в таких случаях демонстрирует стойкое упорство и добивается желаемого эффекта, не теряя терпения, не отвлекаясь. Вот она, сила собственного побуждения! Конечно, это хорошо, но всё-таки разрешать использовать предмет не по назначению нежелательно. Вовремя заберите у ребёнка игрушку, можете поменять её на другую, а эту поставьте на полочку. Сам он к ней не подберётся, в если захочет поиграть, пусть попросит. Научите его этому. Активное речевое общение ему только на пользу, а дидактическая игрушка надолго останется привлекательной и желанной.
Предметная деятельность ребёнка не ограничивается только действиями с игрушками, хозяином которых он является. Он любит использовать в игре и предметы быта, которыми разрешает играть на кухне бабушка. Но больше всего его притягивают именно те предметы, доступ к которым категорически запрещён. Почему ему нельзя, а взрослым можно? Что в них такого? Поиск ответов на эти вопросы вдохновляет ребёнка на подвиги: он стремится подобраться к пузырьку с духами и вылить их; выкрав губную помаду, накраситься, измазав всю физиономию; порвать учебник старшего брата; с чувством удовлетворения усесться на любимую мамину шляпку и т.п. Всё семейство потрясено: как он сумел? И ведь добрался же! Значит, не такой уж он беспомощный, не такой уж неопытный в житейских делах: и дедушкиной палкой орудует, и подставляет машину под ноги, и ключом открывает.
А мы ещё услужливо подносим ему откатившийся мяч, спешим достать упавшую со стола игрушку. Может, стоит пересмотреть своё отношение к этому уже повзрослевшему ребёнку? Все взрослые в семье должны договориться и предоставлять ребёнку больше возможности действовать самостоятельно, учить его не ждать помощи со стороны в затруднительных ситуациях, искать собственные варианты решения проблемы. От взрослых в этом случае требуется терпение. Под диван закатилась машина, виден лишь конец верёвочки – и бабушка, и дедушка должны оставаться на месте. А вот ребёнок пусть пыхтит, пытаясь втиснуться под низкий диван и стараясь дотянуться до игрушки. В конце концов он натолкнётся на верёвочку, потянет за нее и сделает для себя открытие. В следующий раз бабушке разрешается только подсказать, а он уж пусть сам пробует достать игрушку веником. А достать с полочки предмет, подставив стул, он умеет. Поиск собственных решений, собственные достижения более значимы для самого ребёнка, нежели наше обучение, а порой и натаскивание. К тому же эти орудийные действия, неизменно сопутствующие игре ребёнка, обогащают его жизненный опыт, способствуют формированию самостоятельности, уверенности в собственных силах, чувства независимости от взрослого.
На втором году жизни у детей появляется ещё один вид действий с предметами – действия с образными или сюжетными игрушками. Это всевозможные куклы, мишки, собачки, зайки, кошки, мышки и другие симпатичные, ярко оформленные игрушки. Они незаметно заполняют ваш дом со дня появления в нём новорождённого, приводя в умиление старшее, младшее и среднее поколения. Только младенец индифферентно относится к ним. Если же игрушка попадёт под руку, ребёнок действует с нею так же, как и с другими игрушками: грызёт, размахивает, бросает или волочит за собой по полу, схватив за ухо, за ногу… Находясь во власти зрительных впечатлений, он переходит от предмета к предмету, может сам дотянуться до заинтересовавшей его игрушки. И в то же время с удовольствием рассматривает и с вашей помощью показывает, где у куклы, кошки (и у него) носик, глазки, ротик и т.п.
Начинайте показывать ребёнку сюжетные игрушки, подчёркивая, что каждая из них сродни ему, каждую можно обнимать–целовать, кормить–поить и укладывать спать, как и его самого. Интерес к таким действиям у него усилится к 1 году 3–4 месяцам. Особых приготовлений для этого не понадобится, да и времени тоже. Улучив момент, когда ребёнок рядом и ничем пока не увлечён, возьмите любую сюжетную игрушку (куклу, мишку, собачку и др.) и маленькую чашечку. Напоите куколку. Повторите это действие два–три раза, демонстрируя положительные эмоции от лица куклы. Через день–два покажите, как можно завернуть в небольшое лёгкое одеяльце зайчика, баюкайте его, пойте колыбельную, которую поёте самому ребёнку. Оба эти действия знакомы и понятны ребёнку. Такие коротенькие незатейливые показы помогают ему вычленять сюжетную игрушку среди других, вникать в смысл происходящего с нею. Постарайтесь вызвать симпатию, тёплые чувства к сюжетной игрушке.
Побуждайте повторять за вами ласковые слова, обращённые к персонажу. Пусть ваше милое создание погладит куколку, обнимет зайчика.
Не предлагайте ребёнку повторить показанные действия или продолжать их. Ему необходимо время, чтобы разобраться: что происходит? Через день–два закрепите новые впечатления и продвигайтесь дальше. Создайте подсказывающую ситуацию: посадите на диванчик куклу, а рядом поставьте чашечку. Предметы сами диктуют выполнения определённого действия с ними: ваша дочка вспомнит показанное вами и сама начнёт поить куклу. В следующий раз приготовьте новый комплект: зайчика и лёгкое одеяльце. Конечно же, она завернёт игрушку, покачает её, подражая вашим действиям. Не торопите ребёнка, дайте время закрепить приобретённые умения. Спокойно поговорите о происходящем, уточните, конкретизируйте отдельные моменты. При этом ребёнок должен ощущать свободу: хочешь – можешь начать игру, хочешь – закончи. Ведь в игре для ребёнка самое главное – не результат, а именно само игровое действие, его повторяемость.
Вскоре вы заметите, что ваш ребёнок повторяет показанные действия с одними и теми же игрушками. Значит, необходимо обогатить игру. У детей с полутора лет быстро и успешно развиваются и понимание речи, и собственная речь, поэтому в процессе игры и можно уже многое объяснять, уточнять, усложнять, о чём-то договариваться.
Возьмите одну из кукол и разыграйте несколько простых и понятных ребёнку сюжетов, состоящих из двух действий: покормите и уложите спать (пойдите гулять и искупайте). Устраивайте специальные показы кукольного театра: в гости к кукле приходят мишка, зайка, лисичка. Все пьют чай и пляшут. Делайте это увлекательно, эмоционально, не превращая игру в занятие. Видя такие сценки, ребёнок хочет сам повторить их, но быстро теряет канву действий, может вернуться к манипулированию игрушками. Понятно, ваша помощь необходима. Откладывайте часть своих дел – настала пора играть. Вот и хлопочут обе мамы, проявляя заботу о своих дочках, которых надо накормить, искупать и уложить спать. В другой раз обе хозяйки, договорившись между собой, устраивают для друзей (кошка, собачка и мышка) праздник. Всех надо поить-кормить. Значит, нужно обсудить, чем угостить, как кому угодить. В таких играх вы исподволь учите ребёнка сложному умению – выполнять мыслительные операции обобщения: он учится выполнять с одной игрушкой несколько разнообразных действий и в то же время с несколькими игрушками воспроизводить одно и то же игровое действие.
Заинтересованность взрослого вдохновляет ребёнка, и он успешно осваивает игровые ситуации: купание кукол, день рождения мишки, прогулки с зайцем. Есть и печальные события: белочка упала, лисёнок заболел и т.п. Всё больше атрибутов задействовано в игре. Вот уже и бабушка пришла на помощь, навязала для всей игрушечной компании шапочек и шарфиков, носков и пинеток, нашила и лёгких летних платьев, и тёплых зимних шуб. Теперь только и учись наряжать своих детей в гости, в театр, на прогулку: нужно заранее обдумать, а может, и обсудить, что надеть каждому по погоде.
А потом мама и дочка, сидя за общим столом, кормят завтраком своих детей-кукол. Здесь и чашки, и ложки, и тарелки, радом – кастрюльки, сковородки. Идёт серьёзное обсуждение: в чём варить кашу, чем мешать суп, где брать молоко, соль, сахар. Ребёнок уже может сам подобрать предмет, который необходим в игре. А вы старайтесь создавать условия, когда маленькой хозяйке приходится самой принимать решение, проявлять заботу о своём ребёнке: Каша горячая?, В меру сладкая? и т.п. Особенно успешно развиваются игровые действия ребёнка, если старшие дети берут его в свою игру. В игре с ними он многое открывает для себя: правильное использование предметов быта, смысл ряда практических действий (мешать кашу, чтобы не подгорела и т.п.). В этом ему помогут и собственные воспоминания вкусовых ощущений. Но самое главное – ребёнок учится действовать в воображаемом плане. Правда, пока ещё он сбивается, переходит на реальность: при кормлении мишки подносит ложку и к собственному рту, при укладывании зайца пытается улечься рядом на кукольной кроватке. Зная это, не спешите обзаводиться кукольной мебелью – она очень быстро поломается. Пусть ваш ребёнок обходится пока обычной детской мебелью. Его увлечение ещё нельзя назвать игрой – он выполняет действия, которые помнит. Ребёнок может и забыть первоначальное собственное побуждение. Пока дочка наряжала куклу, уже и забыла для чего и, увидев кроватку, уложила её в праздничном наряде спать. И всё же следует отметить, что у детей в таких ситуациях развивается речь, мышление, память, воображение. Более того, они по собственной инициативе начинают вносить в игру элементы новизны: выполняют действия, которые им не показывали и которым их не обучали. Они сами заметили их в реальной жизни и запомнили. Помня об этом, чаще наблюдайте с малышом: чем заняты взрослые? Например, бабушка хлопочет на кухне. Объясняйте ребёнку её действия, отмечайте, что и как она делает. Ребёнок с большим вниманием наблюдает, как кто-то из взрослых проводит уборку в квартире. И вот уже он до слёз умиляет родителей: старательно трёт собственным носовым платком пол, а потом и кухонный стол. Вот и дождались – вырос в семье помощник!
Воспользовавшись умением ребёнка действовать в воображаемом плане, можно обогатить его игру так называемыми предметами-заменителями, по-разному используя палочки, шарики, кубики, а также природный материал (листья, траву, мелкие веточки). Главное – показать ребёнку, как их применять. Например, начните кормить куклу не ложкой, а палочкой. Ребёнок будет с интересом наблюдать за вашими действиями, а вы можете продолжить игру, используя ту же палочку в качестве ножа. Вашему ученику конца второго года жизни этого будет достаточно. Спустя некоторое время можно с удовлетворением отметить, как непринуждённо он использует палочку в качестве градусника, расчёски, дудочки. Не предмет диктует конкретные действия с ним, как было совсем недавно. Теперь ребёнок по собственному усмотрению по-разному использует его. Он может жарить котлеты, разложив на сковородке колечки пирамидки. Правда, эти приобретения весьма неустойчивы. Если вы спросите: Что на сковородке?, он ответит: Колечки. И всё же можно констатировать, что игровые действия детей приобретают отобразительный характер, а это существенный шаг в дальнейшем развитии игры. К концу года ребёнок способен последовательно выполнять одно действие за другим, что свидетельствует о зарождении сюжетной игры.
На протяжении всего второго года появляются, наполняются содержанием игровые действия ребёнка. Изменяются, усложняются и ваши методы руководства. Вначале вы побуждали его подражать демонстрируемым вами действиям. С середины года вы уже словом поддерживали активность ребёнка: Кукла поела? Смотри, она зевает, закрывает глазки. Что мы будем делать?, побуждая принять самостоятельное решение.
Бесспорно, за год ребёнок достиг очень многого. И всё же, если его нет рядом и подозрительно тихо, то вы, конечно же, бросаете все дела и устремляетесь на его поиски. Чтобы всё же доделать неотложные дела по хозяйству, лучше всего держать этого умельца перед глазами, предложив ему одну из любимых игрушек. Но и это, как вы знаете, ненадолго. Пока ваше милое создание не спит, вам придётся все домашние дела совершать урывками, большую часть времени посвящая ему. Иногда сетовать и охать, если он успел опередить вас и нахозяйничался вволю, а чаще всего восторгаться и умиляться, отмечая малейший успех, учить играть, жить, учить интересно, весело, непринуждённо. В этом основное предназначение нас, взрослых.