Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание " | Бухрякова Юлия Сергеевна. Работа №277571

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бухрякова Юлия Сергеевна
Предлагаем вашему вниманию методическую разработку по теме: нравственно-патриотическое воспитание. Методическая разработка направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольногго возраста основ нравственности,патриотизма,как интегративного качества личности,заключающего в себе любовь к своей семье, уважении к истории родного города, его культурным ценностям, связанными с историей Велико Отечественной войны. Мы уверены, что обращение к историческому и культурному наследию родногго города позволит решить многие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию. Знакомство дошкольников с историей родного города является непростой задачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить устройство города, его историю, достопримечательности.

Методическая разработка

по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор: воспитатель старшей группы

Бухрякова Юлия Сергеевна

Кемерово 2021

Описание материала: предлагаем вашему вниманию методическую разработку по теме: нравственно-патриотическое воспитание. Методическая разработка  направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ нравственности, патриотизма, как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанными с историей Великой Отечественной войны.

В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор
приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание нравственно-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы нравственных качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада, города, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.
В данной методической разработке представлены направления через которые у дошкольников формируется интерес к историческому наследию родного города. Включение в методическую разработку информационно-коммуникационной технологии (интерактивная карта города с историческими местами) позволяет проводить работу на современном уровне.

Наш город особенный: удивительный ландшафт, богатое культурное наследие, а самое, главное, достойные люди. 

Мы уверены, что обращение к историческому и культурному наследию родного города позволит решить многие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию. 

Знакомство дошкольников с историей родного города является непростой задачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить устройство города, его историю, достопримечательности. Работа должна вестись последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
В методическую разработку вошли 5 наиболее значимых направлений: 


          1.Музеи
          2.Улицы, здания.

3.Парки, памятники 

4.Герои-земляки 
         5.Моя семья

Цель методической разработки: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны 

Основные задачи методической разработки:

- подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о них;

- оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических чувств;

- расширить знания детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

-расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений, сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;

-самовыражение творческих способностей детей;

-обогащение знаний детей о музейной культуре;


Прогнозируемый результат на уровне родителей:

-сформированность желания сотрудничества с детским садом;

-укрепление значимости семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Прогнозируемый результат на уровне педагогов:

-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

-творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат на уровне детского сада:

-создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере нравственно-патриотического развития личности дошкольника.

Этапы разработки:


    1.Диагностический этап

2.Подготовительный этап

3.Этап проектирования

4.Презентация 


Диагностический этап:


Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны.

Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов.
Анкетирование родителей с целью выявления уровня нравственно - патриотического воспитания в семье (приложение)

Подготовительный этап:

Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием Победы

Рассмотреть с детьми выставку иллюстраций, рисунков, открыток, где имеется изображение Красной Звезды (солдаты Красной Армии, Кремль, ордена, медали и т.д.). Объяснить, что Красная пятиконечная Звезда возникла в качестве воинской эмблемы, точнее, как знак отличия, воинский знак принадлежности к Красной Армии.

Работа по реализации третьего этапа разработки:

Музеи (кемеровский областной краеведческий музей отдел военной истории, музей военной истории)

Предварительная работа : просмотр фильмов о музеях (краеведческих, исторических, других); рассматривание книг, иллюстраций, буклетов. Родительское собрание «О воспитательном значении музеев». Привлечение родителей к открытию музейной выставки в группе. 
Методическая деятельность:

-сбор информации о музеях города (школьные музеи, городские)
          -путешествие по интерактивной карте города 
          -посещение  историко-краеведческого музея. Акцент на экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны.

- беседа о том, что запомнили, какая вещь произвела наибольшее впечатление. Записать высказывания детей (обязательно)
         - рисунки «Мы в музее»

- подвести детей к идее открытия музея в группе. Какие вещи, предметы могут рассказать о военных годах? Сбор экспонатов для музея: фотографии, письма, предметы обихода, вещи.
Распределение ролей: оформители, экскурсоводы
Презентация. Открытие «Музея семейных реликвий»

Улицы, здания

Предварительная работа: Знакомство с картой города, беседа с детьми «На какой улице ты живешь?», «Почему так названа улица?» (домашнее задание). Подготовить выставку фотографий исторических зданий города
Методическая  деятельность:

-Путешествие по интерактивной карте города
          ознавательная игра «Путешествие Георгиевской ленточки». Отметить на карте георгиевской ленточкой улицы, названные именами героев войны.

-Выбор улицы. Экскурсия сследование улицы: имеются ли исторические здания, связанные с именами героев или событиями войны? Обмен впечатлениями (записать). Сделать снимки исторического здания. Беседа с жителями-старожилами

 улицы
-Обсуждение макета здания: размеры, материал, распределение работы
Презентация: 
        1.Составление альбома «Улица героя». (Содержит фото, рисунки детей, высказывания, материал о герое).

2.Создание макета исторического здания.

Парки, памятники

Парки 
Предварительная работа: еседа «Что такое парки», рассматривание фотографий, иллюстраций. 

Методическая деятельность:

-Фотовикторина «Найди парки города»

-Путешествие по интерактивной карте города

-Экскурсии в парки города. Беседы с детьми: на что обратили внимание, почему парк так назван ( высказывания детей записать)
         бор информации об истории открытия парка (посещение музеев, опрос жителей-старожил города)

-Обдумывание проекта своего парка. Выбор материала. Изготовление макета.
Презентация 
Творческий продукт — макет парка, посвященного героям войны.
Памятники
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг, буклетов с историческими памятниками Великой Отечественной войны. 
Беседа «Что изображают памятники?», «Какие памятники видели в нашем городе, где расположены?»

Методическая  деятельность:

-Экскурсии с последующей работой : «Что запомнили?» Высказывания детей, обмен впечатлениями от увиденного (записать)
        утешествие по интерактивной карте города
        -Сбор информации об истории создания памятника (книги, буклеты, исторические справки из музея)

-Детские рисунки

-Оформление альбома или плаката

Презентация: выпуск плаката, альбома «Памятник в моем городе»

Моя семья в истории победы


Предварительная работа: Знакомство детей с родословной. Практикум для родителей «Как составить родословную». Домашнее задание для родителей: составление родословного древа при участии ребенка и выявление родных, являющихся участниками войны (отметить звездочкой)
Методическая деятельность:

-«Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей о звездочках на родословном древе.
         стреча с ветеранами войны (прадедушками, прабабушками), родственниками 
         -«Семейные реликвии военной поры» (совместные выступления родителя и ребенка)

-сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен»
Презентация
1.Выставка «Фото военных времен»


2.Семейный альбом «Я горжусь своими предками»

Герои-земляки

Методическая  деятельность:

-Посещение музеев, исторических мест. 
         ыбор героя-земляка, о котором хотели бы узнать ближе. 
         -Встречи с ветеранами, родственниками героев войны. 
         -Знакомство с рубриками городских СМИ, посвященными Великой Отечественной войне

-Акция «Ветеран живет рядом» по оказанию помощи ветеранам войны и тыла (совместно с родителями)

Презентация
         1.Выпуск альбома «Наш земляк»

2.Составление «Письма ветеранам войны»

Открытие в дошкольном учреждении музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны.

Методическое обеспечение: видеоматериалы о музеях, памятниках, парках, иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, буклеты открыток, методическая литература, интерактивная карта города с метками исторических мест и информационным материалом (создана при помощи API Яндекс. Карты)


Заключение

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. «Дерево без корней не растет» — эти мудрые слова в последнее время стали особенно актуальными для соотечественников. Люди вдруг вспомнили, что они являются наследниками давно ушедших поколений, и хорошо бы детям знать имена своих предков, а заодно и их деяния. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – жителем планеты Земля. Идти нужно от близкого к далекому.

Поэтому из всего вышесказанного возникла идея создания методической разработки способствующей ( формированию у детей любви к семье, семейным ценностям, традициям, уважительное отношение к друг другу) укреплению семьи, расширение знаний о своей родословной, через разные виды деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!  Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:
1.Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной? 
2.Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны? Ваше родство? Живы ли они? 
3.Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?
4.Посещаете ли исторические места города, связанные с памятью о военных годах? Какие?
5.Имеется ли в вашей семье родословное древо? Если нет, то хотели бы его составить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы


1.Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. УфаГПУ, 2006

2.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кнля воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3.Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 

4.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 

5.Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6. 
6.Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3. 

7.Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”, 2000, № 3. 

8.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 


9.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева .,2005.
10.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003 


11.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панковаод выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
12.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2010


13.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005. 
14.Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. .:АРКТИ. 2006
15.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×