Методическая разработка по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание " | Бухрякова Юлия Сергеевна. Работа №277571
Автор: Бухрякова Юлия Сергеевна
Предлагаем вашему вниманию методическую разработку по теме: нравственно-патриотическое воспитание. Методическая разработка направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольногго возраста основ нравственности,патриотизма,как интегративного качества личности,заключающего в себе любовь к своей семье, уважении к истории родного города, его культурным ценностям, связанными с историей Велико Отечественной войны. Мы уверены, что обращение к историческому и культурному наследию родногго города позволит решить многие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию. Знакомство дошкольников с историей родного города является непростой задачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить устройство города, его историю, достопримечательности.
Методическая разработка
по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель старшей группы
Бухрякова Юлия Сергеевна
Кемерово 2021
Описание материала: предлагаем вашему вниманию методическую разработку по теме: нравственно-патриотическое воспитание. Методическая разработка направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ нравственности, патриотизма, как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанными с историей Великой Отечественной войны.
В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор
приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание нравственно-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы нравственных качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада, города, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.
В данной методической разработке представлены направления через которые у дошкольников формируется интерес к историческому наследию родного города. Включение в методическую разработку информационно-коммуникационной технологии (интерактивная карта города с историческими местами) позволяет проводить работу на современном уровне.
Наш город особенный: удивительный ландшафт, богатое культурное наследие, а самое, главное, достойные люди.
Мы уверены, что обращение к историческому и культурному наследию родного города позволит решить многие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию.
Знакомство дошкольников с историей родного города является непростой задачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить устройство города, его историю, достопримечательности. Работа должна вестись последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
В методическую разработку вошли 5 наиболее значимых направлений:
1.Музеи
2.Улицы, здания.
3.Парки, памятники
4.Герои-земляки
5.Моя семья
Цель методической разработки: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны
Основные задачи методической разработки:
- подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о них;
- оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических чувств;
- расширить знания детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
-расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений, сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;
-самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
-сформированность желания сотрудничества с детским садом;
-укрепление значимости семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
-творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне детского сада:
-создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере нравственно-патриотического развития личности дошкольника.
Этапы разработки:
1.Диагностический этап
2.Подготовительный этап
3.Этап проектирования
4.Презентация
Диагностический этап:
Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны.
Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов.
Анкетирование родителей с целью выявления уровня нравственно - патриотического воспитания в семье (приложение)
Подготовительный этап:
Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием Победы
Рассмотреть с детьми выставку иллюстраций, рисунков, открыток, где имеется изображение Красной Звезды (солдаты Красной Армии, Кремль, ордена, медали и т.д.). Объяснить, что Красная пятиконечная Звезда возникла в качестве воинской эмблемы, точнее, как знак отличия, воинский знак принадлежности к Красной Армии.
Работа по реализации третьего этапа разработки:
Музеи (кемеровский областной краеведческий музей отдел военной истории, музей военной истории)
Предварительная работа : просмотр фильмов о музеях (краеведческих, исторических, других); рассматривание книг, иллюстраций, буклетов. Родительское собрание «О воспитательном значении музеев». Привлечение родителей к открытию музейной выставки в группе.
Методическая деятельность:
-сбор информации о музеях города (школьные музеи, городские)
-путешествие по интерактивной карте города
-посещение историко-краеведческого музея. Акцент на экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны.
- беседа о том, что запомнили, какая вещь произвела наибольшее впечатление. Записать высказывания детей (обязательно)
- рисунки «Мы в музее»
- подвести детей к идее открытия музея в группе. Какие вещи, предметы могут рассказать о военных годах? Сбор экспонатов для музея: фотографии, письма, предметы обихода, вещи.
Распределение ролей: оформители, экскурсоводы
Презентация. Открытие «Музея семейных реликвий»
Улицы, здания
Предварительная работа: Знакомство с картой города, беседа с детьми «На какой улице ты живешь?», «Почему так названа улица?» (домашнее задание). Подготовить выставку фотографий исторических зданий города
Методическая деятельность:
-Путешествие по интерактивной карте города
-Познавательная игра «Путешествие Георгиевской ленточки». Отметить на карте георгиевской ленточкой улицы, названные именами героев войны.
-Выбор улицы. Экскурсия -исследование улицы: имеются ли исторические здания, связанные с именами героев или событиями войны? Обмен впечатлениями (записать). Сделать снимки исторического здания. Беседа с жителями-старожилами
улицы
-Обсуждение макета здания: размеры, материал, распределение работы
Презентация:
1.Составление альбома «Улица героя». (Содержит фото, рисунки детей, высказывания, материал о герое).
2.Создание макета исторического здания.
Парки, памятники
Парки
Предварительная работа: -Беседа «Что такое парки», рассматривание фотографий, иллюстраций.
Методическая деятельность:
-Фотовикторина «Найди парки города»
-Путешествие по интерактивной карте города
-Экскурсии в парки города. Беседы с детьми: на что обратили внимание, почему парк так назван ( высказывания детей записать)
-Сбор информации об истории открытия парка (посещение музеев, опрос жителей-старожил города)
-Обдумывание проекта своего парка. Выбор материала. Изготовление макета.
Презентация
Творческий продукт — макет парка, посвященного героям войны.
Памятники
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг, буклетов с историческими памятниками Великой Отечественной войны.
Беседа «Что изображают памятники?», «Какие памятники видели в нашем городе, где расположены?»
Методическая деятельность:
-Экскурсии с последующей работой : «Что запомнили?» Высказывания детей, обмен впечатлениями от увиденного (записать)
-Путешествие по интерактивной карте города
-Сбор информации об истории создания памятника (книги, буклеты, исторические справки из музея)
-Детские рисунки
-Оформление альбома или плаката
Презентация: выпуск плаката, альбома «Памятник в моем городе»
Моя семья в истории победы
Предварительная работа: Знакомство детей с родословной. Практикум для родителей «Как составить родословную». Домашнее задание для родителей: составление родословного древа при участии ребенка и выявление родных, являющихся участниками войны (отметить звездочкой)
Методическая деятельность:
-«Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей о звездочках на родословном древе.
-Встреча с ветеранами войны (прадедушками, прабабушками), родственниками
-«Семейные реликвии военной поры» (совместные выступления родителя и ребенка)
-сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен»
Презентация
1.Выставка «Фото военных времен»
2.Семейный альбом «Я горжусь своими предками»
Герои-земляки
Методическая деятельность:
-Посещение музеев, исторических мест.
-Выбор героя-земляка, о котором хотели бы узнать ближе.
-Встречи с ветеранами, родственниками героев войны.
-Знакомство с рубриками городских СМИ, посвященными Великой Отечественной войне
-Акция «Ветеран живет рядом» по оказанию помощи ветеранам войны и тыла (совместно с родителями)
Презентация
1.Выпуск альбома «Наш земляк»
2.Составление «Письма ветеранам войны»
Открытие в дошкольном учреждении музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны.
Методическое обеспечение: видеоматериалы о музеях, памятниках, парках, иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, буклеты открыток, методическая литература, интерактивная карта города с метками исторических мест и информационным материалом (создана при помощи API Яндекс. Карты)
Заключение
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. «Дерево без корней не растет» — эти мудрые слова в последнее время стали особенно актуальными для соотечественников. Люди вдруг вспомнили, что они являются наследниками давно ушедших поколений, и хорошо бы детям знать имена своих предков, а заодно и их деяния. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – жителем планеты Земля. Идти нужно от близкого к далекому.
Поэтому из всего вышесказанного возникла идея создания методической разработки способствующей ( формированию у детей любви к семье, семейным ценностям, традициям, уважительное отношение к друг другу) укреплению семьи, расширение знаний о своей родословной, через разные виды деятельности.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:
1.Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?
2.Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны? Ваше родство? Живы ли они?
3.Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?
4.Посещаете ли исторические места города, связанные с памятью о военных годах? Какие?
5.Имеется ли в вашей семье родословное древо? Если нет, то хотели бы его составить?
Список используемой литературы
1.Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3.Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5.Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
6.Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
7.Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”, 2000, № 3.
8.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
9.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.
10.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
11.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
12.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2010
13.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
14.Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. -М.:АРКТИ. 2006
15.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.