Методическая разработка по теме "Плоды", 6 класс | Александра Анатольевна Виндимут. Работа №344458
Методическая разработка урока в 6 классе по теме"Плоды". Разработка вызывает познавательный интерес к теме, повышает мотивацию к обучению данного предмета. Узнают много интересного о плодах. Выполнят различные задания. Урок сформирует умение определять основные органы растений, формирует умение объяснять особенности строения плодов, формирует умение понимать смысл биологических терминов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чикская средняя общеобразовательная школа №6 имени Д.К.Потапова
Разработка нестандартного урока
по биологии (6кл)
по теме «ПЛОДЫ»
(урок с использованием готовых ЭОРов)
Выполнила:
Виндимут Александра Анатольевна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МКОУ Чикская СОШ №6
с. Прокудское
2021г
Краткая аннотация к уроку:
Ф.И.О. Виндимут Александра Анатольевна (aav-bn@mail.ru)
Образование: высшее
Педагогический стаж: 21 год
Должность: учитель биологии
Место работы: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Чикская средняя общеобразовательная школа №6 имени Д.К.Потапова.
Место и роль разработанного урока в программе данного предмета:
урок используется при изучении раздела «Органы цветковых растений» курса «Биология. Живой организм» в 6 классе. Для воспроизведения электронных учебных модулей, используемых на уроке, может потребоваться установка свободно распространяемого программного обеспечения – проигрывателя ресурсов.
Цель урока: знакомство со строением и разнообразием плодов.
Задачи:
Образовательная:
изучить строение, разнообразие плодов растений, показать многообразие плодов;
продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;
подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.
Развивающая:
развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике;
стимулировать развитию навыков познавательного интереса, выявлению связей «строение – функция», синтеза, анализа, делать выводы.
Воспитывающая:
воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.
Продолжительность: 45минут.
Базовый учебник: Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6класс. Дрофа, 2015.
Тип урока: комбинированный (повторение, изучение новой темы, проверка усвоения знаний).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ведущая технология: ИКТ-технология (использование готовых электронных образовательных ресурсов)
Оборудование: коллекция семян и плодов, таблицы, учебник, раздаточный материал, демонстрационное оборудование: компьютер, проектор, экран.
Используемые источники:
Базовый учебник Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6класс. Дрофа,201
5
;
Ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
.
Знакомство со строением и разнообразием плодов, контроль знаний на уроке происходит с использованием готовых электронных образовательных ресурсов, что делает изучаемый материал наглядным, доступным, интересным. При закреплении материала выполняется лабораторная работа, благодаря которой развиваются исследовательские способности, воспитывается аккуратность и самостоятельность.
Применение ИКТ на данном уроке, считаю целесообразным и результативным, так как это даёт возможность активизировать познавательный интерес у детей, развивает их творческие способности, стимулирует их умственную деятельность, делает урок более ярким и увлекательным, повышает познавательную активность.
Таблица 1.
СТРУКТУРА УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Организацион-ный момент
Проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач урока.
Подготовка к уроку
2 мин
2
Проверка пройденного материала
«Цветок»
Определяет ЭОР контрольного типа.
Выполнение заданий по модулю
5 мин
3
Изучение новой темы
«Плоды. Разнообразие плодов»(слайд 1,2).
Предъявляет материалы модуля.
Слушают, участвуют в диалоге, записывают выводы
4 мин
И-типа
Плоды. Разнообразие плодов (слайд 3,4,5).
Предъявляет материалы модуля. Организовывает самостоятельное изучение «Разнообразие плодов».
Самостоятельно изучают слайды 3,4,5, медиаколлекцию, делают выводы и записывают их в тетрадь
6 мин
«Распространение плодов»
Предъявляет материалы модуля.
Слушают, изучают, участвуют в диалоге, записывают выводы.
6 мин
Физминутка
Читает, показывает
Слушают, смотрят, выполняют
1 мин
«Плоды. Разнообразие плодов» (слайд 7)
Предъявляет материалы модуля.
Слушают, участвуют в диалоге, записывают выводы.
2 мин
4
Закрепление знаний
Знакомит с инструкцией по выполнению лабораторной работы «Классификация плодов».
Слушают инструктаж, после приступают к выполнению работы: рассматривают, классифицируют плоды. Заполняют таблицу, делают выводы.
5мин
5
Контроль качества знаний.
«Разнообразие плодов»
Определяет ЭОР контрольного типа
Выполняют тестирование на компьютере
6 мин
6
Выводы
Рефлексия
Что узнали?
Чему научились?
Что было самым интересным на уроке?
Ответы учащихся
3 мин
7
Итоги урока
Объявляет оценки комментирует их, подводит итоги урока.
Фиксируют итоги урока
3 мин
8
Домашнее задание
Объявляет домашнее задание
Стр. 46-48, головоломка.
Слушают, записывают задание
2 мин
КОНСПЕКТ УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний (ЭУМ К-типа Цветок)
III. Изучение нового материала
– Отгадайте загадку:
Весной повис,
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
– Как вы думаете, о чём идёт речь?
(Ответы детей)
Слово учителя.
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах. Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития – образование плода.
Строение и функции плодов (ЭУМ
И-типа
«Плоды.
Разнообразие плодов», слайды 1,2)
Комментарий учителя.
Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.
Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.
Плод состоит из околоплодника и семян.
Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.
Функции плода:
обеспечивают защиту,
развитие и созревание семян,
осуществляют их распространение по земной поверхности.
Разнообразие плодов
(ЭУМ
И-типа
«Плоды.
Разнообразие плодов», слайды 3,4,5)
Комментарий учителя.
Все плоды делятся на группы по трем признакам:
по количеству воды в околоплоднике;
по количеству семян;
по количеству пестиков, участвующих в образовании плода.
В зависимости от количества воды в околоплоднике. Плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Разнообразие плодов очень велико.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет.
Распространение плодов. Изучение способов распространения семян.
(ЭУМ
И-типа
«Распространение плодов»)
Задание: прослушав загадку, определить способ распространения семян и приспособления плодов, способствующие лучшему распространению; ответы записать в тетрадь.
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
(Животными – крючки, липучки).
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь! (Лопух)
(Человеком – крючки, липучки)
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
(Ветром – лёгкие, имеются крылышки).
На сучке – арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(Созревшие семена гороха)
(Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно).
Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
(Водой – лёгкие, маленькая плотность).
Записи в тетради:
Способы распространения семян:
ж
ивотными и человеком
;
в
етром
;
с
амораспространение
;
в
одой
.
Значение плодов.
(ЭУМ
И-типа
«Строение и формирование плодов», слайд 7)
Комментарий учителя.
Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад.
IV. Закрепление
Лабораторная работа «Классификация плодов»
Цель: изучить и классифицировать плоды.
Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник, таблицы.
Задание:
1. Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника и таблиц определите их названия.
2. Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
3. Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)
Название плода
Тип плода
Какие растения имеют такой плод
1. Сочный
2. Сухой
3. Односемянной
4. Многосемянной
Вывод: плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
V. Контроль качества знаний.
ЭУМ К-типа «Разнообразие плодов»
VI. Выводы.
1. Все плоды образуются из завязи.
2. Внутри плода находится одно или много семян, которые окружены околоплодником.
3. В зависимости от содержания воды в плодах (то есть их сочности), они могут быть сочными или сухими.
4. Сочные и сухие плоды различаются способами распространения.
Рефлексия
Что узнали?
Чему научились?
Что было самым интересным на уроке?
VII. Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
VIII. Задание на дом.
1. Учебник - стр. 46-48
2. Решить головоломку (для сильных учащихся)
Приложения к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Цветок
ЭУМ
К-типа
Тестовые задания: на выбор правильного ответа, на соотношение биологических терминов.
http://fcior.edu.ru/card/27072/kontrol-stroenie-cvetka-detalizirovannoe-predstavlenie.html
2
Строение и формирование плода
ЭУМ
И-типа
иллюстрации, текст
http://fcior.edu.ru/card/239/razvitie-ploda-raznoobrazie-plodov.html
3
Разнообразие плодов
ЭУМ
И-типа
иллюстрации, текст
http://fcior.edu.ru/card/239/razvitie-ploda-raznoobrazie-plodov.html
4
Распространение плодов.
ЭУМ
И-типа
иллюстрации, видеофрагменты, текст
http://fcior.edu.ru/card/27161/rasprostranenie-plodov-i-semyan-detalizirovannoe-predstavlenie.html
5
Значение плодов.
ЭУМ
И-типа
иллюстрации, текст
http://fcior.edu.ru/card/239/razvitie-ploda-raznoobrazie-plodov.html
6
Разнообразие плодов
ЭУМ
К-типа
Тестовые задания:на выбор правильного ответа, на соотношение биологических терминов.
http://fcior.edu.ru/card/27159/kontrol-raznoobrazie-plodov-detalizirovannoe-predstavlenie.html
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
Лабораторная работа «Классификация плодов»
Цель: изучить и классифицировать плоды.
Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.
Задание:
Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника и таблиц определите их названия.
Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)
.
Название плода
Тип плода
Какие растения имеют такой плод
1. Сочный
2. Сухой
3. Односемянной
4. Многосемянной
Вывод:
ГОЛОВОЛОМКА (домашнее задание)
Если вы знаете названия плодов, то сможете решить головоломку “Многообразие плодов”, вписав их названия так, что буква “ 0” будет общей для всех строчек