Методическая разработка по здоровьесберегающим технологиям в начальных классах | Жанна Павловна Супрунец. Работа №346179
Методическая разработка по здоровьесберегающим технологиям в начальных классах включать следующее описание:
Введение. Обоснование важности сохранения и укрепления здоровья обучающихся, особенно младших школьников.
Теоретическая база. В ней рассматриваются современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения.
Задачи. Например, формирование представлений о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, правильном питании и режиме дня.
Методы и приёмы. К ним относятся работа в группах, парах сменного состава, деятельность с элементами соревнования, взаимооценка, сказкотерапия (в 1–2 классах). Также на уроках используются физкультминутки, специальные упражнения для формирования правильного дыхания, коррекции зрения, осанки, релаксации.
Спортивно-оздоровительные мероприятия. Например, утренняя зарядка с музыкальным оформлением, динамические перемены, подвижные игры с малой и средней подвижностью.
Заключение. В нём говорится, что активное использование здоровьесберегающих технологий делает образовательный процесс более динамичным, разнообразным, интересным и способствует раскрытию творческих способностей детей.
Методическая разработка по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе.
Разработала учитель начальных классов Супрунец Жанна Павловна
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, направленная на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Цели и задачи. Основная цель — сохранение и укрепление здоровья учащихся. Задачи могут включать снижение уровня заболеваемости, сохранение работоспособности на уроках, формирование у детей знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий. Можно рассмотреть медико-профилактические технологии, направленные на сохранение и преумножение здоровья детей (мониторинг здоровья, организация и контроль питания, ведение дневников здоровья). Также стоит упомянуть физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья школьников (дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, формирование правильной осанки).
Практические методы и приёмы. Например, динамические паузы во время уроков, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Работа с родителями. Можно предложить консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользы дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях.
При разработке урока со здоровьесберегающими технологиями в начальных классах целесообразно учитывать возрастные и физиологические особенности детей. Например, занятие «Здоровым быть модно»
Цель: развитие у детей потребности в здоровом образе жизни, создание «модели здорового человека».
Задачи:
расширять представления
обучающихся
о здоровом образе жизни;
обогащать знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу продуктов, богатых витаминами;
установить причинно-следственные связи между полезными привычками и здоровьем;
побуждать к соблюдению гигиены, режима дня;
воспитывать культуру взаимодействия обучающихся в групповой работе, самостоятельно делать выводы, расширять их кругозор.
Какое может быть оборудование? Презентация, наглядный материал на доске (карточки для выполнения заданий), предметы личной гигиены, круги красного и зелёного цвета, карточки с настроением (для рефлексии).
Какие могут быть методы и приёмы? Беседа, рассказ, решение проблемной задачи, игра, групповая работа, работа с иллюстративным материалом.
Какие можно использовать формы работы? Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Некоторые идеи для организации урока
со здоровьесберегающими технологиями:
Создание доброжелательной атмосферы
. Можно использовать четверостишия, которые настраивают детей на работу.
Дифференцированное обучение
. Позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных.
Групповая работа
. В ходе неё уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.
Режим динамических поз
. Ученики периодически слушают или читают стоя. Этот приём не занимает много времени, при этом меняется положение позвоночника, улучшается кровообращение, повышается работоспособность.
Физкультминутки
. Их подбирают в зависимости от вида урока и его содержания. Можно включать физические упражнения для осанки, для глаз, рук, для снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия. Во время выполнения упражнений использовать музыкальное сопровождение.
Динамические паузы
. Учащиеся переключаются на новый вид деятельности — активный отдых. В зависимости от времени года можно использовать подвижные игры, игры спортивного характера.
Задание на тему «Правильное питание». Детям показывают картинки с вредными и полезными продуктами и спрашивают, какие правила питания нужно соблюдать, чтобы не навредить здоровью.
Несколько заданий, которые можно включить в урок на тему «Правильное питание» в 1 классе:
Игра «Полезно или нет?»
. Если дети считают, что продукт полезен, они хлопают в ладошки, если нет — объясняют почему.
Игра «Что здоровье укрепляет, а что разрушает»
. Учитель называет продукт, если он полезен, дети хлопают в ладоши, а если вреден — топают ногами.
Работа в группах
. У каждой группы на столе лежат карточки с названием продуктов. Задание — разрешить спор «
витаминчиков
» о пользе разных витаминов.
Игра «Весёлая эстафета»
. Ребята по очереди передают по цепочке друг другу мяч, называя овощи и фрукты.
Задание «Вспомнить и нарисовать 2 продукта, в
которых
есть витамин»
.
Игра «Собери фрукты и овощи»
. Работа в группах: 1 группа — собрать картинку овоща, 2 группа — картинку фрукта и так далее.
Задание на тему «Личная гигиена». У детей на столах коробочки с предметами личной гигиены (шампунь, мыло, полотенце, зубная паста, щётка, носовой платок, расчёска). Они должны обсудить в группе, какими предметами нельзя пользоваться другому человеку, и объяснить, почему.
Игра «Советы
Мойдодыра
»
. Учащиеся получают карточки, на которых зашифрованы правила личной гигиены. Задача
играющих
— прочесть эти правила.
Дидактическая игра «Друзья гигиены»
. Цель игры — закрепить знания о личной гигиене, сформировать здоровые привычки, научить
ответственно
относиться к своему здоровью, развить логическое мышление.
Разноуровневое
задание
. Например, «Впиши слова»: содержание тела и одежды в чистоте — это гигиена, соблюдение гигиены помогает сохранить здоровье, у каждого человека должны быть личные предметы гигиены. Также можно предложить задание раскрасить предметы личной гигиены и объяснить, почему раскрашен тот или иной предмет.
Составление алгоритма правильного мытья рук
. Дети по одному выходят к доске и составляют алгоритм из карточек.
Заполнение карточки-памятки
. Например, как поддерживать гигиенический порядок в классе.
Несколько вариантов физкультминуток
со здоровьесберегающими технологиями:
Оздоровительная минутка «Деревце». Дети стоят, ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Нужно сделать вдох и выдох, плавно поднять руки вверх ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянуться всем телом.
«Осень»
. Мы — листики осенние (руки вверх, покачивающие движения
влево-вправо
). На веточках сидели (присесть, взмахивая руками). Дунул ветерок — и мы полетели (встать, взмах руками вперёд). Летели, летели (лёгкие взмахи руками). И на землю тихо сели (медленно присесть).
«Буратино»
. Буратино потянулся (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки). Раз — нагнулся, Два — нагнулся (наклоны корпуса вперёд). Руки в сторону развёл (руки развести в стороны). Ключик, видно, не нашёл (повороты вправо и влево). Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать (руки на поясе, подняться на носочки).
«Солнце»
. Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки (потягивания — руки вверх). Руки в стороны потом Мы
пошире
разведём (потягивания — руки в стороны).
При выборе упражнений для физкультминутки стоит ориентироваться на то, какие
здоровьесберегающие
технологии используются. Например, для расслабления глаз можно предложить детям сфокусировать зрение на зелёном круге
или дорисовать лепестки.
В итоге занятия по модели здорового человека со
здоровьесбере
гающими
технологиями
можно сделать вывод о том, что занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, правил гигиены, правильное питание и положительные эмоции надолго обеспечат хорошее здоровье
.
Также можно предложить ученикам составить личный режим дня, учитывая, что для сохранения и укрепления здоровья важно правильно питаться, крепко спать и как можно больше общаться с природой.
Для создания модели здорового человека можно использовать наглядный материал, например, карточки с правилами личной гигиены, предметы личной гигиены, круги красного и зелёного цвета, карточки с настроением для рефлексии.
Кроме того, в рамках занятия можно обратить внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой.