Методическая разработка: Применение логоритмических упражнений в работе логопеда | Заходякина Анна Николаевна. Работа №355704
Логоритмика — это метод, который сочетает в себе элементы логопедии и ритмики, направленный на развитие речевых навыков у детей. Он основан на использовании ритма, музыки и движений для улучшения фонематического восприятия, произношения и общего речевого развития. Логоритмические упражнения помогают детям не только улучшить речь, но и развить координацию движений, внимание и память.
Методическая разработка: Применение логоритмических упражнений в работе логопеда
Введение
Логоритмика — это метод, который сочетает в себе элементы логопедии и ритмики, направленный на развитие речевых навыков у детей. Он основан на использовании ритма, музыки и движений для улучшения фонематического восприятия, произношения и общего речевого развития. Логоритмические упражнения помогают детям не только улучшить речь, но и развить координацию движений, внимание и память.
Цели и задачи логоритмических упражнений
Цели:
1. Развитие фонематического слуха.
2. Улучшение произношения звуков и слов.
3. Формирование правильной речевой интонации.
4. Развитие общей моторики и координации движений.
5. Стимуляция эмоционального отклика и интереса к занятиям.
Задачи:
• Обогащение словарного запаса.
• Развитие связной речи.
• Устранение речевых нарушений (дислалия, дизартрия и др.).
• Формирование навыков ритмичного и мелодичного произнесения слов.
Методические рекомендации по проведению занятий
Подбор материалов
Для логоритмических занятий необходимо подбирать музыкальные композиции, которые будут соответствовать возрасту детей и их интересам. Это могут быть детские песенки, ритмичные мелодии или фоновая музыка.
Организация пространства
Занятия должны проходить в комфортной обстановке, где дети могут свободно двигаться. Необходимо предусмотреть место для выполнения физических упражнений, а также для сидячих занятий.
Структура занятия
1. Введение (5-10 минут): знакомство с темой занятия, настрой на работу.
2. Основная часть (20-30 минут): выполнение логоритмических упражнений.
3. Заключение (5-10 минут): подведение итогов, обсуждение результатов.
Примеры логоритмических упражнений
Упражнение 1: "Словесные ритмы"
Цель: Развитие фонематического слуха и произношения.
Описание:
Дети произносят слова под ритм музыки. Например, под медленную музыку можно произносить слова с заданным количеством слогов (например, "ко-ко-ко", "ма-ма-ма"). Постепенно увеличиваем скорость музыки и количество слогов.
Упражнение 2: "Ритмическая зарядка"
Цель: Развитие моторики и координации движений.
Описание:
Дети выполняют простые физические упражнения под музыку (например, хлопки в ладоши, потягивания, приседания) в такт ритму. Каждое упражнение сопровождается произнесением определенных слов или звуков (например, "раз-два-три", "ха-ха-ха").
Упражнение 3: "Песенка с движениями"
Цель: Развитие связной речи и интонации.
Описание:
Дети учат простую песенку с движениями. Например, "В лесу родилась ёлочка". Каждая строчка песни сопровождается соответствующими движениями (например, имитация роста ёлочки). Важно акцентировать внимание на произношении слов и интонации.
Упражнение 4: "Сказочный ритм"
Цель: Развитие воображения и речевых навыков.
Описание:
Дети создают короткие сказки или истории, произнося их под ритм музыки. Например, можно использовать музыкальные инструменты (барабаны, маракасы) для создания звукового сопровождения к сказке. Это упражнение развивает творческое мышление и помогает детям лучше запоминать слова.
Заключение
Логоритмика является эффективным инструментом в работе логопеда, способствующим развитию речи у детей. Использование музыкальных и ритмических элементов делает занятия более увлекательными и интересными для детей, что положительно сказывается на их мотивации к обучению. Важно помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку и адаптации упражнений в зависимости от уровня его речевого развития.
Список литературы
1. Власова Н. А. Логоритмика как метод коррекции речевых нарушений у детей. — М.: Просвещение, 2018.
2. Кузнецова Т. В. Роль музыки в развитии речи у детей с нарушениями слуха. — СПб.: Речь, 2020.
3. Сидоренко И. А. Логопедия: современные методы и технологии. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2021.
Эта методическая разработка может быть полезна как для начинающих логопедов, так и для опытных специалистов, стремящихся разнообразить свои занятия с детьми.