Методическая разработка проведения мастер-класса «Изготовление игрушки- сувенира « Пасхальный цыпленок»» | Шишлова Татьяна Юрьевна. Работа №355594
Данная методическая разработка является практическим руководством по изготовлению игрушки-сувенира «Пасхальный цыпленок » и может быть использована педагогами дополнительного образования в качестве основы для построения серии занятий по данной теме.
Предлагаемый вариант мастер-класса способствует развитию творческих способностей, формированию эстетического вкуса у детей, дает базовые знания и навыки. Активизации фантазии участников мастер-класса для воплощения собственного творческого замысла в создании сувенира
МБУ ДО «Дворец детского творчества»
Методическая разработка
проведения мастер-класса
«Изготовление игрушки- сувенира
« Пасхальный цыпленок»»
Автор: Шишлова Т.Ю.,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г.Дзержинск ,2024
Пояснительная записка
Данная методическая разработка является практическим руководством по изготовлению игрушки-сувенира «Пасхальный цыпленок » и может быть использована педагогами дополнительного образования в качестве основы для построения серии занятий по данной теме.
Предлагаемый вариант мастер-класса способствует развитию творческих способностей, формированию эстетического вкуса у детей, дает базовые знания и навыки. Активизации фантазии участников мастер-класса для воплощения собственного творческого замысла в создании сувенира.
В ходе мастер-класса дети знакомятся с технологией изготовления игрушки- сувенира «цыпленок». Осваивают шов «через край», «потайной» дополняют оформление сувенира своими творческими находками. Такая практика способствует развитию мелкой моторики, реализации творческих замыслов. Изготовление такого сувенира доступно и детям и взрослым.
Такая несложная технология может быть использована на уроках ручного труда в общеобразовательных школах, на занятиях в кружках рукотворной игрушки учреждений дополнительного образования. Рекомендуемый возраст участников 9-17 лет. Время работы – 1 час.
Цель: Освоение технических приёмов художественного оформления игрушки-сувенира «Пасхальный цыпленок».
Задачи:
Предоставить воз
можность детям сделать сувенир
своими руками, осознать значимость такого подарка.
Заинтересовать обучающихся заниматься самостоятельным декоративно-прикладным творчеством.
Учить детей выпо
лнять работу последовательно.
Выполнять шов «через край
»
, «петельный»
.
Способствовать повышению концентрации, усидчивости и аккуратности у детей.
Содействовать развитию мелкой моторики, творческого воображения и фантазии у обучающихся.
Воспитывать эстетический вкус у детей.
Материалы и инструменты:
Мех или
флис
желтого цвета
Нитки
желтые
Иголки в игольнице
Ножницы
Бусинки черные для глаз
Ленточка
Синтепон
Фетр красный для лапок и клювика
Оборудование: проектор, экран, ноутбук для показа презентации.
Оформление:
- презентация по теме мастер-класса.
Структура мастер-класса
1. Организационная часть 3 мин
Объявление темы мастер-класса.
Подготовка рабочего места и рабочего материала.
2. Теоретическая часть 10 мин.
Что такое сувенир?
Немного о празднике «Пасха»
Знакомство с необходимыми инструментами и материалами.
Знакомство с основными швами «через край », «петельный»
3. Практическая работа42 мин.
Выполнение игрушки- сувенира «Пасхальный цыпленок»
Физкультминутка
.
(
Приложение №1)
Этапы работы по оформлению сувенира:
1. Крой на материале 2 круга по выкройке
2. Стягивание кружочков швом «через край» и набивка
3. Соединение набитых шариков «потайным» стежком
4.Оформление сувенира
4. Заключительная часть5 мин.
Просмотр готовых работ.
Подведение итогов с обсуждением результатов мастер-класса.
Организационная часть.
1.Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.
2.Целевые установки. Содержание мастер-класса.
- Дорогие ребята! Тема нашего мастер-класса сегодня –
«Изготовление игрушки-сувенира «Пасхальный цыпленок »».
Сегодня мы познакомимся что же такое «сувенир», немного расскажу о православном празднике Пасха. Вместе с вами мы изготовим игрушку- сувенир «Пасхальный цыпленок». Сувенир, сделанный своими руками, всегда приятно дарить и получать в подарок, т.к. она несет в себе частичку вашего тепла и неповторимый стиль.
Теоретическая часть.
Итак, мы начинаем.
Что же такое сувенир?
В принципе слово «сувенир» можно с лёгкостью заменить выражением
«маленький подарок на память». Сувениры бывают обыденные и
оригинальные, необычные, дорогие и дешёвые, эксклюзивные и массовые.
Оригинальность сувенира подчёркивает внимание дарителя к тому,
кто получает этот подарок. Можно сказать, что сувениры придуманы
для того, что бы выразить свою симпатию к человеку.
Сегодня на нашем занятии мы будем выполнять наш сувенир к пасхальному
празднику « цыпленок».
Одним из самых главных праздников в православном церковном календаре
– это
Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день
является центром всей традиции, истории и философии православия.
Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.
Основной символ христианского праздника – яйцо, обязательно крашеное, изначально в красный цвет. Но в наши дни, каких только цветов и узоров не увидишь на пасхальном яйце.
Древние народы задолго до рождения Христа отождествляли яйцо с началом жизни, рождением всего живого, с началом весны, сравнивали с образом Вселенной. Цыпленок, как и пасхальное яйцо, является символом возрождения и непрерывности жизни. На Пасху принято делать и дарить друг другу маленькие подарки (пасхальные подарки своими руками): пасхальные корзинки с крашеными или декоративными яйцами, пасхальные куличи, пасхальные сувениры — пасхальных цыплят, курочек, зайчиков. Особенно интересно готовить подарки своими руками, ведь они сделаны от всей души и всего сердца.
Выполняя сувенир цыпленка хотелось бы, что бы он украсил праздничный стол и ваш дом. Такой сувенир можете подарить своим близким.
Что же нам необходимо для работы, какие инструменты и материалы:
Мех или
флис
желтого цвета
Нитки желтые
Иголки в игольнице
Ножницы
Бусинки черные для глаз
Ленточка
Синтепон
Фетр красный для лапок и клювика
Основными швами в нашей работе будет шов « через край» и «потайной» шов
Шов « через край » необходим для соединения деталей через край и предохраняет ткани от осыпания. Такой шов можно проложить только по крою изделия. Для выполнения шва иглу постоянно вводят с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край. Вариантом этого шва является двойной шов» через край», который выполняется за 2 приема. Сначала стежки прокладывают в одну сторону, а затем в обратном направлении. Нужно следить, чтобы проколы при этом совпадали. Таким швом можно подшивать салфетку, применяют его и при изготовлении мягких игрушек.
Шов « потайной » Потайной шов можно выполнить на машинке, но лучше научиться делать вручную с помощью нитки и иголки.
Потайной шов также называют невидимым. Его назначение – незаметно соединить 2 детали из ткани.
Техника выполнения потайного шва очень простая. Главное требование при его выполнении – аккуратность. С лицевой стороны вещь должна выглядеть, как сшитая на машинке. Особенность шва заключается в том, что фактически он есть, но его не видно. Эффект незаметности достигается с практикой. Для начала используют ткани выраженных фактур, где видны нити плетения. Это может быть хлопчатобумажная, льняная, шерстяная ткань.
Практическая часть.
Мы приступаем к изготовлению игрушки – сувенира «Цыпленок»
У каждого на столе всё приготовлено для нашей работы.
Работать будем в 4 этапа.
1. Крой на материале 2 круга по выкройке
Перед собой кладем мех или флис желтого цвета лицевой стороной к столу. Берем наши выкройки в виде кружочков и перерисовываем на материале с изнаночной стороны. Затем вырезаем детали .
2. Стягивание кружочков швом «через край» и набивка
Вырезанные детали надо сшить швом « через край», так что бы кружок стянулся в виде чашечки и набиваем деталь синтепоном. Когда мы набили, нам нужно стянуть так чтобы осталась маленькая дырочка.
3. Соединение набитых шариков «потайным» стежком
Стянув и набив детали, получили 2 шарика, маленький и чуть больше. Затем нам надо соединить 2 шарика потайным швом.
4.Оформление сувенира
Наша работа подходит к концу. Мы раскроили, вырезали детали, стянули их и набили. Так же соединили детали между собой. Теперь нам надо раскроить из фетра красного цвета лапки и клювик. Пришиваем швом через край. После этого пришьем глазки бусинки и привяжем бантик.Теперь наша работа выполнена полностью.
Заключительная часть
Давайте посмотрим, какие цыплята у нас с вами получились.
(Проходит выставка работ)
Ребята, что вам больше запомнилось и понравилось на мастер-классе?
Будите ли вы продолжать изготавливать сувениры своими руками?
Изготовление сувениров- это увлекательное занятие,приносящее радость, позволяющее выразить себя в творчестве, проявить фантазию,вкус, мастерство.
Желаю вам успехов в творчестве!
Приложение 1.
Физкультминутка.
Вы хорошо потрудились, теперь дадим нашим глазам и рукам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений.
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно, это знаем мы давно.
(руки ставим перед грудью, повороты вправо и влево)
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом,
(вращаем головой вправо и влево)
Три-четыре, приседаем,
Ножки разминаем.
(приседания)
Мы размяться все успели,
И на место тихо сели!
Физкультминутка «Рисуй глазами треугольник»
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
И головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко не ленись.
Глаза мы открываем, наконец.
Зарядка окончилась и
Каждый из нас молодец!
Приложение 2.
Правила работы с ножницами:
Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Ножницы должны иметь острые концы для подрезки ниток.
Ножницы клади кольцами к себе.
Следи за движением лезвия во время резания.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
Не передавай ножницы раскрытыми.
Не играй ножницами и не подноси к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Правила работы с иголкой и ниткой:
Нитки иногда тоже капризничают: перекручиваются, образуют узелки, обрываются. Чтобы этого не случалось, нужно правильно отмерить длину нити. Обычно это делают, обводя нить через локоть, или по линейке.
Вдевать нитку в иглу следует с конца, который отрезали от катушки. Так она меньше закручивается. Конец нитки, предназначенный для вдевания, надо засучить, т.е. покрутить между пальцами. Это облегчает нитки, в противном случае конец разъединятся на отдельные волокна.
Чтобы нить не убегала из ткани, на ней делают узелок. Конец нити берут правой рукой между большим и указательным пальцами. Один или два раза не туго наматывают на указательный палец, а затем полученную «спираль» снимают и вытягивают.
Закрепить конец нити на ткани можно не только при помощи узелка. Один из способов заключается в том, что с изнанки в нужном месте делают прокол иголкой на лицевую сторону, протаскивают иглу и оставляют кончик нитки. Очень близко от первого прокола делают второй прокол, на изнанку. Оставленный конец нитки крепко придерживают. В отверстие первого прокола делают повторный на лицевую сторону, и через второй прокол игла вновь возвращается на изнанку. Такой приём повторяют два- три раза. Нитка оказывается прочно закреплённой. Можно закрепить конец нити при помощи петли. Для этого продевают в ушко одновременно два конца одной нити. С противоположной стороны от сдвоенных концов получается сгиб. В нужном месте делается прокол с изнанки на лицевую сторону и,
немного отступив, обратный прокол с лица на изнанку. Иглу пропускают в образовавшуюся петлю. Нитку затягивают, сдвоенный конец нитки останется прочно закреплённым.
Правила работы с клеем:
Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
Клей храните в плотно закрытой упаковке.
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
Список литературы
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера-
М.Просвящение
, 1994.- С 286
Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- С.П.: Паритет, 2003.-С 236
Флерина
Л.Е. Педагогика народной игрушки. АПН РСФСР, 1961.- С. 167
ШпикаловА.Русская
игрушка. – М.: Прогресс, 1974.- С 160
Лосич
Л.Н. Игрушки-самоделки.- Мн.: «
Элайда
»
.
ю
1997. -255
с.,ил
.