Методическая разработка "С чего начинается Родина" | Чурикова Ирина Владимировна. Работа №313083. Номер работы: №313083
Показатели эффективности реализации программы работы с обучающимися «С чего начинается Родина» 1. Удовлетворенность детей своей учебно-исследовательской деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности. 3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 4. Адаптация детей к социуму, успешное окончание школы, поступление в вузы по своим запросам. 5. Повышение уровня владения детьми предметными, метапредметными и социальными компетенциями. Таким образом, проект «С чего начинается Родина» возможность удовлетворить социальный заказ общества, в лице обучающихся, их родителей, и государства – через формирование базовых национальных ценностей.
Методическая разработка к программе по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
В конце XX века в России произошли крупные социально-политические изменения. Многие из них оказали негативное влияние на общество, нравственные ценности, гражданское самосознание, отношение народа к государству, закону, труду, здоровью, природе, а также человека к человеку. В наше время нарушается духовное единство общества, изменяются жизненные приоритеты молодежи, деформируются традиционные морально- нравственные установки способствующие ухудшению экологического самосознания школьников, которые формируются в том числе в семье, различных неформальных сообществах, через средства массовой информации и т.п. Но наиболее последовательно, системно и глубоко развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Концепция развития и воспитания личности гражданина России является основой Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, исходя из которой Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности (в том числе и базовые национальные ценности – патриотизм, гражданственность, семья, любовь к Родине, природа, труд и творчество, здоровый образ жизни, наука и др.), обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Кроме того, основной целью Федерального государственного стандарта образования является «полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетенциями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном обществе». Так же необходимо сформировать у ребенка универсальные действия и в первую очередь – личностные УУД, которые лежат в основе правильного отношения к себе и к обществу; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. В сентябре 2016 года я провела диагностику и увидела, что у большинства моих учеников повышенные запросы в учебной деятельности, которые выходят за пределы школьной программы, и, как следствие – неудовлетворённость привычной урочной системой образования. Причём запросы и интересы у детей сильно отличались. Для удовлетворения потребностей обучающихся в дифференцированном, разноуровневом, индивидуальном подходе с целью формирования системы способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования, операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации я написала программу по внеурочной деятельности «С чего начинается Родина». Целью современного российского образования является полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. В свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие такого направления, как выявление, всестороннее воспитание и обучение детей. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из основных направлений развития воспитания является совершенствование условий для выявления и поддержки детей, развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную деятельность, формирование у детей целостного мировоззрения, создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества. Проблема: Обществу нужна неординарная личность, адаптированная и высоко социализированная в современных условиях. Необходимо выработать различные формы работы, которые помогли бы выявить и развить высокоинтеллектуально развитых детей, выполнить социальный заказ, как общества, так и государства. Условием изменения качества воспитательного процесса с учётом модернизации и быстро меняющейся образовательной среды, я считаю проведения индивидуализации обучения детей в качестве наставника или тьютора. Причём, работаю с детьми я как на уроках, так, в большей мере, во внеурочной деятельности. Основная задача педагога – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации. Занятия по свободному выбору в послеурочное время с учителем, в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать интерес учащегося к тому или иному предмету. Я применяю разные методы работы, что помогает учесть различные потребности и возможности детей. В обучении моих обучающихся применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ
. 1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
3) Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их заинтересованности.
4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные), они реализуются в системе деятельности учителя с детьми. Всё отчётливей в последнее время проявляется необходимость сохранить все базовые национальные ценности для молодого поколения. Это – патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, гуманизм, уважение к труду, толерантность, и т. д. Большие возможности содержатся в форме работы с детьми, занимающимися исследовательской деятельностью. Причём, я использую в работе не только исследовательские проекты, но и социальные, с помощью которых я формирую у детей активную гражданскую позицию, вовлекаю их в общественно – полезную деятельность, как того требует социальный заказ государства. Мы с детьми поднимали и решали целый ряд актуальных тем – от помощи приютам для бездомных животных «Проектирование будущего» (номинация «Время заботиться»), сбора макулатуры (Эко-марафон «Переработка», «Сдай макулатуру – Спаси дерево», «Бумажный бум») до создания видеороликов социальной направленности («Не ходи по тонкому льду!», «Безопасный труд в моем представлении», «Мы за жизнь», «Елка безопасности», «Вместе Ярче», «Мы - будущее России»). Ведь креативные, неординарные, интеллектуальные специалисты без чувства патриотизма постараются сделать себе карьеру за границей, забывая о Родине, которая дала им все эти качества. Поэтому я разработала авторскую программу патриотического воспитания «С чего начинается Родина», реализуя которую, воспитываю патриотов, ценящих и любящих свою Родину, и желающих применить свои высокие способности на её благо. Таким образом, моя работа даёт возможность удовлетворить социальный заказ как общества, в лице учащихся и их родителей, так и государства – через формирование базовых национальных ценностей. Важнейшим условием изменения качества воспитательного процесса и реализации гражданско-патриотической составляющей воспитания является внедрение учебно-исследовательской деятельности, лежащей в основе системно-деятельностного подхода, позволяющей, в свою очередь, развивать личностные, метапредметные и творческие способности обучающихся, о которых говорится в Федеральном Государственном Стандарте. Поэтому поставлена следующая гипотеза - если обучающиеся, их родители, другие учителя будут задействованы в программе работы с детьми «С чего начинается Родина», то их уровень гражданско-патриотической культуры и ее отдельных компонентов повысится. В ГБОУ "СОШ с. Васильевка" большинство учащихся имеют высокую мотивацию и нацелены на получение знаний, выходящих за пределы программы. Для поддержки интереса и потребностей обучающихся в дифференциальном и индивидуальном подходе с целью формирования универсальных навыков и действий в 2016 году я разработала программу работы с детьми «С чего начинается Родина». На основе этой программы мной реализуется долгосрочный воспитательный проект «Работа с детьми в рамках научно-исследовательской деятельности». Программа ориентирована на то, чтобы вырастить личность, способную самостоятельно адаптироваться в постоянно изменяющихся жизненных условиях; самостоятельно аналитически мыслить; формулировать проблемы и выдвигать гипотезы; быть открытым общению и контактным в различных социальных формированиях; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня, а так же грамотно выстраивать взаимоотношения с обществом, что соответствует цели современного российского образования. Важно, чтобы базовые национальные ценности (основные моральные ценности приоритетные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях) перешли в разряд личностных ценностей обучающихся. К ним относят:
1. Патриотизм - любовь к Родине, это забота об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям своего народа; уважение к историческому прошлому и вера в светлое будущее Родины; привязанность к месту жительства. Это и обсуждение актуальных вопросов общества, деятельностный подход в решении насущных проблем (социальные проекты). Подробнее об этом будет сказано далее.
2. Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира (участие обучающихся в олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и т.д.).
3. Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость (привлечение обучающихся к общественно-полезному труду – субботники, работа на пришкольной территории, участие в творческих конкурсах о трудовых династиях).
4. Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода (работа по проекту ведется в постоянном взаимодействии с родительским сообществом, которые привлекаются для участия в различных акциях, проектах, конкурсах и т.д. Акции поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, акции по сбору игрушек для детей, находящихся в детских домах);
5. Природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологические сознание и культура (вовлечение обучающихся в постоянную социально-полезную природоохранительную деятельность в качестве участников различных мероприятий: социальных проектов и акций по сбору макулатуры, субботников, походов на Васильевское озеро с целью очистки его от мусора и др.).
6. Здоровый образ жизни – сохранение и развитие здоровья обучающихся (формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни через информированность и участие в различных мероприятиях). Поэтому целью моего воспитательного проекта является формирование и развитие гражданско-правовой культуры личности через вовлечение обучающихся в поисковую деятельность, учебно-исследовательскую и творческую деятельности. Под творческим потенциалом подразумеваются знания, умения и стремления личности к улучшению окружающего мира (в том числе и социально-общественной среды) в рамках общечеловеческой морали. Творческая личность отличается от других самопознанием, умением видеть проблемы, анализировать ситуации, выдвигать гипотезы, оценивать результаты и аналитически и критически мыслить.
Для достижения цели проекта, я поставила следующие задачи: 1. Создать условия для всестороннего саморазвития личностей обучающихся через внедрение различных педагогических технологий, форм, методов и средств взаимодействия с обучающимися. 2. Создать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся (через создание атмосферы успеха, совершенствования знаний о здоровом образе жизни, научной организации труда школьников и улучшение психологического климата в ученическом коллективе в процессе работы над КТД, совместными проектами и т.п.). 3. Развивать высокий уровень гражданско-правовой культуры личности путём решения социально значимых проблем (через участие в социальных, гуманитарных и других конкурсах и мероприятиях). 4. Организовать получение необходимых исследовательских компетенций в процессе организации и участия различных мероприятий (социальные акции, конференции, олимпиады, проекты и пр.). 5. Поддержать молодёжные общественные инициативы обучающихся для повышения уровня удовлетворенности их своими результатами. Спрогнозированные условия изменения качества воспитательного проекта. В ходе реализации воспитательного проекта я предполагаю следующие изменения: · развитие творческого потенциала личности обучающихся, с активной жизненной позицией, стремящейся быть успешной; · сохранение, укрепление и поддержание физического и психологического здоровья личности обучающихся; · положительная динамика в развитии гражданско-патриотической культуры личности и ее отдельных компонентов; · увеличение количества обучающихся, заинтересованных в участии в олимпиадах по окружающему миру, истории Самарского края, литературному чтению, конкурсах и мероприятиях общественно-социальной направленности; · повышение количества обучающихся, осуществляющих учебно- исследовательскую деятельность по направлениям –окружающий мир, история Самарского края, литературное чтение; · увеличение доли участников, призёров и победителей конкурсов, олимпиад, научно-практических и научно-исследовательских конференций различных уровней; · повышение качества образования; · повышение уровня удовлетворённости обучающихся своими результатами. Нормативное обеспечение проекта: 1. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 2. ФГОС основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. 3. Государственная программа Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2014-2020 годы. 4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189. 5. Федеральный закон Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323- ФЗ. 6. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2025 года. 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г. Основные понятия проекта: Воспитание - это формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе (по определению академика И.П. Павлова). Личность - понятие социальное, оно охватывает над природное, историческое в человеке. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития. Социальная среда является источником развития личности (по Л.С. Выготскому). Исследовательская деятельность обучающихся - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (по Савенкову А.И.). Для успешной реализации проекта мной за основу были взяты следующие педагогические технологии: · педагогика сотрудничества (авторы, последователи: С.Л. Соловейчик, В.М. Матвеев, И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины) – позволяет развивать коммуникативные и личностные УУД, способствует социализации личности в коллективе); · личностно-ориентированные технологии (авторы: А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс) позволяют создать атмосферу заинтересованности в классе, согласование субъективного опыта детей с научными знаниями по теме, создание условий для познавательной активности учащихся, дифференцированный подход к детям; · проектные методы в воспитательном процессе (авторы, последователи: С.Т. Щацкий, В.Н. Сорокин-Росинский, А.С. Макаренко и др.) – позволяют развивать познавательную деятельность учащихся, на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации); · здоровьесберегающие технологии (авторы, последователи: М.М. Безруких, М. Монтессори, В.Ф. Базарный, Г.Г. Левитас, Е.Н. Дзятковская) – позволяют сохранить и развивать физическое, психическое, духовное и нравственное здоровье обучающихся). Проверить изменение качества воспитательного проекта планирую с помощью опроса обучающихся и их родителей, посредством методик Андреева А.А., Шилова М.И. Иванова Д.И. и др. Формами подведения итогов реализации проекта являются следующие мероприятия 1. Патриотическое. № п/п Мероприятие Районный, окружной, областной уровень 1. Окружная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников «Мои первые открытия» 2. Конкурс «Моя мама самая лучшая». 3. Конкурс «Марш парков -2017» 4. Онлайн-викторина «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!». 5. Исследовательский проект «Мой край-земля Самарская» 6. Конкурс «Место подвига-Афганистан» 7. Конкурс «Великая Победа 1945» 8. Региональный проект «Вместе – целая страна» 9. Межмуниципальная сетевая акция «Взвейся в небо, власть России гордой!» 10. Областная викторина «Знатоки родного края», 11. Областной конкурс «Лучший бренд Самарской области», 12. Акция «Тот самый длинный день в году….», посвященная 80-летию начала ВОВ 13. Очный этап областного конкурса «Мой вклад в историю Губернии» 14. Областной конкурс исследовательских работ «Подвиги наших земляков в годы ВОВ» 15. Областной конкурс исследовательских работ обучающихся «Гражданин Самарской области-гражданин России» 16. Областной литературно – творческий конкурс «Память в сердце, гордость-в поколениях» 17. Областной конкурс «Династии Самарской области» 18. Региональный конкурс исследовательских проектов старших школьников и младших школьников СИПКРО Всероссийский, международный уровень: 1. Исследовательская работа по ознакомлению заповедных мест Самарской области 2. Всероссийский творческий конкурс «Спасибо маленькому герою» 3. Всероссийский конкурс «Марафон талантов» в рамках реализации Всероссийского проекта «Многодетная Россия» 4. Всероссийский конкурс детских рисунков «Мой любимый музей Победы» 5. Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь» 6. Всероссийский конкурс творческих проектов «Человек м война. Моя нерассказанная история» 7. IV Международный конкурс рисунков «Моя Россия» 8. III Международный открытый конкурс чтецов «Фронтовыми дорогами» 2. Наука. № п/п Мероприятие Районный, окружной, областной уровень: 1. Окружная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников «Мои первые открытия» 2. Городской конкурс литературных работ «Добрая дорога детства» 3. Областной конкурс творческих работ «Что за прелесть эти сказки!» 4. Областная акция выходного дня «Зимний поэтический марафон» 5. Всероссийская образовательная акция «Урок. Цифры» Всероссийский, международный уровень: 6. V Международный конкурс учащихся и студентов «Юные таланты». 7. Международный конкурс «Мир вокруг нас. Домашние животные» 8. Международный конкурс «Человек и природа» 9. Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая» 10. Международный открытый Пушкинский литературный конкурс «Друзья по вдохновению» 3. Труд и творчество № п/п Мероприятие Районный, окружной, областной уровень: 1. Областной конкурс «Безопасный труд в моем представлении» 4. Семья. № п/п Мероприятие Районный, окружной, областной уровень 1. Районный конкурс рисунков «Моя мама самая лучшая». 2. Сочинение «Моей любимой бабушке посвящается» Всероссийский, международный уровень 3. Всероссийский день снеговика 5. Природа. № п/п Мероприятие Районный, окружной, областной уровень: 1. Окружная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников «Мои первые открытия». 2. Областной конкурс творческих работ «Барсук – талисман заповедника. Скажите, как его зовут». 3. Областной конкурс «Человек и природа» 4. Областной конкурс фотографий проекта «Птицы и люди» 5. Фотоконкурс «Большой год 2019» в рамках проекта «Птица 2019 – Обыкновенная горлица» 6. Областной краеведческий конкурс творческих работ «Голоса Юных». Межрегиональный уровень: 7. XXIV Межрегиональная конференция школьников по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу»г. Саранск 8. Межрегиональный конкурс рисунков «Птица года 2022 – домовый воробей» 9. VIII Открытый Межрегиональный Экологический Фестиваль научно-исследовательских, практических работ и проектов «Древо жизни»Тема: «Исследовательская деятельность о заповедных территориях Самарской области» Всероссийский, международный уровень: 10. Всероссийский конкурс «Человек и природа» 11. Всероссийский конкурс исследовательских работ «Исследовательская работа по ознакомлению заповедных мест Самарской области» 12. Международный экологический конкурс «Покорми зимующих птиц» 6. Здоровый образ жизни. № п/п Мероприятие Районный, окружной, областной уровень 1. Областной конкурс творческих фоторабот «Здоровым быть круто!» 8. Социальное направление. № п/п Мероприятие Районный, окружной, областной уровень: 1. Окружная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников «Мои первые открытия». 2. Фестиваль детского и юношеского творчества «Ступеньки к звездам» 3. V районный фестиваль самодеятельности театральных коллективов «Зеленое яблоко» с. Ягодное 4. Акция «Добрый карандашик»Помощь детям в детских домах 5. Акция «Сдай макулатуру – Спаси дерево» 6. ПАКМИЛ областная акция «Бумажный бум» 7. Конкурс-смотр «Частичка Новогодней сказки» 8. Районный конкурс «Живет в народе красота» 9. Районный фестиваль «Ступеньки к звездам» 10. Городской конкурс литературных работ «Добрая дорога детства» 11. Районный конкурс новогодних украшений ПДД «Елка безопасности» Межрегиональный уровень: 12. III Региональный конкурс молодежных СМИ «Мы-будущее России» Всероссийский, международный уровень: 13. Всероссийская добровольная акция «Не ходи по тонкому льду!» 14. Международный конкурс детского рисунка «Автомобиль мечты» 15. Всероссийская акция Эко-марафон «Переработка» 16. Всероссийский конкурс детского рисунка «Школа, я скучаю!» 17. Всероссийский конкурс минутных видеороликов социальной направленности «Мы за жизнь» 18. Всероссийский конкурс творческих проектов и исследовательских работ учащихся «ВместеЯрче» 19. Международный экологический конкурс «Покорми зимующих птиц» Планирование работы: №п/п Этап Содержание 1 Проектировочный (организационный) Анкетирование родителей и обучающихся с целью выявления уровня экологической культуры. Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Составление коллектива учащихся по проекту «С чего начинается Родина». 2 Апробационный (формирование исследовательского поведения) Составление индивидуального плана работы с обучающимися и родителями. Обучение участников проекта работе с информационными источниками. Изучение теоретического материала экологической, патриотической и исследовательской направленности. Обучение приёмам исследования. Совершенствование навыками работы на компьютере для создания исследовательской работы, а также, презентации для выступления при ее защите. Подготовка олимпиадного материала по окружающему миру, литературному чтению, истории Самарского края. Разбор заданий с участниками проекта. Участие в мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3 Развивающий этап Работа с первоисточниками. Обучение ораторскому искусству и технике публичного выступления, культуре дискуссии. Совершенствование навыков организации научного труда. Участие в мероприятиях, акциях, олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4 Исследовательский этап Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности. Выбор тем для исследовательской работы. Сбор материала по теме исследования. Обработка материала. Обобщение, анализ, выводы. Индивидуальные консультации. Защиты исследовательских работ. Участие в мероприятиях, акциях, олимпиадах, конкурсах, конференциях. Показатели эффективности реализации программы работы с обучающимися «С чего начинается Родина» 1. Удовлетворенность детей своей учебно-исследовательской деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности. 3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 4. Адаптация детей к социуму, успешное окончание школы, поступление в вузы по своим запросам. 5. Повышение уровня владения детьми предметными, метапредметными и социальными компетенциями. Таким образом, проект «С чего начинается Родина» возможность удовлетворить социальный заказ общества, в лице обучающихся, их родителей, и государства – через формирование базовых национальных ценностей.