Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» | Курбангалиева Айгуль Марваровна. Работа №342607
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:
-будет подобран комплекс дидактических игр;
-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.
Специфика сенсорного развития и освоения содержания программы у детей младшего дошкольного возраста происходит в соответствии
С возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определённое звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.
Дети второго – четвёртого года жизни ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД С. РОЩИНСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Методическая разработка
«Сенсорное развитие детей раннего возраста
посредством дидактических игр»
Подготовила:
Курбангалиева А.М.
Воспитатель II группы раннего развития №1
группы
2024 г
Пояснительная записка
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.
Цель:
-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;
-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;
-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.
Условия реализации: детские дошкольные учреждения.
Применение: о.о.д., дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.
Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.
Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.
Результативность использования данной методической разработки.
Принцип построения методической разработки:
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:
-будет подобран комплекс дидактических игр;
-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.
Ожидаемый результат:
-дети различают и называют основные цвета;
-различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, круг, квадрат, прямоугольник);
-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);
-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;
-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Введение.
В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.
Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.
Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фребелем, современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего детства доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении двух лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету.
Сравнивая задачи по сенсорному воспитанию разных дошкольных образовательных программ я поняла, что больше внимания уделяется развитию у детей представлений о форме и величине, а представления о цвете развиваются в рамках основных цветов. Поэтому считаю, что данная методическая разработка актуальна и необходима.
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Цели и задачи:
Цель: обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый;
- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;
- закреплять названия цветов в активной речи детей.
Развивающие:
- развивать цветовое восприятие детей;
- развивать у детей зрительную память;
- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;
- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;
- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.
Актуальность:
Специфика сенсорного развития и освоения содержания программы у детей младшего дошкольного возраста происходит в соответствии
С возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определённое звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.
Дети второго – четвёртого года жизни ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.
Учитывая то, что у детей младшего дошкольного возраста такие психические процессы как внимание, память, непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, воображение только начинает развиваться, поведение и действия ситуативны, но ярко выражено стремление к деятельности, воспитателю необходимо выстраивать образовательный процесс по реализации задач данной методической разработки через игру и продуктивные виды деятельности. Задача взрослого – и организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному указанию. Так, например, при выполнении игровых заданий с пирамидкой, мозаикой (выкладывание разноцветных дорожек) и т. д., у ребёнка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит цвет. Также через игру дети начнут обобщать и выделять цвет, как внешнее свойство предмета, которое можно только увидеть и закреплять слова, обозначающие цвет, в речи. Например: яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши начинают проводить сравнение: снег белый как молоко, земля чёрная, как ночь и т. д.
Таким образом, ознакомление младших дошкольников с цветом должно осуществляться в разных видах деятельности через действия с предметами: игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с цветом помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет цвет, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения эталонов цвета, для изучения разнообразного мира красок.
Формы и методы работы:
- наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов);
- словесные (беседа, объяснение, указание, напоминание, художественное слово);
- репродуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета;
-исследовательские методы (как элементы технологии проблемного обучения), суть которых заключается в экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определённого цвета и т. д.
Работа с родителями:
Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно.
Беседа – метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу.
Консультации – плановые и внеплановые – одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам.
Родительское собрание – форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.
Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.
Уголок родителей (стенды) – наглядная форма предъявления информации.
Памятки – хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.
Освоение детьми знаний осуществляется через систему деятельности.
Репродуктивная деятельность:
Изучая цвет, воспитанники обследуют предмет, включая зрительные анализаторы. Они выполняют практические действия, упражнения – раскладывают (сортируют) предметы по цвету, выкладывают цветные дорожки и т. д. Таким образом, у воспитанников развивается цветовосприятие, цвет закрепляется через выполнение упражнений.
Поисковая деятельность:
В процессе образовательной деятельности перед воспитанниками ставится проблема, которую они должны решить, т. е., они оказываются в ситуации поиска. Во время поисковой деятельности создаётся атмосфера сотрудничества. Главную роль на себя берёт воспитатель. Он руководит ситуацией. Воспитанники учатся быть внимательными, находчивыми, любознательными. Учатся сравнивать и наблюдать.
Творческая деятельность:
Образовательная деятельность воспитанников строится с учётом их интересов, где бы они себя чувствовали «творцами». Больше всего творчество воспитанников проявляется в рисовании, где они имеют возможность экспериментировать с цветом, познают разнообразный мир красок. У детей развивается воображение, творчество, совершенствуется представление о цвете.
В процессе обучения ребёнок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились – сенсорными эталонами, для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила, даёт возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.
В работе по сенсорному развитию детей используются игры в разные периоды режимных моментов – это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду и в вечернее время.
Современные педагогические технологии:
Технология игрового обучения строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления
от
нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, чтобы используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребёнком того или иного предметного содержания:
умение принимать решение и прогнозировать его последствия;
умение сотрудничать в группе;
умение занимать позицию в дискуссиях и выражать своё собственное мнение;
умение прислушиваться к мнению коллектива в процессе командной работы над проектом при разработке интерактивной игры, презентации, видеоролика.
Лежит в основе обучения - игровая задача, правила, игровая деятельность и результат.
Помогают создавать атмосферу творчества, эмоционального комфорта и соблюдать личностно-ориентированный подход обучения и воспитания.
Безусловно, этот уровень достижений ребёнка должен диагностироваться, а используемая педагогом методика должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Информационно-коммуникативные технологии.
Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:
идти в ногу со временем;
стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выбор компьютерных программ;
сформировать основы информационной культуры личности ребёнка;
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
исследовательский характер;
легкость для самостоятельных занятий детей;
развитие широкого спектра навыков и представлений;
возрастное соответствие;
занимательность;
Классификация программ:
развитие воображения, мышления, памяти;
говорящие словари иностранных языков;
простейшие графические редакторы;
игры-путешествия;
обучение чтению, математике;
использование
мультимедийных
презентаций.
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
недостаточная методическая подготовленность педагога;
неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
бесплановость, случайность применения ИКТ;
перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать отчёты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создание презентаций в программе
Power
Point
для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка. Ведущую роль здесь играет педагог. Данная технология используется при работе с детьми раннего возраста с учётом психологических и физических особенностей детей.
Здоровьесберегающие технологии.
Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни. Помогают сохранять и укреплять здоровье воспитанников. Их применение заключается в следующем:
в соблюдении
СанПин
;
в создании положительного эмоционального настроя и эмоциональных разрядок, в использовании динамических пауз, физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с родителями:
консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу
профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях;
папки-передвижки;
личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы);
анкетирование;
совместные акции;
спортивные праздники, дни здоровья;
памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?», дни открытых дверей;
обучение родителей приёмам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы) и другие формы работы.
Заключение
Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как, многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенсетивен для развития восприятия.
Анализ проведённой работы показал, что в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);
активно используют «
опредмеченные
» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.);
отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-кирпичики или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Представленная система работы направлена не только на сенсорное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребёнка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Цель:
• помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи мастер-класса:
познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.
Я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме.
1. Игра «Песочница» на кухне
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
2. Игра «Месим тесто»
Давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем пробки, запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
3. Игра «Мозаика из пробок»
Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал) и величина (большой - маленький).
4. Игра «Поймай ложкой»
Продолжаем играть с разноцветными пробками.
Приготовьте две мисочки. В одну насыпьте пробки, дайте ребенку ложку и предложите переложить пробки из одной емкости в другую. Эта игра будет способствовать развитию координации движений.
5. Игра «Ловля из воды»
Попробуйте такую игру. Налейте в тазик или глубокую миску немного воды и киньте туда пробки или шарики для настольного тенниса. Ребёнку дайте ситечко или воронку. Задача малыша – выловить все предметы и положить их в другую емкость. Помогайте ребёнку сначала. Потом пусть пробует сам.
Льющаяся через отверстия вода вызовет интерес у малыша.
6. Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
7. Пальчиковая гимнастика.
Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Смена рук.
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Или такое стихотворение:
Рано утром встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.
Смена рук.
Скорее корма дайте мне,
Мне и всей моей семье.
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
8. Игра «Бусы»
Макароны – это отличный творческий материал для маленьких детей. Большое разнообразие видов макарон позволят вам придумать много интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно нанизывать на нитку и делать бусы.
9. Игра «Собери палочки»
Рассыпьте перед малышом длинные макароны, счетные палочки, трубочки для коктейля или ватные палочки. Попросите ребенка их собрать и опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке).
Собирать мелочь с ровной поверхности – непростая задача для детских пальчиков, а уж опускать их в узкую щелочку - и подавно.
Это упражнение развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышлении ребенка.
10. Игра «Баночки от крема»
Возьмите несколько разных баночек с крышками небольшого размера.
Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка. Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.
Если дома вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т. д.
Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
Конспект совместного практического занятия в младшей группе с участием родителей и детей.
Тема: «Мастерство детских рук»
Цель:
-познакомить родителей с разнообразными формами и методами работы по цветотерапии и развитие мелкой моторики у детей.
-развитие сотрудничества и взаимопонимания между детьми и взрослыми, выработка единого стиля деятельности между родителями и детьми.
Задачи:
расширение возможностей понимания своего ребенка;
создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Оборудование: разноцветные шарики, карта, ткань зеленого цвета, сундучок, дорожки со следами и дорожки желтого и голубого цветов, карандаши, прищепки, скрепки, веревочки, решетки для раковин, кукуруза, фасоль, камешки, карточки с контурным изображением предметов, цветные ленты, мяч, бусинки, различная крупа в тарелках, су-джок пружинка, зубочистки, листочки, разноцветные буквы.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята, уважаемые взрослые, сегодня я хочу вас пригласить в необыкновенное путешествие. Ну что, кто смелый?
А вы знаете ребята, все путешественники, отправляясь в путь, берут с собой карту. У меня она тоже есть (разворачивает и показывает).
Смотрите, на ней три дорожки:
По первой пойдем, попадем в болото. А кому к лягушкам в болото, попадать охота?
По второй пойдем – в конце дорожки ждет нас избушка Бабки – Ёжки.
По третьей пойдем – сундучок найдем.
Что выбираем? – конечно же, сундучок.
Ребята прежде, чем мы отправимся в путь, нам необходимо зарядиться энергией. Подскажите, какой цвет поможет нам в этом? Правильно ребята это зеленый цвет, кроме того, зеленый цвет улучшает самочувствие и дисциплинирует. Поэтому я воспользуюсь волшебной накидкой зеленого цвета и скажу волшебные слова: 1,2,3 энергия к нам приди! Но вот, теперь, можно отправиться в путь, на поиски сундучка.
(Дети направляются в групповую комнату, преодолевая препятствия)
Ребята, на пути у нас узкая тропа желтого цвета. А что же означает желтый цвет (ответы детей). Да ребята желтый цвет, это цвет радости, а кроме того, этот цвет повышает внимание, улучшает настроение, а также очищает организм от токсинов. Необходимо пройти по тропе, удерживая равновесие, с широко расставленными руками. И снова перед нами препятствие: это широкий ручей. Какого он цвета, и что этот цвет означает? (Ответы детей). Верно, голубой – это цвет, который помогает снять мышечное напряжение, нормализует пульс, вызывает чувство свежести. Ну что же, «Через ручей скачите, ног не замочите!» С этим заданием вы тоже справились легко, но это еще не все. Впереди самое сложное задание «Дорожка со следами» - упражнения для коррекции плоскостопия. (Выполнив задание, дети выходят на полянку, где находят сундучок).
А вот и сундучок! Вы, конечно, понимаете ребята, что бы заглянуть в волшебный сундучок и узнать, что в нем находится, нам необходимо открыть замок.
Дети произносят волшебные слова:
Вот висит большой замок, кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили, потянули и открыли.
Но вот ребята, наш сундучок и открылся. Ребята, а в сундучке разноцветные мячики, что же все это значит, хотите узнать? Тогда занимайте места на нашей волшебной полянке (дети усаживаются за столы вместе с мамами 1 стол - мама и ребенок.)
Что же это за мячики такие? Мне кажется, что они не простые, а с секретом. Каких цветов мячики? Сколько их? А чего бывает 7?(Дети вспоминают названия сказок, дни недели, пословицы, цвета радуги). Что мы с вами знаем о цветах радуги? (Дети называют, что означает каждый цвет: времена года, дни недели, как влияет на человека).
Посмотрите, мячик вращается у меня в руках, он что-то хочет мне сказать (подношу к уху), шарик говорит мне, что вы узнаете, куда вы попали, только тогда, когда справитесь со всеми заданиями разноцветных, волшебных мячиков.
1 задание – красный мячик
Красный это цвет жизненной силы, оздоравливает психику и тело, лечит простуду.
Маленький Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ткнет, там черту проведет (Карандаш).
Что бы выполнить первое задание нужно размять пальчики с помощью карандаша:
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,
непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Ручки размяли, а теперь задание:
А) выбрать прищепки красного цвета, одеть их на веревочку, остальные прищепки соединить между собой;
Б) из красных скрепок собрать «цепочку».
2 задание – оранжевый мячик
Цвет энтузиазма и внутренней свободы.
В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд медвежат, волчат, тигрят.
А) упражнение, для пальчиков используя пластмассовую решетку;
Б) нарисуй рисунок, используя решетку.
3 задание – желтый мячик
А) выкладывание по контуру (кукуруза, фасоль, мелкие камушки);
Б) игры с разноцветными лентами:
(Дети берут себе по одной ленте в руки, выполняя движения, идут по кругу)
«Будет, будет лето в радугу одето, жаркое солнце, яркого цвета.
Яркого красивого, желтого и синего, зеленого, красного и любого разного.
1,2,3 – пару себе найди».
«Будь внимательный» (ленты на полу дети стоят в кругу, выполняя движения проговаривая слова)
Если б все на свете было одинакового цвета,
вас бы это рассердило или радовало б это?
Видеть мир привыкли люди,
белым, желтым, синим, красным,
пусть же все на свете будет,
удивительным и разным.
1,2,3 – красную и синюю ленту возьми! (называем любой цвет)
4 задание – зеленый мячик
«Найди клад» (В тарелочке с крупой необходимо найти бусинки и мелкие предметы, сосчитать их и найти такую цифру у себя на столе).
5 задание - голубой мячик
Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась.
Бусы новые надела, застегнула неумело…
Разбежались бусы вскачь, тише Машенька не плачь!
Помогите Маше собрать бусы.
Собрать бусы из макаронных изделий разной формы и величины.
6 задание – синий мячик
Развивает интуицию, вдохновляет. Синий лечит заболевание глаз.
А) Игра с мячом – «Разноцветные слова»
Воспитатель называет цвет, ребенок, подбирает к нему существительное
Синий – мяч; красное – яблоко.
Б) Су - Джок гимнастика с пружинкой для пальчиков.
1,2,3,4,5, пружинку будем мы катать.
Вот нашли большой мы пальчик, он попрыгает, как зайчик.
Вверх – вниз, вверх – вниз ты пружиночка катись.
Указательный поймаем и пружинку покатаем,
Вверх – вниз, вверх- вниз, ты пружиночка катись.
Где ты наш середнячок, ты ложись-ка на бочок.
Вверх – вниз, вверх – вниз, ты пружиночка катись.
Кольца любит безымянный, покажись-ка наш желанный.
Вверх- вниз, вверх- вниз, ты пружиночка катись.
Вот наш пальчик маленький, самый он удаленький.
Вверх – вниз, вверх – вниз, ты пружиночка катись.
Мы пружиночку снимаем, свои пальчики считаем, 1,2,3,4,5 – мы закончили играть.
7 задание – Фиолетовый мячик
Фиолетовый, поддерживает иммунную систему, успокаивает расшатанные нервы.
Выкалывание зубочисткой рисунка на листе бумаги.
Ребята, но вот и закончились все мячики, а мы с вами до сих пор не узнали, в какой же стране мы очутились. У вас на столах лежат разноцветные буквы, которые подскажут нам название страны. Дети с помощью взрослых, выставляют буквы на доску и получают название: СТРАНА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР.
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну пальчиковых игр, а помогли это нам сделать цвета радуги. Сегодня ваши пальчики, выполнили много полезных заданий и стали еще более умелыми, вы молодцы!
А сейчас пришло время возвратиться назад в детский сад. Произнесем волшебные слова: 1,2,3,4,5, возвратились, мы в дет сад!
Интегративное занятие по ФЭМП и сенсорному развитию в младшей группе "Заячья семейка"
Образовательные задачи.
I. Образовательная область “Формирование элементарных математических представлений”.
1. Учить детей выделять множество однородных предметов из множества окружающих предметов, самостоятельно пересчитывать предметы, обобщать количество обрисовывающим жестом.
2. Учить соотносить число и количество предметов.
3. Продолжать учить сравнивать предметы по величине.
II. Образовательная область “Познание”.
1. Развивать наглядно – образное, пространственное и элементы логического мышления, мыслительные операции сравнения, классификации.
2. Развивать зрительно-двигательный контроль, полисенсорное (зрительное, тактильное, слуховое и вкусовое) восприятие, тонкие дифференцировки цветоразличения.
3. Упражнять в пространственной ориентировке с точкой отсчёта от себя.
4. Развивать воображение.
III. Образовательная область “Коммуникация”.
1. Учить использовать в речи числительные, обобщающие слова, клички животных, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.
2. Совершенствовать умение использовать в речи пространственные предлоги, отражающие местоположение вещей.
3. Учить комментировать свои действия.
IV. Образовательная область “Физическая культура”.
1. Развивать общую и мелкую моторику, навыки мобильности.
V. Образовательная область “Музыка”.
1. Вырабатывать чувство ритма.
Воспитательные задачи.
1. Учить слушать и слышать инструкции педагога.
2. Учить действовать сообща, способствовать формированию детского коллектива.
2. Воспитывать любовь к животным как братьям нашим меньшим.
Материал:
Демонстрационная ёлка, два игрушечных зайца, ушки (можно костюм) для Зайчихи; лего – кирпичики; листы А 4 по числу детей, трафареты; полоски белой бумаги, ножницы, тарелка; по 3 полоски разных оттенков зелёного цвета на каждого; аудиозапись “Звуки леса” (любая); заячьи следы из клеёнки – для пола; бубен; морковка, нарезанная для угощения.
Методические приемы:
Упражнения, формирующие навык; вопросы, направляющие внимание детей; бисенсорный метод закрепления представления (зрительно и на слух), обрисовывающий жест; сюрпризный момент; индивидуальная помощь.
Ход занятия
Формирование у детей внутренней мотивации.
Содержание
Обратная связь на возможные высказывания детей
-Ребята, здравствуйте, рада вас видеть.
Догадайтесь, кто к нам спешит из леса. А отгадать вам поможет загадка Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это?...(зайка)
А как называется мама зайца? (зайчиха)
Входит Зайчиха:
– Дорогие ребятки,
Потерялись зайчатки,
Помогите скорей их найти.
У педагога демонстрационная ёлка (нарисованная, либо на фланелеграфе, либо аппликация), из-за которой слева и справа виднеются по два заячьих уха.
– Дети, посмотрите внимательно, не видите ли вы где-нибудь зайчат?
Сколько зайчиков?
– Как вы догадались?
– Сколько ушек у одного зайчика?
– Значит сколько зайчиков за ёлкой слева?
– А справа сколько?
– Один зайчик и ещё один, вместе сколько их?
– Правильно! Смотрите, как обрадовалась Зайчиха!
Зайчиха: – Ну что ж, раз мои зайчата живы – здоровы, пусть поиграют с вами, а я пойду хлопотать по хозяйству..
Отлично
Молодцы. Как вы умеете быстро отгадывать загадки.
Какие вы сообразительные!
(дети находят их за ёлкой)
(Два.)
(Два.)
(Один.)
(Тоже один.)
(Всего два зайчика.) Молодцы! Вы помогли зайчихе найти зайчат.
2.Реализация замысла
Содержание
Обратная связь на возможные высказывания детей
Педагог берет в руки двух игрушечных зайчиков.
– Дети, а как мы назовём наших зайчиков?
– Пух и Прыгун. Выбежали на полянку и решили порезвиться.
– Один зайчик прыгал выше, а другой? (Показывает на игрушках.)
– Один зайчик прыгал высоко, а другой? (Показывает.)
– Давайте и мы попрыгаем вместе с Пухом и Прыгуном.
Подвижная игра “Зайки-попрыгайки”.
Зайцы скачут скок-скок-скок,
На зелёный, на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идёт ли волк! (Дети имитируют движения зайцев.) - Конструирование забора из лего-кирпичиков.
– Ребята, неподалёку гуляет волк. Защитим зайчиков от опасности?
– Для этого выложите из лего-кирпичиков (напольных) забор так, чтобы не было ни одной щелочки. Действовать надо быстро, пока волк не пришёл.
Упражнение в развитии графических навыков “Угощение для зайцев”.
– Волк ушёл далеко-далеко. А тем временем зайки проголодались. Угостим их морковкой? Каким цветом морковка? Какой формы?
Дети по трафарету (кому трудно – по точкам) обводят морковки.
Вырезывание из бумаги. -Ребята, а что зайчики еще любят?
Педагог: – Давайте нарежем зайчикам капусту, они её очень любят. -Капуста каким цветом?
Дети нарезают полоску белой бумаги соломкой и складывают в тарелку.
Упражнение в различении оттенков зелёного цвета.
– А теперь зайкам пора отдохнуть, постелем им травку. Перед вами полоски разных оттенков зелёного цвета. Разложите их от самой светлой к тёмной.
– Назовём полоски – самая светлая, потемнее, самая тёмная.
Релаксация под аудиозапись “Звуков леса” на ковриках.
–И мы отдохнём вместе с зайками. Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза, слушают звуки леса и представляют себя в лесу.
Упражнение на формирование количественных представлений.
Теперь можно отправиться в лес, чтобы встретить маму-зайчиху, которая, наверное, уже ищет своих зайчат. Ну что поскакали?
Зайцы по лесу скакали,
И у ёлки отдыхали.
– Сколько здесь ёлок? (одна)
– Хлопните в ладоши один раз.
– Поскакали дальше.
Зайцы по лесу скакали,
Снова ёлки увидали.
– Сколько ёлок? (две.)
– Хлопните в ладоши столько раз, сколько ёлочек.
– Поскакали дальше.
Зайцы по лесу скакали,
Снова ёлки увидали.
– Сколько ёлок? (Три.) Хлопните в ладоши столько раз, сколько ёлочек.
Можно искать до пяти ёлочек.
Упражнение на ориентировку в макро пространстве.
– Чу, тихо, я слышу, как где-то копошится зайчиха. Идите за мной.
Дети идут за педагогом и ищут зайчиху по следам, проговаривая направление движения (вперед, налево, прямо, направо, прямо) и оказываются у двери в группу.
Дверь открывается и в группу входит Зайчиха. Она берет игрушечных зайчат на руки, радуется встрече с ними.
Музыкально-ритмическая игра “Заинька попляши”.
Дети становятся в круг, Зайчиха в центр круга и играют под музыкальное сопровождение (можно под бубен).
Заинька, попляши,
Серенький попляши.
Вот как, вот как попляши,
Вот как, вот как попляши. (Дети хлопают.)
Заинька, покружись,
Серенький покружись.
Вот как, вот как покружись,
Вот как, вот как покружись. (Дети хлопают.)
Заинька, лапку дай,
Заинька, лапку дай.
Вот как, вот как лапку дай,
Вот как, вот как лапку дай. (Зайчиха даёт лапку.)
(Дети выбирают клички.)
Ниже
Еще выше
Какие вы молодцы!
Ответы детей
– Молодцы! И с этим заданием справились
Ответы детей
Ответы детей
Конечно и я тоже так думаю.
Молодцы, вы так хорошо знаете цвета.
Вы такие сообразительные. Правильно Хотите узнать как сделать?
-Можете у меня спросить?
Как вы
Правильно посчитали
Как вы узнали?
Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь в пространстве.
Этап: рефлексия
Содержание
Обратная связь на возможные высказывания детей
Ребята, вижу вам понравилось играть!
-А чему вы сегодня научились?
-Для чего вам это нужно?
-Кого сможете научить?
Вы сегодня были дружными и зайчиха вас угостит детей морковкой.
_
Замечательно!
Я думаю вам это пригодиться, чтобы научить своих товарищей.
Дидактические игры на формирование сенсорного эталона - форма
«Большой, поменьше, маленький»
Оборудование: геометрические фигуры разного размера.
Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Ход игры: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т. д. на усмотрение фантазии воспитателя.
На что похожа фигура?
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры:
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
Спрячемся от дождика
Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Ход игры:
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”
Дидактические игры на формирование сенсорного эталона - величина
Раскладывание однородных предметов разной величины
Оборудование: Геометрические фигуры разной величины
Цель: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
Ход игры: Игра проводится с4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.
Длинный – короткий
Оборудование: Ленточки, плоскостные палочки разной длины и цвета.
Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «Длинный – короткий», «длиннее – короче», развивать воображение, мышление.
Ход игры: Игра проводится с 2-3 детьми. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.
Вкладыши
Оборудование: Геометрические фигуры, трафареты для фигур.
Цель: уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей в 4- 5 человек. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур – круг, квадрат, треугольник.
Выбери пуговки Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
Найди домик Цель: воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:
Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины. Ход игры:
Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
Дидактические игры на формирование сенсорного эталона - цвет
Цветное домино
Оборудование: Цветное домино.
Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4 –х основных цветов
Ход игры: Игра проводится с 4- 5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета положил предыдущий ребенок.
Покажи такую же
Оборудование: игрушка зайка, набор геометрических фигур.
Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру(круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь, умение называть цвет фигуры.
Ход игры: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель поотдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка , постоянно вовлекая его в речевую активность.
Красный, желтый, синий, зеленый
Оборудование: цветные картинки, игрушки, цветы, одежда разных цветов.
Цель : Учить различать называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
Ход игры: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов ( игрушки, цветы, одежда разных цветов)
Воспитатель показывает картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.
Найди матрешке ведерко
Оборудование: Набор матрешек и ведерок разного цвета.
Цель: Продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать, мышление, память, разговорную речь.
Ход игры: Игра проводится с 2 детьми .Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цветов ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.
«Загадочные пуговки» Цель игры:
Развитие умения узнавать и называть цвета.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.
«Волшебное поле»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:
Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.
Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.
«Радуга»
Цель игры:
Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.
Ход игры: Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.
Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.
«Шарики»
Цель игры:
Развитие умения узнавать и называть цвета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.
«Бабочка»
Цель игры:
Развитие умения узнавать и называть цвета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.
Ход игры:
Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.
Появилась перед нами
Бабочка – красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.