Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка: Специальная Индивидуальная Программа Развития | Пыринец Людмила Владимировна. Работа №305552

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучения и воспитания детей, основана на особых образовательных  потребностях учащихся с РАС,умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми, множественными нарушениями развития (ТМНР). Необходимость создания СИПР, для обучающихся с РАС, с умеренной и глубокой умственной отсталостью, обусловлена особенностями психофизического развития, восприятия окружающего мира, нарушениями

коммуникативной функции, от степени тяжести аутистических проявлений, от особенностей поведения. Что делает затруднительным процесс обучения.

 

Актуальность разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучения и воспитания детей, основана на особых образовательных потребностях учащихся с РАС,умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми, множественными нарушениями развития (ТМНР). Необходимость создания СИПР, для обучающихся с РАС, с умеренной и глубокой умственной отсталостью, обусловлена особенностями психофизического развития, восприятия окружающего мира, нарушениями

коммуникативной функции, от степени тяжести аутистических проявлений, от особенностей поведения. Что делает затруднительным процесс обучения.

В связи с введением ФГОС для учащихся с ОВЗ (2 вариант обучения) Территориальная Медико-Психологическая Комиссия рекомендует внедрение специальной, индивидуальной программы развития (СИПР).

Целью реализации такой программы, является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, с учетом их индивидуальных образовательных потребностях. СИПР составляется на ограниченный период времени (1 год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации и его родители. Доля ответственности каждого специалиста в реализации СИПР определяется локальным актом школы.

Структура специальной, индивидуальной программы развития включает: общие сведения о ребенке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; организацию реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребенком в школе и в домашних условиях.

Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие

уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития; формирование экологической культуры; здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).

Необходимым условием реализации СИПР для ряда обучающихся, является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за детьми принимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п34 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушение эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей, предметов), самоагрессия; полевое поведение; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения. Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а так же перечня необходимых специальных материалов и средств.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов проводится не реже одного раза в полугодие, согласно локальному акту о проведении мониторинга. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции», (вербальной или не вербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в таблицах и графиках. По результатам итогового мониторинга составляется СИПР на следующий год.

Планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, определены в соответствии с требованиями ФГОС, образования обучающихся (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (2 вариант), результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ, представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Ожидаемые личностные результаты освоения АООП, заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Возможные предметные результаты освоения АООП заносятся в СИПР, с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а так же специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.

 

 

 

 

Работа учителя и воспитателя в процессе составления СИПР.

Наша задача, выяснить, какими базовыми учебными действиями обладает ученик. Для этого мы проводим диагностику базовых учебных умений. Диагностика проводится 3 раза в год. В начале, в середине и конце года. На основе полученных данных, мы составляем программу развития ребенка на ближайшее время. В обсуждении программы развития принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, а так же родители. Отработка базовых учебных действий и навыков проходит по программе ASSERT. Далее проводим оценку базовых учебных действий. Сюда входит диагностика: Навыков готовности к обучению. Навыков невербальной имитации. Навыков самообслуживания. Базовых вербальных навыков. Продвинутых вербальных навыков. Академических навыков. Навыков готовности к обучению в классе. Игровых и социальных навыков. С помощью этой таблицы очень просто и быстро проводить диагностику. То, что в таблице отмечено минусом, т, навык отсутствует или недостаточно сформирован, потом вводится в программу ASSERT. Обратите внимание, что нумерация в таблице соответствует номерам программы ASSERT. Таким образом, получается, что если в таблице в графе 1.1.1 стоит минус, то открываем программу ASSERT № 1.1.1. Где подробно описан процесс формирования этого навыка.

Дать ссылку на программу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. «Сбор и анализ данных»
Ученика: Класс :

Навыки

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Навыки готовности к обучению (У,П,Л,)

1.Готовность к получению инструкций

 

1.1.1Различение объектов на слух

 

 

1.1.2. Зрительный контакт

 

 

1.1.3. Привлечение внимания

 

 

1.1.4.Смотрит в ответ на имя

 

 

1.1.5.Указывание

 

 

1.1.6.Ходьба

 

 

1.1.7. Зрительное прослеживание

 

1.2.Невербальная имитация (У,)

1.2.1.Невербальная имитация с объектами

 

 

1.2.2.Орально-моторная имитация

 

 

1.2.3.Невербальная имитация (NVI)

 

 

1.3.1 Понимание действий

 

 

1.4.1 Ждать

 

 

1.5.1 Совместное внимание

 

 

2. Самообслуживание (У)

2.1.Еда

2.1.1.Еда

 

 

2.1.2Использование столовых приборов

 

 

2.2. Десенсибилизация

2.2.1. Одевание-раздевание

 

 

2.2.2Пылесос

 

 

2.2.3.Стрижка волос

 

 

2.2.4.Зубы

 

 

2.3.Одевание

2.3.1.Одевание

 

 

2.3.2.Шнурки, пуговицы

 

 

2.4.Гигиена

2.4.1. Мытье рук

 

 

2.4.2.Чистка зубов

 

 

2.4.3.Душ

 

 

2.5. Туалет

 

 

3.Базовые вербальные навыки (Л)

3.1.Вербальная имитация

3.1.1. Звуки

 

 

3. 1.2 комбинации звуков

 

 

3.1.3.Слова

 

 

3.2. Части тела

3.2.1.Понимание

 

 

3.2.2. Называние

 

 

3.3. Называние объектов

3.3.1.Понимание названий объектов

 

 

3.3.2. Называние объектов

 

 

3.4. Манд

3.4.1. Манд- просит

 

 

3.4.2. Манд-игровые активности

 

 

3.4.3. Манд- просит недостающий объект

 

 

3.5. Знакомые люди

3.5.1. Понимает

 

 

3.5.2. Называет

 

 

3.6. Звуки животных

3.6.1. Понимает

 

 

3.6.2.Произносит

 

 

3.7.Да-нет

 

 

3.7.1.Предпочитаемые объекты

 

3.7.2. Подтверждение отрицания

 

 

3.8.Расположение комнат

3.8.1. Понимает

 

 

3.8.2. Называет

 

 

3.9. Интравербальные навыки

3.9.2.Цвета

 

 

3.9.3.Песни

 

 

3.9.4.Игры

 

 

3.10. Индентификация глаголов

3.10.1. Понимает

 

 

3.10.2. Называет

 

 

3.11. У меня есть

 

 

3.12. Я вижу

 

 

3.13. Просодика.

 

 

4.Продвинутые вербальные навыки (Л)

4.1 Профессии

4.1.1. Понимает

 

 

4.1.2. Называет

 

 

4.2. Эмоции.

4.2.1. Понимает

 

 

4.2.2.Называет

 

 

4.3. Пол

4.3.1.Понимает

 

 

4.3.2. Называет

 

 

4.4. Противоположности.

4.4.1. Понимает

 

 

4.4.2. Называет

 

 

4.5. Функции

4.5.1.Понимает

 

 

4.5.2. Называет

 

 

4.6. Множественное число

4.6.1. Понимает

 

 

4.6.2. Называет

 

 

4.6.3. Слова-исключения

 

 

4.7. Предлоги

4.7.1. Понимает

 

 

4.7.2. Понимает с картинками

 

 

4.7.3. Называет

 

 

4.8. Местоимения

4.8.1. Понимает

 

 

4.8.2. Называет

 

 

4.9. Одинаковый- разный

4.9.1 Понимает

 

 

4.9.2. Называет

 

 

4.10 Ассоциации

4.10.1. Понимает

 

 

4.10.2. Называет

 

 

4.11. Понимание слушателя

 

 

4.12. Сравнение

 

 

4.12.1 Понимает

 

 

4.12.2. Называет

 

 

4.13.Отрицание

4.13.1. Понимает

 

 

4.13.2. Называет

 

 

4.14. Разговор.

4.14.1. Разговор

 

 

4.14.2. Обмен репликами

 

 

4.14.3. Разговор опросы

 

 

4.15. Описание

4.15.1. Описание того, как

 

 

4.15.2. Описание темы

 

 

4.16. Вопросы

когда

 

 

где

 

 

который

 

 

почему

 

 

в чем различие

 

 

чего не хватает

 

 

что не так

 

 

как

 

 

я не знаю

 

 

различие почему- где

 

 

ротация вопросов

 

 

4.17. Глаголы

4.17.1. Изменение окончания глагола в завис. от пола

 

 

4.17.2. Времена глаголов

 

 

4.17.3.глаголы называет

 

 

4.17.3. Будущее время

 

 

4.17.4. Последовательность времен

 

 

4.18. История

4.18.1. Слушает и понимает

 

 

4.18.2. Следует

 

 

5.Академические навыки (У)

5.1. Соотнесение

 

 

5.2. Цвета и формы

5.2.1. Понимает цвета

 

 

5.2.3. Называет цвета

 

 

5.2.4.Понимает формы

 

 

5.2.5. Называет формы

 

 

5.3. Тонкая моторика

5.3.1. Держит карандаш

 

 

5.3.2. Раскрашивает и приклеивает

 

 

5.3.3. Обводит линии

 

 

5.3.4. Обводит буквы и цифры

 

 

5.3.5.Начало письма - палочки

 

 

5.3.6. Пишет буквы и цифры

 

 

5.3.7. Режет, вырезает

 

 

5.3.8. Творчество

 

 

5.4. Буквы

5.4.1. Понимает буквы

 

 

5.4.2. Называет буквы

 

 

5.4.3.Соотнесение букв и слов

 

 

5.4.4. Соотнесение заглавных и строчных букв

 

 

5. 5 Цифры

5.5.1. Понимает цифры

 

 

5.5.2. Называет цифры

 

 

5.5.3.Последовательность цифр

 

 

5.6.Счет

5.6.1. Счет

 

 

5.6.2.Механический счет

 

 

5.6.3. Дает количество

 

 

5.6.4. соотнесение цифра, количество

 

 

5.7. Последовательности

 

 

5.9. Категории

 

 

5.9.1.Базовая сортировка

 

 

5.9.2. Соотнесение с категорией

 

 

5.9.3. Понимает категории

 

 

5.9.4. Называет категории

 

 

5.10. Размер

5.10.1. Понимает размер

 

 

5.10.2. Называет размер

 

 

5.11. Звуки

5.11.1. Понимает

 

 

5.12.1называет

 

 

5.13. Различает первые звуки

 

 

5.12. Базовая математика

5.12.1 понимает больше или меньше

 

 

5.12.2 Сложение

 

 

5.13. Основы чтения

5.13.1 Узнает и называет простые слова

 

 

5.13.2. Соотносит слово и картинку

 

 

5.13.3.Чтение

 

 

5.14 Произнесение слов по буквам

 

 

5.15. Понятие времени

5.15.1.Понимает

 

 

5.15.2. Называет

 

 

5.16. Навыки обращения с деньгами

 

 

 

6.Навыки готовности к обучению (У,П)

6.1. Календарь

6.1.1. Понимание

 

 

6.1.2 Понимание дней недели

 

 

6.1.3. Называние дней недели

 

 

6.1.4. Вчера, сегодня, завтра

 

 

6.2. Круг

6.2.1.умение заниматься в круге

 

 

6.3. Самостоятельность

 

 

6.4 Малые группы

 

 

6.5. Работа в группе

 

 

6.6. Соблюдение очереди.

 

 

6.7. Умение ждать

 

 

7. Игровые навыки (В)

7.1 Имитация

7.1.1 Базовая игровая имитация

 

 

7.1.2.Имитация сверстников

 

 

7.1.3.Невербальная имитация

 

 

7.2. Базовые игровые навыки

7.2.1.Действия по очереди

 

 

7.2.2. Игры с игрушками

 

 

7.2.3 Игры понарошку

 

 

8.Социальные навыки (У,Л,П)

8.1.Беседа

8.1.1. Вступает в беседу

 

 

8.1.2.Просит или отвечает

 

 

8.2.Приветствие

8.2.1. Здоровается

 

 

8.2.2. Социальные приветствия

 

 

8.2.3. Определение социальной

ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа действий: Этапы реализации программы действий разделена на 4 этапа
1этап. Сентябрь-октябрь
2 этап. Ноябрь – декабрь
3 этап . Январь – март
4 этап. Апрель – май

 

 

 

 

 

 

Представляем бланк программы ASSERT . Здесь описаны критерии оценивания. На втором бланке, сама программа, с подробным описанием всего процесса проведения занятия. Например: если в таблице сбора и анализа данных в графе 1.2.1. у ученика стоит знак (-) – не сформирован навык имитации с объектами, то необходимо открыть программу ASSERT раздел 1.2.1, где подробно описан процесс формирования данного навыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Thomas S. Higbee, Ph.D., BCBA-D, DirectorПрограмма: 1.2.1 Невербальная имитация - (NVI) – с объектами

Учащийся:

VB-MAPP™ Изучаемые этапы:Реакция слушающего уровень 1: 4; Уровень 2: 8; Уровень 3: 14, 15VP/MTS Уровень 3: 11, 13, Социальное взаимодействие уровень 1: 1Моторная имитация уровень 1: 3; Уровень 2: 6-10;

 

 

 

 

Дата начала: Дата завершения:

 

SDNV1= «Сделай так» SDV1= Смоделируйте одно действие с использованием объектов R= Ребенок имитирует

Краткое описание:

Цель данной программы – научить ребенка имитировать поведение инструктора. Представьте вербальный дискриминационный стимул, одновременно представляя невербальный дискриминационный стимул. Если выполняется два или более действия, ребенок должен повторить их оба правильно и в том же порядке. Убедитесь, что одновременно вы учите как минимум два ответа для каждого объекта. К примеру, класть кубик в ведро и ударять кубиком по столу.

 

Необходимые материалы: различные подручные материалы (см. целевые объекты)

 

Последовательность подсказок:

 

 

Целевой объект

Дата пробы

проба + / –

Дата введения

Дата первичного освоения

2 неделя

Дата проверки усвоения

2 неделя
+ / –

6 неделя

Дата проверки усвоения

6 неделя

+ / –

Дата генерализация новой обстановке

Ген. + / –

1

Вставить колышек в дощечку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Положить кубик в ведро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Ударить кубиком по столу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Прокатить машинку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа формирования базовых учебных действий.

Фамилия, имя обучающегося

 

 

Перечень учебных действия

 

 

Н

С

К

Личностные учебные действия

сформированность представлений о своем « Я»

1

окликаться на своё имя

2

 

 

 

2

показывать по названию отдельные части своего тела

4

 

 

сформированность представлений « Я и другие люди»

3

взаимодействию со взрослыми

2

 

 

 

4

взаимодействию со сверстниками

1

 

 

 

5

сформированность умений выполнять требования взрослых

2

 

 

ИТОГО

11

 

 

Регулятивные учебные действия

сформированность учебного поведения

1

направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание)

2

 

 

 

2

имитировать крупные движения

2

 

 

 

3

выполнять действия по образцу и по подражанию

2

 

 

 

4

работать с учебными принадлежностями

2

 

 

 

5

Соблюдение правил школьного поведения

2

 

 

ИТОГО

10

 

 

Познавательные учебные действия.

Учебная деятельность

1

соотносить свои действия и их результаты с помощью взрослых с заданными образцами

2

 

 

 

2

выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов

2

 

 

 

3

наблюдает; работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

2

 

 

 

4

раскрашивает, обводит

3

 

 

 

5

знает буквы, цифры

3

 

 

ИТОГО

12

 

 

Коммуникативные учебные действия

коммуникация

1

вступать в контакт доступным способом

2

 

 

 

2

пользоваться невербальными формами коммуникации

3

 

 

 

3

пользоваться указательным жестом,

2

 

 

 

4

выполнять действия по простым речевым инструкциям

2

 

 

 

5

использовать слова(жесты) приветствия, прощания, просьбы

2

 

 

ИТОГО

11

 

 

Диагностика проводится 3 раза в год: Начало года, 1 полугодие и 2 полугодие. Данные заносятся в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балласпособен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя;

4 балласпособен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие.

 

По итогам тестирования составляем диаграмму, Где отображаются результаты формирования базовых, учебных действий (БУД). Диаграмма составляется 3 раза в год, в начале, середине и конце года. Пример диаграмм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность личностных БУД

Уровень

Шкала оценивания

Количество балов

 

 

Н

С

К

Низкий уровень

0 - 5 балла

 

 

 

Средний уровень

6- 15 баллов

11

15

 

Высокий уровень

16- 25 баллов

 

 

18

 

 

 

 

Сформированность регулятивных БУД

Уровень

Шкала оценивания

Количество балов

 

 

Н

С

К

Низкий уровень

0 - 5 балла

 

 

 

Средний уровень

6- 15 баллов

10

14

 

Высокий уровень

16- 25 баллов

 

 

17

 

 

 

 

 

Сформированность познавательных БУД

Уровень

Шкала оценивания

Количество балов

 

 

Н

С

К

Низкий уровень

0 - 5 балла

 

 

 

Средний уровень

6- 15 баллов

12

13

 

Высокий уровень

16- 25 баллов

 

 

17

 

 

 

 

Сформированность коммуникативные БУД

Уровень

Шкала оценивания

Количество балов

 

 

Н

С

К

Низкий уровень

0 - 5 балла

 

 

 

Средний уровень

6- 15 баллов

11

15

 

Высокий уровень

16- 25 баллов

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный учебный план.

Специальная индивидуальная программа развития, так же содержит в себе индивидуальный учебный план на конкретного ученика. В него входит расписание уроков, расписание коррекционной и внеурочной деятельности (Уроки по учебному плану, альтернативная коммуникация, предметно – практические действия, сенсорное развитие, музыкально – ритмические действия, двигательная активность, занятия с психологом и логопедом). Это расписание вкладывается в СИПР, копия выдается родителям, чтоб они знали, когда у их ребенка дополнительные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2019 – 2020 уч. год

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

 

 

 

СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ

815 – 835

 

1 урок
900 – 935

Речь и альтернативная коммуникация

Речь и альтернативная коммуникация

Адаптивная физкультура

Речь и альтернативная коммуникация

Речь и альтернативная коммуникация

 

 

ПСИХОЛОГ

 

 

 

2 урок
950 – 1025

Изобразительная деятельность

Математические представления

Окружающий социальный мир

Математические представления

Изобразительная деятельность

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГ

3 урок

1045 – 1120

Человек

Окружающий и природный мир

Человек

Окружающий и природный мир

Человек

 

ЛОГОПЕД

 

 

ЛОГОПЕД

 

4 урок

1145 – 1220

 

Музыка и движения

 

Изобразительная деятельность

Адаптивная физкультура

Музыка и движения

 

5 урок

1240 – 1315

 

Классный час

Адаптивная физкультура

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

1240 – 1300

 

Окружающий социальный мир

6 урок

1335 – 1415

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1335 – 1355

 

Двигательная активность

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

1355 – 1415

 

7 урок

1430 – 1510

Музыкально-ритмическая деятельность

 

 

 

 

Расписание уроков …… класса Ученика………..


Ученика:

 

Родители ознакомлены ______________/

 

 

Работа учителя-логопеда в процессе составления СИПР

 

Главной проблемой детей с РАС является нарушение социальной коммуникации. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает проявлять агрессию. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, в которой особо отмечается «необходимость использования дополнительных и альтернативных способов общения…»  Актуальность выбранной темы связана с тем, что потребность в общении - базовая потребность человека.

Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, жесты, символы и др.).

Очень важно помнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. Альтернативная коммуникация использует целый спектр разнообразных средств, помогающих людям выражать свои мысли и эффективно общаться (реальные предметы, их части и миниатюрные копии, фотографии, рисунки, картинки, пиктограммы, движения тела, контакт глаз и многие другие коммуникативные сигналы). Вариативность средств объясняется неоднородностью групп пользователей дополнительной и альтернативной коммуникацией по возрастному критерию, уровню развития коммуникативного поведения, сохранности двигательной и сенсорной сфер, когнитивных предпосылок к овладению теми или иными символами. Однако все эти лица имеют временное либо постоянное отсутствие или существенное ограничение экспрессивной и (или) импрессивной речи и нуждаются в специальной помощи.

В связи с введением ФГОС применение альтернативной коммуникации стало новым этапом в образовании детей с ОВЗ.

Какие бывают средства невербальной коммуникации:

- жестовый язык (мануальные знаки)

- предметные символы (натуральные предметы, макеты и модели этих предметов)

-картиночные символы (визуальное расписание, система пекс, коммуникативные книги и доски)

- пиктограммы

- скрипты

-коммуникация с помощью электронных вспомогательных устройств (планшет)

 

 

В своей работе на разных этапах образовательного процесса мы используем такие виды АК:

- элементы жестового языка

- картиночные символы (визуальное расписание, система пекс, коммуникативные книги и доски)

- скрипты

-коммуникация с помощью электронных вспомогательных устройств (планшет)

Наша задача совместно со всеми педагогами правильно оценить уровень развития ребенка и наметить пути его дальнейшего развития, т.е. составить программу развивающую навыки общения (для нас для логопедов), для чего нам необходимо создавать специальную среду, стимулирующую развитие коммуникации и развитие речи.

Подготовительный этап.

Задача этой программы развивать навыки общения. Обучение общению начинается с целенаправленных действий, в результате которых ученик получает эффективные подкрепляющие стимулы. На этапе входной диагностики мы в первую очередь выявляем подкрепления. Цель этапа выявить иерархию поощрения. Для этого педагог должен определить, чего хочет ученик. Проводится «оценка подкрепляющих стимулов» с помощью:

1.Анкетирование родителей. (Приложение 1)

2.Наблюдение за учеником в обстановке «свободного доступа» 3.Определение иерархии поощрений с помощью МОП (метод определения поощрения). (Приложение 2)

 

В результате этой работы мы составляем иерархию поощрений. (стимул для плодотворной работы). Проводим МОП – пищевое подкрепление отдельно от непищевого.

В течение первых 2х недель сентября мы проводим обследование детей. По результатам которого мы составляем матрицу общения (матрицу коммуникации) и заполняем таблицу «Рекомендации логопеда».

Матрица общения — это методика оценки, позволяющая точно определить, каким образом человек общается, и получить общую схему определения логических целей развития коммуникативных навыков. Отвечая на ряд вопросов мы получаем четкие результаты: полный список коммуникативных навыков, имеющихся у ребенка. Матрица показывает нам какой вид коммуникации необходимо выбрать ребенку с ОВЗ для его дальнейшего развития. (Приложение 3)

Матрица общения охватывает три основных аспекта коммуникации (разделы А, В – характеризующие поведение, С – характеризующее общение):

Раздел A.

На данном этапе ребенок не контролирует собственное поведение, а, в основном, реагирует на свои ощущения. Мы судим о его состоянии по его реакции.

Раздел B.

На этом этапе ребенок способен делать что-либо с определенной целью (намеренно), но он еще не осознает, что может сообщать что-то с помощью своего поведения. Например, он может плакать и переворачиваться, чтобы достать свою бутылочку, если хочет пить, но при этом не хныкает для того, чтобы принесли ему бутылочку.

Раздел C.

На данном этапе ребенок знает, что, если он будет делать что-то определенное, взрослый отреагирует определенным образом, и он использует свое поведение, чтобы сообщить что-либо вполне намеренно. Существует много разных способов, которые ребенок может использовать для намеренного сообщения. Одни связаны с символами (речь, язык знаков, картинки, трехмерные символы); другие — с определенными жестами или телодвижениями; третьи — с ранними звуками, еще не являющимися речью. Некоторые дети с тяжелыми физическими нарушениями могут использовать для общения электронные устройства. Какое бы поведение не использовал для общения ребенок, важно то, что он использует это поведение целенаправленно, и явно пытается сообщить что-то определенное.

 

Матрица включает 7 уровней.

Ненамеренное поведение

Намеренное поведение

Нестандартное общение

Стандартное общение

Конкретные символы

Абстрактные символы

Язык

Параллельно с матрицей мы заполняем такой документ, как рекомендации для логопеда. (Приложение 4)

 

После проведения диагностики с помощью «Матрицы общения» мы выбираем пути развития коммуникации. Если по «Матрице» ребенок находится с 1 по 4 уровень, то вводится система карточек PECS. Далее мы готовим материалы, чтобы перейти к началу работы.

Подготовка материалов

предметы (активности);

карточки;

таймер;

папка с липучкой;

бланки для фиксации результатов.

(Приложение 5)

 

 

 

Если у ребенка по "Матрице коммуникации" 5 уровень или выше, то вводится коммуникативная доска.

Коммуникативная доска даёт возможность ввести в речь ребёнка разнообразные по конструкции фразы, с её помощью можно разнообразить количество коммуникативных ситуаций.

 

Важно помнить

- Подбор коммуникативного устройства зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

- Выбор коммуникативного устройства, темп его освоения, наполнение всегда индивидуальны.

- Коммуникативное устройство – это язык ребёнка, он всегда должен быть с ним.

- Все значимые взрослые в жизни ребёнка должны знать как пользоваться коммуникативным устройством.

- Общение приносит радость, наша задача показать это детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей:

 

Пожалуйста, используйте шкалу, приведенную ниже, для оценки предпочтений:

 

0 – в настоящее время не проявляет интереса

1 – заинтересован в средней степени

2- очень заинтересован.

 

Активности и спортивные занятия:

- качаться на качелях- прыгать на батуте - прыгать на большом мяче

- любит щекоту - играть с мячом - любит обниматься

другое_____________________________________________________________

- собирать паззлы - лепить из пластилина, глины енсорные игрушки

- рисовать - мять что-то в руках

другое_____________________________________________________________

Музыка, видео, телевидение:

- смотреть мультфильмы - слушать музыкальные клипы

- играть в игры на ПК, телефон- музыкальные игрушки

другое_____________________________________________________________

Еда:

- конфеты - фрукты - сушки - вода - сок - кукурузные палочки

- Барни - печенье - чипсы - хлеб - орешки, семечки - мармелад - шоколад

другое ________________________________________________________________

 

Игрушки, книги:

- конструктор - мягкие игрушки - раскраски - детские книжки - машинки - игрушки на колесиках - игрушки-животные - сортеры

- играет с окружающими предметами – вкладыши - бумага, газеты, журналы

 

другое___________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Определение иерархии поощрений

 

Бланк регистрации МОП (из пяти объектов)

Ученик ____________________________ Класс ____________

Педагог ____________________________ Дата _____________

 

Инструкция: «Выбери одно».

 

Объекты

Попытка

Общая сумма

Место

 

 

I

II

III

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

КОММУНИКАТИВНАЯ МАТРИЦА – ПРОФИЛЬ

Имя________________________________ Дата______________
Педагог__________________________

Уровень

1

Предумыш

ленное поведение

А1

Выраже

ние

диском

форта

А2

Выражение комфорта

 

А3

Проявляет интерес к другим людям

Не использует

На стадии становления

Усвоено

Уже не используется

Уровень

2

Намерен

ное

поведение

В1

Проте

стует

В2

Продолжает действие

В3

Желает получить больше

 

В4

Привлекает внимание

 

Уровень

3

Нестандарт

ное

общение

С1

Отказывается от чего-либо или отвергает что-либо

С2

Желает продол

жать

чем-то заниматься

С3

Желает заниматься чем-то новым

С4

Просит чего-то больше

С5

Делает выбор

С6

Просит новый предмет

 

С8

Требует внима

ния

С9

Демонстрирует привязанность

 

Уровень

4

Стандартное общение

С1

Отказывается от чего-либо или отвергает что-либо

С2

Желает продол

жать чем-то заниматься

С3

Желает заниматься чем-то новым

С4

Просит чего-то больше

С5

Делает выбор

С6

Просит новый предмет

 

С8

Требует внима

ния

С9

Демонстрирует привязанность

С10

Приветствует людей

С11

Предлагает что-то или делится чем-то

С12

Привлекает ваше внимание к чему-либо

С13

Исполь

зует формы вежли

вого общения

С14

Отвечает на вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет"

С15

Задает вопросы

 

Уровень

5

Конкретные символы

С1

Отказывается от чего-либо или отвергает что-либо

С2

Желает продолжать чем-то заниматься

С3

Желает заниматься чем-то новым

С4

Просит чего-то больше

С5

Делает выбор

С6

Просит новый предмет

С7

Просит дать отсутствующий предмет

С8

Требует внима

ния

С9

Демонстрирует привязанность

С10

Приветствует людей

С11

Предлагает что-то или делится чем-то

С12

Привлекает ваше внимание к чему-либо

С13

Исполь

зует формы вежли

вого общения

С14

Отвечает на вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет"

С15

Задает вопросы

С16

Называет предметы или людей

С17

Комментирует

Уровень

6

Абстрактные символы

С1

Отказывается от чего-либо или отвергает что-либо

С2

Желает продолжать чем-то заниматься

С3

Желает заниматься чем-то новым

С4

Просит чего-то больше

С5

Делает выбор

С6

Просит новый предмет

С7

Просит дать отсутствующий предмет

С8

Требует внима

ния

С9

Демонстрирует привязанность

С10

Приветствует людей

С11

Предлагает что-то или делится чем-то

С12

Привлекает ваше внимание к чему-либо

С13

Исполь

зует формы вежли

вого общения

С14

Отвечает на вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет"

С15

Задает вопросы

С16

Называет предметы или людей

С17

Комментирует

Уровень

7

Язык

С1

Отказывается от чего-либо или отвергает что-либо

С2

Желает продолжать чем-то заниматься

С3

Желает заниматься чем-то новым

С4

Просит чего-то больше

С5

Делает выбор

С6

Просит новый предмет

С7

Просит дать отсутствующий предмет

С8

Требует внима

ния

С9

Демонстрирует привязанность

С10

Приветствует людей

С11

Предлагает что-то или делится чем-то

С12

Привлекает ваше внимание к чему-либо

С13

Исполь

зует формы вежли

вого общения

С14

Отвечает на вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет"

С15

Задает вопросы

С16

Называет предметы или людей

С17

Комментирует

 

Отказ

Получение

Социальное взаимодействие

Информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Рекомендации логопеда. Ф.И. ученика Класс:

Анализ и планирование

Содержание

Результаты обследования активного словаря.

Результаты обследования пассивного словаря.

 

Размер и характеристики узнаваемого изображения.

 

Какой коммуникацией будет пользоваться (или пользуется) ребёнок?

 

Наполнение (словарь)

 

Задачи на 1 полугодие

Формировать совместное внимание.

 

Учить использовать общеупотребительные жесты из программы «Альтернативная коммуникация»

 

Развивать умение использовать планшет в разных ситуациях.

 

Научить обращаться к педагогам за помощью словами из планшета.

 

Расширить объём самостоятельных просьб.

 

Учить использовать традиционную речь как средство общения.

 

Ответственные и исполнители:

 

Логопед: …

Учитель: …

Воспитатель: …

Воспитатель ГПД: ….

Психолог: ...

Учителя дополнительных предметов: …

Включенность семьи

 

Приложение 5

Бланк фиксации результатов

 

 

Проба

Обращается

к Коммуникативному
устройству

 

Указывает

Проговаривает

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

дата

 

коммуникативный акт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа педагога-психолога в процессе составления СИПР.

Психолого-педагогическое обследование включает в себя следующее:

Готовность к обучению

 

 

Начало года

Конец года

Совместное внимание (устойчивость)

Слежение, участие в совместной деятельности

 

 

Установка контакта

Со взрослыми

со сверстниками

с родителями

 

 

Сделай так (имитация движения)

Похлопать, постучать по столу, поднять руки вверх

 

 

Сделай так (имитация действий с предметами)

Положи предмет в…, разбери (конструктор, башня из 3-х частей)

 

 

«Посмотри на меня»

Учитывается периферийное зрение

 

 

Указательный жест

Наличие

 

 

«Покажи…»

Показать знакомый предмет

 

 

Выбор («Что ты хочешь?»)

Из предметов или из карточек (из 2-3-х)

 

 

Вербальная инструкция (простая)

«сядь», «иди сюда»

 

 

Вербальная инструкция (два шага)

«Возьми… и дай мне»

 

 

Попросить желаемое

Наличие акта обращения

 

 

Рекомендации

 

 

Учить устанавливать контакт со сверстниками , предлагать различные игры при установке контакта (настольные, игры с мячом)

Представления о себе

 

 

Начало года

Конец года

Знание частей тела

Нос, рот, глаза, уши, руки, ноги, живот

 

 

Называние частей тела

Нос, рот, глаза, уши, руки, ноги, живот

 

 

Знание своего имени

Откликается

 

 

Половая идентификация

Соотнесение своей фотографии к соответствующей группе

 

 

Рекомендации

 

 

Учить называть части тела, развивать половую идентификацию с помощью фотографий одноклассников

 

 

 

 

 

 

Характеристика организованной деятельности (качественный комментарий)

 

Начало года

Конец года

самостоятельность

средняя

 

Продуктивность деятельности

средняя

 

Интерес к деятельности

устойчивый

 

Мотивация деятельности

средняя

 

Рекомендации

Развивать самостоятельность, увеличивая время работы индивидуально

 

Психическое развитие

 

 

Начало года

Конец года

восприятие

следит взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

 

 

 

узнает знакомые предметы, значимых людей (семья, педагоги)

 

 

 

узнает знакомые предметы на картинках

 

 

 

соотносит звук с его источником

 

 

 

реагирует на прикосновения человека

 

 

 

Ведущая модальность

 

 

Выделение общего признака (мышление)

Сортировка по цвету

 

 

 

Знание названий цветов

 

 

 

Сортировка по форме

 

 

 

Знание названий форм

 

 

 

Сортировка по величине

 

 

 

Знание названий величин

 

 

 

Сортировка по категориям

 

 

Память. Способность запоминать зрительную информацию

Запоминание местоположения картинок (с карточками лото)

 

 

внимание

Произвольное: переключаемость, устойчивость. Качественная характеристика

Произвольное, неустойчивое

 

Рекомендации

 

Учить называть форму предмета

 

 

 

 

 

 

 

Эмоционально-волевое развитие (качественный комментарий)

 

Начало года

Конец года

Преобладающий эмоциональный фон

 

 

Мимика

 

 

Условия возникновения ярких эмоций

 

 

 

 

 

Волевая регуляция

 

 

Рекомендации

 

 

 

(Условные обозначения) 5 - выполняет действие самостоятельно, 4 - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной), 3 - выполняет действие по образцу, 2 - выполняет действие с частичной физической помощью, 1 - выполняет действие со значительной физической помощью, 0 - действие не выполняет.

Для выявления особенностей сенсорного развития мы проводим диагностику, которая называется "Сенсорный профиль" , по результатам которого составляется сенсорная диета. (Прил. 1)

Для эффективного обучения навыкам необходимо в первую очередь справиться с проблемными видами поведения, такими как агрессия, аутоагрессия, убегание, так как именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка. Чтобы выяснить причины проблемного поведения используется метод Функциональной оценки поведения (ФОП). Функциональная оценка поведения - это метод, с помощью которого можно выяснить - почему человек демонстрирует это поведение.

 

 

 

 

Способы сбора информации для функциональной оценки поведения:

1. Бланк фиксации поведения с обозначениями (отмечает учитель и воспитатель) меряем, когда и сколько раз проявляется в течение дня; договариваемся о кратком обозначении каждого поведения. (Прил. 2)

2. Анкета для педагогов, результаты которой дают нам возможность правильно сформулировать и назвать нежелательное поведение, с которым будем работать. (Прил. 3)

После сбора информации составляется план поведенческого вмешательства (Прил. 4)

В процессе реализации плана поведенческого вмешательства используем Форму структурированного анализа поведения (АВС). (Прил. 5)

Наблюдает психолог, фиксирует последствия поведения и реакцию окружающих, реакцию ребенка на вмешательство. Это помогает отследить эффективность плана, а по необходимости и скорректировать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Сенсорный профиль.

 

Имя, фамилия : _____________________________________________________________

Пользуется ли ребенок речью? ___ ____если да – использует слова или предложения? _______________________

Использует ли ребенок символы или картинки для выражения своих потребностей? Какие символы он знает___________________________________________________ __________________________________________________________________________________

проявляет ли ребенок агрессию по отношению к себе или другим, когда расстроен? __________________________________________________________________

убегает ли ребенок или пытается покинуть комнату, когда расстроен? ______ _______ Убегает, когда не организован_____

 

Тактильная сфера

“прикосновение”

свойственно ли ребенку следующее…..

5Баллов Всегда

4балла

Часто

3балла

Иногда

2балла

Редко

1балл

Никогда

комментарии

Избегает или не любит, когда у него грязные руки?

 

 

 

 

 

 

Предпочитает одежду с длинным рукавом даже когда жарко?

 

 

 

 

 

 

Избегает носить одежду из определенных тканей?

 

 

 

 

 

 

Избегает ходить босиком, особенно по песку или траве?

 

 

 

 

 

 

Раздражается от ярлычков на одежде?

 

 

 

 

 

 

Жалуется, что носки неправильно одеты?

 

 

 

 

 

 

Стремиться вырваться, если удерживают или обнимают?

 

 

 

 

 

 

Выражает дискомфорт, если к нему дружески прикасаются другие?

 

 

 

 

 

 

Чаще предпочитает трогать других сам, чем позволять прикасаться к себе?

 

 

 

 

 

 

 

Имеет тенденцию сталкиваться с другими или толкать их?

 

 

 

 

 

 

Кажется, что боится щекотки?

 

 

 

 

 

 

Кажется, чрезмерно чувствительным к боли и беспокоится от малейшего пореза?

 

 

 

 

 

 

Выказывает необычную потребность дотрагиваться до

определенных

(знакомых ему, одних и тех же) текстур, поверхностей, игрушек?

 

 

 

 

 

 

Часто тянет в рот предметы или одежду?

 

 

 

 

 

 

Кажется, что не осознает прикосновений или ударов?

 

 

 

 

 

 

Случайно роняет предметы? (не бросает)

 

 

 

 

 

 

Постоянно прикасается к предметам, изучая их пальцами?

 

 

 

 

 

 

Часто мастурбирует или прикасается к половым органам

 

 

 

 

 

 

Ищет прикосновений или тесных объятий со стороны других людей?

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, опишите любое другое поведение относительно прикосновений, которое важно с вашей точки зрения ________________________________________________________________

 

 

2.Вестибулярная сфера

“движения”

свойственно ли ребенку следующее

5: Всегда

4:

Часто

3:

Иногда

2:

Редко

1: Никогда

комментарии

Нравится, когда ноги отрываются от земли?

 

 

 

 

 

 

Любит карабкаться или прыгать?

 

 

 

 

 

 

Не боится ловить мяч?

 

 

 

 

 

 

Выказывает страх падения или высоты?

 

 

 

 

 

 

Любит лифты или эскалаторы?

 

 

 

 

 

 

Любит ездить на машине?

 

 

 

 

 

 

Ищет возможности любых движений?

 

 

 

 

 

 

Наслаждается каруселью и быстрой ездой?

 

 

 

 

 

 

Часто и подолгу прыгает на кровати или другой пружинящей поверхности?

 

 

 

 

 

 

Любит кружиться вокруг себя?

 

 

 

 

 

 

Раскачивается телом или качает головой?

 

 

 

 

 

 

Целенаправленно стукается головой?

 

 

 

 

 

 

Бросается для развлечения на пол, стены, других людей?

 

 

 

 

 

 

Слишком рискованно играет?

 

 

 

 

 

 

Боится, находясь на высоте или нестабильной опоре?

 

 

 

 

 

 

Есть ли у ребенка установленное предпочтение правой или левой руки? какая рука предпочитаема? Использует ли ребенок определенную руку для определенных активностей ___________________________________________ ____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Зрительная сфера

“Зрение и зрительное восприятие”

свойственно ли ребенку следующее

5

всегда

4:

Часто

3:

Иногда

2:

Редко

1: Никогда

комментарии

Быстро теряет внимание к визуальным стимулам?

 

 

 

 

 

 

Выражает дискомфорт от яркого света?

 

 

 

 

 

 

Избегает или испытывает трудности при прямом визуальном контакте?

 

 

 

 

 

 

С трудом выбирает один предмет из многих, например, при поиске определенной игрушки в коробке с игрушками?

 

 

 

 

 

 

Боится темных помещений или замкнутого пространства

 

 

 

 

 

 

4.Слуховая сфера

“Слух”

свойственно ли ребенку

5: Всегда

4:

Часто

3:

Иногда

2:

Редко

1: Никогда

комментарии

Становится не внимательным или у него проблемы, когда вокруг слишком шумно?

 

 

 

 

 

 

Отрицательно реагирует на неожиданные или громкие шумы?

 

 

 

 

 

 

Любит производить громкие звуки (при нормальном слухе)?

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, опишите любое другое поведение относительно звуков или слуха, которое является важным по вашему мнению

5.Вкусовая и обонятельная сферы

“Вкус и запах»

свойственно ли ребенку …

5: Всегда

4:

Часто

3:

Иногда

2:

Редко

1: Никогда

комментарии

Исследует предметы, обнюхивая их?

 

 

 

 

 

 

Кажется раздраженным запахами, которых другие люди не замечают?

 

 

 

 

 

 

Очень

избирателен

в еде.

 

 

 

 

 

 

Если ребенок помещает в рот не съедобные предметы, то что это за предметы? Когда это происходит__________________________________

Пожалуйста, опишите любое другое поведение относительно вкусов или запахов, которое является важным по вашему мнению:___________________________________________________________

 

 

 

6.Проприоцептивная сфера

“Уровень активности”

свойственно ли ребенку

5 всегда

4:

Часто

3:

Иногда

2:

Редко

1: Никогда

комментарии

Имеет тенденцию быть особенно активным и все время в движении?

 

 

 

 

 

 

Часто суетится сидя на стуле во время еды или занятия?

 

 

 

 

 

 

Бывает неосторожным и импульсивным?

 

 

 

 

 

 

Кажется агрессивным в игре?

 

 

 

 

 

 

Кажется выключенным и не знает, что происходит вокруг

 

 

 

 

 

 

 

7. Способность обучаться

“Двигательные и игровые навыки» свойственно ли ребенку

5 всегда

4:

Часто

3:

Иногда

2:

Редко

1: Никогда

комментарии

Самостоятельно завязывает шнурки?

 

 

 

 

 

 

Плохо удерживает или часто роняет карандаш?

 

 

 

 

 

 

Справляется с кнопками и молниями при одевании?

 

 

 

 

 

 

Плохая поза/осанка за столом (разваливается по столу, поддерживает себя руками)?

 

 

 

 

 

 

Избегает новых игрушек, игрового оборудования или игр?

 

 

 

 

 

 

Способен найти желаемый предмет сам, даже когда его не видно?

 

 

 

 

 

 

Требуется часто напоминать, что делать во время сложносоставной активности? (например при одевании, купании)

 

 

 

 

 

 

Имеет трудности при использовании инструментов или столовых приборов? (зубной щетки, вилки)

 

 

 

 

 

 

Сложно обучается новым двигательным навыкам?

 

 

 

 

 

 

Быстро устает от физической нагрузки?

 

 

 

 

 

 

Присутствует напряженность или неловкость в движениях?

 

 

 

 

 

 

Имеет трудности с раскачиванием на качелях, не соблюдает ритм при хлопках во время песни, игры?

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует нежелание участвовать в спортивных или подвижных играх?

 

 

 

 

 

 

Что ребенок делает, когда к нему не предъявляют требований (в свободное время)? (раскачивается, двигает руками возле лица, ищет друга для игры) __________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Процесс еды

«Еда»

свойственно ли ребенку …

5: Всегда

4:

Часто

3:

Иногда

2:

Редко

1: Никогда

комментарии

Нуждается в помощи при кормлении?

 

 

 

 

 

 

Как правило, ест неряшливо?

 

 

 

 

 

 

Часто проливает жидкости?

 

 

 

 

 

 

Слюнотечение?

 

 

 

 

 

 

Не

любит

есть пищу, состоящую из кусочков, например, супы с кусочками продуктов?

 

 

 

 

 

 

Набивает рот или кладет слишком много еды в рот сразу?

 

 

 

 

 

 

Есть ли диета. Укажите нежелательные продукты ___________________________________________

Укажите продукты, которые любит _______________________________________________

9.Самоорганизация

“организация и внимание

свойственно ли ребенку…

5: Всегда

4:

Часто

3:

Иногда

2:

Редко

1: Никогда

комментарии

Часто теряет вещи, например, домашнее задание или одежду?

 

 

 

 

 

 

Легко теряется?

 

 

 

 

 

 

С трудом переключается с одного вида деятельности на другой?

 

 

 

 

 

 

Нуждается в дополнительной помощи, чтобы начать задание или дело?

 

 

 

 

 

 

Быстро становится рассеянным во время игры или работы?

 

 

 

 

 

 

Имеет короткий период внимания?

 

 

 

 

 

 

Способен

занять себя продуктивной деятельностью (ролевая, конструктивная игра, игра по правилам).

 

 

 

 

 

 

Как долго обычно ребенок остается включенным при выполнении академических заданий занимается академической работой без помощи/подсказок?_______________ ____

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Эмоциональная адаптация

«Социально-эмоциональные особенности» свойственно ли ребенку …

5 всегда

4:

Часто

3:

Иногда

2:

Редко

1: Никогда

комментарии

Плохо ладит с другими детьми своего возраста?

 

 

 

 

 

 

Слишком

восприимчив

к критике?

 

 

 

 

 

 

Кажется слишком беспокойным или испуганным?

 

 

 

 

 

 

Имеет тенденцию быть тихим или замкнутым?

 

 

 

 

 

 

Имеет тенденцию легко расстраиваться?

 

 

 

 

 

 

Имеет тенденцию быть необычно конфликтным или упрямым?

 

 

 

 

 

 

Часто

подвержен

вспышкам раздражения или злости?

 

 

 

 

 

 

Трудности с расставанием с родителями или другими близкими?

 

 

 

 

 

 

С трудом переносит изменения в планах или ожиданиях?

 

 

 

 

 

 

Анализ уровня сенсомоторного развития _________________________

Сферы

Балл

Уровень

Комментарий

1.Тактильная

 

 

 

2. Вестибулярная

 

 

 

3.Зрительная

 

 

 

4.Слуховая

 

 

 

5.Вкусовая, обонятельная

 

 

 

6.Проприоцептивная

 

 

 

Уровень поддержки

7.В обучении навыкам

 

 

 

 

8.В процессе еды

 

 

 

9.В организации деятельности

 

 

 

10.В эмоциональной адаптации

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранжирование результатов

Сферы

Высокая чувствительность (гиперчувствительность)=низкий порог=слабая потребность

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкая чувствительность (гипочувствительность)=высокий порог=сильная потребность

Тактильная

95

76

57

38

19

Вестибулярная

15

30

45

60

75

Зрительная

25

20

15

10

5

Слуховая

15

12

9

6

3

Вкусовая, обонятельная

15

12

9

6

3

Проприоцептивная

5

10

15

20

25

Уровень поддержки

Способность обучаться

65

52

39

26

13

Процесс еды (уровень помощи)

30

24

18

12

6

Самоорганизация

35

28

21

14

7

эмоциональная

45

36

27

18

9

 

 

При подсчете баллов, те утверждения, что выделены курсивом считаются наоборот. То есть ответ в колонке, где 5 баллов, считается как 1балл и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сенсорная диета

Ф.И. ____________________

 

Ведущая сенсорная область

 

Слабая сенсорная область

 

Сенсорная диета

Дополнительная стимуляция

 

 

Ограничение нагрузки

Сенсорный зал

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×