Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка Спортивные тренировки для одаренных детей. | Сергей Олегович Кириллов. Работа №329663

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Задача тренера помочь своим ученикам реализовать свои способности,подобрать нагрузку,выбрать упражнения и индивидуальный подход к каждому спортсмену. Система планирования предполагает установление целей, задач, и определение основных показателей подготовки: Спортивных результатов, контрольных нормативов, тренировочных и соревновательных нагрузок. Управление процессом подготовки осуществляется тренером на основании обобщения личного практического опыта и изучения закономерности совершенствования тренированности и спортивной формы. 

 

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования

« Сланцевская спортивная школа »

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Программа спортивных тренировок для одаренных легкоатлетов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

старший тренер-преподаватель

отделения легкой атлетики

Кириллов Сергей Олегович

 

 

г. Сланцы2023г.

1. Введение

Каждый здоровый молодой человек может достигнуть высоких результатов при регулярной, правильно организованной тренировки.

Система спортивной тренировки предусматривает определенную организацию и планирование. Тщательное планирование спортивной тренировки - залог успеха в работе. Современная тренировка, требует много времени.

Задача тренера - помочь своим ученикам оптимально сочетать занятия спортом с другими сторонами жизни: учёбой, трудом, общественной работой, отдыхом и культурным досугом.

К тренеру предъявляются высокие требования как, к человеку, с которого ученики берут пример.

Тренер должен хорошо знать своих учеников, интересоваться не только их физической, технической подготовленностью и спортивными результатами, но и жизнью в семье, отношение к учёбе, следить за поведением и т.д.

В связи с этим, особенно велика роль тренера-преподавателя, который планирует подготовку, направляет физическое и моральное воспитание своего ученика.

Для достижения эффективности тренировочного процесса необходимо четко планировать подготовку легкоатлета.

В настоящее время применяются следующие виды планирования: однодневные, недельные, этапные (от 2 до 8 недель) и перспективное от годичного до многолетнего.


2. Система планирования

Система планирования предполагает установление целей, задач, и определение основных показателей подготовки: Спортивных результатов, контрольных нормативов, тренировочных и соревновательных нагрузок Управление процессом подготовки осуществляется тренером на основании обобщения личного практического опыта и изучения закономерностей совершенствования тренированности и спортивной формы, что предусматривает:

1 . Составление перспективных индивидуальных планов тренировки, отражающих передовую систему подготовки по данному виду легкой атлетики;

2. Выявление индивидуальных особенностей учеников (уровень развития функциональных возможностей организма, двигательных и волевых качеств, технической подготовленности и другие);

3. Четкое определение в каждом виде средств и методов общей и специальной физической и технической подготовки легкоатлетов;

4. Систематическое повышение годовых нагрузок в непрерывном многолетнем тренировочном процессе. Чем длительнее тренировка в избранном упражнении, тем прочнее биохимическая основа развиваемого качества, которое во многом обуславливает стабильность спортивных результатов.

5. Комплексное развитие качеств двигательной деятельности, в первую очередь наиболее отстающих, в сочетании с совершенствованием техники движения;

б. Изменение тренировочной нагрузки за счет волнообразного характера динамики её компонентов (объема и интенсивности);

7. Оперативный текущий учёт тренировочных средств, самочувствия и анализа эффективности подготовки (ежедневной и еженедельный учёт и анализ тренировки позволяют своевременно обнаружить имеющиеся отклонения);

8. Создание устойчивого психического состояния легкоатлета в условиях напряженной спортивной борьбы (применение средств психологической подготовки, воспитание и самовоспитание волевых качеств, саморегулирующая тренировка и т.п.)

 

3. Перспективные многолетние планы

Перспективные многолетние планы тренировки составляются, как для группы спортсменов (новичков, спортсменов 3-2 разрядов) , как и для одного спортсмена, достигшего первого разряда. Общий перспективный план подготовки спортсмена, команды, может включать следующие разделы:

1. Краткая характеристика;

2.Цель многолетней подготовки и главные задачи по годам;

З. Этапы и сроки подготовки;

4. Главные соревнования на каждом этапе;

5.Спортивно-технические показатели по этапам;

6. Основная направленность тренировочного процесса по этапам;

7. Число занятий, соревнования и отдыха по этапам;

8.Тренировочная нагрузка по этапам;

9. Контрольные нормативы по этапам;

10.Перспективы в учёбе, повышения уровня специальных знаний,

11.Сроки врачебного контроля и диспансеризации;

12. График учебно- тренировочных сборов и места занятий

 

Групповые перспективные планы целесообразно разрабатывать на два года индивидуальные на четыре. Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основное направление подготовки всей группы. В нём должны найти отражение, тенденции к возрастанию требований по различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам, соответствовать уровню развития спортсмена данной группы. Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер на основе анализа. предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение группового плана), с учетом особенности того или иного спортсмена. Определение целей и задач в индивидуальных перспективных планах должно основываться на всестороннем учёте возможностей спортсменов и условий для их полного проявления.


4. Индивидуальный перспективный план на 4 года

Индивидуальный перспективный план на 4 года включает следующие разделы

1.Краткая характеристика спортсмена (фамилия, имя, отчество, год рождения, рост, вес, продолжительность занятий легкой атлетикой и данным видом, уровень развития основных качеств и специальных знаний, отношение к тренировке, личные качества, поведение в соревнованиях, недостатки в подготовке.)

2.Цель подготовки на 4 года (например, выполнить 2,1 взрослые разряды. Принять участие в первенстве России. занять определенное место)

З. Задачи подготовки по годам. Указывается конкретные задачи по совершенствованию физической, технической, тактической подготовки и определяются нормативы по годам

4. Основные соревнования (по годам), сроки и планируемый результат

5.Основные средства и методы подготовки. Кратко характеризуются главные средства и методы ОФП, технической, тактической и психологической подготовки.

6. Число тренировочных занятий и соревнований, применение основных тренировочных средств и контрольные нормативы по годам (план и выполнении).

7. Распределение основных средств тренировки по периодам и этапам. 8.Перспективы в учёбе. Знания, которыми должен овладеть спортсмен. 9.Врачебный контроль. Полный осмотр в диспансере два раза в году -осенью и весной; текущие осмотры раз в месяц и перед соревнованиями

10.Заключение тренера по годам или периодам тренировки. Таким образом, индивидуальный четырёхлетний перспективный план является документом, в котором находит место сочетание элементов многолетнего планирования с годовым


5.Составление годового плана

К конкретному составлению годового плана можно приступить только после ознакомления с утверждённым календарём соревнований, детального анализа всех сторон подготовки в предыдущем спортивном сезоне, определения целей и конкретизация задач.

В зависимости от задач могу уточняться цифры годового объема основных тренировочных средств.

Критериями оценки изменения годового объема основных средств тренировки, упражнений различной интенсивности (бег с различной скоростью, прыжки с разбега разной длины, метания снарядов разного веса)

Могут служить следующие показатели: значительное изменение (увеличение или уменьшение) - плюс, минус 40-50°/о от прошлогоднего, среднее - плюс, минус 30°/о малое-плюс, минус 20°/о

Планирование малого (среднего) изменения годовых нагрузок (объема и интенсивности) по основным средствам подготовки является необходимым условием дальнейшего развития физических качеств и совершенствования техники движений.

 

Для успешного решения отдельных задач целесообразно предусматривать в плане значительные изменения в нагрузке по соответствующим средствам подготовки.

В настоящее время круглогодичная тренировка для бегунов на средние дистанции и бегунов на короткие дистанции строиться по принципу двух циклов.

Первый - осеннее - зимний цикл, 23 недели

Подготовительный период - октябрь-январь, 176 недель

Соревновательный период - февраль-15 марта. 6 недель Расширение зимнего календаря соревнований имеет особое значение, когда речь идёт о повышении темпов подготовки и роста спортивного мастерства легкоатлета.

Второй - весенне-летний цикл, 29 недель

Подготовительный период- с 16 марта до конца мая, 11 недель

Соревновательный период - июнь-15 сентября, 15 недель

Лечебно– профилактический период- 16 сентября -7 октября, 3 недели

Кульминация развития спортивной формы - зимой с 15 февраля по 15 марта, 4 недели и летом с 15 июля по 15 сентября, 8 недель

При наличии показаний со стороны врачебного и педагогического контроля конец сентября и начало октября могут отводиться для лечебно-профилактических целей

При отсутствии таких показаний эти дни должны быть включены в подготовительный период.

На протяжении года осуществляется комплексная тренировка с применением широкого круга средств подготовки, направленных на укрепление организма совершенствование его функциональных возможностей, улучшение координаций движений, повышение волевых качеств.

Периоды и этапы годичной подготовки отличаются один от другого- задачами, соотношением тренировочных средств, величиной нагрузки, её объемом и интенсивностью, психической напряженностью.

Однако, границы между периодами носят условный характер Один период по своему содержанию постепенно переходит в другой, что объясняется необходимостью плавного изменения объёма и характера тренировочных нагрузок. Подготовительные периоды отличаются наибольшей тренировочной нагрузкой, создающей фундамент для дальнейшего роста результатов.

Только выполнение большой нагрузки со значительным объемом разнообразных средств вызовет в организме нужные функциональные изменения. Приведет к развитию важнейших физических и волевых качеств. Разносторонняя комплексная тренировка в подготовительном периоде должна обеспечить не только, высокий уровень двигательных навыков и качеств. Но и необходимую связь между ними.

В соревновательном периоде решается задача достижения наивысших результатов в том или ином соревновании. Соревнования в этот период являются одним из главных средств подготовки.

Тренировочная нагрузка, её объем и интенсивность в соревновательных этапах имеют значительные колебания. С приближением ответственных соревнований

общая нагрузка снижается, а изменение интенсивности происходит соответственно особенностям вида легкой атлетики.

Планирование тренировки строится на основе недельного цикла или цикла с другим числом дней. Объем основных средств тренировки за неделю отмечается в плане в конкретных цифрах, а в конце каждой недели показатели суммируются.

Непрерывное развитие необходимых качеств и эффективная реализация их при совершенствовании их техники осуществляется,изменением недельного объема и интенсивности тренировочных средств на различных этапах тренировки.
Наибольший эффект в решении данной проблемы достигается при комплексном построении занятий с большим числом повторений отдельных средств в недельном цикле подготовительного 3-4 раза и соревновательного 2-3 раза периодов. В подготовке спортсменов можно выделить следующие этапы:

1.Улучшение состояния здоровья и общей физической подготовки (переходный и начало подготовительного периода);

2.Совершенствование специальной физической подготовки в сочетании с технической подготовкой (подготовительный период);

З. Совершенствование в технической подготовке (соревновательный период);

4.Достижение высших результатов.

Каждому этапу в зависимости от его направленности соответствует определенное содержание недельного тренировочного цикла, которое для краткости обозначим: неделя ОФП-1 общая физическая подготовка без средств легкой атлетики), ОФП-2(тоже с включением средств легкой атлетики), СФП (специальная физическая подготовка) , ТП (техническая подготовка) , и СП(соревновательная подготовка).

Следует подчеркнуть ориентировочный характер недельных объемов тренировочных средств, особенно при переходе от одного периода к другому. Рекомендуемые соотношения основных средств специальной подготовки могут меняться в связи необходимостью решения индивидуальных задач в ходе тренировочного процесса. Варьирование объема и интенсивности с учетом меняющегося соотношения основных тренировочных средств и методов, является главным в управлении тренировкой. С учётом местных условий, где занимаются, могут быть некоторые отклонения в периодизации, расстановки акцентов и длительности этапов в круглогодичной тренировки. Однако, общая схема построения. последовательность в решении основных задач по этапам должны быть постоянными.

Во всех случаях подготовительный период начинается с ОФП, а затем углубленная СФП. Подготовка в октябре ведется по плану 4 недель по ОФП-2. Под влиянием такой тренировки постепенно повышается функциональное состояние и работоспособность организма спортсмена. Очень важно на этом этапе соблюдать постепенность в нарастании нагрузки, осуществляя самоконтроль за изменением работоспособности. Объективным показателем воздействия тренировочной нагрузки может служить частота пульса. Измеряемого ежедневно утром (лежа и стоя).

По мере повышения тренированности или снижения нагрузки, частота пульса в минуту снижается.

Для видов легкой атлетики, связанных с проявлением выносливости можно проводить контроль по сумме 5 показателей пульса:

1) после 5 минут отдыха лежа;

2) стоя;

3) учитывать разницу первых двух показателей;

4) после минуты легкого бега;

5) после минуты отдыха сидя

Меньшая сумма пульса свидетельствует о более высоком уровне общей подготовки бегуна. По моим данным среднем показателем можно считать сумму 250, а у лучших бегунов она ровна 200 уд/ мин

Преждевременное и слишком большое увеличение объема тренировочных средств приводит к накоплению утомления, перенапряжению и нарушениям деятельности центральной нервной системы и травмам опорно-двигательного аппарата.

После 4 недель тренировки в новом сезоне снижаем время на ОФП.

Постепенно нарастает нагрузка в средствах специальной подготовки для развития специальной выносливости и скоростно-силовых качеств. применительно к избранному виду.

Большое внимание уделяется и совершенствованию техники бега в усложнённых условиях.

Тренировка проводится по плану 12 недель СФП до середины января а за тем по плану 4 недель ТП до середины февраля.

С данного этапа проявляется характерная особенность -волнообразное нарастание нагрузки, объясняется это следующими причинами: в тренировке бегунов объем и интенсивность имеют неравномерный, волнообразный характер в годовом цикле, внутри каждого периода, в каждом недельном цикле.

Повышение нагрузки осуществляется на протяжении двух недель. В этот период наблюдается некоторое несоответствие между нагрузкой и функциональными возможностями бегуна.

Это проявляется в снижении желания тренироваться, в повышении утомления. В связи с этим следует провести неделю снижения нагрузки на 1/2, 1/3.

Зимний соревновательный период

С наступлением периода зимних соревнований объем тренировочной нагрузки снижается и в первую очередь в ОФП и специальной силовой и беговой подготовке, что позволяет продолжить повышение интенсивности в основных упражнениях. Управление спортивной формой подведение бегуна к соревнованиям составляет главную задачу этого периода. Тренер должен чувствовать как, когда включать в тренировку то или иное средство тренировки. Тренировка ведется по плану 4 соревновательных недель до окончания этого периода. После окончания зимних соревнований. завершающихся в последнюю неделю февраля следует второй цикл подготовки и соревнований. Построение тренировки осуществляется по принципу первого цикла. Тренер, вооружившись средствами и методами тренировки, глубоко и всесторонне воздействует на организм бегуна.

Весенний этап подготовки

На весеннем этапе нагрузка в целом остается большой. Характерным является возрастание интенсивности в специальной подготовке, увеличением числа повторений упражнений в различных условиях (усложненных обычных, облегченных) при сохранении объема скоростно-силовой подготовки Тренировка ведётся по плану 1-2 недель ОФП-2(до конца марта) , а дальше включая 7-8 недель СФП (до середины мая) и 3 недели -ТП ( до начала июня)

В соревновательном периоде нагрузка значительно снижается, главным образом, за счёт объема. интенсивность в применении основных средств тренировки достигает наибольшей величины и чередуется со средней и выше средней интенсивностью. Тренировка осуществляется по планам соревновательных и технических недель. Которые чередуются в зависимости от соревнований и их масштаба, а также самочувствия спортсмена.

Необходимо включать средства для поддержания и развития, специальных скоростно - силовых качеств и специальной выносливости.

Лечебно-профилактический период

Лечебно-профилактический период характеризуется постепенным снижением нагрузки. Она зависит от того насколько напряженно прошел сезон для легкоатлета. Активный отдых на протяжении 3 недель ОФП-1 должен включать различные игры, плавание, прогулки или кроссы на местности. В этот период необходимо заняться профилактикой и лечением застарелых травм.

Примерные недельные планы тренировок бегунов на 60-100 метров, прыгунов в высоту и длину:

для Алексеева Дмитрия II-взр разряд

для Земского Матвея III взр разряд

для Анпилогова Артема I юн разряд

для Дударева Александра II юн разряд

для Батыргариева Ильнура II юн разряд

Понедельник: скоростно-силовая подготовка

1.Разминка, бег 1000метров, Общеразвивающие упр. беговые упр.1х 50м, ускорение Зхб0

2.Бег в гору 8х80м

Повторный бег 2х80 на технику

Прыжковые упр. Длина с места- 10раз, тройной- 10раз, пятерной -10

З. Упражнения на расслабление на гимнастической стенке, для рук, брюшного пресса, для мышц спины.

4.Заминка легкий бег

 

Вторник: силовая подготовка

1.Разминка-баскетбол,

упр. ОФП,

беговые упр.,

ускорение, 3х60

2.Силовые упражнения: с отягощением 8кг -9кг,

для стопы с гирей 5кг,

упр. для рук с блинами 2,5кг с мешком прыжковые упр.

З. Упражнения для мышц брюшного пресса, спины, упр. для развития гибкости.

4.Заминка легкий бег

 

Среда: скоростная выносливость

Разминка,

бег 1000метров,

Общеразвивающие упр. беговые упр.1х 50м,

ускорение 3х80

2.Переменный бег 8-10х30м,

через 30м л/б, 5хбОм через б0 л/б

З. Упражнения барьериста.

4. Упражнения для мышц брюшного пресса, спины, упр. для развития гибкости.

5.Заминка легкий бег

 

Четверг - восстановительные мероприятия/ баня, бассейн/

Пятница: выносливость

1 .Кроссовый бег 4-5 км, разминка,

2. Упражнения с набивными мячами, с ядром, с гирей.

З .Прыжковые упражнения

4. Упражнения для мышц брюшного пресса, спины, упр. для развития гибкости, акробатика.

 

 

Суббота- скоростная, совершенствование техники бега

1. Разминка, бег 1000 метров, Общеразвивающие упр. беговые упр. 1х50м, ускорение ЗкбОм3х60м

2.Бег с н/старта 5х10м,5х15м, 5х50м,

.Бег с н/старта в парах с сопротивлением/ резина/ 5х1 5м

4.Прыжковый бег через набивные мячи.

5.Силовые упр. в парах

6. Заминка: баскетбол волейбол

 

Таким образом, планирование подготовки состоит из точного (в соответствии с задачами тренировки) выбора основных средств и методов и распределения их по дням недельного цикла, подбора недельных циклов, определенной направленности на этапах, определение нагрузок на этапах, определение нагрузок по этапам, периодам и за год. Разумное варьирование объема, интенсивности нагрузок, регулирование психического напряжения, обеспечение необходимого соотношения основных тренировочных средств и методов, а также оптимального соотношения между функциональными возможностями спортсменов и тренировочной нагрузкой и составляют систему управления процессом подготовки спортсменов.

Методическая литература:

1. «Бег на короткие дистанции» автор Л.В. Бартенёв

2. «Бег на средние дистанции» автор С.А.Вакуров

3. «Бег на средние и длинные дистанции» автор Ф.П.Суслов

4. «Теория и практика физической культуры и спорта»

5. Учебник тренера по легкой атлетике Л.С. Хоменков

6. «Молодому коллеге» автор Н.Г. Озолин

7. Легкая атлетика за рубежом «На старте женщины» автор Е.Н. Кайтмазова

8. «Скорость или выносливость» автор С.А.Дедтковский

9. Легкая атлетика в школе автор О. Н. Трофимов

10. «Барьерный бег» автор Е. Н. Буланчик

11. «Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике» автор В. Алабина

12. «Вопросы управления подготовкой легкоатлетов» автор В. Ф. Таранов

13. «Барьерный бег для женщин» автор Б Щенников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×