Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка урока истории Ставрополья в 9 классе | Ширинская Наталья Павловна. Работа №336108

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методическая разработка урока истории Ставрополья в 9 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС)

 

Тема урока: Известные люди в Пятигорске. Их вклад в развитие курорта Пятигорск.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: лечебная территория государственного значения, императорский рескрипт, проекты казенных зданий, свойство целебных вод.

Мы живем в чудесном городе. Я его люблю, и мои ученики его любят тоже. Мы пишем о нем стих, снимаем видео ролики, восходим на вершину Бештау, отыскиваем новые сведения о героях школы и Пятигорска. Эта любовь заразительна, ею   я заразила своих учеников, хочу, чтобы этой болезнью болели и вы.

Методическая разработка урока истории Ставрополья в 9 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС)

 

Тема урока: Известные люди в Пятигорске. Их вклад в развитие курорта Пятигорск.

 

Цель урока:  познакомить учащихся с известными людьми, жившими в Пятигорске;

показать их вклад в развитие курортах роль в признании государственного значения целебных вод нашего региона.

 

Тип урока: открытие новых знаний.

 

Планируемые результаты:

Личностные Образовательная:обрести мотивацию к изучению нового материала, осмыслить значение деятельности известных людей России XIX века в истории образования курорта,  развитие сотрудничества при работе в парах.

 

Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к малой Родине, уважение к людям ее прославлявшим..

Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных, текстовых умений и навыков, продолжить формирование понятийного аппарата, умения четко и логично формулировать свои мысли

 

Метапредметные : развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности, умение обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 

Предметные:  развитие умений работать с документами, овладеть целостными представлениями о создании курорта, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности роль россиян в создании курорта –Пятигорск.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, доска. 

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: лечебная территория государственного значения, императорский рескрипт, проекты казенных зданий, свойство целебных вод.

 

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мин)

 

 

 

 

учитель

учащиеся

 

 

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяю готовность к уроку

Приветствуют учителя.

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

4

3

 

 

 

 

4

 

 

Мотивация

 

 

 

 

Актуализация знаний, необходимых для усвоения новой темы

Умение ставить учебные цели

 

 

 

Амение работать по карте, применять полученные знания

 

 

 

Бмение применять полученные знания

Ставлю проблемные задачи урока

 

 

 

Организую работу по коррекции знаний с настенной картой

 

Организую работу по проверке изученного материала

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

 

 

Показывают на карте Пятигорск, Кавказские Минеральные Воды

 

 

 

 

Отвечают на вопросы: что положило начало Пятигорска, с какой целью император Александр I издал рескрипт «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства»

 

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждаю учащихся к самостоятельному осмыслению нового материала

Готовятся отвечать на проблемные вопросы , отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

 

6

6

Самостоятельная работа в группах

Умение работать  в группах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организую работу в группах по историчокументам , читают, отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют задание по текстам, отвечают на вопросы .Оказывают взаимопомощь .

 

6

7

 

 

 

 

 

8

Первичное применение нового знания

 

 

Динамическая пауза

Умение самостоятельно формулировать ответ на проблемный вопрос урока

 

 

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Организую работу по применению полученных знаний из исторических документов

 

Читаем стихи о Пятигорске, делаем физпражнения

Определяют положительные стороны деятельности известных людей в развитие курорта.

 

 

 

Выполняют физ.упражнения под руководством учителя

Слайды фото известных людей

4

 

 

 

 

 

 

1

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

Работа с текстами документов

 

 

 

 

 

Дополнительные сообщения из жизни известных людей

 

Формирование умения смыслового чтения, организации познавательности, осуществление самоконтроля

 

 

 

Формирование интереса к предмету

 

Организую работу по закреплению первичных знаний.

 

 

 

Организую учащихся на знакомство с историческими сведениями

 

Читают тексты о деятельности известных людей

 

 

 

 

 

Смотрят видео ролик о Пятигорске

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

11

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подвожу итог урока, организую первичную проверку изученного материала

Работают с тестами, осуществляют взаимную проверку.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

 

5

12

 

 

 

 

 

13

Инструктаж домашнего задания

 

 

 

 

Рефлексия

 

Объясняю домашнее задание, 3 группа-сообщен. О Гаазе, 2гр.- о братьях Бернардацци, о Р.Р.Лийцингере.

Задают вопросы по тексту задания

 

 

 

 

Отвечают на вопросы: меня удивило на уроке, я сумел понять, что.., , я бы еще хотел узнать, что..

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Известные люди в Пятигорске. Их вклад в развитие курорта Пятигорск.

 

 

Цель:расширить представления обучающихся о исторических событиях родного края;      пробудить интерес к изучению истории курорта - Пятигорска, истории Ставрополья.

 

1.Оргмомент.

 

2. Сегодня мы с вами должны решить историческую задачу:

Можно ли считать, что люди, о которых мы с вами будем говорить, положили начало развитию Пятигорска - курорта

3.Объяснение нового материала.

 

В краю зеленом, в долине гор

есть город Пятигорск

Там домики рассыпаны по склонам,

Как будто-то звезды,

Собранные в горсть.

( В.Гнеушев)

 

Такие красивые стихи о нашем городе написал ставропольский поэт Владимир Гнеушев, еще в середине XX .

А знаете вы, что этой красоты мы бы с вами не увидели бы ,если бы не люди, о которых мы сегодня с вами будем говорить.

Вы конечно, сейчас назовете многих известных людей, бывавших в нашем городе.(называют: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и др.)

А мне хочется сегодня вас познакомить с другими историческими личностями, которые оставили прекрасный след на улицах нашего города.

(Показываю презентацию: доктор Ф.А.Гааз, доктор А.П .Нелюбин, генерал А.П.Ермолов, архитекторы Джузеппе и Джованни Бернардацци, Р.Р.Лейцингер) Что сделали они для нашего города,? Можно ли сказать, что они способствовали развитию Пятигорска – курорта? На эти вопросы вы сможете ответить после нашего знакомства с их делами.

Удивительный и необыкновенный наш край – родноеПятигорье! Около 5 миллиардов лет назад образовались нынешние горы Пятигорья. Всего их не пять, а восемнадцать во главе с величавым Бештау. Такой природный ландшафт, как у нас единственный в России. У нас мягкий теплый климат и множество целебных источников минеральной воды. Отсюда название – «Кавказские Минеральные Воды». Пятигорье- его сердцевина.

Еще в средние века путешественников привлекали эти необыкновенные земли.

Арабский путешественник Ибн Баттута первый упомянул в своих трудах о целебных ключах Пятигорья. По словам Ибн Баттуты, «в этих пяти горах источники горячей воды, в которой моются…Всякий, кто вымылся в ней, исцеляется от болезней…» Именно Ибн Баттута впервые поведал миру о пятиглавом великане Бештау.

Именно здесь у подножия Бештау и Машука на берегу реки Подкумок была разбита Константиногорская крепость, которую мы называем родительницей Пятигорска. Первыми, о целебных свойствах минеральных вод узнали солдаты, жившие в этой крепости, солдаты, получившие ранения. А события эти датируются 1780 годом.

Весть об этих необыкновенных свойствах вод долетела и до Петербурга. Правивший Россией в то время император Александр I ,не остался равнодушен к таким известиям. В 1803 году он издает рескрипт «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства.» ( текст рескрипта)

Но нужны были люди, которые бы послужили развитию курорта. И они конечно нашлись в России. Один талантливых и известнейших людей –Федор Петрович Гааз(Фридрих Иозеф Хааз, 1780-1853) родился в небольшом городке на Рейне, медицинский факультет окончил в Вене и вскоре переехал в Москву. Здесь все складывалось удачно: репутация, круг пациентов, должность. В 1807 году он был назначен главным врачом военного госпиталя. В тот же период у него представилась возможность посетить для «поправки здоровья» и с пользой для науки далекий и загадочный Кавказ.

На Горячие Воды Гааз приезжал дважды и о своих впечатлениях написал в книге «Мое путешествие на Александровские воды». Главный горечесерный источник Гааз предложил назвать Александровским в честь Александра 1,государя, который «сделал много добра для вод Кабарды» другие источники, которые он обнаружил, назвал Елизаветинским и Мариинским, в честь жены и матери императора. Елизаветинский кислосерный источник врачГааз впервые рекомендовал для питья. Он составил для правительства докладную записку, где говорил о необходимости постройки на Горячих Водах казенных лечебных построек: ванн, бюветов, галерей, ресторации, а также в разведения парков и аллей. Александр 1 наградил первооткрывателя орденом святого Владимира и званием надворного советника.

Труды Гааза помогли развитию курорта на Кавказских Минеральных Водах.

Гааз исследовал не только главные источники нашего края, но открыл два серных ключа на Машуке и один на Железной горе, которые до него никем не были испытаны.

Гааз считал, что едва ли на свете еще известно такое место, « в котором бы можно было способствовать к излечению столь многих болезней как здесь при Кавказских водах». Он становится страстным сторонником зарождающегося курорта, что способствовало популярности «константиногорских теплиц» в русском обществе.

Много прекрасных строк посвятил Федор Петрович нашей любимой горе Бештау. Он считал, что в европейской части России нет выше горы Бештау , и сравнивал ее с Везувием. «На самом высоком плоскогорье, - пишет Гааз, - между Каспийским и Черными морями, словно вбитые в землю , стоят горы Бештау, из которых и бьют горячие ключи… из этих гор исторгаются драгоценными сокровищами воды для облегчения мук страждущих». «Спешите делать добро», оворил Гааз и делал его всю жизнь.

Город рос, привлекал огромное количество отдыхающих. Разные части города связывалисть дорогами, которые превращались в центральные улицы(Теплосерная, проспект Кирова).Настало время осваивать новые территории.

Генерал Ермолов наместник Кавказа собственноручно начертил генеральный план расширения города-курорта .Была произведена разбивка новых улиц и бульваров.(ныне К.Маркса, Анисимова, Красноармейская, Буачидзе).Был проложен новый трак из Георгиевска в Пятигорск.(Ныне улица Теплосерная)

Ермолов …однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал…знакомые строки из произведения Лермонтова «Мцыри» это писал Лермонтов о покорителе Кавказа генерале Алексее Петровиче Ермолове. Именно он внес ощутимый вклад в развитие нашего города. Весной 1818 года Ермолов побывал в Горячих водахн приказал сделать ремонт старым купальням и приказал строить новые ванны. Он составил перечень необходимых капитальных казенных сооружений – ванны, ресторации, аптеки. Начался новый этап развития Горячих Вод. Ермолов добился от правительства выделения крупных денежных средств и направления на курорт мастеров каменных дел братьев Бернардацци для сооружения зданий по утвержденным проектам. Весь 1822 г Ермолов занимался обеспечением безопасности нарождающихся курортов( Шла война с горцами, Кавказская) Кавказских минеральных водн перенес передний край Кавказской линии и возможность набегов горцев уменьшилась. Горячие Воды оказались в глубоком тылу. Были розданы застройщикам участки земли, и город стал быстро расти.

С 1830 года на лечение и отдых к нам стали приезжать офицеры, дворяне, купцы из различных губерний России. Именно в этот год Пятигорск получил современное название и статус окружного города Кавказской области. Началась работа по благоустройству и озеленению города. Строились красивые здания, разбивались парки, бульвары, цветники.

Лично генерал А.П.Ермолов ходатайствовал о приглашении строить город талантливых градостроителей.

Молодой город пригласили строить архитекторов швейцарцев братьев Бернардацци (1822 год)жованни- Баттиста и Джузеппе-Марко приступили к строительству капитальных курортных построек. Материал для строительства, камень травертин , был найден на Машуке. Он надолго стал основным строительным материалом. Джузеппе Бернардацци составил «Генеральный план благоустройства Горячих вод» Было построено здание каменной ресторации, Николаевские ванны. Также зодчие Бернардацци провели ряд работ по озеленению город. Был разбит центральный липовый бульвар( теперь каштановый) , был устроен цветник с первым казенным садом, а вокруг Михайловского источника разбит небольшой парк в «английском вкусе» с гротами и беседками( грот Лермонтова, грот Дианы) Город стал преображаться и посетив его во второй раз А.С.Пушкин записал: «…построены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные партеры, мостики, павильоны…Везде порядок, чистота, красивостьКаждый год на Горячих водах появлялись разнообразные сооружения.

На протяжении девяти лет, не покладая рук, создавали талантливые зодчие братья Бернардацци исторические здания, сооружения.

4.Работа в командах .Закончить фразы. С кем они связаны, кому они принадлежат?

(Раздаточный материал раздаю командамыполняют задания)

5.Продолжение изучения нового материала

Изучение целебных свойств наших вод продолжалосьзвестные врачи, ученые, биологи были заинтересованы результатами лечения водами, они приезжали к нам, среди них был Александр Петрович Нелюбин.Академик Нелюбин был послан для изучения и «химического испытания вод на самом месте».Результаты своих испытаний ученый обобщил в своем труде «Полное историческое, физико-химическое и врачебное описание «Кавказских минеральных вод» Он описал цвет, вкус, запах ,прозрачность, температуру вод. Нелюбин сумел подсчитать и приблизительный запас источников.Он открыл целебные воды Кисловодска, Железноводска, Ессентуков всего 23 источника. Он предложил нумерацию источников, которая используется и до наших дней. ( Источник № 4, источник № 17 )Нелюбин предвидел великое будущее кавказских вод. Он писал: «Эти воды имеют не только местное значение, но и громадное. Общественное значение для всей России. На Кавказе каждая пядь земли полита кровью русских солдат, и полученные нами воды важны не только как средство залечивать раны кавказским героям, но и как могучее средство для проведения культуры в местную жизнь»

Много интересных людей и событий было в истории нашего города. Людей, строивших, защищавших, украшавших , развивавших наш город видел множество. Хвала им низкий поклон!

Но мне хочется рассказать еще об одном человеке, без которого трудно представить наш город и сейчас.

На одной из старейших улиц нашего города, Теплосерной, и сейчас стоит интересное здание «со львами».Кто построил его? Кто здесь жил? Задают такие вопросы наши гости. В 1902 году в Пятигорске было основано Кавказское Горное Общество. У него был устав, председатель, значок, эмблема и даже членские взносы ( 5 рублей в год) Выпускался ежегодник КГО. Цели общества были высоки благородны: исследование Кавказских гор и прилегающих территорий, ознакомление с жизнью народов Кавказа, поощрение к посещению ученых, художников, туристов, охрана редких видов растений и животных.

Именно в доме «со львами» жил необыкновенный человек, председатель Горного общества Рудольф Рудольфович Лейцингер.( Председатель с 1907 г).О нем писали в то время: «Человек, без идей и усилий которого Горного общества могло и не быть. Оно обязано своим возникновением нашему уважаемому председателю Р.Р.Лейцингеру. Швейцарский гражданин по рождению, альпинист он первым поднял вопрос о создании Горного общества в Пятигорске и своим примером дал толчок этому делуудольфЛейцингер принадлежал к тем людям, у которых богатства и смелость замыслов сочетались с постоянной потребностью реального дела. Он организовал в Пятигорске «Общество пособия бедным», первым заговорил об устройстве в городе трамвая, ему принадлежит «Проект проведения пешеходной тропы на вершину Эльбруса и сооружения на нем метеорологических станций». Он разработал туристические маршруты по Кавказу для учащихся и часто предоставлял бесплатное помещение в собственном доме. Поэтому ученики, путешествующие по Кавказу, долго помнили дом «со львами» и его гостеприимного хозяина. В январе 1910 года, во время похорон Р.Лейцингера, вся улица Теплосерная была заполнена пятигорчанами и гостями города. Город прощался с «дедушкой русского альпинизма». И сейчас труд этого славного альпиниста, основоположника детского туризма не пропал даром. В его доме поселились его продолжатели: Городской детский центр туризма, которым руководят энтузиасты, продолжатели замечательных традиций –это директор, завуч и все сотрудники центра. Они объединяют нас для свершения благих дел во имя изучения истории и великих людей нашей малой Родины.

6.Динамическая пауза. Читаем стихи о Пятигорье, делаем упражнения.

Пятигорье-край родной

Ты для нас как рай земной!

Твои горы и поля

Прославляем мы тебя

Радуйся, цвети и пой

Не расстанусь я с тобой!

7.Первичное применение новых знаний. Решение теста.

8.Итог урока. Рефлексия.

Вот о таких людях мы с вами сегодня говорили.

Как вы считаете, весом ли вклад этих людей в развитие нашего города?

О каких людях и их делах вы сегодня услышали впервые?

Что бы вам хотелось о них и их делах узнать еще?

Ходили ли вы туристическими тропами Кавказа?

Узнали вы места, о которых мы говорили сегодня?

Мы живем в чудесном городе. Я его люблю, и мои ученики его любят тоже. Мы пишем о нем стих, снимаем видео ролики, восходим на вершину Бештау, отыскиваем новые сведения о героях школы и Пятигорска. Эта любовь заразительна, ею я заразила своих учеников, хочу, чтобы этой болезнью болели и вы.

Спасибо вам за знакомство. Вы были прекрасными слушателями, собеседниками и настоящими ратриотакми нашего города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×