Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по сказам Бажова | Мой кабинет. Работа №351780

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по сказам Бажова. В основе построения урока лежит технология проблемного обучения. Показано применение приема "смысловые противоречия" на примере анализа образов Данилы и Хозяйки Медной горы. В ходе урока педагог инициирует дискуссию обучающихся. В конце методической разработки прикреплен рабочий лист.

Методическая разработка урока литературы для 5 класса «Если Каменный цветок распустится».

Лавриненкова Я.А.,

учитель русскогоязыка и литературы

ТемаОбразы Степана, Данилы-мастера, Настеньки и Хозяйки Медной горы в сказах П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок».

Данный урок является вторым уроком, посвященным творчеству П.П. Бажова. Для успешности занятия важно, чтобы на предыдущем занятии ученики познакомились с биографией уральского сказителя, рассмотрели вопросы, связанные с отличием сказов от сказок и былей, а также, чтобы прочитали сказы «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок».

В ходе реализации данной методической разработки ученики углубляются в художественный мир необычного в литературе жанра сказа: проводят наблюдения над языком художественного произведения. «вырисовывают» и «оживляют» образы литературных героев Бажова.

Цель урока: анализ смыслового содержания сказов Бажова.

Задачи урока:

 развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;

 развивать образное восприятие, творческое мышление;

расширить словарный запас и навыки владения терминологией;

 воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.

Используемые современные образовательные технологии: работа в программе Plickers фронтального опроса класса.

Предварительная подготовка.

Ученики заранее читают сказы Бажова

«Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок»

.

На предыдущем уроке учитель рассказывает о жизни и творчестве Бажова, литературных особенностях жанра «сказ», проверят, насколько хорошо дети ознакомил

ись с содержанием данных сказов.

Конспект урока.

Введение.

Сегодня мы снова продолжим наше путешествие в глубь уральских гор, в те места, где жили персонажи сказов Бажова. Давайте посмотрим небольшое видео. Педагог включает клип на песню Алексея Берсенева «Медной горы хозяйка» [1].

Основная часть.

Работать мы будем на листе с заданиями (приложение 1).

Первое задание. Вам нужно выбрать из предложенных значение слова, как бы «перевести» на современный язык слова и выражения из сказов Бажова. Ученики в течении 2-х минут выполняют задание на листке.

Педагог посредством индивидуальных QR-кодов с вариантами ответов (A, B, C) проводит фронтальный опрос класса и проверяет правильность выполнения задания с помощью программы Plickers.

Вопрос для обсуждения: как вы думаете, почему переводчики отмечали практическую непереводимость сказов Бажова? Педагог выслушивает гипотезы детей и дополняет их.

Задание 2.

На карточке перед вами (приложение 2) слова и выражения из сказов Бажова. Распределите их по группам причин трудностей перевода.

Трудность перевода создают две причины: лингвистическая (большое количество слов–историзмов и слов-архаизмов) и культурологическая (явления быта горных рабочих, жителей глухих сел, причем детально описанного, культурно-исторические особенности того времени (крепостное право, языческие верования)).

Сказы написаны особым языком, много трудных слов вам встретилось в текстах. Не только жителю другой страны, а и многим современным жителям России непонятны значения слов «приказчик», «рудник». В Европе, как и в России, был нормальным явлением детский труд. Начиная с 7-9 лет, ребенок становился подмастерьем и учился какому-либо мастерству или выполнял черновую работу. Но полноправное владение живым человеком, как предметом, было для Европы чуждым явлением в 18 и 19 веке. Хозяин (владелец) имел полное право выпороть, посадить на цепь, не разрешить жениться или, наоборот, заставить жениться по своей личной воле. Цитата из сказов Бажова: «Известно, какое время было, крепость. Всяко галились (издевались) над человеком».

И Павел Петрович Бажов - не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право. И хранители природных мест, гор, защищали не только недра земли от бездумной их разработки и разорения – ведь в те времена, о которых идет речь, малахита добывалось так много, что казалось, будто его запасы неисчерпаемы, Добыча уральского малахита была настолько велика, что мастера просто выбрасывали малахитовую крошку, засыпая ею ямы на мостовых. В славянской мифологии и фольклоре мифические существа помогают простым честным людям, иногда сначала их испытывая. Как хозяйка Медной горы испытывала Степана? При необходимости, педагог дополняет детей: испытания были на смелость и на жадность.

Как вы поняли эпиграф к листу с заданиями? Что значит «сказ в покор», «сказ в наученье», «сказ вместо фонарика впереди»? Скfзы задают ориентиры в поведении – как надо себя вести, как себя вести не надо, к чему стоит в жизни стремиться. Что на самом деле важно, а что не очень. Что важнее – сколько у тебя денег или насколько ты добрый человек? Какой персонаж сказов вызывает симпатию – небогатый Степан или душный приказчик?

Задание 3. Опишите несколькими словами героя сказа (он у вас на листе выделен жирным шрифтом). Один из учеников описывает выбранного героя (другие могут дополнять образ). В чем сходство описаний Данилы, Степана и Настеньки? Это люди, которые усердно трудятся, не богатые, отличаются высоким мастерством, положительными качествами характера – смелость, честность. В чем особенность образа Хозяйки Медной горы? Может представать перед человеком в образе девушки или ящерицы. К хорошему или плохому встретиться с Хозяйкой? Еще одна цитата из сказов: «Вот она какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».

Задание 4. Вам предстоит ответить на вопрос – в чем главный смысл сказов Бажова.

Предлагается 2 варианта ответа:

- любовь земного человека к существу из другого мира (красавице, идеалу красоты из подземного мира), в преклонении человека перед божеством;

или

- восхищение человека красотой природы, совершенством и переживания от невозможности выразить в произведении искусства это совершенство;

или

- можете написать свой вариант, как вы поняли смысл сказов.

Педагог посредством индивидуальных QR-кодов с вариантами ответов (A и B) проводит голосование среди учеников класса с помощью программы Plickers. Исходя из результатов голосования, педагог выбирает очередность просмотра видеороликов. Если большинство детей выбрали 1-й вариант, то сначала демонстрируются первые 2 минуты видеопрезентации «Малахит, или Хозяйка Медной горы» [2], если 2-й – то видеофрагмент «Песня Данилы из мультфильма «Медной горы хозяйка».

После просмотра первого видео проводится повторное голосование, и педагог включает второе видео.

Посмотрите внимательно на рисунок на вашем листе заданий. Основными чертами славянского язычества как мировоззрения являются вера в одушевлённость природы, культ предков и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека. Природа живая, у гор, лесов есть душа, хозяин или хозяйка, которая бережет сокровища, природные богатства.

Задание 5. Запишите на листе с заданиями, что вас больше всего удивило в сказах Бажова?

Какие еще сказы (кроме тех, которые мы обсуждали сегодня) вы прочитали? Про что этот сказ? После сегодняшнего урока появилось ли у вас желание читать другие сказы П. Бажова?

Приложение 1. Задание 1. Ответы. Было жарко - страсть. Парун чистый - жаркий день после дождя. Робили работали Артуть девка - девушка, подвижная, как ртуть. Лазоревку добывали - лазурит, камень светло-синего цвета.

Приложение 2.

Протча прочее; приковать в забое – надеть на ногу цепь королек с витком - частица, слиток чистого металла; в газах зелено, и щёки будто зеленью подёрнулись - у горных мастеров малахитовая пыль въелась в кожу; Изробленный - измученный, заболевший от непосильной работы; Огневушка-Поскакушка - предвестницу залежей золота; приказчик – помощник хозяина, управляющий; Великий Полоз – царь змей и охранитель Уральских гор и их сокровищ; рудник – предприятие по добыче полезных ископаемых подземным или открытым способом; Хозяйка Медной горы - владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства; урок спрашивать без поблажки – строго проверять выполнение заданного объема работы. баскийкрасивый.

Задание 2. Ответы. Устаревшие слова: протча, изробленный, баский. Специальные термины: королек с витком, в газах зелено, рудник Культурно-исторические (крепостное право): приказчик, урок спрашивать, приковать в забое. Язычество, волшебные существа: Огневушка-Поскакушка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы.

Проблемное обучение: прошлое, наст

оящее, будущее: Коллективная мо

нография: в 3 кн. / Под ред.

Е.В.Ковалевской

. — Нижневартовск: Изд-во

Нижне

варт

.

гуманит

. ун-та, 2010

Лихачев Д.С. «От мысли к слову» - М.: «АСТ», 2020, с.193-195.

Чудакова

М.О. «Литература в школе: читаем или проходим?» - М.: «Время», 2014, с.264

Ямбург Е.А. «Беспощадный учитель: педагогика

non-fiction

» - М.: «

Бослен

», 2018, с.339.

 


 

1. Выбери значение слова

Например, покор – упрек, укор, позор

Робили – A рубили B работали C дробили

Парун – A дождь B гроза C жара

Лазоревка - A камень B рыба C птица

Артуть-девка - A молодая B красивая C подвижная

 

2. Причины трудностей перевода

Лингвистические

- устаревшие слова

________________________________________________________________________ - специальные термины ________________________________________________________________________

Культурно-исторические

- крепостное право ________________________________________________________________________

- язычество, волшебные существа ________________________________________________________________________

3. Опиши одного из персонажей

Данила-мастер, Степан, Настенька,

Хозяйка Медной горы

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________

 

 

 

 

4. Для меня смысл сказов Бажова

A в преклонении человека перед божеством, сущесвом из другого мира, любви

B в восхищении человека красотой природы, ее совершенгством

С свой вариант

______________________________

________________________________

 

5. Больше всего меня поразило, удивило, заинтересовало в сказах

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свою работу на уроке

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×