Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка урока "Мир в зеркале искусства" | Пакина Ирина Владимировна. Работа №273195

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пакина Ирина Владимировна
 В данной методической разработке раскрывается отличие искусства от остальных видов и форм социальной деятельности

Урок 9

Искусство как универсальный способ общения

Мир в зеркале искусства

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей. Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства. Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи. Главное — при встрече с художественным творением сопереживать. Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному. Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре.

- А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.

 

- К примеру, обратимся к самой известной иконе во всем мире- "Святая Троица" Андрея Рублева. В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это? Подробности жизненного пути Андрея Рублева почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя упоминалось редко. Все же, тщательные исследования историков древнерусского искусства позволяют предполагать, что он был монахом Троице-Сергиева монастыря, для Троицкого собора которого он и написал свой шедевр. Вспомним, что и основатель монастыря, Сергий Радонежский, и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей, их борьбу с монголо-татарским игом. Но не прошло и полувека после Куликовской битвы, в которой соединенные русские силы разбили орду Мамая, как московская Русь оказалась на пороге кровавой феодальной усобицы. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени. «Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.

- Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. «Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей».

- Колизей. Рим . Колизей — выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима. Название «Колизей» берет свое начало от слова «колоссальный», «громадный». Однако изначально оно относилось не к самому зданию, как можно было бы подумать, а к огромной по величине статуе императора Нерона, стоявшей около него. Свое официальное название – «амфитеатр Флавиев» – Колизей получил потому, что строительство велось при правлении императоров из рода Флавиев. Колизей являлся символом могущества и величия Римской империи на протяжении веков. Трудно предположить, что такой шедевр мог служить ареной для жестоких представлений, во время которых решались судьбы тысячи людей. На потеху неугомонным зрителям устраивались кровавые бои, в которых находили свою смерть наравне с приговоренными к смертной казни преступниками и гладиаторы, и дикие животные.

Он был построен на месте искусственного озера возле роскошной резиденции Нерона. Строительство было начато в 72 году н.э. и длилось до 80 года н.э. Сначала озеро было осушено, для оттока вод стекающих с холмов строители проложили дренажные каналы.
Для строительства Колизея использовались травертиновые блоки, кирпич и туф, а также мрамор, железо и дерево, которое использовалось в отделке.
Колизей впечатлял не только своим размером, но и роскошью. Слайд В каждой арке между ярусами было по одной статуе, стены были украшены бронзовыми украшениями, потолки разрисованы разноцветной штукатуркой, колонны с барельефами.

Огромная арена могла вместить около 6000 человек. В то время в Колизее проходили так же морские сражения, и небольшой флот кораблей мог легко разместиться. Под ареной была проложена система водопроводных каналов с помощью которой и доставлялась вода на арену для импровизированного озера( глубина несколько метров). Также под ареной находились помещения для гладиаторов и преступников, клетки с животными, склады, катапульты и разные подъемные механизмы.
Новшеством Колизея был и тент, который позволял накрывать от палящих лучей солнца зрителей на трибунах. Он при помощи сложного механизма натягивался матросами на верхнем ярусе амфитеатра.

Колизей пострадал от пожара при императоре Макрине, но был восстановлен. Император Филипп в 248 году еще праздновал в нем тысячелетие существования Рима, организовав большие представления.

Сиднейский оперный театр (англ. Sydney Opera House) — одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии, Сиднея, и одной из главных достопримечательностей Австралии — Парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры и с 1973 года является наряду с мостом Харбор-Бридж визитной карточкой Сиднея.

Сиднейский Оперный Театр был открыт 20 октября 1973 года королевой Англии Елизаветой II. Трудно представить себе Сидней без Оперы, однако до 1958 года на ее месте находилось обычное трамвайное депо (до здания оперы там располагался форт, а затем трамвайное депо).

Архитектором Оперного Театра является датчанин Йорн Утзон. Несмотря на удачность концепции сферических оболочек, решавшей все проблемы строительства, удачно подходя для массового производства, точного изготовления и простоты монтажа, строительство затянулось, в основном из-за внутренней отделки помещений. Планировалось что строительство Оперы займет 4 года и будет стоить 7 миллионов австралийских долларов. Вместо этого, опера строилась целых 14 лет и обошлась в 102 миллиона долларов! Сиднейский оперный театр - это здание, выполненное в стиле экспрессионизма с радикальным и новаторским дизайном. Здание занимает площадь в 2,2 гектара. Кровлю театра образует серия «раковин» из несуществующей бетонной сферы диаметром 492 фута, их обычно называют «скорлупками» или «парусами», хотя это неверно с точки зрения архитектурного определения такой конструкции. Эти скорлупки созданы из сборных, бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на 32 сборные нервюры из того же материала. Все нервюры составляют часть от одного большого круга, что позволило очертаниям крыш иметь одинаковую форму, а всему зданию законченный и гармоничный вид.

Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного Зала (англ.Concert Hall) и Театра Оперы (англ. Opera Theater). В других залах потолки образуют группы более маленьких сводов.

Ступенчатая структура крыши была очень красива, но создала проблемы высоты внутри здания, т.к полученная высота не обеспечивала должной акустики в залах. Для решения этой проблемы были сделаны отдельные потолки, отражающие звук.

За этот проект Утзон получил Притцкеровскую премию, высшую награду в архитектуре, в 2003 году. Награждение сопровождалось словами: "Не существует никаких сомнений, что Сиднейский оперный театр его шедевр. Это одно из больших знаковых зданий 20-го века, образ необычайной красоты, которая стала известна во всем мире - символ не только города, но и всей страны и континента."

В Сиднейском оперном театре нашли свой дом четыре ключевые компании в искусстве Австралии - Австралийская опера, Австралийский балет, Сиднейская театральная компания и Сиднейский симфонический оркестр, кроме них еще множество других компаний и театров базируются в Сиднейском оперном театре. Этот театр является одним из самых оживленных центров исполнительского искусства, ежегодно проходят около 1500 выступлений с общей посещаемостью более 1,2 миллиона человек. Он также является одним из самых популярных достопримечательностей Австралии, более семи миллионов туристов посещают его каждый год.

- Рассмотрим к примеру, творчество удивительного бельгийского художника-сюрреалиста Магритта Рене (1898-1967). - бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла. В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. Создававший загадочные картины Рене Магритт родился в конце 19 века в маленькой стране Бельгии. В раннем детстве его пугали шахматы и нотные знаки, по его воспоминаниям. Мать его утонула в реке, прыгнув с моста, когда Рене было 13 лет. Вытащив труп, обнаружили, что голова её обернута газовой тканью. Отсюда в творчестве будущего художника появились портреты без лиц.

Проучившись в Королевской Академии в Брюсселе два года, бельгийский художник Magritte Rene ушёл оттуда, став работать рекламным художником на бумажной фабрике. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. С этого момента он – сюрреалист. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. Тогда Рене, расторгнув контракт, и его жена Жоржетта Бергер уезжают в Париж, где художник вступает в кружок сюрреалистов. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Париж надоедает, и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство.

Ранние работы Магритта были выполнены в в стиле кубизма и футуризма. Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон.

Слайд-шоу

Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству. "Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне", — писал Герберт Рид. В этих словах — ключ к поэтике Магритта. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. Название объясняет идею картины: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Образ может родиться лишь из сближения двух более или менее удалённых друг от друга реальностей.

Вот комментарий художника к своей картине "Удел человеческий" (1933): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание".

На одной из поздних картин Магритта, "Готовый букет" (1956), человек в неизменных котелке и фраке, стоящий спиной к зрителю на террасе, созерцает вечереющий парк. А на его спине изображена "Весна" Боттичелли, шествующая в цветах и блеске красок. Что это? Реализация афоризма "Человек проходит, искусство остаётся"? Или, быть может, человек, любующийся парком, вспомнил картину Боттичелли? Ответ неясен.

Стремясь постичь ускользающий смысл картин Магритта, "объяснить" их, разум зрителя судорожно хватается и за то, и за другое. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. По воспоминаниям родственников и друзей, придумывая названия, он часто обсуждал их с друзьями-литераторами. Вот что говорил сам художник по этому поводу: "Название — это указатель функции картины", "В названии должна присутствовать живая эмоция", "Лучший заголовок картины — поэтический. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать".

На картине "Сын человеческий" (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания, и как символ природы, которую пытается понять человек. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Название её – «Сын человеческий». Картина названа именно так, потому что, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×