Методическая разработка урока "Образование" | Гринь Маргарита Евгеньевна. Работа №304160
Урок обществознания в 8 классе
Тема урока : : Образование.
Цель: охарактеризовать сущность и роль образования в жизни общества; определить,почему непрерывное образование является ключевой задачей общества; дать представление о системе образования в Российской Федерации.
Задачи:
Образовательная: продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире
Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, уметь анализировать, делать выводы и обобщения
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока
Планируемые результаты:
Предметные: определять причины роста значимости образования в информационном обществе; исследовать связь между конкурентоспособностью страны и образованием; описывать основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества; характеризовать основные уровни образования в современной России;
Метапредметные: 1)коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать , аргументировать и отстаивать своё мнение;
2)регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; оценивать правильность решения учебной задачи;
3) познавательные УУД: собирать и фиксировать информацию , выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения;
4) личностные УУД: формирование и развитие мотивации учения, готовности и способности к образованию и самообразованию; отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация
Урок обществознания в 8 классе
Тема урока : : Образование.
Цель: охарактеризовать сущность и роль образования в жизни общества; определить,почему непрерывное образование является ключевой задачей общества; дать представление о системе образования в Российской Федерации.
Задачи:
Образовательная: продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире
Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, уметь анализировать, делать выводы и обобщения
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока
Планируемые результаты:
Предметные: определять причины роста значимости образования в информационном обществе; исследовать связь между конкурентоспособностью страны и образованием; описывать основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества; характеризовать основные уровни образования в современной России;
Метапредметные: 1)коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать , аргументировать и отстаивать своё мнение;
2)регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; оценивать правильность решения учебной задачи;
3) познавательные УУД: собирать и фиксировать информацию , выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения;
4) личностные УУД: формирование и развитие мотивации учения, готовности и способности к образованию и самообразованию; отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
Какую сферу общественной жизни мы с вами изучаем? (сфера духовной культуры). Что к ней относится? ( искусство, мораль, право, религия, наука. образование)
А какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
(моральный выбор – ответственность)
Давайте, ребята, вспомним, что такое моральный выбор? (моральный выбор – выбор своего отношения к другим людям – доброго или злого)
Моральный выбор – это ответственность. Объясните, ребята, а что такое ответственность?. Ответственность - способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия).
А теперь давайте рассмотрим и обсудим несколько ситуаций. Помните, что отношение к нам окружающих, зависит от наших поступков и чем лучше уясните себе, тем легче будет избежать непоправимых ошибок.
3. Изучение нового материала.
Учитель. Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей.
а)."Полное невежество приводит к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи".К.Гельвеций(философ эпохи Просвещения)
Невежество – отсутствие знаний, необразованность.
б)"Если ты не учишься, то незаметно станешь стариком, и не важно тебе 20 или 80 лет. Когда ты учишься, ты всегда остаешься молодым и прогрессивным." Генри Форд (американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру)
Учитель. Кто сможет определить нашу новую тему, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Образование) (слайд 1)
Какие вопросы мы будем рассматривать на уроке?
План (слайд 2)
( 1.Приоритетность образования.
2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества.
3. Общее и профессиональное образование в РФ.
4.Непрерывность образования)
Что такое образование?(слайд3)
Учитель: Какова цель образования? (слайд №4 )
(приобщение индивида к достижениям человеческой культуры, передача и сохранение ее культурного достояния)
Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.
Как связаны между собой данные документы? (Конституция РФ и Закон «Об образовании») (слайд 5)
Работа со статьёй 43 Конституции. ( слайд 6)
Приоритетность образования - формирование нравственных, интеллектуальных, личностных, коммуникативных ресурсов человека.
Для повышения качества образования установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки и техники.
Сегодня некоторые школьники говорят о том, что не следует столько сил и энергии тратить на получение образования. Мол и без Пушкина можно прожить…Вы согласны с этим утверждением?
- Для чего нужно и нужно ли образования сегодня? (Стать достойным гражданином в обществе вы можете и без него, но быстрей выйти в люди, все-таки оно помогает.)
1. Образованные граждане успешно развивают экономику и культуру страны.
2.Образованные люди увереннее добиваются реализации своих жизненных устремлений.
Высокий уровень образования повышает конкурентоспособность страны – способность выдерживать конкуренцию. Конкуренция – соперничество.
Что и кто сможет обеспечить конкурентоспособность страны? – образование и человек.
Учитель :В каком обществе мы живем?(информационном)
Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса.
Образование тесно связано с жизнью данного общества. Запросы быстро изменяющейся жизни во многом определяют цели образования, состав и содержание учебных предметов. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развивается её экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.
Сообщение Михайловой Даяны о запросах индустриального общества.
А теперь ситуация
«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:
1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);
2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб»
Учитель :Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. 2.Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?
(В информационном обществе, всё больше прослеживается связь между уровнем образования, положением человека в обществе и конкурентоспособностью страны)
Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование
.
Учитель. Образование в нашей стране должно быть доступно для всех граждан страны. Закон «Об образовании» определяет две части системы образования – общеобразовательную и профессиональную. (слайд 7)
Учитель. Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления и комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Школа - один из основных элементов системы образования (слайд 8)
.Уровни общего образования:(слайд 9)работа с учебником (стр.82)
Дошкольное, начальное, основное, среднее
Учитель : задача этих элементов образования - формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору профессии.
Уровни профессионального образования(слайд 10) стр. 83 учебника
Среднее профессиональное, высшее бакалавриат, высшее специалитет, магистратура, высшее образование подготовка кадров высшей квалификации
Учитель: задачи профессиональных учебных заведений - последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня и подготовка профессиональных специалистов.
- В какой части образовательной системы вы находитесь?
( общеобразовательная)
- На какой ступени?( основное общее образование)
Учитель :На этом этапе готовится почва для того, чтобы на следующих этапах образования овладеть наиболее важными знаниями. Чем ближе окончание основной школы, тем важнее сделать первые шаги в выборе путей дальнейшего образования. Вы можете поступить в профессиональное учебное заведение или выбрать профильную.подготовку в 10 - 11 классах.
Учитель. В РФ имеются различные пути получения образования - это и обучение в учебных заведениях; можно получить образование в семье
( при наличии соответствующих условий) и путем самообразования. Как можно самообразовываться?
(Получить образование вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала) )слайд 11)
Учитель :Основной источник самообразования- чтение, изучение литературы. Еще способствует самообразованию прослушивание лекций, посещение музеев и выставок, познавательных телепередач.
- Как вы понимаете словосочетание «непрерывность образования»?
(Это образование, которое человек должен получать всю свою жизнь.)
Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование
Рефлексия.
Разбор и обсуждение ситуаций.(слайды 12-14)
.Учитель.: Предлагаю вам оценить ваше состояние на данный момент фразеологическим оборотом.
«каша в голове» (нет ясности у кого-либо в понимании чего-либо; путаница в мыслях);
ни в зуб ногой (совершенно ничего не знать, не понимать, не смыслить в чем-нибудь, абсолютно не разбираться в чем-нибудь),
«светлая голова» (логично мыслящий человек, ясный и логичный ум)
.Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 8. Прочитать и ответить на вопросы.
творческое задание: составить небольшой рассказ со словами: образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование (слайд 15)