Методическая разработка урока "Осторожно, деньги!" | Цибуля Елена Владимировна. Работа №299915
Автор: Цибуля Елена Владимировна
Данная методическая разработка может быть использована как в курсе изучения обществознания, так и в курсе изучения финансовой грамотности. материал может быть адаптирован к различным возрастным категориям учащихся. Поскольку данная тема включена и в задания ОГЭ, то он может быть использован и к подготовке к сдаче данного вида экзамена. Практичесая ориентированность заданий, включенных в разработку позволяет социально адаптировать учащихся в данном направлении их социализации. Знания в области финансовой грамотности актуальны в окружающей учащихся реальности.
Цибуля Елена Владимировна
учитель истории, обществознания, экономики
МБОУ «Гимназии №6» города Новочебоксарска
Методическая разработка урока по финансовой грамотности
для 8 класса
«Осторожно, деньги!»
Слово «деньги» всегда вызывает эмоции. Положительные или отрицательные. Но никого не оставляет равнодушными. Причем это касается и взрослых и детей. Сегодня дети очень рано знакомятся с деньгами и важно, чтобы одновременно с этим они узнавали и правила обращения с деньгами. На это и направлены занятия курса «Финансовая грамотность». Тема одного из занятий – «Осторожно, деньги!» (8 класс).
Цель: формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности на основе культуры экономического мышления и выработки практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной, так и в общественной жизни.
Задачи:
1.Рассмотреть понятия, связанные с эволюцией денег.
2 Познакомить учащихся с основными особенностями денежных систем ряда исторических периодов России.
3 Формировать представление о правилах обращения с деньгами.
4 Развивать умения работать в рамках проектов.
5 Способствовать экономическому воспитанию школьников на основе полученных знаний.
Ход занятия:
Занятие проводится в соответствии со следующим планом.
I Организационный момент
II.Оглянемся назад.
III. Немного о деньгах.
IV. Посчитаем –поиграем.
V. С деньгами по-взрослому.
VI.Список источников и литературы.
I. Организационный момент
Учитель актуализирует проблему финансовой грамотности, в соответствии с возрастом обучающихся.
II.Оглянемся назад.
Учитель: Из курса истории мы знаем, что человечество в определенный момент своего развития отказалось от бартера и перешло к обмену, часть которого – деньги как универсальный товар.
Обсуждается значение слова «бартер», формулируются минусы натурального обмена.
Учащиеся подводятся к выводу:
бартер- обмен товара на товар без использования денег
- неравноценный обмен
-длинная цепочка обмена
-трудности для накопления
-можно не найти партнера для обмена.
Учитель: Всему этому мы находим подтверждение в тех продуктах, предметах, которые использовались для обмена. Но даже те, которые пытались использовать в качестве универсального были не идеальны.
Обсуждаются недостатки таких товаров как речной жемчуг, меха, сушеная рыба, раковины каури и т.п.
Учащиеся подводятся к выводу, что все это, прежде всего, невозможно копить, хранить долго (то есть не выполняется одна из функций «настоящих» денег).
Учитель: В итоге люди пришли к созданию металлических денег. Самыми распространенными металлами стали медь, серебро, золото.
Обсуждается причина выбора именно этих металлов.
Учащиеся подводятся к выводу, что они не слишком резкие, но и не очень распространенные.
Учитель: Первоначально это брусочки металлов – гривны.
Затем, появились монеты. Так как удобнее плоская форма для переноски и накопления. Пришли к округлой форме так же для удобства обращения.
III. Немного о деньгах.
Учитель: Гривна стала основной денежной единицей на долгое время.
Поскольку на Руси первоначально в качестве универсального эквивалента использовался мех, то и название первых металлических денег так же перекликалось с названием пушных зверей.
Информация, подготовленная учащимися.
«Эквивалентом современной копейки в древней Руси была векша. Иногда ее называли белкой или веверицей. Чтобы накопить на гривну, древнерусскому человеку понадобилось бы 150 векшей.
В русских землях ходил и восточный дирхем. Его, а еще и европейский денарий на Руси называли куной. Бытует версия, что первоначально куна была шкуркой куницы, белки или лисицы с княжеским клеймом.
Проблему точного расчета на Руси решали по-своему. Например, разрезали шкурку куницы или прочего пушного зверя, тем самым, подгоняя кусочек меха под ту или иную стоимость. Такие кусочки назывались резанами. Потом стали резать и монеты, а резаная монета стала резаной.
Еще одной небольшой монетой была ногата – она стоила примерно двадцатую часть гривны. По всей вероятности, ногата тоже первоначально была меховой шкуркой какого-либо зверя.»
Учитель: Позже пришли такие денежные единицы, которые мы встречаем чаще, в том числе и в литературных произведениях.
рубль = 2 полтинам
полтина = 50 копейкам
пятиалтынный = 15 копейкам
гривенник = 10 копейкам
алтын = 3 копейкам
грош = 2 копейки
2 деньги = 1/2 копейки
полушка = 1/4 копейки
IV. Посчитаем –поиграем.
Учитель: Когда-то в старинных учебниках математики применяли счет указанными видами денежных единиц. То есть и тогда детей приучали к обращению с деньгами на бытовом уровне. То есть тоже задумывались над финансовой грамотностью подрастающего поколения.
Попробуем решить несколько таких задач.
Задача 1.
Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по 2 алтына и 7 полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки.
Сколько стоит покупка?
Учащиеся предлагают решение.
2 алтына = 6 копеек=24 полушки
24+7=31 полушка за каждого гуся в первой партии
31х48=1488 полушек за первую партию гусей
24-1=23 полушки за каждого гуся из второй партии
23х48=1104 полушки за вторую партию гусей
1488+1104=2592 полушки за всех гусей
Ответ: 2592 полушки=648 копеек=6 рублей 48 копеек
Задача 2.
Один человек купил баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын.
Сколько каких баранов могло быть куплено, если хозяйство может вместить 112 баранов и старых держать выгоднее? Предложите свои варианты.
Учащиеся предлагают решение.
15 алтын=45 копеек=180 полушки
180+4=184 полушки =46 копеек за одного старого барана
10х12=120 полушек =30 копеек за одного молодого барана
49 рублей+20 алтын=4900+60=4960 копеек за всю покупку
Вариант:
100х46=4600 копеек за старых баранов
360:30=12 молодых баранов
Ответ: 100 старых баранов и 12 молодых.
V. С деньгами по-взрослому.
Учитель: Что же сейчас. Какие деньги можно использовать
Обсуждаются предлагаемые учащимися варианты современных денег, их положительные и отрицательные стороны.
1 Банковские карты (что из себя представляют, плюсы и минусы)
+
-
можно быстро расплачиваться точными суммами
банкротство обслуживающего банка
без необходимости не надо носить массу наличных в кармане
отсутствие терминала для оплаты по карте
предохраняет деньги от банальных краж
доступ к счету с помощью скимера
2. Электронные деньги (что из себя представляют, плюсы и минусы)
+
-
можно мгновенно совершать покупки из любого места с подключением к Интернету
мошенники создают сайты-двойники интернет-магазинов
современные технологии и развитие электронных систем вроде WebMoney или Яндекс.Деньги позволяют легко конвертировать их в наличность или в деньги на банковском счете
могут взломать страницу с личными данными счета
3.Криптовалюты (что из себя представляют, плюсы и минусы)
+
-
цена на BitCoin за годы его существования возросла в тысячи раз, сделав множество предприимчивых людей сказочно богатыми.
часто используются для нелегальных сделок
оставляя пользователя полностью анонимным
далеко не все разрешают использовать в качестве средства платежа
Учащиеся подводятся к выводам, приведенным выше в таблицах.
Учитель: Уже сейчас даже у школьников есть свои банковские карты. Какие меры безопасности стоит соблюдать.
Обсуждается вопрос чего нельзя сообщать о банковской карте.
ПИН-код – самый распространенный ответ учашихся.
Учитель предлагает работу с учебником– Финансовая грамотность И.Липсиц, О. Рязанова (стр.246-251)
Вопрос к тексту учебника: Какие данные банковской карты нельзя раскрывать посторонним?
Учащиеся подводятся к выводу: у каждой банковской карты имеется несколько категорий «опасных для передачи» данных
Пин-код
сам по себе пин-код не дает ничего: понадобится еще оригинал или копия вашей банковской карты. Если мошеннику удалось получить пластик самым верным поступком будет моментальная блокировка своей карточки.
CVC или CVV-код
Это трехзначное число, расположенное на обратной стороне карты под магнитной полосой CVC-код по важности сравним с пин-кодом: он нужен для оплаты покупок через интернет. Если передать номер незнакомцам, они, например, смогут снять все деньги с карты, купив себе на Алиэкспресс новый телефон.
Срок действия карты
На лицевой стороне пластика всегда указывается, до какого месяца можно пользоваться карточкой без ее перевыпуска. Очень небольшой процент интернет-магазинов требует для покупки на их сайте всего лишь имя и фамилию держателям карты на латинском, номер карточки и срок ее действия. Таким образом, обладая всеми этими тремя категориями данных мошенник уже может снять часть ваших денег.
Код подтверждения транзакции в смс-сообщении
Телефон часто служит дополнительным способом защитить пользователя от возможного мошенничества: на привязанный к пластику телефон интернет-магазины посылают код для подтверждения транзакции. Если сообщить этот код мошенникам, они смогут таким образом провести операцию как бы от вашего лица. Как результат — деньги списываются, а товар отправляется по почте к мошенникам.
Учитель: Итак, мы сделали шаги по пути формирования базового уровня экономической и финансовой грамотности и вырабатывания практических навыков принятия ответственных финансовых решений.
Результатом занятия является выполнение проекта на тему:
«Финансовые советы безопасности» - памятка, буклет, видеоролик.
( см. видеофайл - приложение или перейдите по гиперссылке в презентации :один из вариантов– видеоролик, подготовленный учащимся 8 класса).
VI.Список источников и литературы.
1.Липсиц И.,Рязанова О. Финансовая грамотность И.Липсиц, О. Рязанова. М.: ВИТА ПРЕСС, 2016. С. 246-251.
2.https://vkreditbe.ru/mozhno-li-soobshhat-nomer-bankovskoj-karty/
3.https://profin.top/instrumenty/valyuta/novyj-vek.html
4.http://mooseum.ru/Obrazovanie/Ediniza/mani-02.html
5.http://matematika.gym075.edusite.ru/zadachki/denegnir-racheti-1.html
P.S.Уважаемые организаторы конкурса. Прошу рассмотреть помимо презентации-приложения видеоролик, так как это часть презентации в виде гиперссылки.