Методическая разработка урока по русскому языку на тему " Синонимы" | Шангареева Гульназ Раисовна . Работа №264634
Автор: Шангареева Гульназ Раисовна
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ " Синонимы"
Открытый урок по русскому языку в 5классе
Тема: Синонимы.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой и словарем. Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Используемое оборудование:
доска
;
компьютер
;
мультимедийный
проектор
;
План урока 1.Оргмомент.
Объявление
темы
и
цели
урока
.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению нового материала. Тему урока вы можете узнать, разгадав ребус.
Учитель: Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Ученики. Синонимы.
Учитель: Правильно. Запишите тему урока. А что такое синонимы? Сейчас я вам объясню. Все присутствуют на уроке?
Работа
над
новым
материалом
.
1). Инсценировка. (Распахивается дверь. Трое отсутствующих вбегают в класс)
Не
сердитесь
на
нас
, -
говорит
один
.
Не
обижайтесь
,-
прошептал
второй
.
Не
дуйтесь
,-
попросил
третий
.
Учитель:
Где
вы
были
? -
строго
спрашивает
учитель
.
В
школе
,
тут
близко
, -
сообщил
первый
.
Совсем
недалеко
, -
подтвердил
второй
.
Рядом
, -
кивнул
третий
.
Учитель:
Что
вы
там
делали
?
И
почему
вы
так
странно
отвечаете
?
Говорите
все
об
одном
и
том
же
,
но
по
-
разному
.
Ребята
,
а
вы
заметили
это
?
Все слова, которые нас заинтересуют, мы будем записывать в тетрадь. Запишите:
рядом, близко, недалеко.
2). Учитель: Любите ли вы ходить в зоопарк?
Ответ ученика: Да.
Учитель: Представьте, что мы идем по дорожкам в зоопарке, видим много разных животных. Вот в вольере лежит большой зверь. Посмотрите на картинку.
Кого вы видите там?
Ответ ученика: Бегемота.
Учитель: А оказывается его можно назвать по–другому – гиппопотам.
Запишем: бегемот, гиппопотам.
3). Из зоопарка мы с вами решили отправиться в сад, там много красивых цветов, но среди всех выделяется розовый куст.
— Вам нравятся розы?
Ответ ученика: Да.
Учитель: Попробуем охарактеризовать ее по цвету. Какая она?
Ответ ученика: Красного, алого.
Учитель: А есть еще другие названия красного цвета –
Запишите в тетрадях: красный, + синонимический ряд.
4).Вывод учителем: Итак, слова одной и той же части речи, близкие или одинаковые по своему значению называются синонимами.
Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя». Греческая приставка СИН - (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»
4.Закрепление нового материала.
1). А сейчас послушайте стихотворение и попробуйте найти и записать синонимы, если они здесь есть.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Дуб дождя и ветра не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Приятелей много, а друга нет.
Зябнет
,
дрожит
,
стынет
,
мёрзнет
.
Бураны
,
вьюги
,
метели
.
Выносливый
,
закалённый
.
Учитель: Почему вы решили, что это синонимы?
Ученик: Обозначают одно и то же, но по-разному, являются одной и той же части речи и различаются оттенками лексического значения.
2).Найдите синонимы в первом и во втором столбиках. Спишите слова и соедините их стрелками.
Огонь скакать
Шалун аккуратный
Чистый скакун
Конница азбука
Прыгать пламя
Конь кавалерия
Алфавит озорник
3)Игра «Лови - назови». На ваших столах лежат слова, сначала придумайте к ним синонимы, и когда я буду вам подбрасывать мячик ваша задача поймать и назвать к этому слову синоним.
Дорога, мокрый, неправда, свидание, жаркий, автомобиль, аромат, битва, болезнь, холод, горе, медленно, вежливый, дружба, имя.
4). Всем вам хорошо известно слово хлеб. Представьте, что вы зашли в булочную и спрашиваете у продавца, какой сегодня хлеб.
Ответ ученика: Свежий.
Учитель: А еще какие синонимы мы подберем к слову свежий?
Ответ ученика: Мягкий, сегодняшний.
Учитель: А если продавец ответит, что он несвежий, то каким еще словом мы можем назвать его?
Ответ ученика: Черствый, твердый, вчерашний, сухой..
5). Игра «Кто больше».
Три ряда – три команды. Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову.
1-й ряд: ХРАБРЫЙ – бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.
2-й ряд: СТРАШИТЬСЯ – бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.
3-й ряд: ЗАГРУСТИТЬ – затужить, закручиниться, пригорюниться.
5.Фронтальная проверка, подведение итогов.
1). Игра «Замени одним словом»:
Пустой разговор – (болтовня).
Высокий, неуклюжий юноша – (долговязый).
Желание кого-то оставить позади – (обскакать).
Излишне медленный шаг – (черепаший).
Смотреть важно, свысока – (взирать).
Смотреть нахально, бесстыдно – (глазеть).
2). Учитель: Посмотрим на экран. Что здесь изображено?
Ученик: Дом.
Учитель: Дом, а как еще можно назвать его?
Ответ ученика: Здание, строение, жилище, особняк…
Учитель: Что на этой картинке делает мальчик?
Ответ ученика: Бежит, мчится, несется, летит…
3). Выводы. Когда вы подбираете синонимы к заданному слову, вы приводите несколько примеров. Все они составляют интересное явление, которое называется синонимический ряд
--Вы искали пару синонимов, трудно ли вам было? Ведь у вас были подсказки.
А можно эти же слова найти в специальном словаре синонимов. Есть такие слова, к которым непросто подобрать синонимы. Тогда нужно заглянуть в словарь. А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь?
Ответ ученика: Дает возможность обогатить нашу лексику. А лексика – это словарный состав.
Ответ ученика: Для того, чтобы найти точное слово в творческой работе, показать богатство нашей речи.
Учитель: Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?
(Синонимы делают нашу речь более выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)
6. Заключение
( Стук в дверь. Появляется почтальон Печкин и подаёт пакет учителю):
Учитель: (читает)
Пакет адресован для вручения
Словам, близким по значению.
Только вот забыла я,
Как их зовут, мои друзья!
Ученики: Синонимы.
Рефлексия
Учитель. Интересно ли было вам окунуться в мир синонимов? Какую практическую пользу вы извлекли из нашей работы?
Оценки за урок.
Домашнее задание
- Написать сочинение на тему «Зачем нам нужны синонимы?»