Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка урока по русскому языку на тему " Синонимы" | Шангареева Гульназ Раисовна . Работа №264634

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шангареева Гульназ Раисовна
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ " Синонимы" 

 

Открытый урок по русскому языку в 5классе

Тема: Синонимы.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой и словарем. Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Используемое оборудование:

доска

;

компьютер

;

мультимедийный

проектор

;

План урока 1.Оргмомент.

Объявление

темы

и

цели

урока

.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению нового материала. Тему урока вы можете узнать, разгадав ребус.

Учитель: Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики. Синонимы.

Учитель: Правильно. Запишите тему урока. А что такое синонимы? Сейчас я вам объясню. Все присутствуют на уроке?

Работа

над

новым

материалом

.

1). Инсценировка. (Распахивается дверь. Трое отсутствующих вбегают в класс)

Не

сердитесь

на

нас

, -

говорит

один

.

Не

обижайтесь

,-

прошептал

второй

.

Не

дуйтесь

,-

попросил

третий

.

Учитель:

Где

вы

были

? -

строго

спрашивает

учитель

.

В

школе

,

тут

близко

, -

сообщил

первый

.

Совсем

недалеко

, -

подтвердил

второй

.

Рядом

, -

кивнул

третий

.

Учитель:

Что

вы

там

делали

?

И

почему

вы

так

странно

отвечаете

?

Говорите

все

об

одном

и

том

же

,

но

по

-

разному

.

Ребята

,

а

вы

заметили

это

?

Все слова, которые нас заинтересуют, мы будем записывать в тетрадь. Запишите:

рядом, близко, недалеко.

2). Учитель: Любите ли вы ходить в зоопарк?

Ответ ученика: Да.

Учитель: Представьте, что мы идем по дорожкам в зоопарке, видим много разных животных. Вот в вольере лежит большой зверь. Посмотрите на картинку.

Кого вы видите там?

Ответ ученика: Бегемота.

Учитель: А оказывается его можно назвать подругомугиппопотам.

Запишем: бегемот, гиппопотам.

3). Из зоопарка мы с вами решили отправиться в сад, там много красивых цветов, но среди всех выделяется розовый куст.

Вам нравятся розы?

Ответ ученика: Да.

Учитель: Попробуем охарактеризовать ее по цвету. Какая она?

Ответ ученика: Красного, алого.

Учитель: А есть еще другие названия красного цвета

Запишите в тетрадях: красный, + синонимический ряд.

4).Вывод учителем: Итак, слова одной и той же части речи, близкие или одинаковые по своему значению называются синонимами.

Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя». Греческая приставка СИН - (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»

4.Закрепление нового материала.

1). А сейчас послушайте стихотворение и попробуйте найти и записать синонимы, если они здесь есть.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

Дуб дождя и ветра не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Приятелей много, а друга нет.

Зябнет

,

дрожит

,

стынет

,

мёрзнет

.

Бураны

,

вьюги

,

метели

.

Выносливый

,

закалённый

.

Учитель: Почему вы решили, что это синонимы?

Ученик: Обозначают одно и то же, но по-разному, являются одной и той же части речи и различаются оттенками лексического значения.

2).Найдите синонимы в первом и во втором столбиках. Спишите слова и соедините их стрелками.

Огонь скакать

Шалун аккуратный

Чистый скакун

Конница азбука

Прыгать пламя

Конь кавалерия

Алфавит озорник

3)Игра «Лови - назови». На ваших столах лежат слова, сначала придумайте к ним синонимы, и когда я буду вам подбрасывать мячик ваша задача поймать и назвать к этому слову синоним.

Дорога, мокрый, неправда, свидание, жаркий, автомобиль, аромат, битва, болезнь, холод, горе, медленно, вежливый, дружба, имя.

4). Всем вам хорошо известно слово хлеб. Представьте, что вы зашли в булочную и спрашиваете у продавца, какой сегодня хлеб.

Ответ ученика: Свежий.

Учитель: А еще какие синонимы мы подберем к слову свежий?

Ответ ученика: Мягкий, сегодняшний.

Учитель: А если продавец ответит, что он несвежий, то каким еще словом мы можем назвать его?

Ответ ученика: Черствый, твердый, вчерашний, сухой..

5). Игра «Кто больше».

Три рядатри команды. Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову.

1-й ряд: ХРАБРЫЙбесстрашный, мужественный, смелый, отважный.

2-й ряд: СТРАШИТЬСЯбояться, трусить, дрожать от страха, робеть.

3-й ряд: ЗАГРУСТИТЬзатужить, закручиниться, пригорюниться.

5.Фронтальная проверка, подведение итогов.

1). Игра «Замени одним словом»:

Пустой разговор(болтовня).

Высокий, неуклюжий юноша(долговязый).

Желание кого-то оставить позади(обскакать).

Излишне медленный шаг(черепаший).

Смотреть важно, свысока(взирать).

Смотреть нахально, бесстыдно(глазеть).

2). Учитель: Посмотрим на экран. Что здесь изображено?

Ученик: Дом.

Учитель: Дом, а как еще можно назвать его?

Ответ ученика: Здание, строение, жилище, особняк

Учитель: Что на этой картинке делает мальчик?

Ответ ученика: Бежит, мчится, несется, летит

3). Выводы. Когда вы подбираете синонимы к заданному слову, вы приводите несколько примеров. Все они составляют интересное явление, которое называется синонимический ряд

--Вы искали пару синонимов, трудно ли вам было? Ведь у вас были подсказки.

А можно эти же слова найти в специальном словаре синонимов. Есть такие слова, к которым непросто подобрать синонимы. Тогда нужно заглянуть в словарь. А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь?

Ответ ученика: Дает возможность обогатить нашу лексику. А лексикаэто словарный состав.

Ответ ученика: Для того, чтобы найти точное слово в творческой работе, показать богатство нашей речи.

Учитель: Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?

(Синонимы делают нашу речь более выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)

6. Заключение

( Стук в дверь. Появляется почтальон Печкин и подаёт пакет учителю):

Учитель: (читает)

Пакет адресован для вручения

Словам, близким по значению.

Только вот забыла я,

Как их зовут, мои друзья!

Ученики: Синонимы.

Рефлексия

Учитель. Интересно ли было вам окунуться в мир синонимов? Какую практическую пользу вы извлекли из нашей работы?

Оценки за урок.

Домашнее задание

- Написать сочинение на тему «Зачем нам нужны синонимы

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×