Методическая разработка урока по теме" «Чередование гласных в корне слова» | Кабась Ирина Владимировна. Работа №338120
Задачи:
-знать корни с чередованием
-уметь правильно писать корни с чередованием
-выстраивать композицию рассуждения
Планируемык результаты
1.Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А/О в корнях с чередованием гласных
- овладение умением объяснять написания букв А/О в корнях с чередованием
-овладение умением группировать изученные орфограммы
2.Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя
- овладение премами отбора и систематизации материала
- способность к конструированию предложений
Чередование гласных в корне слова
Класс: 6
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. ./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2020г.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- знать корни с чередованием;
- уметь правильно писать корни с чередованием;
- выстраивать композицию рассуждения.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать тексты;
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в группах
Оборудование:
- презентация, раздаточный материа
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Здравствуйте, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока
2.Актуализация ранее изученного материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о корнях с чередованием. Будьте внимательны – эта орфограмма встречается в заданиях ГИА.
Корни с чередованием нужно хорошо запомнить: написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами.
- Какие корни с чередованием изучили?
- От чего зависело правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?
А -раст (ращ)- - -рос?
3. Изучение нового учебного материала.
Эти правила можно объединить в 4 группы.
Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит
от конечной согласной в корне
от суффикса -а- после корня
от наличия/отсутствия ударения
от лексического значения
-раст- ращ- рос—
Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
- скак– скоч-
Исключения:скачок, скачу,
скачкообразно
-лож- лаг - А
Исключение: полог
-бер – бир—А
-пер – пир—А
-мер – мир—А
-дер – дир —А
-тер – тир—А
-блест – блист- А
-жег – жиг -А
-стел – стил-А
-чет – чит—А
Искл.:сочетать, сочетание
-кос – кас-А
-а(я) – им-А
-а(я) – ин -А
-гор – гар – без ударения – О
Исключение: выгарки
-клон – клан –
- без ударения - О
-твор – твар –
- без ударения – О
Исключение: утварь
-зор – зар – без ударения - А
Исключения: зоревать, зорянка (птица)
-плов – плав-
- без ударения - А
Исключения: пловец, пловчиха, плывуны
-мок – мак-
-мок- (пропускать жидкость, становиться мокрым)
-мак- (опускать в жидкость, погружать)
-ровн – равн-
-ровн- (ровный, гладкий, прямой)
-равн- (равный, одинаковый)
Исключения: уровень, поровну, ровесник,
равнина, равняйся, порав-
няться, равнение направо
Ключевая задача №1
Полезные р…стения; р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла
Ключевая задача №1
Выт..реть посуду; зам..рать от восторга; легкое прик..сновение; к…сательная линия; новая газонок..силка;
Ключевая задача №1
разг...релся спор; г..рняцкий поселок; претв..рить мечту в жизнь, вечерняя з..ря; пл..вучие льды; накл..ниться в
сторону
Ключевая задача №1
ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; ур..вень воды; непром..каемое пальто; обм..кнуть кисть в краску
Задание №2
Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.
Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:
1) выделите корень;
2) выясните его лексическое значение;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
3) подчеркните гласную в корне.
Заг..реть на солнце; отважный пл..вец; яркая з..рница; вск..чить с места; прик..снуться к земле; к..сание мяча; яркая к..сынка; вым..кнуть до нитки; покл..ниться знакомому; предпол..гаемые планы; р..вносторонний треугольник; решительный ск..чок вверх; подр..внять клумбу; р..систое утро; прим..рять платье; р..весник века; прин..мать присягу; отр..слевая промышленность; расст..лающаяся р..внина.
3. Задания этого уровня соответствуют заданиям блока В ГИА и ЕГЭ. Учащиеся также отвечают, подкрепляя свои рассуждения доказательством.
. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пож..леть
дов..рять
на..менование
проп..гандистский
обм..кнуть
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
вн..дрение
уп..раться
арт..ллерия
огл..вление
оп..рение
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..релка
прож..вающий
тр..умф
загр..ждение
р..зарий
. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пон..мание
предл..жение
р..стовщик
л..кторий
г..ризонт
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
вызв..лить
выр..стающий
предст..вительный
вл..стелин
ор..ентир
Домашнее задание
По выбору:
Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.
Написать небольшое сочинение на тему Золотая осень, используя слова с чередованием гласных о - а, е - и в корне (7-8 предложений).
Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит
от конечной согласной в корне
от суффикса -а- после корня
от наличия/отсутствия ударения
от лексического значения
-раст- ращ- рос—
Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
-лож- лаг-А
- гор – гар-
без ударения - О
-мак – мок-
мак- (погружать в жидкость)
мок-(пропускать жидкость)
- скак– скоч-
Исключения:
скачок, скачу
-бер – бир—А
-твор - твар-
без ударения- О
равн – ровн-
равн (одинаковый)
-ровн- (прямой, гладкий)
-дер – дир—А
-мер – мир—А
-клон – клан-
без ударения - О
Исключения:уровень, ровесник, равнина, равняйсь, равнение направо.
-пер – пир—А
-зор – зар-
без ударения – А
Искл.: зоревать, зорянка (птица)
-тер – тир—А
-плав- плов-
безударения - А
Исключения: пловец, пловчиха, плывуны
-блест – блист- А
-жег – жиг -А
-стел – стил-А
-чет – чит—А
Искл.:сочетать, сочетание, чета
-кос – кас-А
-а(я) – им-А
-а(я) – ин -А
Ключевая задача№1
Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.
Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:
1) выделите корень;
2) выясните его лексическое значение;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
3) подчеркните гласную в корне.
Молодая пор…сль; полезные р…стения: р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; распол..гать свободным временем; прежпол..жить лучшее; выт..реть посуду, уп..раться ногами; зам..рать от восторга; прим..рять платье; соб_раться в экспедицию; .легкое прик..сновение; к…сательная линия; подн..маться в гору; новая газонок..силка; разг...релся спор; несг..раемый шкаф; г..рняцкий поселок; претв…рить мечту в жизнь, вечерняя з…ря; отважный пл_вец; накл..ниться в сторону; ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; непром..каемое пальто; обм…кнуть кисть в краску; р..систое утро; зеленый р..сток; прм..рить друзей
Ключевая задача№1
Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.
Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:
1) выделите корень;
2) выясните его лексическое значение;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
3) подчеркните гласную в корне.
Молодая пор…сль; полезные р…стения: р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; распол..гать свободным временем; прежпол..жить лучшее; выт..реть посуду, уп..раться ногами; зам..рать от восторга; прим..рять платье; соб_раться в экспедицию; .легкое прик..сновение; к…сательная линия; подн..маться в гору; новая газонок..силка; разг...релся спор; несг..раемый шкаф; г..рняцкий поселок; претв…рить мечту в жизнь, вечерняя з…ря; отважный пл_вец; накл..ниться в сторону; ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; непром..каемое пальто; обм…кнуть кисть в краску; р..систое утро; зеленый р..сток; прм..рить друзей