Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка урока "Порядковые числительные" | Мой кабинет. Работа №342408

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тип урока: усвоение новых знаний. Цель: формирование навыков употребления порядковых числительных в речи. Задачи: 1) научить различать порядковые числительные от количественных; 2) изучить особенностям изменения порядковых числительных; 3) предупредить грамматические ошибки при склонении порядковых числительных.

Разработка урока. 6 класс
Тема: Порядковые числительные. (Учебник М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская, 6кл.)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: формирование навыков употребления порядковых числительных в
речи.
Задачи:
1) научить различать порядковые числительные от количественных;
2) изучить особенностям изменения порядковых числительных;
3) предупредить грамматические ошибки при склонении порядковых
числительных.
Ход урока:
1. Мотивационный настрой.
-Ребята, мысленно скажите: «Я внимателен, я хорошо думаю, я догадлив, я
сообразителен». Я желаю вам успехов на уроке!
2. Актуализация пройденного материала.
Работа в тетради.
-Ребята, откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- Давайте вспомним, какую тему изучали на предыдущих уроках.
А для этого поиграем в игру «4 лишний»- УСТНО
-На экране вы видите слова.
Сто, двенадцать, один, двадцать два (т.к. составное)
Триста пять, двести двадцать, одна вторая, тысяча два. (т.к. дробное)
Пятеро, пятнадцать, семьдесят, девятнадцать. (т.к. собирательное)
-К какой части речи относятся эти слова? ( к именам числительным)
-Посмотрите и скажите, какое из этих числительных лишнее? Почему?
Фразеологическая пятиминутка.
На листочках у вас записаны фразеологизмы:
-Подберите и подчеркните на листочках фразеологизмы с числительными:
1,2 группа- с числительным 1.
3,4 группа - с числительным 2.
5 группа- с числительным 3.
6 группа - с числительным 7.
Карточка «Фразеологическая пятиминутка»
В два счёта, в три шеи, свалить в одну кучу, два сапога пара, держать за
семью печатями, драть три шкуры, семь пятниц на неделе, за двумя
зайцами погнаться, заблудиться в трёх соснах, как две капли воды, на один
лад, одна нога здесь-другая там, одного поля ягоды, семеро одного не ждут,
с три короба, убить двух зайцев, семи пядей во лбу.
-Проверка.

- Фразеологизмы с какой частью речи вы искали? ( с именем числительным)
-А сейчас поиграем в « Игру - Путаница».
Каждая группа называет какое-либо утверждение, а другие группы отвечают
: верное оно или нет.
Например,
1.Числительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает количество
предметов при счёте. (да)
2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка,
пятерня.(нет)
3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и
собирательные.(да)
4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятьдесят.(да)
5. Числительные от 1 до 30 склоняются по образцу существительных 3-го
склонения.(нет)
6. В составных количественных числительных склоняется каждая часть.(да)
7. В предложении числительное может быть сказуемым.(да)
8. В середине числительных мягкий знак никогда не пишется.(нет)
- Какой разряд числительных мы повторили? (количественные
числительные)
- Сделаем вывод : на какие группы делятся количественные числительные?
(целые, дробные, собирательные)
-Молодцы. Я вижу, что темы прошлых уроков вы знаете.
3. Актуализация новых знаний.
Лингвистическая задача.
-Перед вами часы.
-Ребята, если я спрошу у вас сколько времени, то как вы мне ответите?
(девять часов пятнадцать минут)
- Записываем на доске и в тетрадях.
- А если я спрошу у вас который час, то ответ у вас будет уже другой.
(десятый час)- записываем.
- В чём разница между этими словосочетаниями?
- Имена числительные делятся на 2 разряда. 1 разряд мы уже изучили-
количественные числительные. Что обозначают количественные
числительные? (количество предметов).
-А теперь посмотрите на числительное десятый. Обозначает ли оно
количество предметов?
- На что указывает это имя числительное? (на порядок предмета при счёте).
- Попробуйте называть разряд числительного десятый? (порядковые
числительные, т.к. указывает порядок предмета при счёте).
- Попробуйте, сформулировать тему урока. ( Порядковые числительные)
-Значит, какова цель нашего урока? (изучить порядковые числительные,
уметь склонять их, правильно употреблять в речи)
- Давайте запишем тему урока в тетрадь: «Порядковые числительные».

-Возьмите карточку № 1. Давайте попробуем просклонять это
словосочетание с именем числительным десятый час- В каком роде стоит
имя числительное? (в м.р.)
- А в каком числе? (в ед.ч.)
-Проверка.
- А сейчас на карточке № 2 просклоняйте словосочетание с прилагательным
плавательный бассейн.
- Обе карточки положите рядом и сравните 2 словосочетания.
-Что вы заметили? (они изменяются одинаково)
-Значит, какой можно сделать вывод? (порядковые числительные схожи с
прилагательными).
- Какой нынче по счету наступил год? (2023)
-А как вы думаете, 2023-ый - к какой части речи относится? (к имени
числительному)
- На какой вопрос оно отвечает? (какой?)
- Значит, оно к какому разряду числительных относится? ( к порядковому
числительному)
-Дайте полную характеристику этому числительному? (порядковое
числительное, составное).
-На карточке № 3. Просклоняйте это имя числительное, добавляя окончания.
-Что вы заметили? (изменяется только последнее слово)
-Значит, какой можно сделать вывод? (при изменении составных порядковых
числительных изменяется только последнее слово)
-Молодцы!
-Поработаем в парах. (с соседом по плечу)
- Заполните предложенную вам Карту-дерево.
КАРТА-ДЕРЕВО
порядковые числительные
отвечают изменяются по в составных
на вопросы: ..... числительн.
.... склоняется
....
- Сравним со слайдом.
Первичное закрепление.

- Глядя на эту карту-дерево, попробуйте вывести правило о порядковых
числительных.
- Сравним его с правилом в учебнике на стр. 49. (ученики читают про себя).
Совпадают наши выводы с тем, что предлагает учебник? (совпадают)
-Молодцы!
- Ребята, посмотрите, какая купюра у меня в руке? (пятитысячная)
-А как вы напишете числительное пятитысячная?
Может ли оно вызвать затруднение в написании? (может)
-Сколько корней в этом слове? (2) Значит, какое оно? (сложное) А мы с вами
знаем, как пишутся сложные имена числительные.(слитно) Напомните их
правописание.
-Как вы думаете, как пишутся числительные на – сотый, - миллионный, -
миллиардный.
- Правильно, числительные на - сотый, - миллионный, - миллиардный
пишутся по этому же принципу.
Слайд. Порядковые числительные на –сотый, -тысячный, -миллионный, -
миллиардный пишутся слитно. – ученики читают вслух хором.
Физминутка.
-А сейчас все встали, немножко отдохнем- под муз.
«Модница»
-Какие числительные называются порядковыми?
-Какие числительные называются простыми, а какие составными?
4.Исследовательская работа.
- Перечислите даты ваших любимых праздников.
- Как вы думаете, к какому разряду можно отнести эти числительные? (к
порядковым).
- На что они указывают? ( указывают порядок предмета при счёте)
- Ребята, скажите, какой красивый весенний праздник мы недавно отмечали?
(8Марта)
- Как он называется в календаре? (Международный женский день 8 Марта).
-Хорошо. Молодцы!
- А сейчас поработаем в парах.
- Возьмите карточки № 4. Работа в парах (с соседом по лицу)
1-ой паре- 9 Мая (к знаменательной дате); 8 Марта (к Международному
женскому дню).
2-ой паре-Между 1 и 10 (январь); с 19 по 29 (март).

- Придумайте задание по этой карточке. (Составить предложения по данной
карточке, числительные написать словами)
Ученики выполняют задание.
- Ребята, скажите, в каком падеже употребляется здесь порядковое
числительное?
-Что меняется в написании существительных, обозначающих название
праздника?
- В каком падеже употребляется здесь порядковое числительное?
- Сделаем вывод. Что вы заметили при выполнении этого задания?
- Сформулируйте правило.
- Сравним его с правилом на слайде. (Правило)
- Молодцы!
- Эта тема трудная. Она встречается и на экзамене. Мы с вами постепенно
готовимся к нему. И вот сейчас проверьте себя, как вы поняли тему урока.
Перед вами листочки с заданиями. Подпишите их, а закончив работу,
оставьте их на столах. Я соберу, проверю и каждому поставлю оценку.
Самостоятельная работа по эталону.
Проверь себя.
Вопрос № 1
Укажите разряд числительного в тысяча девятьсот восьмом году:
количественное
порядковое
Вопрос № 2
В составных порядковых числительных склоняется
первое слово
последнее слово
Вопрос № 3
Порядковые числительные изменяются
только по падежам
только по родам
только по числам
по падежам, по числам и родам

Вопрос № 4
В каком порядковом числительном допущена ошибка в склонении
выделенного существительного
до 12 июля
перед 1 июня
к 23 февралю
после 5 сентября
Шутке минутка.
Отгадайте загадки: СЛАЙД
У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (одна)
Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт.( дождь, земля,трава)
Четыре братца под одним шатром стоят.(стол)
Шесть ног, две головы, один хвост- что это такое? (всадник и лошадь)
- Какие порядковые числительные здесь встретились?
Домашнее задание:
1) упр.406
2) На основе выписанного материала подготовьте сообщение на тему
«Памятные даты».
Рефлексия.
-Ребята, какова была цель сегодняшнего урока? (изучить порядковые
числительные, уметь склонять их, правильно употреблять в речи)
-Достигли мы её? (да)
Самооценка.
-Ребята, возьмите тот магнит, каким оцениваете свою работу на уроке.
- Сегодня мы говорили о том, что недавно отметили красивый праздник-
8Марта. Давайте же сегодня всем сидящим здесь милым дамам подарим
весенний букет, который будет состоять из ваших магнитиков.
(На доске висит вырезанная ваза, ученики прикрепляют к ней магниты).
- По вашим магнитикам я вижу, что тему урока вы поняли.
-Спасибо всем за урок.
-До свидания.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X