МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7 класс на тему: "Местоимение" | Грибок Людмила Васильевна. Работа №347453
Повторить, закрепить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; способствовать формированию умения распознавать местоимения в речи, определять их грамматические признаки, особенности склонения и правописания; пополнить практический опыт обучающихся в употреблении и безошибочном определении местоимений в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся..
Грибок Людмила Васильевна
учитель индивидуального обучения
ГКОУ школа №10 г. Белореченска г. Белореченск, Краснодарский край
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация: представлен конспект урока русского языка в 7-м классе по теме «Местоимение» для учащихся с интеллектуальными нарушениями, обучающихся на индивидуальном обучении.
Тема: Местоимение
Тип урока: повторение и закрепление
Цель: повторить и закрепить изученный материал по теме «Местоимение»..
Задачи:
1. Повторить, закрепить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; способствовать формированию умения распознавать местоимения в речи, определять их грамматические признаки, особенности склонения и правописания; пополнить практический опыт обучающихся в употреблении и безошибочном определении местоимений в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся..
2. Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, познавательной активности, орфографической зоркости учащихся, моторики, личностных качеств учащихся (усидчивости, выдержки); обогащать их словарный запас.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; поддерживать интерес к чтению художественной литературы; способствовать формированию положительной мотивации к обучению; воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы, бережное отношение к природе; развивать навыки работы в группах; воспитывать у детей рефлексию (самооценку их деятельности
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– раздаточный материал для индивидуальной работы (конверты с набором карточек-букв и образцы слов, индивидуальные карточки с заданиями);
– карточка со словарным словом;
– иллюстрации с изображением планет на тему «Космос»;
– Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 7 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: «Просвещение», 2014.
Планируемые результаты
Уметь систематизировать полученные ранее знания о местоимении; способствовать формированию умения распознавать местоимения в речи, определять их грамматические признаки, особенности склонения и правописания
Ход урока (40 мин.)
Содержание деятельности учителя:
Содержание деятельности учащейся:
Организационный этап
Ход урока.
Вводная часть.
Организационный момент
.
Приветствие учеников, настрой на работу. (Слайд 1)
Проверка домашнего задания.
Орфографическая работа.
Минутка чистописания
:
Учащийся отвечает на поставленный учителем вопрос.
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания в тетради. Объяснение возможных ошибок.
(Учащиеся прописывают слово.)
Актуализация знаний и сообщение темы урока
На предыдущих уроках мы с вами изучали часть речи – местоимение. Давайте вспомним определение местоимения.
1. Блиц-опрос.
(Если да, то ученики делают хлопок, если нет, то тишина.)
Местоимение – это часть речи.
Местоимение – это часть слова.
Местоимение обозначает предмет.
Местоимение указывает на предметы, но не н
а
зывает их.
Местоимение отвечает на
вопрос
какой? или чей?
Местоимение отвечает на вопрос кто? или что?
Местоимение в предложении является подлежащим или второстепенным членом предлож
е
ния.
Учащийся отвечают на вопросы учителя
Физминутка
Учитель показывает упражнение и проговаривает потешку.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю — Всех
я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками.
Учащаяся выполняет упражнение, копируя действия учителя с проговариванием потешки.
Физминутка
В игровой форме учитель предлагает, прогуляется по волшебной тропе. Учитель помогает учащемуся встать с рабочего места и совместно проходят сенсорную тропу.
После прогулки учитель с помощью Су-джок шарика показывает элементы самомассаж навевая веселую песенка.
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
Мне по пальчикам бежит,
И фырчит, фырчит, фырчит.
Бегает туда-сюда —
Мне щекотно, да-да-да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
Учащаяся с помощью учителя проходит сенсорную тропу
Садится за свое рабочее место, с помощью Су-джок шарика, выполняет упражнения за учителем, повторяет слова песенки.
Закрепление полученных знаний
Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях.
– Тема урока «Местоимение». Сегодня мы с вами повторим и закрепим изученный материал по теме «Местоимение», будем учиться распознавать местоимения в речи, определять их грамматические признаки, правильно употреблять их в речи и писать.
Вывод по теме.
Учащаяся прослушивает задание, отвечает на вопрос
Подведение итогов урока
2. Закрепление изученного материала.
а) Первичное закрепление в знакомой ситуации.
1. Работа с таблицей.
– Что мы можем определить у местоимений? (Лицо и число.)
– Сколько личных местоимений в речи? (8)
– Какие местоимение мы употребляем, когда говорим о себе? (Я, мы; местоимения 1 лица.)
– Какие местоимение мы употребляем, когда обращаемся к собеседнику? (Ты, вы; местоимения 2 лица.)
– Какие местоимение мы употребляем, говоря об отсутствующем предмете? (Он, она, оно, они; местоимения 3 лица.)
– Определяем ли род? (Не всегда.)
– А когда можем определить? (В 3 лице, ед. числа.) (Слайды 5-7)
Ученики получают набор карточек-букв. Им необходимо сложить из букв местоимения.
Учащаяся вместе с учителем формулирует общий вывод.
Рефлексия деятельности
О какой части речи мы сегодня говорили? (Мы говорили о местоимении.)
– На какие вопросы отвечают местоимения? (Кто? Что?)
– Что обозначают местоимения? (Местоимения указывают на предметы, но не называют их.)
– Каким членом предложения могут быть местоимения? (Местоимение в предложении является подлежащим или второстепенным членом предложения.)
– Назовите местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица. (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.) (Слайд 19)
– Для чего нам нужны местоимения в речи? (Местоимения в речи помогают избежать ненужных повторов, таким образом, делая речь более грамотной.)
– Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? Докажите это.
– Какие задания были для вас наиболее интересными?
– С какими заданиями вы справились легко, а над какими пришлось потрудиться?
– А что нам надо сделать, чтобы задания выполнять без ошибок? (Выполнение домашних заданий и тренировка на уроках.)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Используемые материалы и оборудование
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение, 1989.
Бурмако
В.М. Русский язык в рисунках – М.: Просвещение, 1991.
Вартаньян
Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982.
Галлингер
И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988.
Галунчикова
Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 7 класс». Учебник для специальных (коррекц
и
онных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: Просвещение, 2014.
Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984.
Канакина
Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся. – М.:
Владос
, 1999.
Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. – М.: Наука, 1986.
Морозова М.Я., Петров Е.Н. Грамматические игры. – М.: Издательство Академии пед
а
гогических наук РСФСР, 1963.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, – М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
Соловьёва Н. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк Альфа, 2000.
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.