Методическая разработка урока-творческого отчета | Неснова Александра Сергеевна. Работа №311607
В статье представлен краткий обзор преимуществ использования такой формы урока как урок-творческий отчет. Методическая разработка урока-творческого отчета посвящена теме "Антигитлеровская коалиция" в рамках организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Данная тема, безусловно, является одной из ключевых в рамках изучения период Второй мировой войны 1939-1945 гг. В публикацию помещена структура урока, а также предложены варианты организации взаимодействия учеников и учителя, который в данном случае выполняет координирующую функцию, помогая учащимся развивать навыки исследовательской деятельности.
«Методическая разработка урока-творческого отчёта по теме «Антигитлеровская коалиция» в рамках организации учебно-исследовательской деятельности школьников».
В современных условиях развития образования перед субъектами образовательного процесса ставятся новые приоритетные задачи. Так, если при традиционной системе обучения основными направлениями деятельности педагога являлись транслирование информации и контроль уровня ее усвоения, то в настоящее время происходит перемещение акцентов на развитие исследовательских навыков учащихся.
Иными словами, ребята получают возможность не только совместно с учителем ставить перед собой цели, задавать вопросы, но и искать ответы на них, а значит развивается самостоятельность в принятии решений, способность к критическому мышлению, тщательному анализу информации.
Всё это и обуславливает актуальность настоящего доклада, призванного рассмотреть одну из форм организации учебно-исследовательской деятельности школьников как важного шага на пути построения субъект-субъектных отношений между учителем и учениками и создания комфортных условий для развития творческих способностей школьников.
Для начала отметим, что учебно-исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся, осуществляемая под руководством учителя и направленная как на расширение и углубление уже имеющихся знаний, так и на поиск новых сведений в результате поисковой активности. Коренное отличие учебно-исследовательской деятельности от научного исследования кроется в том, что в отличие от последнего, ее конечный продукт не должен обладать научной новизной, а быть новым для самих учеников.
Урок-творческий отчет целесообразно использовать в целях обобщения и систематизации пройденного материала.
В рамках изучения периода Второй мировой войны 1939-1945 гг. в старших классах в качестве темы урока-творческого отчета можно рассмотреть такой аспект формирования и деятельности Антигитлеровской коалиции, как «Межсоюзнические конференции».
Организацию урока-творческого отчета по заявленной теме можно представить в следующем виде:
Учитель заранее объявляет ученикам тему будущего урока, предлагает
возможные варианты деятельности (
интервью у исторической личности
, плакат
и т.
д.
);
Учащиеся
выбирают задание по интересам, а также либо принимают решение выполнять работу индивидуально, либо объединяются в микро-группы.
Учитель объясняет школьникам, что важной частью их учебно-исследовательской деятельности должен выступить
отчет
(индивидуальный или коллективный), в котором их задача – указать цель исследования, указать объект, предмет и задачи исследования, обосновать выбор форм работы,
описать ход работы и
результаты, которые были достигнуты, а также список (обзор) источников и литературы, которыми они пользовались в ходе исследования. При этом список обязательной и дополнительной литературы по теме уча
щимся
должен предложить учитель, который также
контролирует все этапы деятельности учеников.
Итак, разберем подробнее структуру данного урока по теме «Межсоюзнические конференции».
Вступительное слово учителя
. Педагог отмечает, что
настоящий 2021 год ознаменован рядом памятных
дат
, посвященных важным для нашей страны и вс
его мира историческим событиям. Одна из них
22 июня 2021 г. – День памяти и скорби, 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны, являющей
ся частью Второй мировой войны.
Кроме того, в 2020 г. исполнилось ровно 75 лет
со дня Победы в Великой Отечественной войне, а также
со времени проведения двух крупнейших многосторонних встреч лидеров «большой тройки»: Ялтинской (Крымской) (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдамской (17 июля-2 августа 1945 г.) конференций. Эти даты представляют особый интерес при подробном изучении динамики развития отношений между
союзниками
.
Тем самым учитель подводит класс к определению темы, цели и задач урока.
Тема: «Межсоюзнические конференции: успехи и противоречия».
Цель: систематизировать и обобщить знания по теме «Антигитлеровская коалиция».
Задачи: развитие умения самостоятельно применять усвоенные знания; развитие навыков самостоятельной работы; воспитание чувства уверенности в себе и в результатах своей деятельности; развитие умения слушать своих одноклассников, анализировать результаты их и собственной деятельности, задавать вопросы.
У
ченики
, которые либо работали индивидуально, либо в микро-группах,
представляют комиссии
результаты своей учебно-исследовательской деятельности.
Примеры:
составление буклета
,
стенда
или плаката
, содержащих
краткую информацию об основных конференциях «большой тройки» (Тегер
анской, Ялтинской и Потсдамской). В этом случае важно заранее продумать организационный момент, касающийся демонстрации материала: раздать размноженные буклеты членам комиссии и одноклассникам
, выставить стенд перед началом занятия, чтобы учащиеся и гости могли ознакомиться с информацией, представленной на нем, плакат закрепить на доске
;
реконструкция встреч(-и) союзников на вышеупомянутых конференция
х
, выделение основных вопросов, вынесенных на повестку дня, анализ политической позиции лидеров СССР, США и Великобритании (например, по вопросу открытия второго фронта) и т.п.;
составление интервью с политическим лидером одной из стран-участниц
А
нтигитлеровской коалиции.
В этом случае важно собрать максимум информации об «интервьюируемом», а представить работу можно в виде письменной работы, видеофрагмента или театрализованного мини-представления.
Как уже было сказано ранее, учащиеся вправе самостоятельно выбрать форму работу. Тем не менее во всех случаях важным этапом их подготовки будет выступать обращение к научной литературе, а также историческим источникам: документы, аудио-, фото- и видеоматериалы и т.д.
Ответы выступающих на вопросы комиссии.
Члены жюри или одноклассники формулируют и задают выступающему вопросы, касающиеся как непосредственно доклада, так и хода самого исследования
.
Свободный обмен мнениями по ключевым аспектам темы и подведение итогов
.
Для организации рефлексии представляется целесообразным использование такого методического приема, как «Стоп-кадр».
На данном этапе урока-творческого отчета члены комиссии аргументированно высказывают свое мнение о выступлениях участников, выделяют наиболее запоминающиеся, на их взгляд, доклады
, а также высказывают свое мнение о проведении подобной формы урока: какие эмоции они испытали, какие умения и навыки приобрели, хотели бы чаще проводить подобные занятия и т.п.
Немаловажным этапом подведения итогов занятия является рекомендация учителя по организации дальнейшей учебно- или научно-исследовательской деятельности учеников.
Таким образом, урок-творческий отчет является одной из эффективных форм организации учебно-исследовательской деятельности старших школьников. Сочетание научного и креативного подхода к подготовке и проведению подобного занятия позволяет: во-первых, систематизировать и углубить имеющиеся знания по заданной теме путем изучения дополнительной литературы, а во-вторых, создать у учеников ситуацию успеха в связи с открытием для него новой, ранее не известной информации или созданием творческого продукта. Всё это, в конечном счете, способствует развитию стимула к учебе, занятию научной деятельностью и открытию новых знаний, а также воспитанию самостоятельной и разносторонне развитой личности.