Методическая разработка воспитательного мероприятия | Елена Викторовна Абальмазова. Работа №314237
Проект "Азбука семейного воспитания" с учётом возрастных особенностей учащихся 5-6 классов. Данная методическая разработка представляет собой универсальный план действий, который подойдёт любой категории школьников. Целевой аудитории воспитательного мероприятия могут быть учащиеся как начальной школы или среднего звена так и старшеклассники. Мероприятие продуманно и выстроенно так что педагог может самостоятельно адаптировать формы и методы работы под решение своих воспитательных задач и запросов коллектива класса. В этом и состоит главная методическая ценность представленной работы.
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Азбука семейного воспитания»
Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)
Тематическое направление данной методической разработки - духовное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия: «Азбука семейного воспитания».
Тематическое направление методической разработки выбрано не случайно. Одной из приоритетных целей нацпроекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. В Стратегии развития воспитания РФ подчеркивается важность поддержки семейного воспитания, включающего: содействие укреплению семьи; защиту приоритетного права родителей на воспитание своих детей; повышение социального статуса и престижа отцовства и материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания; популяризацию лучшего опыта воспитания в семье; возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий, создание условий для активного участия семьи в воспитательной деятельности образовательных учреждений.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Проект «Азбука семейного воспитания» был разработан нами с учетом возрастных особенностей учащихся 5-6 классов.
Однако данная методическая разработка представляет собой универсальный план действий, который подойдёт любой возрастной категории школьников. Целевой аудиторией воспитательного мероприятия могут быть учащиеся как начальной школы или среднего звена, так и старшеклассники. Мероприятие продумано и выстроено таким образом, что педагог может самостоятельно адаптировать формы и методы работы под решение своих воспитательных задач и запросов коллектива класса. В этом и состоит главная методическая ценность представленной работы.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Процесс работы над проектом является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ.
Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, учителей-предметников, педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога, завуча по воспитательной работе, инспектора ПДН и медработника. Этапы работы над проектом удачно «вписываются» в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.
Продукт проекта, как результат совместной деятельности всех участников воспитательного процесса, оформленный в виде страницы в интернете (мы использовали для этого онлайн доску Padlet), продолжает «работать» и осуществлять воспитательную функцию и в последующие годы обучения. Под тематику рубрик можно подводить и календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Онлайн-площадка проекта будет развиваться, учитывая возрастные особенности и интересы подростков.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель воспитательного мероприятия: повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.
Задачи:
Выявить семейные проблемы, интересы и увлечения через мониторинги с привлечением специалистов образовательного учреждения: педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога.
Организовать онлайн-площадку для совместной деятельности обучающихся, их родителей и педагогов по вопросам воспитания.
Повысить уровень компетенции родителей в вопросах воспитания и организации семейного досуга.
Планируемые результаты:
Создание оптимальных условий для решения проблем семей, психологического комфорта и социальной защищённости каждого обучающегося.
Совместная работа всех участников проекта на онлайн-площадке, формирование позитивного опыта участников в воспитательной коллективной деятельности.
Популяризация лучшего опыта семейного воспитания и сплочение всех участников воспитательного процесса класса через общее коллективное дело.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Основным видом деятельности в подростковом возрасте является общение. Выбранная нами форма организации воспитательного мероприятия - долгосрочный творческий проект, позволяет учитывать этот фактор, а также психологические особенности учащихся данного возраста и реализовывать системно - деятельный подход в образовании.
Собранные внутри проекта разнообразные виды деятельности делают его интересным и актуальным для всех участников воспитательного процесса.
Современные информационные и педагогические технологии позволяют вовлечь подростков в коллективно-творческое дело воспитательного мероприятия.
Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества, технология «Портфолио».
Методы формирования сознания: лекция, беседа, пример, объяснение.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: кейс-методы, воспитывающая ситуация.
Приемы воспитания: «акцент на лучшее», «ломка стереотипов», «истории о себе», «общаться по правилам».
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
Проект реализуется в течение всего учебного года и осуществляется одновременно в нескольких направлениях (рубриках), которые представляют собой отдельные мини-проекты с определёнными целями, формами работы и результатами, т. е. имеет образ «проектов в проекте».
Такой подход в реализации коллективно-творческого дела позволяет, на наш взгляд, более эффективно и интересно построить совместную работу участников воспитательного процесса.
К реализации проекта привлекаются такие специалисты школы, как: педагог-библиотекарь, социальный педагог, психолог, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе. В случае необходимости можно задействовать и сотрудников ПДН и медработника.
Работа над проектом состоит из пяти основных этапов: подготовительный, организационный, этап реализации проекта, подведения итогов и анализа проведённой воспитательной работы.
Так как итоговое мероприятие проекта представляет собой «семейный» классный час, в форме живого журнала и состоит из отдельных рубрик, то и календарно-тематический план работы над проектом разрабатывается с учетом тематики этих рубрик. Ежемесячно ведется работа с семьёй в направлении сразу нескольких таких разделов. Подбирать тематику рубрик можно индивидуально в зависимости от особенностей класса.
Результатом работы в рамках каждой рубрики являются накопленные семьей материалы, в виде полезных ссылок на образовательные источники; профессиональные советы и рекомендации от специалистов; творческие проекты в виде презентаций, визитных карточек, сочинений, видеороликов, интервью, рисунков, буклетов, мастер-классов и др.
К моменту организации итогового классного часа будут собраны воедино и систематизированы разнообразные ресурсы, содействующие развитию культуры семейного воспитания, укреплению семьи и сплочению коллектива класса. В том числе будут сохранены и индивидуальные авторские творческие проекты, среди которых и номера художественной самодеятельности.
Перед проведением живого журнала согласовываются с семьями их роли в сценарии мероприятия, распределяются обязанности при подготовке к «семейному» классному часу, изготавливаются пригласительные открытки и сувениры своими руками, оформляются выставки, монтируются видеоролики, делается фоновая презентация в виде журнала с рубриками. Определяются ведущие программы, которыми, по нашему опыту, могут быть родители учеников, например, семейная пара, прожившая в счастливом браке долгие годы.
Классный руководитель и педагог-библиотекарь производят систематизацию накопленного материала и оформляют её в виде подарочного сертификата для каждой семьи с QR-кодом (приложение).
Участие во всех проектах – добровольное, однако с результатами воспитательной работы, представленными на итоговом мероприятии, необходимо ознакомить все семьи. Полезные материалы, накопленные в процессе реализации «Азбуки семейного воспитания» получает каждый родитель.
Далее вашему вниманию предлагаем краткое описание основных этапов работы над воспитательным проектом «Азбука семейного воспитания».
Подготовительный этап
Для решения воспитательных задач в коллективе класса классный руководитель определяет цель воспитательной работы и наиболее важные на предстоящий учебный год задачи.
На этом этапе педагог-психолог и социальный педагог осуществляют психолого-педагогическую диагностику учащихся. В результате которой, выясняются особенности данного ученического коллектива, уровень его развития в направлении соответствующем тематике воспитательного мероприятия.
Затем осуществляется этап планирования работы над проектом, определяются участники и их роли, методы, приемы, педагогические технологии для реализации данного мероприятия.
Организационный этап
Организационный этап включает в себя следующие основные моменты:
Знакомство родителей с содержанием и временным регламентом проекта на родительском собрании.
Составление списка семей-участников.
Реализация проекта
Так как каждая рубрика представляет собой отдельный мини – проект, то определяются цели, формы работы и планируемые результаты каждой рубрики, на основе которых в дальнейшем составляется календарно-тематический план работы над воспитательным мероприятием.
Рубрика «Всё начинается с семьи»
Цель: повысить уровень компетенции родителей в вопросах воспитания через консультации специалистов и знакомство с материалами сайтов, блогов по вопросам воспитания, организации семейного досуга, семейного чтения и т.д.
Формы работы:
Мониторинг среди родителей: проблемы, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей, интересы семьи, увлечения, хобби и т.д.
Лекторий с привлечением специалистов образовательного учреждения: педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога.
Составление списка сайтов, освещающих вопросы семейного воспитания, развития детей, организации семейного досуга, культурного просвещения.