Название статьи:
Методическая разработка занятия «Красная книга – сигнал опасности» | Мой кабинет. Работа №342495
Дата публикации:
08.09.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Методическая разработка занятия "Красная книга - сигнал опасности" для школьников 5-7 классов с использованием технологии обучения "Коммуникативные бои". Суть коммуникативного боя: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Тезисы: Красная книга – сигнал опасности. Человек – виновник исчезновению флоры и фауны на Земле.
Методическая разработка занятия Красная книга – сигнал опасности
Автор: учитель И.Ю. Бенке
Участники: учащиеся 5-7 класс.
Цели и задачи:
Посредством вовлечения учащихся в процесс познания и деятельности, дать им возможность:
содержательно строить взаимодействие и коммуникацию;
высказывать свое мнение на интересующие вопросы;
выявить и развивать лидерские качества;
аргументировано отстаивать свою точку зрения;
слышать и слушать другого;
развивать навыки самопрезентации; работы в команде, опираясь на свой личный опыт;
неформально развиваться диалогической и монологической связной речи;
формировать умение проявлять оригинальность в выражении мыслей и реализации задуманного;
развивать умения определить, вычленить и решать проблемы, критически мыслить, отделить важную информацию от неважной, оценивать доказательства.
Технология Коммуникативный бой
Технические средства и материалы: ноутбук, колонки, проектор, экран, карточки, кейсы, жетоны красного и зелёного цвета, протоколы, бумага А4, простые карандаши.
Введение в дискуссию – просмотр фильма Что такое Красная книга телеканал Карусель, передача Жизнь замечательных зверей, 6 минут.
Аннотация: В передаче раскрываются вопросы: что такое Красная книга, о ком в ней рассказывается, причины её создания и причины исчезновения животных и растений, чем отличается Международная Красная книга от обычных, о чём, кроме того или иного вида животных, написано в Международной Красной книге.
Проблема: Мы сами каждый день своими действиями, поступками, не задумываясь, делаем выбор за или против жизни на Земле. А нас на Земле 6 миллиардов, и если каждый не бросит пластиковую бутылку в кусты или в реку, а посадит цветы у дома, как красива будет Земля, скольких животных и растений мы сохраним для наших потомков. Красная книга – это сигнал опасности каждому из нас, что бы мы могли задуматься и научиться уважать окружающий мир, в котором всё взаимосвязано.
Темы для обсуждения после просмотра: Красная книга – сигнал опасности.
Суть коммуникативного боя: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Тезисы: Красная книга – сигнал опасности. Человек – виновник исчезновению флоры и фауны на Земле.
Ход занятия
Обучающиеся делятся на 2 команды: команда УТВЕРЖДЕНИЯ (красные жетоны) и команда ОТРИЦАНИЯ (зеленые жетоны). По результатам жеребьевки определяется статус команды (утверждающая или отрицающая). (1 минута)
Этап
Содержание деятельности
Время
Распределение ролей
Из участников команды выберите 3х спикеров, которые будут представлять позицию вашей команды в поединке.
1 мин
Погружение в тему обсуждения
Разминка-экспромт
ПРОСМОТР ВИДЕО
РАБОТА В ГРУППАХ
6 мин
2 мин.
Команда УТВЕРЖДЕНИЯ
Тезис. Красная книга – сигнал опасности
Вам нужно доказать, что данный тезис выбран оптимально точно.
ВОПРОС. Что вы вкладываете в понятия красная, сигнал, опасность? Почему для красной книги взят именно красный цвет, а не какой другой? И почему именно сигнал и опасность? (зафиксируйте в бланке). При выступлении спикера начинайте аргумент со слов Мы считаем (убеждены), что …
Команда ОТРИЦАНИЯ
Тезис. Красная книга – сигнал опасности
Вам нужно доказать, что данный тезис можно заменить другими словами - синонимами.
ВОПРОС. Что вы вкладываете в понятия красный, сигнал, опасность? Можно ли взять для книги другой цвет, и какой, вы считаете более подходящим? И какими словами вы бы заменили словосочетание сигнал опасности? (зафиксируйте в бланке). При выступлении спикера начинайте аргумент со слов Мы считаем, (убеждены) что …
Выступление участников
Сигнал – знак, оповещение
Опасность – угроза
Красный цвет – цвет созидания, упорства, это как сигнал светофора стоп…
В цветовой палитре есть такие цвета как черный – цвет созидания. Сигнал – вызов, подсказка к действию, опасность – угроза. Ещё не все потеряно, животных и растений на земле много, а человеку тоже нужно жить…
1 мин.
Погружение в тему обсуждения
Основная часть
РАБОТА В ГРУППАХ
Тезис. Человек – виновник исчезновению флоры и фауны на Земле.
Вам нужно доказать, что данный тезис выбран оптимально точно: человек и его деятельность – главная причина гибели флоры и фауны на нашей планете.
ПОДСКАЗКА. Уничтожение лесов, загрязнение водоёмов, образование смога, кислотные дожди, и пр. причина этих явлений?
(зафиксируйте в бланке). При выступлении спикера начинайте аргумент со слов Мы считаем (убеждены), что …
Тезис. Человек – виновник исчезновению флоры и фауны на Земле.
Вам нужно доказать, что данный тезис противоречив и вина человечества ничтожна, по сравнению с другими процессами, происходящими независимо от человека.
ПОДСКАЗКА. Гибель лесов, загрязнение водоёмов, образование смога, кислотные дожди, землетрясения, космические излучения, изменение климата и пр., причина этих явлений?
(зафиксируйте в бланке). При выступлении спикера начинайте аргумент со слов Мы считаем, (убеждены) что …
2 мин.
Аргументация
Предъявление доказательств. Выступление участников – заявление позиций
Представьте свидетельства (цитаты, факты, ссылки на фрагмент фильма), поддерживающие аргументы к вашей позиции.
3 мин.
Формулирование вопросов оппоненту
Сформулируйте 3 вопроса к команде сопернику, используя технику постановки вопросов.
Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить однозначно да или нет, они требуют какого-то объяснения.
Примеры: Каково Ваше мнение по данному вопросу? Каким образом Вы пришли к такому выводу?
Вопросы на обдумывание вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано.
Примеры: Считаете ли Вы что…?, Правильно ли понял Ваше сообщение о…?, Сумел ли я обрисовать картину проблем…?
Цель: создание атмосферу взаимопонимания, то часто позволяет достигнуть промежуточного результата. Важны для сжатого повторения сказанного, предоставляют возможность внести поправки в изложенную позицию.
2 мин
ХОД ПОЕДИНКА
10 мин.
Представление темы
Выступают спикеры команды УТВЕРЖДЕНИЯ
2 мин.
1 спикер Озвучивает позицию, над которой работала группа.
2 спикер Представляет аргументы в поддержку своей позиции.
3 спикер Дополняет выступление первых двух спикеров.
Перекрестные вопросы
Спикеры команды ОТРИЦАНИЯ задают вопросы спикерам команды УТВЕРЖДЕНИЯ (каждый по одному вопросу).
Спикеры отвечают на вопросы оппонентов.
1 мин
Представление темы
Выступают спикеры команды ОТРИЦАНИЯ
2 мин
1 спикер Озвучивает позицию, над которой работала группа.
2 спикер Представляет аргументы в поддержку своей позиции.
3 спикер Дополняет выступление первых двух спикеров.
Перекрестные вопросы
Спикеры команды УТВЕРЖДЕНИЯ задают вопросы спикерам команды ОТРИЦАНИЯ (каждый по одному вопросу).
Спикеры отвечают на вопросы оппонентов.
1 мин
Решающий удар
Команды обдумывают заключительное выступление.
2 мин
Команде дается возможность высказать наиболее сильный аргумент — решающий удар.
2 мин
Оценивание
Определяется победившая команда;
оценивается индивидуальная работа в группах всех участников коммуникативного боя.
Участники коммуникативного боя осуществляют личную рефлексию.
2 мин
Судьи озвучивают победившую команду;
отмечают лучших игроков (поясняют по каким позициям);
отметки, полученные участниками коммуникативного боя.
Выставляют отметки
2 мин
МБОУ БорСШ
2
2023 год
Скачать работу
Автор: учитель И.Ю. Бенке
Участники: учащиеся 5-7 класс.
Цели и задачи:
Посредством вовлечения учащихся в процесс познания и деятельности, дать им возможность:
содержательно строить взаимодействие и коммуникацию;
высказывать свое мнение на интересующие вопросы;
выявить и развивать лидерские качества;
аргументировано отстаивать свою точку зрения;
слышать и слушать другого;
развивать навыки самопрезентации; работы в команде, опираясь на свой личный опыт;
неформально развиваться диалогической и монологической связной речи;
формировать умение проявлять оригинальность в выражении мыслей и реализации задуманного;
развивать умения определить, вычленить и решать проблемы, критически мыслить, отделить важную информацию от неважной, оценивать доказательства.
Технология Коммуникативный бой
Технические средства и материалы: ноутбук, колонки, проектор, экран, карточки, кейсы, жетоны красного и зелёного цвета, протоколы, бумага А4, простые карандаши.
Введение в дискуссию – просмотр фильма Что такое Красная книга телеканал Карусель, передача Жизнь замечательных зверей, 6 минут.
Аннотация: В передаче раскрываются вопросы: что такое Красная книга, о ком в ней рассказывается, причины её создания и причины исчезновения животных и растений, чем отличается Международная Красная книга от обычных, о чём, кроме того или иного вида животных, написано в Международной Красной книге.
Проблема: Мы сами каждый день своими действиями, поступками, не задумываясь, делаем выбор за или против жизни на Земле. А нас на Земле 6 миллиардов, и если каждый не бросит пластиковую бутылку в кусты или в реку, а посадит цветы у дома, как красива будет Земля, скольких животных и растений мы сохраним для наших потомков. Красная книга – это сигнал опасности каждому из нас, что бы мы могли задуматься и научиться уважать окружающий мир, в котором всё взаимосвязано.
Темы для обсуждения после просмотра: Красная книга – сигнал опасности.
Суть коммуникативного боя: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Тезисы: Красная книга – сигнал опасности. Человек – виновник исчезновению флоры и фауны на Земле.
Ход занятия
Обучающиеся делятся на 2 команды: команда УТВЕРЖДЕНИЯ (красные жетоны) и команда ОТРИЦАНИЯ (зеленые жетоны). По результатам жеребьевки определяется статус команды (утверждающая или отрицающая). (1 минута)
Этап
Содержание деятельности
Время
Распределение ролей
Из участников команды выберите 3х спикеров, которые будут представлять позицию вашей команды в поединке.
1 мин
Погружение в тему обсуждения
Разминка-экспромт
ПРОСМОТР ВИДЕО
РАБОТА В ГРУППАХ
6 мин
2 мин.
Команда УТВЕРЖДЕНИЯ
Тезис. Красная книга – сигнал опасности
Вам нужно доказать, что данный тезис выбран оптимально точно.
ВОПРОС. Что вы вкладываете в понятия красная, сигнал, опасность? Почему для красной книги взят именно красный цвет, а не какой другой? И почему именно сигнал и опасность? (зафиксируйте в бланке). При выступлении спикера начинайте аргумент со слов Мы считаем (убеждены), что …
Команда ОТРИЦАНИЯ
Тезис. Красная книга – сигнал опасности
Вам нужно доказать, что данный тезис можно заменить другими словами - синонимами.
ВОПРОС. Что вы вкладываете в понятия красный, сигнал, опасность? Можно ли взять для книги другой цвет, и какой, вы считаете более подходящим? И какими словами вы бы заменили словосочетание сигнал опасности? (зафиксируйте в бланке). При выступлении спикера начинайте аргумент со слов Мы считаем, (убеждены) что …
Выступление участников
Сигнал – знак, оповещение
Опасность – угроза
Красный цвет – цвет созидания, упорства, это как сигнал светофора стоп…
В цветовой палитре есть такие цвета как черный – цвет созидания. Сигнал – вызов, подсказка к действию, опасность – угроза. Ещё не все потеряно, животных и растений на земле много, а человеку тоже нужно жить…
1 мин.
Погружение в тему обсуждения
Основная часть
РАБОТА В ГРУППАХ
Тезис. Человек – виновник исчезновению флоры и фауны на Земле.
Вам нужно доказать, что данный тезис выбран оптимально точно: человек и его деятельность – главная причина гибели флоры и фауны на нашей планете.
ПОДСКАЗКА. Уничтожение лесов, загрязнение водоёмов, образование смога, кислотные дожди, и пр. причина этих явлений?
(зафиксируйте в бланке). При выступлении спикера начинайте аргумент со слов Мы считаем (убеждены), что …
Тезис. Человек – виновник исчезновению флоры и фауны на Земле.
Вам нужно доказать, что данный тезис противоречив и вина человечества ничтожна, по сравнению с другими процессами, происходящими независимо от человека.
ПОДСКАЗКА. Гибель лесов, загрязнение водоёмов, образование смога, кислотные дожди, землетрясения, космические излучения, изменение климата и пр., причина этих явлений?
(зафиксируйте в бланке). При выступлении спикера начинайте аргумент со слов Мы считаем, (убеждены) что …
2 мин.
Аргументация
Предъявление доказательств. Выступление участников – заявление позиций
Представьте свидетельства (цитаты, факты, ссылки на фрагмент фильма), поддерживающие аргументы к вашей позиции.
3 мин.
Формулирование вопросов оппоненту
Сформулируйте 3 вопроса к команде сопернику, используя технику постановки вопросов.
Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить однозначно да или нет, они требуют какого-то объяснения.
Примеры: Каково Ваше мнение по данному вопросу? Каким образом Вы пришли к такому выводу?
Вопросы на обдумывание вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано.
Примеры: Считаете ли Вы что…?, Правильно ли понял Ваше сообщение о…?, Сумел ли я обрисовать картину проблем…?
Цель: создание атмосферу взаимопонимания, то часто позволяет достигнуть промежуточного результата. Важны для сжатого повторения сказанного, предоставляют возможность внести поправки в изложенную позицию.
2 мин
ХОД ПОЕДИНКА
10 мин.
Представление темы
Выступают спикеры команды УТВЕРЖДЕНИЯ
2 мин.
1 спикер Озвучивает позицию, над которой работала группа.
2 спикер Представляет аргументы в поддержку своей позиции.
3 спикер Дополняет выступление первых двух спикеров.
Перекрестные вопросы
Спикеры команды ОТРИЦАНИЯ задают вопросы спикерам команды УТВЕРЖДЕНИЯ (каждый по одному вопросу).
Спикеры отвечают на вопросы оппонентов.
1 мин
Представление темы
Выступают спикеры команды ОТРИЦАНИЯ
2 мин
1 спикер Озвучивает позицию, над которой работала группа.
2 спикер Представляет аргументы в поддержку своей позиции.
3 спикер Дополняет выступление первых двух спикеров.
Перекрестные вопросы
Спикеры команды УТВЕРЖДЕНИЯ задают вопросы спикерам команды ОТРИЦАНИЯ (каждый по одному вопросу).
Спикеры отвечают на вопросы оппонентов.
1 мин
Решающий удар
Команды обдумывают заключительное выступление.
2 мин
Команде дается возможность высказать наиболее сильный аргумент — решающий удар.
2 мин
Оценивание
Определяется победившая команда;
оценивается индивидуальная работа в группах всех участников коммуникативного боя.
Участники коммуникативного боя осуществляют личную рефлексию.
2 мин
Судьи озвучивают победившую команду;
отмечают лучших игроков (поясняют по каким позициям);
отметки, полученные участниками коммуникативного боя.
Выставляют отметки
2 мин
МБОУ БорСШ
2
2023 год