Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка занятия по теме Вселенная некоторые объекты | Любарская Лариса Григорьевна. Работа №345397

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данное занятие проводится в 4 классе (УМК Кабардин О.Ф В.М.Чаругин.и др.) и является занятием открытия нового знания. Структура занятия соответствует технологии деятельностного метода обучения, которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов [2]. Применение данной технологии создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей, обеспечивает комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя на занятие. 

Методическая разработказанятия по теме

«ВСЕЛЕННАЯ.НЕКОТОРЫЕ ОБЪЕКТЫ ВСЕЛЕННОЙ»

 

Пояснительная записка. Данное занятие проводится в 4 классе (УМК Кабардин О.Ф В.М.Чаругин.и др.) и являетсязанятием открытия нового знания. Структура занятия соответствует технологии деятельностного метода обучения, которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов [2]. Применение данной технологии создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей, обеспечивает комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя на занятие.

Цели занятия:

формировать умение строить и использовать алгоритм

составления решения и оформление задач

;

формировать универсальные учебные действия:

личностные: ф

ормирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавател

ьных интересов, учебных мотивов;

регулятивные:

умение

определ

ять цель

учебной деятельности

,

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, вносить необходимые

корректив

ы

;

познавательные:

уме

ние

ориенти

роваться в своей системе знаний, выпол

нять действия

по алгоритму;

коммуникативные:

умение

оформлять свои мысли в устной и письменной реч

и, учитывать мнение других людей, организовывать взаимодействие в паре.

 

Задачи занятия:1)Познакомиться с некоторыми элементами Вселенной-туманности,звезды,Солнце,Земля 2)Построить плоскостную модель элементов Вселенной 3)Используя приборы(гирлянды,лазерные указки,фонарики)перейти от плоскостной модели к пространственной.

 


 

ЭТАПЫ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Формы и методы диагностики

 

 

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

1. Актуализация знаний

Организует актуализацию изученных способов действий.

Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Выполняют самостоятельно задания на изученные способы действий. Осознают свою область «знания», сами определяют, что необходимо повторить, чтобы освоить новые способы действий.

Умение приводить эксперимент составлять таблицу. Используя табличные данные формулироватьновые задачи решать и оформлять их по алгоритму.

Регулятивные (Р):

самостоятельное оценивание правильности выполнения задания, внесение необходимых корректив.

Познавательные (П): умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные (К): умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Прием «Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать»

2. Целеполагание

Предлагает проблемную ситуацию. Задает наводящие вопросы.

Подводит учащихся к определению цели и темы занятия.

Пробуют разгадать «загадку».

Осознают проблемную ситуацию.

Формулируют цель и тему занятия.

 

(Р) определение цели учебной деятельности

(П) анализ условия, поиск способа решения задачи

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений

Формирование познавательного интереса к изучению нового

 

3. Открытие нового знания

Организует работу по «открытию» алгоритма составления и оформления задач по результатам полученным при работе с приборами.

Отвечают на вопросы. Составляют и проговаривают план действий. Формулируют алгоритм.

Знание алгоритма составления и оформления задач по результатам полученным при работе с приборами.

(Р) прогнозирование результата и определение средств решения проблемы

(П) структурирование знаний

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений

Формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

 

4. Первичное закрепление

Организует усвоение учащимися нового способа действия.

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма у доски и в парах.

Умение составлять и оформлять задачи по результатам полученным при работе с приборами.

(Р) умение проговаривать последовательность действий

(П) выполнение действий по алгоритму

(К) умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, организовывать взаимодействие в паре

Формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Взаимоконтроль при выполнении заданий в парах

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Организует проверку знаний. При необходимости осуществляет коррекцию. Подводит итоги самостоятельной работы

Самостоятельно выполняют задания по вариантам. Осуществляют самопроверку по образцу. Следуют своему маршруту при решении задач.

Умение составлять и оформлять задачи по результатам полученным при работе с приборами.

(Р) умение находить и исправлять свои ошибки; определение степени успешности выполненной работы

(П) выполнение действий по алгоритму

Формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценка

6. Включение в систему знаний

Предлагает задание, содержащее изученный ранее материал.

Самостоятельно выполняют задание, используя подсказки.

Обсуждают решение в парах. Делают выводы о возможных способах решения задачи.

Знание о других способах проведения эксперимента

(Р) прогнозирование результата

(П) построение логической цепи рассуждений

(К) умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, организовывать взаимодействие в паре

Формирование познавательного интереса к изучению нового

Взаимоконтроль при выполнении заданий в парах

7. Рефлексия

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Организует обсуждение и запись домашнего задания

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание.

 

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Умение осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности

Вопросы для рефлексии

Самооценка

 

 

 


 

ХОД УРОКА

1 этап. Актуализация знаний

«Скиапарелли» был запущен вместе с орбитальным модулем Trace Gas Orbiter в составе аппарата «Экзомарс-2016» с площадки № 200/39 космодрома Байконур 14 марта 2016 года в 9:31:42 UTC. 16 октября «Скиапарелли» отделился от TGO при подлёте к Марсу и спустя 3 дня вошёл в атмосферу планеты.

Во время спуска чего связь с аппаратом прервалась,

- Ребята, давайте проанализируем, из-за чего связь с аппаратом прервалась, какие действия нам нужно научиться выполнять чтобы предотвратить катастрофу? (Проводить измерения ,составлять задачи,решать задачи и оформлять так,чтобы было понятно всем работающим по этой проблемме.)

- Возьмите рабочий лист (см. приложение 1) и прочитайте задание №1: /learningapps.org

Выполните задания а) – д) по порядку, записывая решение в нужный столбик таблицы

1)Астрономическая единица

2)Скорость света.

3)Земной год.

4)Сколько часов в сутках?

5)Сколько часов в году?

6)Сколько в часе минут?

7)Сколько в году минут?

8) Сколько в минуте секунд?

9) Сколько в году секунд?

Знаю

Повторить

Хочу узнать

 

 

 

 

Если задание не вызывает трудностей, то его следует поместить в столбик «Знаю».

Если задание вам знакомо, но вызывает трудности при решении, то его следует записать в столбик «Повторить». В этом случае вы можете обратиться к учителю за помощью.

Если вы впервые сталкиваетесь с таким заданием, то выписываете его в столбик «Хочу узнать».

- Проверим правильность выполнения заданий (слайд).

Один земной год равен

31536000 секунд

Световой год -

путь,который проходит свет за земной год равен

94608000000000км

 

- Какие задания оказались в столбике «Хочу знать»? При необходимости учащиеся комментируют решение задания, вызвавшего затруднения.

 

На данном этапе происходит включение учащихся в учебную деятельность. Использованный прием «Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать» позволяет ученику определить, что необходимо сначала повторить, прежде чем переходить к освоению новой темы.

 

2 этап. Целеполагание.

- Перейдем к заданию №2. Ребята, давайте проанализируем, из-за чего связь с аппаратом прервалась, какие действия нам нужно научиться выполнять чтобы предотвратить катастрофу? (Проводить измерения ,составлять задачи,решать задачи и оформлять так,чтобы было понятно всем работающим по этой проблемме.) Все это происходит во ВселеннойС моделируем ситуацию-Для этого рассмотрим элементы Вселенной для изучения)Какие величины,характеризующие объекты нужно знать, можно измерить с помощью приборов?( силу. расстояние,время движения,геометрические размеры)

3 этап. Открытие нового знания.

 

Создаем проект по теме: «ВСЕЛЕННАЯ.НЕКОТОРЫЕ ОБЪЕКТЫ ВСЕЛЕННОЙ»

Класс делится на 3 группы, каждая группа имеет свое индивидуальное задание

Группа №1

Работа с литературой по теме -туманности.

План

1)Что такое туманность?

2)Составные часи туманностей.

3)Виды туманностей

Группа №2

Работа с литературой Е.П.Левитан Астрономия стр 203,Таблица –Основные сведения о наиболее ярких звездах по теме-звезды звездном небе .Заполняют таблицу

Наименование

звезды

темература звезды

Масса звезды

радиус звезды

Расстояние до звезды(в световых годах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа №3

Работа с литературой В М.Чаругин. Астрономия стр 52-53,стр80-82,–Основные сведения о Солнце и Земля

Заполняют таблицу

.

объект

масса

радиус

Расстояние до Солнца

Солнце

 

 

 

Земля

 

 

 

Получение созвездий в пространстве и на плоскости с помощью светодиодных гирлянд и обычных ёлочных гирлянд.

 

 

1.

 

- Что у вас получилось? Почему?

- В чем заключается трудность?Нужно составлять задачи,решать задачи и оформлять так,чтобы было понятно всем работающим по этой проблемме обосновать, как вы получили ответ.

- Поэтому, как вы думаете, какова цель этого урока?

Нужно составлять задачи,решать задачи и оформлять так,чтобы было понятно всем работающим по этой проблемме обосновать, как вы получили ответ.

 

- Сформулируйте тему урока и впишите ее в рабочий лист.

 

На этапе целеполагания создаётся проблемная ситуация. Учащиеся в процессе самостоятельного выполнения задания обнаруживают, что не знают способа решения задачи. Коллективная проверка результатов, выявление затруднений при выполнении задания приводит к пониманию того, что необходимо создать новый алгоритм действия.

4 этап. Первичное закрепление.

Учащиеся выполненное задания в рабочем листе:

проговарива

ют

у доски.

Объясняют сделанные рисунки

.

На данном этапе занятия работа ведется фронтально и в парах. Таким образом, каждый ученик имеет возможность принять участие в создании плоскостной модели элементов Вселенной(модель на доске в виде рисунков_.

5 этап. Самостоятельная работа

- Выполните задание вашей группы в пространстве (изобразите объект,полученный на рабочем листе в пространстве используя приборы(гирлянды,лазерные указки,фонарики) .

-. В случае. Если это не удается сделать, обратитесь к учителю.

Используя приборы(гирлянды,лазерные указки,фонарики)перейти от плоскостной модели к пространственной.

- Оцените свое решение (прием «Светофор»), закрасив соответствующий круг, и перейдите к следующему заданию.

- Подведем итоги самостоятельной работы.

(Никто не отметил красный круг. Алгоритм вам понятен. А если ошибки были допущены, то вы смогли найти их и исправить)

ВОТ это и есть часть нашей ВСЕЛЕННОЙ

Учитель имеет возможность сразу увидеть как учащиеся справились с заданием, соотнести полученные результаты с поставленной целью.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

6 этап. Включение в систему знаний.

Подумайте -Какие объекты во Вселенной тебе знакомы

Подсказки:

а) Объясните, почему

……………………………………………………………………………………………………...

…………………………

д) Сделайте вывод…………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………...

 

 

7 этап. Рефлексия.

- Подведем итоги урока. Ответьте, пожалуйста, на вопросы в конце рабочего листа:

На уроке я поставил цель ……………………………………………………………………...

Достиг я поставленной цели? …………………………………………………………………

Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить их) …………………….

 

Оцените свою деятельность на уроке, закрасьте соответствующий круг («Светофор»).

Красный - Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.

Домашнее задание О каких объектах Вселенной ты хотел бы рассказать?

 

Использованная литература

Физика

.

7

класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /

О.Ф.Кабардин

. – М.: Мнемозина, 2013.

Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие

/

Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000..», 2010.

Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие

/

О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.

Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие

/

Под общ. ред. С.С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2014.

Используемая литература

1.М.М. Дагаев «Наблюдение звездного неба»

Издательство Москва 2010г.

2. Б. А. Волынский «Задачи и упражнения по астрономии» (пособие для учащихся)

3. А. А. Иванов «Тесты по астрономии»

 

А. А. Гурштейн «Извечные тайны неба»

Издательство Просвещение 2014г.

. Е.П. Левитан «Астрономия-учебник»

.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D0%B5

2. http://grigam.narod.ru/planet/sozv.htm

.https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D0%B5&stype=image&lr=2&noreask=1&source=wiz

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×